Конспекты занятий по коми языку.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В данной разработке предоставлены конспекты занятий на тему «Цвета» и «Дом и домашняя утварь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_detey_komi_yazyku_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению детей коми языку в подготовительной группе: «Уна рӧма карандашъяс»
(ознакомление с цветами)
Цель: активизировать в речи детей слова по теме «Цвета»: гӧрд,сьӧд,лӧз,еджыд,кольквиж,турунвиж; упражнять в четком произношении коми звуков:- ӧ-;сь;дз.
Ход занятия:
1 часть: - Видза оланныд, челядь! Талун ми бара кутам сёрнитны комиӧн.
Здравствуйте,ребята! Сегодня мы снова будем учиться разговаривать на коми языке.
- Но медводз ми садьмӧдам миянлысь Гажа кывнымӧс. Но сначала мы с вами разбудим наш Веселый язычок:
- ӧв-ӧв-ӧв – сулалӧ со вӧв;
- ӧч- ӧч- ӧч- вӧрын олӧ полысь кӧч;
- ыдз-ыдз-ыдз – быдмӧ вӧрын джуджыд кыдз;
- идз-идз-идз- вывтi мича дзоридз.
- Ой, ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, что кто-то плачет. Посмотрите, посмотрите, кто это?
- Конечно, это Лунтик.
- Ребята, давайте у него спросим, почему он так горько плачет.
- Лунтик, что с тобой случилось?
- Ребята, Лунтик сказал, что его друг Кузя подарил ему на день рождения коробку цветных карандашей, а он не знает, какого цвета карандаши живут в коробке и что ими можно нарисовать.
2 часть: Как же мы можем помочь Лунтику? Познакомить Лунтика с цветами карандашей. (Рассказ воспитателя с показом презентации)
Послушай Лунтик и вы, ребята. Я вам хочу рассказать о том, как в одной коробке жили-были карандаши и назывались они так: «кольквиж», который ходил и все напевал свою веселую песенку: «кольк-кольк-кольквиж», потому что он был желтый, как ласковое солнышко. (слайд 4)
«Турунвиж» и его песенка звучала так: «турун-турун-турунвиж», так как он был, такого цвета как трава на лугу. (слайд 5)
А вот этот карандаш никогда не унывал и все время смеялся: «ӧрд-ӧрд-гӧрд», потому что его чаще всего брали рисовать. Ведь этим карандашом изображали радость, красоту. Красивый - красный карандаш. (слайд 6)
А этот карандаш все время грустил и плакал: «ӧз-ӧз-лӧз», потому что этим карандашом рисовали воду и это был грустный – синий карандаш. (слайд 7)
Молча сидел в коробке карандаш, который звался «еджыд». Он был похож на белый снег и его редко брали рисовать. (слайд 8)
А карандашом, который назывался «сьӧд» никто не хотел дружить. А почему? Да, потому что он мог раскрасить все яркие рисунки в чёрный цвет, поэтому его никто не любил. Злой – чёрный цвет. (слайд 9)
3 часть: Понравилась ли вам эта сказка? Ребята, давайте спросим у Лунтика, какого цвета карандаш ему понравился больше всего? А вам? (ответы детей)
Дидактическая игра: «Назови какого цвета карандаш?» (Кутшӧм рӧма карандаш?)
4 часть: У цветных карандашей были друзья краски. Они назывались так же, как и карандаши. Они также, как карандаши умели смеяться и плакать, грустить и радоваться. (слайды на закрепление цветов)
Дидактическая игра: «Угадай, какая краска живет в тюбике?» (Тӧдмав, кутшӧм краска олӧ тюбикын?)
- Ребята, давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем:
Физминутка: «Тайӧ ки и тайӧ ки»
5 часть: Дасьтам диалог (диалог):
- Тайӧ краска? Абу, тайӧ карандаш.
- Кутшӧм рӧма карандаш?
- Тайӧ гӧрд карандаш.
6 часть: Ребята, теперь давайте нарисуем цветы и подарим их Лунтику, чтобы он больше не грустил.
7 часть: Чтение стихотворения «Менам серпас» Н.Щукина.
Конспект занятия по обучению детей коми языку в подготовительной группе: «Керка да керка пытшкӧсса эмбур»
(Дом и домашняя утварь)
Цель: формирование представлений о жизни и быте коми народа.
Задачи: - познакомить детей с внутренним обустройством коми избы, с некоторыми предметами быта;
- ввести в словарь детей коми слова: керка, жыр, пач, пызан, улӧс, крӧват;
- воспитывать интерес к истории Коми народа, бережное отношение к старинным вещам.
Ход занятия:
1 часть: В группу входит расстроенный домовёнок Кузя.
Домовёнок Кузя: Куда это я попал? (в детский сад) А вам, ребята, хорошо в детском саду? (да) Беда у меня, ой беда! Давно это было, стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая да дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались по белу свету. А что до дома родительского, так совсем про него забыли. Хотя кое-кто в доме жил: на чердаке – ворона Галя; в подполье – мышка; под крылечком – лягушка, да под печкой я жил – домовёнок Кузя. Хорошо мы жили, но вот однажды загудели трактора, да и растащили нашу избушку по бревнышку. Все, кто в ней жил, разбежались кто – куда, вот так я и остался без дома. Вот и не знаю, что мне теперь делать? Может вы мне, ребята, поможете найти новый дом? (плачет)
- Ребята, попробуем помочь домовёнку Кузе? (да) Не расстраивайся, Кузя, мы для тебя построим новый дом.
Но для начала мы с вами разбудим наш Веселый язычок, так как в коми языке живут трудные звуки. Мы сейчас поупражняем их и поиграем в игру «Эхо». Все знаете, что такое эхо?
- Вы будете моим эхом. Если я говорю тихо, эхо тоже повторяет тихо, если громко, эхо тоже повторяет громко. Готовы?
Фонетическая игра «Эхо»
(ӧч-ӧч-ӧч- кӧч ; одж-одж-одж- джодж; ӧдз- ӧдз-ӧдз- дзоридз – громко, тихо, шёпотом).
2 часть: - Ребята, для того чтобы начать строить дом нам нужно сделать чертеж. С чего начнем строить дом? Что нарисуем?
- Тайӧ стен - это стена.
- Тайӧ ӧшинь – это окно.
- Тайӧ вевт – это крыша.
- Тайӧ кильчӧ – это крыльцо
Ворсöмъяс: А) на столе картинки (+ слайды): стен, ӧшинь, вевт, кильчӧ, керка.
- Петкöдла да юала: Тайö стен? Мый тайö? да с.в.
- Вай меным вевт, кильчӧ да с.в.
Б) «Мый эз ло?» (Чего не стало?): стен, ӧшинь, вевт, кильчӧ, керка.
3 часть: Ребята, дом для домовёнка Кузи мы построили. А теперь давайте представим, что мы оказались внутри дома.
- Тайö мый? Что это? – Тайö джодж. Это пол (слайд 8)
- А тайö пöтöлöк. Это потолок (слайд 9) Вэтом слове живет целых три звука –ö-. Давайте вместе попробуем произнести это слово. А теперь посмотрим у кого получится лучше (индивидуальное произношение)
- Тайö öдзöс. Это дверь (слайд 10)
Физминутка : «Керка гöгöр ме муна» (Вокруг домика хожу)
Керка гöгöр ме муна
Быд öшиньö видзöда.
Öти дорö матыстча
Ньöжйöникöн йиркöдча:
Тук-тук, кодi тэ?
Ме Ванюк. Вай панласям. Вай.
4 часть: - Дети, а Кузя то наш проголодался и хочет кушать. Где же он будет кушать? ( За столом - пызан сайын) Домовёнок Кузя за столом будет стоять или сидеть? (сидеть - пукавны) На чем? (на стуле – улöс вылын) Да, Кузяыд кутас пукавны улöс вылын (показ слайдов)
- Ребята, Кузя поел и захотелось ему поспать. Куда же мы его уложим спать? (на кровать – воттам крöватö) Да крöватö воттам узьны. Мед сiйö узьыштö да шойччыштö. А ми петам жырсьыс да лыддям
кывбур «Бура узь» В.Васютовлысь.
Пусть наш Кузя поспит, отдохнет, а мы выйдем из комнаты и почитаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 1 «Времена года»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 2 «Погода»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 3 «Путешествие за сокровищами»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 4 «Сезонные потешки»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5 «Погодные явления»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5 «Погодные явления»...
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»
Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 6 «Дары осени»...
Конспект занятия по английскому языку в подготовительной к школе группе с ранним изучением английского языка
Цель: формирование интереса к изучению английского языка...