"Онар ден пырла модмаш"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Моркинский детский сад №2»
«Онар ден пырля модмаш»
(национальные игры на свежем воздухе в средней группе)
Выполнила воспитатель:
Григорьева А.Н
П.Морки.
2019г.
Цель: Приобщение к истокам народной культуры, знакомства с народными играми, забавами, обычаями. Способствование развитию интереса к народным забавам, традициям. Повышение двигательной и эмоциональной активности.
Задачи:
- Развивать интерес к народным играм и двигательные навыки;
-Воспитывать уважение к национальным марийским героям, желание им подражать.
- Формировать у детей желание участвовать в народных играх.
-Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Словарная работа: марийские национальные герои, Чоткар, Акпатыр, Онар, Кокша, Акпарс, Чумбылат, монголо-татарское нашествие, щит, меч, кольчуга, доспехи, лук и стрелы, Республика Марий Эл,
Предварительная работа:
- рассматривание картин «Марийские богатыри», «Монголо-татарское нашествие»;
- чтение сказок и былин о богатырях: «Чоткар патыр», «Кокша-богатырь», «Чумбылат», «Онар».
В.:Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Давным - давно на месте, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Здесь жили народ- мари.
На марийский край часто нападали враги – монголо-татарское нашествие. Враги разоряли дома, уводили в плен людей. А защищали наши земли от врагов храбрые и могучие, сильные и выносливые люди, называли их богатырями. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Стоят они у границы богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит. И цель у них одна – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.
Давайте вспомним, мы с вами ходили в библиотеку и там нам рассказали о наших богатырях. кто расскажет о каких богатырях нам рассказывали?
(Дети перечисляют. Онар, Акпатыр, Чумбылат, Акпарс, Кокша, Чоткар)
А вы бы хотели увидеть их, узнать про их подвиги? Что бы нас увидели и узнали мы с вами завяжем шарф с марийским орнаментом.
Дети: Да. Дружно встали. Раз! Два! Три!В путь.
Мы теперь богатыри! (руки в стороны)
За высокими горами, (поднимают руки вверх)
За широкими долами, (разводят руки в стороны)
На границе у реки (плавные движения руками перед собой)
Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)
Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)
Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)
Марийский край любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)
Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!)
Салам лийже, Здравствуй, Онар.
Онар: Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Но когда мы были маленьким, то любили играть в игры, которые передавались из поколения в поколение. А какие игры вы знаете?
Д(высказывание)
Онар: Давайте играть. Самая любимая игра у нас была «Ловишки» -Сокыртага (завязывают глаз). Посмотрю как вы можете бегать, кто самый быстрый. Ловкий?
Молодцы.
Сейчас посмотрю кто из вас внимательный. какое время года у нас сейчас? (Зима, теле).
Игра «Зима». Описание игры. Участники игры ходят по площадке врассыпную. На сигнал «Снег-лум» - кружатся на месте, руки вверх; «Вьюга-поран» - бегут; «Метель- тутан» - идут в полуприсяде; «Сугроб- лумора» - приседают, обхватывают руками колени и опускают голову вниз. Молодцы.
Какое животное быстро бегает и меняет шкурку?
Марийская национальная подвижная игра «Белый заяц»
Ош меран мемнан покшелше, Белый заяц в кругу
Ош меран мемнан покшелне, Белый заяц в кругу
Йырге пордын савырне, Вокруг себя покрутись
Йырге пордын савырне. Вокруг себя покрутись.
Ош меран тып-топ тавалте, Белый заяц потопай
Топ тавалте да торшталте, Потопай и попрыгай
Йырге пордын савырне, Вокруг себя покрутись
Йырге пордын савырне. Вокруг себя покрутись.
Ош меран мемнам ончал, Белый заяц посмотри на нас
Йыр ончал да шып шогал, Посмотри вокруг и тихо стой
Ком йоратет, тудым лук, Кого любишь, того выбирай
Ком йоратет, тудым лук! Кого любишь, того выбирай.
(Мый тыйым йоратем)
П/игра «Ушто». Дети встают в круг, водящий держит поясок – ушто», ходит по внешнему кругу. Когда передаётся поясок «Ушто» ребёнку, рядом стоящий ребёнок вместе с водящим бегут в разные стороны. Выигрывает тот, кто первый добежит и возьмёт поясок «Уште» в руки. Игра повторяется
-Богатырь, он вот каков:
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко-зорко наблюдал!
Русь-матушку защищал.
Онар: А теперь испытаю вас на ловкость, на силу молодецкую
-Метание мешочка в обруч. Подсчитывается количество попаданий
-«Силушка богатырская» (перетягивание каната)
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
А сейчас дружины встанут
И возьмутся за канат.
За канат держитесь дружно
Перетянуть друг друга нужно!
ОНАР: Сейчас вам покажу и научу новую игру (Йыдал-лапти). Проводиться игра. А чтобы вы не забывали игру подарю вам подарок .( Йыдал-лапти)
Вдоволь наигрались?
А вам желаю не скучать, в игры марийские играть!»
Много есть на белом свете
Игр разных и затей.
Выбирай себе по вкусу!
И учи играть друзей!
В: Спасибо – тау, за подарок , нам пора возвращаться в детский сад. Чеверын.
Приложение.
Коротко о богатырях марийской земли.
Онар – герой народа мари. Марийский край называют землей Онара. В марийской сказке так писали об Онаре: «Онар был великаном, головой доставал до облаков, сама Волга ему была по колено. Онар был настолько силён, что огромный дуб мог вытащить из земли вместе с корнями. Когда песок набьётся ему в лапти, присядет богатырь, вытрет пот со лба, снимет лапоть величиной с лодку, а как вытряхнет из него прах, - поднимается среди равнины курган высотой с копну. С тех пор и стоят эти курганы». В селе Шоруньжа Моркинского района заложен первый камень для памятника ОНАРУ.
Акпарс – князь горных марийцев. Он один из тех, кто освободил марийский народ от власти Золотой орды. С помощью пороховых бочек и свеч он взорвал крепость города Казани. Играя на гуслях, он отвлекал врагов.
В Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ.
Акпатыр – национальный марийский герой, народный заступник и целитель, отличался богатырской силой, он простреливал из лука вековые дубы, сносил стрелой кочку, которая перелетала через реку Вятку.
Чумбылат – князь-воин, который собрал вместе марийские племена и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царем. Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своей смерти. На берегу реки Немды, стоит Чумбылат кў – Чумбылатов камень. Марийцы каждый год приносят жертву легендарному герою и молятся ему в роще, посвященный его имени.
Чоткар — легендарный марийский герой который родился в семье охотника. Чоткар обладал необыкновенной силой, добрым сердцем, мудростью. Даже спустя несколько веков жители деревень помнят Чоткар-патыра. Он спас народ от вражеских захватчиков. На берегу реки Пез, где он любил когда-то отдыхать, поставлен камень памяти. На нем слова: «Душа Чоткара в сердце марийца».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "На Земле Онара"
Методическое пособие для педагогов, дошкольного образования, студентов педагогических вузов....
Конспект развлечения для детей подготовительной группы Тема: « Марийский край – земля Онара »
Развлечение для детей...
Марийский край - земля Онара праздник для старших групп, посвященный Дню Республики Марий Эл
Цель: воспитывать любовь к малой Родине Республике Марий ЭлЗадачи:v обогащать словарь детей марийскими словами;v закреплять знания о республике, символике, гимне Респуб...
Конспект занятия в старшей группе на тему "Онар ден Чоткар - марий калыкын патырже-влак"
Открытое занятие в старшей группе на марийском языке...