Проект в подготовительной группе "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа)
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 390 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников
«Моя малая Родина»
Участники проекта:
воспитатели, родители, воспитанники подготовительной группы
Срок реализации:
ноябрь 2017 г.
Тип проекта:
краткосрочный
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Паспорт педагогического проекта:
Тема: «Моя малая Родина»
Руководители проекта: Банкаева Виктория Анатольевна, Бембеева Саглара Владимировна.
Место проведения:
МКДОУ детский сад «Торга», п. Комсомольский, Республика Калмыкия.
Особенности проекта:
По характеру продукта: познавательно-исследовательский
По количеству детей: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (1 месяц)
По профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)
Цель проекта: Познакомить детей с родным районом, посёлком и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с родным селом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто прославил село, кто воевал за нашу Родину в годы ВОВ.
2. Учить детей ориентировке на улицах села, соблюдению правил безопасного передвижения по селу.
3. Расширить знания детей о флоре и фауне Черноземельского района и Республики Калмыкия.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному селу, республике, умение видеть
прекрасное, гордиться им.
Планируемые результаты и продукты проекта:
1.Дети могут знать и называть место проживания: село, район, республика, некоторые предприятия родного села и их значимость; символику села , достопримечательности, республики.
2. Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с
удовольствием идти в детский сад.
3. Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Результат деятельности детей: выставка рисунков.
Аннотация:
Мероприятия проводятся в непрерывной образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя и детей в виде: бесед, досугов, наблюдений за природой нашего края, чтения художественной литературы, отгадывания загадок, развивающих, познавательных, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Этапы работы над проектом:
I этап «Подготовительный»
II этап «Основной»
III этап «Заключительный»
Актуальность темы: Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу.
Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:
1. Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение
Отечеству;
2. Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
3. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет, определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1.Создание предметно – развивающей среды в детском саду.
2.Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями. Использование игр.
3. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.
Основной этап работы:
Название мероприятий | Тема |
Работа с детьми НОД | Речевое развитие, познавательное развитие: Беседа «Моя Родина- Россия» Беседа «История посёлка Комсомольский» Продуктивные виды деятельности: «Моя семья» - рисование «Калмыцкий костюм» - раскраска Художественно-эстетическое развитие: (музыка) Прослушивание аудиозаписей: «Зул ирвя» «Зальвтаhан» «Гимн Республики Калмыкия» «Гимн России» |
Игры | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Дом», «Дочки-матери» Подвижные калмыцкие игры: «Хорма хотон», «Борьба», «Зайцы берите капусту», «Я- страшный жук». |
Целевая прогулка | Экскурсия: «К памятнику воинам павшим в ВОВ» «Достопримечательности нашего поселка» |
Работа с родителями | Оформление патриотического уголка. Изготовление семейных книг. Консультации для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников ». |
Заключительный этап:
Выставка рисунков «Моя семья».
Итог проекта:
В ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории района, поселка, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш район, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, тогда можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Приложение 1
МОЯ РОДИНА – РОССИЯ
(беседа на патриотическую тему с детьми подготовительной группы)
Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения
к своей Родине.
Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как «Россия», «Родина», «Отечество»; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация, игра).
Рекомендации.
Беседа носит обзорный характер. Более подробно дети познакомятся с данной темой в начальной школе. В доступной и понятной детям форме воспитатель знакомит их с такими понятиями, как «Родина, Россия». Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия – наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).
Ход беседы
Вопросы:
1. Как называется село, где ты живешь?
2. Расскажи о своем доме и своей семье.
Воспитатель. В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. (Воспитатель показывает иллюстрации с видами Москвы.)
В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.
Вопросы:
1. Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.
2. Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)
Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей. (Воспитатель показывает портреты известных деятелей науки, искусства, оставивших свой след в истории нашего государства.)
Мы должны гордиться тем, что нашими соотечественниками были Ломоносов – ученый, чьи открытия и труды принесли много пользы всему человечеству; Чайковский – великий русский композитор, чье имя знает весь мир. Первый человек, покоривший космос, был русским – Юрий Алексеевич Гагарин. Эти и многие-многие другие люди прославили наше Отечество своими делами и подвигами.
У каждой страны мира есть своя символика, то есть знаки отличия – свои флаг, герб и гимн.
Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный –смелость, любовь и красоту. Белый – чистоту и ясность, миролюбивость.
Герб России – двуглавый орел – символ мудрости и бесстрашия, ума и
великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.
Гимн – самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественных случаях. Исполняется и слушается гимн стоя. (Дети прослушивают в записи российский гимн, беседуют о его содержании, воспитатель знакомит с авторами гимна.)
Государственный гимн Российской Федерации
Слова С. Михалкова Музыка А. Александрова
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев: Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям.
Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.
Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.
Пословицы и поговорки
Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Русь богатырская.
Где кто родился, там и пригодился.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Наша малая родина называется Республика Калмыкия. В состав Калмыкии входит 13 районов. Столица Калмыкии – город Элиста.
Вопросы:
1. Назови страну, в которой проживаешь. (Россия.)
2. Назови республику, в которой ты живешь. (Республика Калмыкия)
2. Как называется поселок, где ты живешь?
3. Как называется город, который является столицей нашей Родины?
(Москва.)
Творческие задания:
1. Нарисуй свою малую и большую Родину.
2. Аппликация российского флага. (Для этого понадобятся бумага белого, синего и красного цветов, картон, клей, ножницы.)
Приложение 2
Беседа: История посёлка Комсомольский.
Общая информация
Поселок Комсомо́льский находится в Республике Калмыкии и является административным центром Черноземельского района. Расположен в 190 км к юго-востоку от города Элиста – столицы Республики Калмыкии.
Население — 5099 человек (2012)
Основан как посёлок Красный Камышанник в 1946 году
История
В 1946 году на Чёрных землях вырос новый посёлок под названием Красный Камышанник. Тогда же был основан одноимённый совхоз Ставропольского края.
28 августа 1951 года в составе Ставропольского края был образован Черноземельский район с центром в посёлке Красный Камышанник.
В 1957 году посёлок стал центром Черноземельского района вновь образованной Калмыцкой автономной области. Вскоре посёлок Красный Камышанник указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1957 года был переименован в посёлок Комсомольский.
Социальная сфера
В посёлке функционируют 2 общеобразовательных учреждения — гимназия имени Б. Басангова и средняя школа № 1, 3 детских сада — «Торга», «Байр» и "Нарн", расположена центральная районная больница им. У. Душана, действуют районный дом культуры, поселковая библиотека, детская музыкальная школа, детская библиотека. Также имеется физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК).
Достопримечательности
- Хурул. Автор проекта — архитектор В. Б. Гиляндиков. Открыт в 2004 году. Периметр основания хурула составляет квадрат 18 на 18 м, высота −15м.
- Ступа Даши Гоманг (в переводе с тибетского — «Множество дверей счастья»)
- Памятник «Скорбящая мать»
- Памятник «Белый старец»
Известные уроженцы
Манджиев, Аркадий Наминович (род. 1961) — советский и российский композитор, исполнитель песен, заслуженный деятель искусств Калмыкии, автор гимна Калмыкии
Семёнов, Мингиян Артурович (род. 1990) — российский спортсмен, мастер спорта России, бронзовый призёр олимпийских игр 2012 года по греко-римской борьбе.
«Черные Земли». Название они получили отнюдь не от богатства черноземом. Именно эта часть солнечной Калмыкии широко используется под зимние пастбища и почти не покрывается снегом. Отсюда и название – «Черные», то есть свободные от снега земли. Названная часть территории представляет собой благодатный край для производства высокорентабельной продукции животноводства – говядины, баранины и тонкорунной шерсти.
Черноземельский район – это территория восьми сельских муниципальных образований, на которой расположено 34 населенных пункта.
Целевая прогулка к Памятнику героям Великой Отечественной Войны
Цель: Показать детям, где в нашем посёлке находится памятник «Воинам Великой Отечественной войны». Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени. Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов. Формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России, формировать представления о героизме. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне. Разучивание песен, стихов. Занятия по изобразительной деятельности. Рассматривание иллюстраций.
Прослушивание музыки военных лет. Повторение ПДД.
Активизация словаря: памятник, отечество, патриотизм, ветеран.
Ход прогулки:
Воспитатель и дети подходят к памятнику.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами пришли?
Дети: К памятнику войнам погибшим.
Воспитатель: Правильно. В нашем посёлке Комсомольский на площади воздвигнут памятник «Войнам Великой Отечественной войны».
Воспитатель: Давайте подойдём поближе и рассмотрим его.
Воспитатель: Да, этот памятник посвящен солдатам, офицерам, которые ушли на войну и не вернулись. Они отдали свою жизнь за наше будущее.
Воспитатель: 22 июня 1941 года - одна из самых печальных дат в истории России, день, который нельзя забыть. В тот далёкий летний день люди занимались обычными делами. 22 июня самая короткая ночь в году. Летняя ночь была наполнена запахами трав, пением птиц и весёлой музыкой. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали
о будущем. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово - война. 22 июня напоминает нам обо всех погибших, замученных в тылу от голода и лишений.
Художественное слово:
« Ночь перед войной»
Раскрыты были окна школы,
Сирень цвела,
Звенел над садом смех весёлый,
Светлела мгла.
Уже порозовели дали и гладь реки,
И радостно рассвет встречали
Выпускники.
Улыбки, светлые одежды,
Кругом цветы.
Прекрасны юности надежды-
Любовь, мечты.
Казалось, что волною льётся
Бал выпускной,
Но кто мог знать,
Что мир взорвётся
В ту ночь войной?
(О. Волков)
Стелются тёмные тучи,
Молнии с неба снуют,
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
С бандой фашистов
сразится
Смелых Отчизна зовёт.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берёт.
( А. Сурков)
Воспитатель: Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества?
(ответы детей).
-Да, тех, кто защищает свою Родину от врагов. Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свою страну.
Воспитатель: Как он о них помнит?
(Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о
защитниках Отечества в музеях)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на памятнике есть надписи. Там написаны фамилии и имена тех солдат, которые ушли на войну из нашего посёлка и не вернулись.
Воспитатель: Но есть люди, которые прошли всю войну. Вернулись домой с фронта. Как мы их называем?
Дети: Ветераны.
Воспитатель: Правильно, это наши ветераны. Давайте о них тоже никогда не будем забывать. 9 мая у нас в посёлке на площади каждый год проходит парад посвященный победе в Великой Отечественной войне. Мы поздравляем наших ветеранов. Проходит торжественное возложение цветов к памятнику.
Воспитатель: Мы с вами знаем много пословиц о Родине.
Дети: Нет ничего краше, чем Родина наша.
Жить - Родине служить.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Смелость города берёт.
Воспитатель: 7 мая 1945 года немецкие главнокомандующие подписали соглашение о своём поражении в войне. Вот и закончилась война. И шла она 4 года. За эти годы погибло 20 миллионов людей - солдат, офицеров, стариков, женщин и детей.
Заключительная часть: Сегодня ребята мы с вами узнали, что в нашем посёлке есть памятник, посвящённый «Воинам Великой Отечественной войны». О том, когда началась война и какой ценой досталась нашему народу Победа.
Расскажите своим близким и друзьям о нашей прогулке.
Приложение 3
Консультация для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие
его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших
памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Приложение 4
Консультация для родителей:
« Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников »
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало.
И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. .
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой.
Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой.
Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.
Рекомендации для родителей.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного села.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора, детского сада.
Расширяйте собственный кругозор.
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 5
Анкета для родителей
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
воспитание любви к Родине;
воспитание уважения к старшему поколению;
воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
знание истории своей страны;
другое;
затрудняюсь ответить.
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
прививать детям уважение к людям своей страны;
познакомить с обычаями и традициями своего народа;
формировать бережное отношение к природе и всему живому;
расширять представления о родной земле, её столице, городах;
ознакомление с историческим прошлым России;
воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.
4.Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей ?
педагоги
родители
затрудняюсь ответить
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Приложение 6
Экскурсия «Достопримечательности поселка Комсомольский».
Цель: Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.
Ход:
У каждого из нас, кроме большой родины — России, родной республики — Калмыкии, есть уголок на земле, который мы называем «малой» родиной и который особенно нам дорог: это место, где ты родился, где сделал первые шаги, пошел в школу, получил путевку в жизнь... И куда бы нас впоследствии не забрасывала судьба, в какие дали, и сколько бы не проходило времени, мы всегда возвращаемся, хотя бы мысленно, к родным и дорогим для нас местам..' Именно таким, милым сердцу уголком, является наш родной посёлок Комсомольский.
Черные земли или как их называли в прошлом «Хар газр» - это феномен
Калмыкии, один из уникальных уголков российских степей. Об уникальном уголке южно-российских степей слагались легенды и предания, в которых рассказывали об открытии Черных земель.
В предании « Брат орла» , записанном и опубликованном А.Ухиным в 1962 году , сообщается , что первооткрывателем Черных земель был калмык по имени Бадма. В поисках травы в зимнее время он долго гнал свою отару овец. Когда от голода все овцы погибли, Бадма в отчаянии упал на землю и впал в забытье. Ему приснился орел. Он летал над ним и человеческим голосом звал идти за собой , в сторону его полета. орел обещал человеку показать землю с пышными травами и помочь ему обжиться на этом месте. Когда Бадма очнулся он, к своему удивлению, увидел парившего над ним орла. Птица взмахнула крыльями и устремила полет на юг. Человек пошел вслед. Вскоре показалось черная земля с буйной травяной растительностью. Новосел обжился на этом месте, развел овец. После этого он позвал на Черные земли своих сородичей, друзей по кочевкам и прежним стойбищам. «Так Черные земли стали родным краем калмыков», - говорится в этом предании.
В нашем поселке есть много достопримечательностей. Одним из них является памятник «Белый старец». Памятник выполнен в 2003 году из белого камня на постаменте. Автор и скульптор Тазаев П.Д. Калмыки почитают «белого старца», считая его хозяином земли, защитником природы, хранителем жизни и долголетия. Одним из символов плодородия и благоденствия. Считается, что если помолиться «белому старцу», то удача и успех будет благоприятствовать во всех делах.
Ступа Даши Гоманг (в переводе с тибетского «множество дверей счастья»)
В декабре 2008 года было торжественное открытие Ступы. Собралось много людей.
Инициатором проекта открытия ступы был Манджиев Баатр Иванович уроженец п.Комсомольского, ныне проживающий в Лагани. Ступа выдержана по всем буддийским канонам. В церемонии её открытия принял участие Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
Чтобы открыть двери к счастью, надо обойти вокруг ступы три раза, помолиться и положить «цаhан мөнг»- белую монету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "С любовью к малой Родине"
Детский проект воспитателя круглосуточной группы Наумовой Екатерины Владимировны содержит: этапы работы над проектом, паспорт проекта, портфолио....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/23/picture-117685-1356285893.jpg)
Проект на тему "Моя малая Родина" для детей старшей группы
Краеведение – это один из путей нравственного воспитания дошкольников, так как оно помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Наблюде...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-530871-1497924617.jpg)
Долгосрочный творческий проект на тему: "Моя малая Родина"
Цель данного проекта: систематизация знаний детей о родном городе, его прошлом и настоящем. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-738334-1453128918.jpg)
Педагогический проект "Моя семья- моя малая Родина"
Сейчас многие говорят о том, что семья, как форма отношений, изжила себя, и что за внешне благополучной ее формой на самом деле скрывается непонимание, долг, страх, жалость. Стремясь заработать на хле...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/23/picture-1129620-1553353317.jpg)
Конспект итогового занятия по экологии в подготовительной группе «Малая Родина - Кубань»
Цели и задачи: закрепить и обобщить знания о природе Краснодарского края, животном мире, природных ресурсах; воспитывать уважение и бережное отношение к "малой" Родине....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/22/picture-1251623-1590177754.jpg)
Конспект занятия по речевому развитию детей подготовительной группы "Малая Родина - Кузьминки"
Тема: «Малая Родина – Кузьминки»Цель: составление пересказа по опорным картинкам.Задачи: - уточнять, расширять и активизировать предметный словарь по теме «Кузьминки...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-956719-1517256987.jpg)
НОД в подготовительной группе "Малая Родина- Республика Коми"
конспект НОД в подготовительной группе...