ПРОЕКТ "ПРАЗДНИК "ШАГАА""
проект (младшая группа)
В этой работе описывается праздник "Шагаа":игры, обряды, традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 города Турана Пий-Хемского кожууна
Проект
на тему:
ПРАЗДНИК «ШАГАА»
Проект разработал:
воспитатель второй младшей группы
Оюн Чодураа Владимировна
Туран 2018г.
Тема: Праздник «Шагаа»
Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.
Вид проекта: групповой, семейный.
Сроки проведения: февраль 2018год
Участники проекта: дети второй младшей группы и родители
Возраст детей: 3-4 года.
Проблема: современные дети мало знают о празднике «Шагаа».
Цель: Приобщение детей к культуре, к традициям через праздник «Шагаа»
Задачи проекта:
Для воспитанников:
- Дать первоначальные знания о празднике «Шагаа»
- Развивать у детей творческую познавательную активность, любознательность.
- Воспитывать интерес и любовь к традиционному народному празднику «Шагаа».
Для воспитателя:
- Формировать у подрастающего поколения чувства национальной гордости за родной язык и культуру.
- Включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к родному краю.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Применить значимость проблемы к проявлению творческой активности, инициативы в подборе форм, методов в работе с детьми и их родителей.
Актуальность проекта:
Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.
Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.
Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов, проживающих на территории нашей республики, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и читать стихи наизусть на родном языке.
- Дети должны разучить пальчиковые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры.
- Учить детей правилам игры.
Методы и формы работы с родителями по реализации проекта:
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями о предстоящем проекте.
- Совместная подготовка индивидуальных проектов: «Тувинские национальные блюда из молока», «Тувинский чай с молоком».
- Создание лепбука
- Организация конкурса – выставки «Поздравительная открытка, посвященная празднику «Шагаа»».
Этапы проекта
Подготовительный этап
- Довести до детей и их родителей важность проблемы. Провести родительское собрание, консультации и беседы.
- Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.
- Подобрать материалы для создания лепбука.
2. Первый этап проекта (первично-ознакомительный)
- Дать первичную информацию о культуре и традициях родного края путем игр, пальчиковых игр, стихов и песен.
- 1. Чтение стихотворений, прибауток, загадывание загадок.
- 2. Разучивание с детьми песен, потешек, коротких стихотворений.
- 3. Рассматривание картин и проведение бесед о Республике Тыва, просмотр видеороликов о праздновании «Шагаа».
- 4. Знакомство с подвижными играми.
3. Второй этап проекта
Разделы работы | Цель | Содержание |
Игровая деятельность. Настольно-печатные игры. Словесные игры Художественно-эстетическая деятельность Музыкально-театрализованная деятельность. | развивать у детей самостоятельность в игре; учить коллективной игре, быть внимательным и играть по правилам игры. учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память совместная работа с родителями слушали музыку, пели песни | «Скачки» «Закидывать аркан» «Аскак- кадай» «Тевек» «Кажык» «Домино» «Арбай-Хоор» «Матпаадыр» «Чадыр» «Чылгычылар»
Открытка, посвященная празднику «Шагаа-2018» Рисовали узоры «Чай тувинский с молоком» «Шагаа, шагаа!!!» |
Продукты проекта:
-фотоматериалы,
-проектная папка,
- выставка работ,
- создание лепбука.
Задание 1. Подвижные игры и настольно-печатные игры.
Картотека подвижных игр
Настольно-печатные игры: кажык, даалы (домино).
Словесные игры
Физминутки с движениями
Дымырааш чаъс дым-дым (салааларынын баштарын оочурлап партаны соктаар) Суггур чаашкын дадыр-дадыр (дургедей бээр) Чаашкын тонген дым-дам (оожургай бээр) Чырык, чылыг хунчугежим унуп келди (адыштарын ажыдып,хаар) | Чараш даштар чыып ойнап (ийи будун эгинге денней тургаш, бутар бурузунче оочураайы-биле донгаяр) Чаштар бистер хоглеп тур бис ( ийи холду ору кодургеш денге чаяр) Чажыттарым бээр-бээр (ийи холду оочурлап чаяр) Чаржып,шурап ойнаал! (ийи буттарынын кырынга шураар) |
Бо ачам (улуг эргек) Бо авам (айтыр салаа) Бо угбам (орта салаа) Бо акым (оочурлап базар) бо мен …(бичии салаа) Найыралдыг ог- буле бис! (чудуруктанган холду нугуур) | |
Ала-шокар дииспейим (бажын ол-бо талаларынче чаяр) Арнынбо-ла чугган орар ( арнын чуурун оттунер) Тенектенип ойнай бергеш (олуруп, туруп, бутар баштарынга халыыр) Тура дужер, ора дужер, дидиредир халыгылаар.
| Ажыл кылыр холдарым бо (холдарга сула шимчээшкиннер) Санаар, чуруур салааларым ( салааларны санай коргузер) Халыыр, шураар,кашпагай (бут баштарынга чиик халыыр) Хаттан дурген буттарым |
Чаржып баткан хемнин суунга 1-2-3 (холдар биле чалгыгларны оттунуп коргузер) Чаштар бистер чуннуулунар ( холдарны чунган кылды ркоргузер) Арным, бажым, кулактарым Арыг-силиг кадык болур (айтып коргузер)
| |
Пальчиковая игра « Арбай-Хоор» Матпаадыр паштанзын, Бажы-курлуг маназын. Ортаа-Мерген одагланзын, Уваа-Шээжен уруктазын, Биче-Моомей буурек-баарак чизин, Чээрген-чаарган чыгзын. Арбай хоор, арбай хоор!-дээр | Оон соонда адыш ортузун кижиргендир дырбааш, олурган эжинин чудуруунун кырынга бодунун адыжы-биле салбышаан, дынзыг туткаш: « Чуп-чудурук»-дээр, билээн туткаш- «бип-билек», кырызын туткаш - «кып-кыры», чарнын часкааш « чап чарын» дээр. Оон ол кижинин холун ору кодуре аарак колдуун « тас колдук-колдук» дээш, кичигелээр. |
Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)». Показывая на большой палец: – Матпаадыр (большой палец) караулит. Показывая на указательный палец: – Бажы-курлуг (указательный палец) кухарничает. Показывая на средний палец: – Ортаа-мерген (средний палец) костер разводит. Показывая на безымянный палец: – Уваа-шежен (безымянный палец) ловит. Показывая на мизинца: – Биче-мөөмей (мизинец) вареные почки ест. | Пальчиковая игра «Чадыр (шалаш)». В эту игру играют вдвоем. Один из игроков пальцами делает «шалаш» (соединяет кончики пальцев правой и левой руки). Другой, показывая на «шалаш», спрашивает: – Что это у вас? – Это мой золотой дворец. Показывая на соединенные пальцы, спрашивает: – Что это у вас? – Это комнаты моего золотого дворца. Показывая на каждую «комнату» по очереди, спрашивает: – Можно ночевать в этой комнате? Каждый раз получает отказ. Разрешение получает по последней «комнате». Когда «вошел» в разрешенную «комнату», хозяин спрашивает: – Зачем пришли? – Табунщики убили зайца, хотел попросить котел для варки его мяса. – Моя злая собака кушает, если она пустит возьми. Тогда «гость» со словами «можете ли поймать меня? » старается вырваться из «шалаша», тот старается удержать его. Затем меняются ролями. |