Конспекты занятий по коми языку.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Арефьева Ольга Александровна

В данной разработке предоставлены  конспекты занятий на тему «Цвета» и «Дом и домашняя утварь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению детей коми языку в подготовительной группе: «Уна рӧма карандашъяс»

(ознакомление с цветами)

Цель: активизировать в речи детей слова по теме «Цвета»: гӧрд,сьӧд,лӧз,еджыд,кольквиж,турунвиж; упражнять в четком произношении коми звуков:- ӧ-;сь;дз.

Ход занятия:

1 часть:  - Видза оланныд, челядь! Талун ми бара кутам сёрнитны комиӧн.

Здравствуйте,ребята! Сегодня мы снова будем учиться разговаривать на коми языке.

- Но медводз ми садьмӧдам миянлысь Гажа кывнымӧс. Но сначала мы с вами разбудим наш Веселый язычок:

- ӧв-ӧв-ӧв – сулалӧ со вӧв;

- ӧч- ӧч- ӧч- вӧрын олӧ полысь кӧч;

- ыдз-ыдз-ыдз – быдмӧ вӧрын джуджыд кыдз;

- идз-идз-идз- вывтi мича дзоридз.

- Ой, ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет. Посмотрите, посмотрите, кто это?

- Конечно, это Лунтик.

- Ребята, давайте у него спросим, почему он так горько плачет.

- Лунтик, что с тобой случилось?

- Ребята, Лунтик сказал, что его друг Кузя подарил ему на день рождения коробку цветных карандашей, а он не знает, какого цвета карандаши живут в коробке и что ими можно нарисовать.

2 часть: Как же мы можем помочь Лунтику? Познакомить Лунтика с цветами карандашей. (Рассказ воспитателя с показом презентации)

 Послушай Лунтик и вы, ребята. Я вам хочу рассказать о том, как в одной коробке жили-были карандаши и назывались они так: «кольквиж», который ходил и все напевал свою веселую песенку: «кольк-кольк-кольквиж», потому что он был желтый, как ласковое солнышко. (слайд 4)

 «Турунвиж» и его песенка звучала так: «турун-турун-турунвиж», так как он был, такого цвета как трава на лугу. (слайд 5)

 А вот этот карандаш никогда не унывал  и все время смеялся: «ӧрд-ӧрд-гӧрд», потому что его чаще всего брали рисовать. Ведь этим карандашом изображали радость, красоту. Красивый - красный карандаш. (слайд 6)

 А этот карандаш все время грустил и  плакал: «ӧз-ӧз-лӧз», потому что этим карандашом рисовали воду и  это был грустный – синий карандаш. (слайд 7)

 Молча сидел в коробке карандаш, который звался «еджыд». Он был похож на белый снег и его редко брали рисовать. (слайд 8)

 А карандашом, который назывался «сьӧд» никто не хотел дружить. А почему? Да, потому что он мог раскрасить все яркие рисунки в чёрный цвет, поэтому его никто не любил. Злой – чёрный цвет. (слайд 9)

 3 часть: Понравилась ли вам эта сказка? Ребята, давайте спросим у Лунтика, какого цвета карандаш ему понравился больше всего? А вам? (ответы детей)

Дидактическая игра: «Назови какого цвета карандаш?» (Кутшӧм рӧма карандаш?)

4 часть: У цветных карандашей были друзья краски. Они назывались так же, как и карандаши. Они также, как карандаши умели смеяться и плакать, грустить и радоваться. (слайды на закрепление цветов)

Дидактическая игра: «Угадай, какая краска живет в тюбике?» (Тӧдмав, кутшӧм краска олӧ тюбикын?)

 - Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем  и поиграем:

 Физминутка: «Тайӧ ки и тайӧ ки»

5 часть: Дасьтам диалог (диалог):

 - Тайӧ краска? Абу, тайӧ карандаш.

 - Кутшӧм рӧма карандаш?

 - Тайӧ гӧрд карандаш.

 6 часть: Ребята, теперь давайте нарисуем цветы и подарим их Лунтику, чтобы он больше не грустил.

  7 часть: Чтение стихотворения «Менам серпас» Н.Щукина.

Конспект занятия по обучению детей коми языку в подготовительной группе: «Керка да керка пытшкӧсса эмбур»

(Дом и домашняя утварь)

Цель: формирование представлений о жизни и быте коми народа.

Задачи: - познакомить детей с внутренним обустройством коми избы, с некоторыми предметами быта;

- ввести в словарь детей коми слова: керка, жыр, пач, пызан, улӧс, крӧват;

- воспитывать интерес к истории Коми народа, бережное отношение к старинным вещам.

 

Ход занятия:

 

1 часть: В группу входит расстроенный домовёнок Кузя.

Домовёнок Кузя: Куда это я попал? (в детский сад) А вам, ребята, хорошо в детском саду? (да) Беда у меня, ой беда! Давно это было, стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая да дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались по белу свету. А что до дома родительского, так совсем про него забыли. Хотя кое-кто в доме жил: на чердаке – ворона Галя; в подполье – мышка; под крылечком – лягушка, да под печкой я жил – домовёнок Кузя. Хорошо мы жили, но вот однажды загудели трактора, да и растащили нашу избушку по бревнышку. Все, кто в ней жил, разбежались кто – куда, вот так я и остался без дома. Вот и не знаю, что мне теперь делать? Может вы мне, ребята, поможете найти новый дом? (плачет)

- Ребята, попробуем помочь домовёнку Кузе? (да) Не расстраивайся, Кузя, мы для тебя построим новый дом.

Но для начала мы с вами разбудим наш Веселый язычок, так как в коми языке живут трудные звуки. Мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?

- Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?

Фонетическая игра «Эхо»

 (ӧч-ӧч-ӧч- кӧч ; одж-одж-одж- джодж; ӧдз- ӧдз-ӧдз- дзоридз  – громко, тихо, шёпотом).

2 часть: - Ребята, для того чтобы начать строить дом нам нужно сделать чертеж. С чего начнем строить дом? Что нарисуем?

- Тайӧ стен - это стена.

- Тайӧ ӧшинь – это окно.

- Тайӧ вевт – это крыша.

- Тайӧ кильчӧ – это крыльцо

Ворсöмъяс: А) на столе картинки (+ слайды): стен, ӧшинь, вевт, кильчӧ, керка.

- Петкöдла да юала: Тайö стен?  Мый тайö? да с.в.

- Вай  меным вевт, кильчӧ да с.в.

Б) «Мый эз ло?» (Чего не стало?): стен, ӧшинь, вевт, кильчӧ, керка.

3 часть: Ребята, дом для домовёнка Кузи мы построили. А теперь давайте представим, что мы оказались внутри дома.

- Тайö мый? Что это? – Тайö джодж. Это пол (слайд 8)

- А тайö пöтöлöк. Это потолок (слайд 9) Вэтом слове живет целых три звука –ö-. Давайте вместе попробуем произнести это слово. А  теперь посмотрим у кого получится лучше (индивидуальное произношение)

- Тайö öдзöс. Это дверь (слайд 10)

Физминутка : «Керка гöгöр ме муна» (Вокруг домика хожу)

             Керка гöгöр ме муна

             Быд öшиньö видзöда.

             Öти дорö матыстча

             Ньöжйöникöн йиркöдча:

             Тук-тук, кодi тэ?

             Ме Ванюк. Вай  панласям. Вай.

 4 часть: - Дети, а Кузя то наш проголодался и хочет кушать. Где  же он будет кушать? ( За столом - пызан сайын) Домовёнок Кузя за столом будет стоять или сидеть? (сидеть - пукавны) На чем? (на  стуле – улöс вылын) Да, Кузяыд кутас пукавны улöс вылын (показ слайдов)

- Ребята, Кузя поел и захотелось ему поспать. Куда же мы его уложим спать? (на кровать – воттам  крöватö) Да крöватö воттам узьны. Мед сiйö узьыштö да шойччыштö. А ми петам жырсьыс да лыддям  

кывбур «Бура  узь» В.Васютовлысь.

Пусть наш Кузя поспит, отдохнет, а мы выйдем из комнаты и почитаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5 «Погодные явления»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5  «Погодные явления»...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»...