Методическая разработка. Конспект НОД "Железная дорога во время Блокады Ленинграда"
методическая разработка (старшая группа)
Ознакомление детей с работой железной дороги во время блокады Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Поздороваться, представиться
Ребята, скажите, как называется наш город (Санкт-Петербург) — правильно! А как он раньше назывался? (Ленинград)
А вы знаете, что наш город ещё называют Городом - героем? А хотите узнать, почему? (Да)
Тогда слушайте. Ровно 78 лет тому назад на нашу страну напал враг. Было это 22 июня 1941 года. Был тёплый, летний, воскресный день. Люди хотели отдохнуть и вдруг вся страна узнала, что началась война.
Враг наступал со всех сторон к нашему городу, и вскоре город оказался в блокадном кольце. Кто из вас знает, что такое блокадное кольцо? (Выслушать ответы, вывод)
Враг не смог очень быстро захватить наш город, и поэтому он решил уничтожить наш город голодом. Из - за того, что наш город оказался в блокадном кольце закончились продукты.
Жители города жили в холодных квартирах, а за водой ходили к реке Неве. В городе не было канализации, электричества, водопровода, стоял транспорт.
В городе заканчивалось продовольствие, боеприпасы. И вот. чтобы как - то облегчить жизнь городу с 21 ноября 1941 года начала действовать ледовая трасса по Ладожскому озеру. Эту дорогу назвали "Дорогой жизни", так как она спасла жизнь очень многим людям. Подробнее о Дороге жизни вам рассказывали или еще расскажут ваши воспитатели.
А я хочу вам рассказать про железную дорогу во время блокады. Первое что сделали фашисты — перекрыли железнодорожный путь на Москву. Свободным осталась только часть дороги, всего 30 км на восточном берегу Ладожского озера. (6) С западного берега по Дороге жизни на автомобилях по льду доставляли продукты, а затем по железной дороге продукты везли в город.
Движение по «Дороге жизни» не прерывалось до 24 апреля 1942 г. Когда начал разрушаться снежный покров, ледовая трасса была закрыта. Военный Совет фронта принял решение о строительстве свайно-ледовой железной дороги нормальной колеи и ледовой узкоколейной железной дороги с укладкой рельсов на деревянном основании прямо на лед Ладоги. (7)
Как только частично было разорвано кольцо, строительство линий по льду прекратили. Сразу же приняли решение о строительстве железнодорожной ветки, которая связала бы Ленинград со страной. В кратчайшие сроки провели разминирование, техническую разведку, расчистку и разбивку трассы. Необходимо было выполнить земляные работы, построить средние мосты через реки Назию и Черную и 20 малых мостов, уложить 33 км главных путей, и, самое главное – построить временный мост через р. Неву (свайно-ледовую эстакаду). За 18 дней строители выполнили задание. (8)
Проложенная в непосредственной близости к линии фронта и работавшая под прямым обстрелом вражеской артиллерии линия получила название «Дорога Победы». После открытия «Дороги Победы» работы на линии велись постоянно: военно-восстановительные подразделения восстанавливали разрушенные объекты, чтобы дорога смогла работать после ледохода, начали строить высоководный мост. В середине марта открыли движение по новому мосту. (9)
«Дорога Победы» имела и другое название – «коридор смерти». Из работников паровозной колонны, обслуживающих линию, численностью в шестьсот человек погиб каждый третий. В целях безопасности движение на дороге в основном осуществлялось в ночное время. За ночь удавалось пропустить три поезда из города и три - в город.
Для увеличения движения установили попутный график движения поездов с разграничением по времени в 30 минут. Вдоль линии через каждые 2-3 км устроили посты, проложили телефонную линию связи. Поезда стали пропускать дежурившие вдоль трассы сигнальщики, сигнализируя фонарями. Это позволило проходить за ночь более 20 поездам в одну и другую сторону.
27 января 1944 г. советские войска освободили города Пушкин, Гатчина, Чудово. Блокада Ленинграда была полностью снята. 23 февраля 1944 г. по восстановленному главному ходу Ленинград – Москва возобновили движение поездов.
Ставить памятники и открывать документы, касающиеся прифронтовых дорог, начали только спустя 30 лет после Победы. В наши дни, к сожалению, одни не знают, из чего складывалась «Дорога жизни», и что такое «Дорога Победы», другие путают эти линии.
О трагических днях истории нам напоминает мемориал «Дорога жизни», который включает в себя 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 вдоль железной дороги. (10)
Памятникам стали так же паровозы, работавшие на «Дороге жизни» и «Дороге Победы». У станции Ладожское Озеро паровоз-памятник серии ЭШ – 4375 (11), на станции Волховстрой паровоз-памятник серии ЭУ 708-64 (12), на станции Петрокрепость, паровоз-памятник серии ЭМ 721-83 (13).
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"
Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....
Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"
Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....
Методическая разработка - Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"
Развиваем представления детей по теме "Блокада Ленинграда". В конспект включены компьютерная презентация, стихи, дидактическая игра, физминутка, рассказ воспитателя....
Конспект НОД "Железная дорога во время Блокады Ленинграда"
Ознакомление детей с работой железной дороги во время Блокады Ленинграда....
Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"
Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....
Методическая разработка. Конспект "Виртуальная экскурсия «Страницы памяти блокады» старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Виртуальные экскурсии - новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого реального места. Используя в образовательной деяте...
Методическая разработка Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда «Страницы памяти Ленинграда»
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.ОО "Художественно -эстетическое развитие"...