Конкурс чтецов: Приметы осени во всем встречает взор...
проект
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию интереса и любви к книге, подборка поэтических произведений об осени для детей от 3-х до 7 лет. Открытый проект организован с участием семей воспитанников, в контакте с работниками сельской библиотеки и местной поэтессой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_konkurs_chtetsov.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНКУРС ЧТЕЦОВ: ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ВО ВСЕМ ВСТРЕЧАЕТ ВЗОР…
Методическая разработка открытого творческо-речевого проекта
В детских садах традиционно публичное чтение стихотворений происходит на групповых праздниках. Воспитатель предлагает самым активным детям выучить стихотворения, соответствующие сценарию мероприятия. Какие поэтические произведения писателей и поэтов России, Южного Урала, посвященные осенней природе предложить для заучивания детям 3-7 лет? Как сделать так, чтобы стихи не забывались? Какие мероприятия можно провести в детском саду, где будет предоставлено ребенку с учетом его интересов право выбора стихотворения?
Ответы на эти вопросы мы нашли при организации проектной деятельности при подготовке и проведении конкурса чтецов с участием семей воспитанников, в контакте с работниками сельской библиотеки и местной поэтессой.
Характеристика (тип) проекта:
По доминирующей в проекте деятельности: творческий художественно-речевой.
По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности.
По характеру контактов: открытый проект (среди дошкольных групп, в контакте с семьей, учреждением культуры – сельской библиотекой).
По количеству участников: фронтальный (для детей 3-7 лет)
По продолжительности: средней продолжительности (03-19 октября)
Цель проекта:
- Развитие познавательного интереса и любви к книге, поэтическим произведениям русских авторов, в том числе уральских об осени.
- Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-речевой деятельности.
Задачи проекта:
- Знакомство с местными авторами и их поэтическими произведениями об осени.
- Социализация детей путем привлечения к конкурсной деятельности.
- Развивать умения детей использовать средства интонационной выразительности речи для раскрытия содержания поэтического произведения.
- Создание единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня мотивации у детей к освоению художественно-речевой деятельности.
- Повышение уровня мотивации у родителей к образовательному процессу ДОУ.
- Творческое самовыражение воспитанников на конкурсе чтецов.
Этапы разработки и реализации проекта
№ | Этапы работы | Задачи | Деятельность проектной группы | Ответствен ные и исполнители |
1. 1.1 | Начальный | Цель: Создать условия для инновационной деятельности педагогов. | Подбор необходимой информации для работы педагогов: рекомендации программы «Радуга» - Развитие интереса и любви к книге*. Подборка поэтических произведений, с которыми целесообразно познакомить в осенние месяцы | Старший воспитатель; воспитатели дошкольных групп |
1.2
| Работа проектной группы: Обсуждение организации и проведения конкурса | Выделить проблемы и определить задачи по их реализации. Утверждение тематики и плана проведения мероприятий. | Выбор тематики проекта | Все педагоги ДОУ |
2. | Практическая деятельность педагогов по реализации проекта. | Освоение нового содержания деятельности, инновационных форм и методов работы с детьми и семьей. | Выбор ребенком и его родителями поэтического произведения с учетом его возраста, индивидуальных особенностей и его разучивание. Взаимодействие воспитателей со специалистами: старшим воспитателем музыкальным руководителем, воспитателем ИЗО. Создание мультимедиа презентации в сопровождение к конкурсу. Подготовка музыкальных номеров, декораций. | Воспитатели и специалисты ДОУ |
Взаимодействие ДОУ с учреждением культуры – сельской библиотекой | Проведение конкурса Выступление на конкурсе сельского поэта со стихами об осени, библиотекаря как члена жюри конкурса. | Старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель | ||
3. | Оценка результатов: Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов. | Формировать умение педагогов анализировать деятельность коллег и корректировать свою работу. Дать оценку проекта в целях его актуальности (продолжения или закрытия). | Участие в коллективном анализе проекта Конкурс чтецов «Приметы осени во всем встречает взор …» и оценка его результатов. | Заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель ИЗО, воспитатели |
Развитие интереса и любви к книге
Рекомендации для педагогов и родителей воспитанников*
Детская художественная литература занимает в мире малыша очень большое место. Важно ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы, заучивать стихотворения; создавать условия для рассматривания книг с иллюстрациями лучших художников.
Наша задача состоит в том, чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокой поэзии. На слуху у детей должны быть стихотворения писателей и поэтов России, посвященные природе. Их надо читать детям не однажды, и полностью, и отдельные строки, особенно на прогулках в парк, в лес, в поле. Произведение, услышанное ребенком только один раз, вряд ли войдет в число любимых им. Дети, почувствовав красоту и звучность рифмующихся слов, начинают рифмовать самостоятельно.
Предлагая стихотворения для заучивания, предоставляйте ребенку право выбора, учитывайте интересы девочек и мальчиков. Запоминая новые стихотворения, дети постепенно забывают старые. Чтобы стихи не забывались, их надо читать чаще: на праздниках, на вечерах досуга и т.п.
Поэтические произведения,
с которыми целесообразно познакомить детей
в осенние месяцы
2 младшая группа
К. Бальмонт «Осень»
А. Плещеев «Осень наступила…»
Средняя группа
И. Бунин «Листопад»
А Майков «Осенние листья по ветру кружат…»
А Плещеев «Скучная картина!»
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Старшая группа
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
М. Волошин «Осенью»
Поэтические произведения для детей 3-4 лет
Осень Юлия Соколова
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Осень К. Бальмонт
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Не в цветах благовонья.
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья.
*** А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
… Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
*** Уральский фольклор
Прощай, прощай кукушечка,
Прощай, прощай рябушечка,
До новых до берез,
До красной, до зари,
До новой до травы!
Поэтические произведения для детей 4-5 лет
Листопад И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою водой
Вступает в пестрый терем свой.
Осенние листья по ветру кружат… А Майков
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Ветрено! И. Токмакова
Ветрено,
Ветрено,
Вся земля
Проветрена!
Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый,
Березовый,
Желтый лист,
И розовый,
Красный,
Разноцветный,
Старый лист газетный…
Солнечно,
Ведренно…
Ветрено!
Ветрено!
Поэтические произведения для детей 5-7 лет
Осень А Майков
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу…
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят:
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Лес осенью А. Твардовский
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набек
Улетают, улетели… Е.Благинина
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел!
Осенью
Осень, осень… Садик бедный,
Где цветов твоих краса?
Где твоих деревьев кудри?
Что ж так мрачны небеса?!
***
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
А.А. Корифинский
Мотыльки, певуньи-пташки
И веселый хор стрекоз –
Все исчезло, чуть ударил
Первый утренник-мороз…
А. Толстой
Лишь вдали красуются,
там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…
ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ВО ВСЕМ ВСТРЕЧАЕТ ВЗОР…
Конкурс чтецов - для детей 3-7 лет
В музыкальном зале оформлена экспозиция репродукций художников осенней тематики, на экране заставка - мультимедийная презентация к конкурсу. В зрительном зале размещаются гости: дети, родители, сельский библиотекарь, местный поэт; конкурсанты с эмблемами – на первом ряду; подготовлены места для членов жюри.
Звучит мелодия, голос «за кадром» читает отрывок стихотворения Грекова Н.П. на фоне мультимедийной презентации с репродукциями русских художников:
Мелькает желтый лист на зелени дерев,
Работу кончил серп на нивах золотистых,
И покраснел уже вдали ковер лугов,
И зрелые плоды висят в садах тенистых.
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце, паутина,
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина.
Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня у нас конкурс, который посвящен прекрасному времени года – осени. Ее красоту музыканты воспевают в музыке, художники пишут картины, а поэты - стихи. Наши конкурсанты будут состязаться в чтении стихов об осени. (поприветствуем их аплодисментами)
- Как определить, кто из ребят читал стихотворение лучше? В этом нам поможет жюри:
- Наш заведующий Наталья Павловна. (поприветствуем ее аплодисментами)
Приглашаем в жюри наших гостей. Это библиотекарь – Людмила Николаевна (аплодисменты) и поэтесса – жительница нашего села Кичигино – Суима Антонина Николаевна.
- Предоставляем ей слово.
Поэтесса читает детям свои стихи об осени, дает детям напутствия. (аплодисменты)
Ведущая: (Звучит музыкальный фрагмент) Начинаем конкурс чтецов! Его открывает Максим Н. стихотворением И. Токмаковой «Сентябрь». Поддержим Максима аплодисментами!
- Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» прочтет Лена П.
- Продолжает наш конкурс Данил Б. ( Токмакова «Осень»).
- Полина О. расскажет нам стихотворение об осени поетессы Юлии Соколовой.
- Уральскую потешку «Прощай, прощай кукушечка» прочтет Полина Ф.
- А сейчас перед нами выступит целый квартет из группы «Радужка». Девочки ознакомят нас со стихотворением Игоря Белоусова «Осень».
Ведущая: Внимание! Музыкальная пауза! К нам на праздник прилетели «Осенние феи» из группы «Семицветики».
(Девочки подготовительной группы исполняют танцевальную импровизацию).
Ведущая: Продолжаем наш конкурс.
- Следующий участник – Ваня К. (Ребенок сам представляет название и автора стихотворения).
- Расскажет нам стихотворение об осени Лера А. (Ребенок сам представляет название и автора стихотворения).
- Саша М. представит нам свое выступление (А. Твардовский «Лес осенью»).
- Приглашаем для участия в конкурсе Богдана С. (В. Приходько «Улетели лебеди»).
- Заканчивает конкурсную программу Арина Ш. (Е. Трутнева «Осенние паучки»).
- Спасибо всем конкурсантам. Наградим их аплодисментами (аплодисменты).
Ведущая: А сейчас - Рекламная пауза – К. Бальмонт «Осень». Исполняют дети группы «Семицветики». Ребята, представят нам художественное чтение стихотворения (под музыку).
- Ребята группы «Радужка» хотят подарить нам свой музыкальный подарок - песенку об осени.
Ведущая: Настало время подводить итоги нашего конкурса. Слово жюри!
Участники и победители конкурса награждаются дипломами, подарками.
Итоги проектной деятельности
Итоги педагогической деятельности подведены на Совете педагогов. Педагогами ДОУ отмечена удачная педагогическая находка при подготовке к конкурсу чтецов - вовлечение семей воспитанников к выбору стихотворения с учетом интереса самого ребенка. Родители после мероприятия отметили, что дети с большим интересом выбирали стихотворение для заучивания, а потом с воодушевлением его рассказывали. Теплая атмосфера конкурса, поддержка выступления ребенка аплодисментами позволили преодолеть страх публичных выступлений застенчивым детям.
Из уст местной поэтессы дети услышали образец авторского прочтения стихотворения о красоте осенней природы родного края. Участие сельского библиотекаря в качестве члена жюри способствовало популяризации деятельности детского сада в социуме и активизации контактов путем выработки планов в Клубе любителей книги для дошкольников.
Свое развитие творческий проект получил в групповой культурно-досуговой деятельности через организацию концертов для сверстников.
Перечень методической и художественной литературы:
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/ Соловьева Е.В., Просвещение, 2014
- Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих программы дошкольного образования. – Челябинск: АБРИС, 2014
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006
- Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005
- Пикулева Н.В. Слово на ладошке. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2006
- Южноуральские писатели детям хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Т.Н. Крохалева - Челябинск: Взгляд, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов: «Прощай осень»
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.Приобщить детей старшего дошкольного возраста к художественному слову;Развивать артистические навыки;Соверш...
Сценарий конкурса чтецов "Золотая осень"
Общее положение и сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Золотая осень"...
Осенний конкурс чтецов "Золотая Осень"
Конкурс чтецов «Золотая осень».1. Общие положенияКонкурс чтецов «Золотая осень» проводится среди воспитанников старшей и подготовительной к школе групп МБДОУ Ижморс...
Сценарий конкурса чтецов "Золотая осень"
Цель: учить детей выразительно передавать содержание текста. Задачи:1. Способствовать развитие артистических способностей. 2. Стимулировать стремление к заучиванию стихотв...
Сценарий конкурса чтецов «Заглянула Осень в сад»
Основные цели: - поддержка талантливых одаренных детей дошкольного возраста;- формирование культуры поведения детей на конкурсных мероприятиях;- повышение качества образовательной работы с ...
ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе чтецов «Золотая осень!»
Конкурс направлен на создание условий для познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей, выявления лучших чтецов среди детей, предоставления им возможности для самовыражения....