Конкурс чтецов: Приметы осени во всем встречает взор...
проект

Волосевич Елена Викторовна

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию интереса и любви к книге, подборка поэтических произведений об осени для детей от 3-х до 7 лет. Открытый проект организован с участием семей воспитанников, в контакте с работниками сельской библиотеки и местной поэтессой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_konkurs_chtetsov.docx37.97 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС ЧТЕЦОВ: ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ВО ВСЕМ ВСТРЕЧАЕТ ВЗОР

Методическая разработка открытого творческо-речевого проекта

В детских садах традиционно публичное чтение стихотворений происходит на групповых праздниках. Воспитатель предлагает самым активным детям выучить стихотворения, соответствующие сценарию мероприятия.  Какие поэтические произведения писателей и поэтов России, Южного Урала, посвященные осенней природе предложить для заучивания детям 3-7 лет? Как сделать так, чтобы стихи не забывались? Какие мероприятия можно провести в детском саду, где будет предоставлено ребенку с учетом его интересов право выбора стихотворения?

Ответы на эти вопросы мы нашли при организации проектной деятельности при подготовке и проведении конкурса чтецов с участием семей воспитанников, в контакте с работниками сельской библиотеки и местной поэтессой.

Характеристика (тип) проекта:

По   доминирующей   в   проекте   деятельности:   творческий художественно-речевой.

По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности.

По характеру контактов: открытый проект (среди дошкольных групп, в контакте с семьей, учреждением культуры – сельской библиотекой).

По количеству участников: фронтальный (для детей 3-7 лет)

По продолжительности: средней продолжительности (03-19 октября)

Цель проекта:

  1. Развитие познавательного интереса и любви к книге, поэтическим произведениям русских авторов, в том числе уральских об осени.
  2. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами художественно-речевой деятельности.

Задачи проекта:

  1. Знакомство с местными авторами и их поэтическими произведениями об осени.
  2. Социализация детей путем привлечения к конкурсной деятельности.
  3. Развивать умения детей использовать средства интонационной выразительности речи для раскрытия содержания поэтического произведения.
  4. Создание единого пространства для развития ребенка в детском саду и семье.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение уровня мотивации у детей к освоению художественно-речевой деятельности.
  2. Повышение уровня мотивации у родителей к образовательному процессу ДОУ.
  1. Творческое самовыражение воспитанников на конкурсе чтецов.

Этапы разработки и реализации проекта

Этапы

работы

Задачи

Деятельность

проектной

группы

Ответствен

ные и исполнители

1. 1.1

Начальный

Цель: Создать условия для инновационной деятельности педагогов.

Подбор необходимой информации для работы педагогов: рекомендации программы «Радуга» - Развитие интереса и любви к книге*.

Подборка поэтических произведений, с которыми целесообразно познакомить в осенние месяцы

Старший  воспитатель;

воспитатели дошкольных групп

1.2

 

Работа

проектной

группы:

Обсуждение

организации

и проведения

конкурса

Выделить проблемы

и определить задачи

по их реализации.

Утверждение тематики и плана проведения мероприятий.

Выбор тематики

проекта

 Все педагоги ДОУ

2.

Практическая

деятельность

педагогов по

реализации

проекта.

Освоение нового содержания деятельности, инновационных форм и методов работы с детьми и семьей.

Выбор ребенком и его родителями поэтического произведения с учетом его возраста, индивидуальных особенностей и его разучивание. Взаимодействие воспитателей со специалистами: старшим воспитателем музыкальным руководителем, воспитателем ИЗО.

Создание мультимедиа презентации в сопровождение к конкурсу. Подготовка музыкальных номеров, декораций.

Воспитатели и специалисты ДОУ

Взаимодействие ДОУ

с учреждением культуры – сельской библиотекой

Проведение  конкурса Выступление на конкурсе сельского поэта со стихами об осени, библиотекаря как члена жюри конкурса.

Старший

воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель

3.

Оценка

результатов:

Анализ

достижения

поставленной

цели и

полученных

результатов.

Формировать умение педагогов анализировать деятельность коллег и корректировать свою работу.

Дать оценку проекта

в целях его актуальности (продолжения или закрытия).

Участие в коллективном анализе проекта Конкурс чтецов «Приметы осени во всем встречает взор …» и оценка его результатов.

Заведующая,

старший

воспитатель,

музыкальный

руководитель,

воспитатель ИЗО,

воспитатели

 

 Развитие интереса и любви к книге

Рекомендации  для педагогов и родителей воспитанников*

Детская художественная литература занимает в мире малыша очень большое место.  Важно  ежедневно читать детям знакомые и новые произведения художественной литературы, заучивать стихотворения; создавать условия для рассматривания книг с иллюстрациями лучших художников.

Наша задача состоит в том, чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокой поэзии. На слуху у детей должны быть стихотворения писателей и поэтов России, посвященные природе. Их надо читать детям не однажды, и полностью, и отдельные строки, особенно на прогулках в парк, в лес, в поле.  Произведение, услышанное ребенком только один раз, вряд ли войдет в число любимых им. Дети, почувствовав красоту и звучность рифмующихся слов, начинают рифмовать самостоятельно.

Предлагая стихотворения для заучивания, предоставляйте ребенку право выбора, учитывайте интересы девочек и мальчиков. Запоминая новые стихотворения, дети постепенно забывают старые. Чтобы стихи не забывались, их надо читать чаще: на праздниках, на вечерах досуга и т.п.

Поэтические произведения,

с которыми целесообразно познакомить детей

в осенние месяцы

2 младшая группа

 К. Бальмонт «Осень»

А. Плещеев «Осень наступила…»

Средняя группа

И. Бунин «Листопад»

А Майков «Осенние листья по ветру кружат…»

А Плещеев «Скучная картина!»

 А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Старшая группа

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

М. Волошин «Осенью»

Поэтические произведения для детей 3-4 лет

Осень            Юлия Соколова

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Осень                   К. Бальмонт

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Не в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

                     

                          ***                    А. Плещеев

Осень наступила,

 Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые  кусты.

… Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

Дождик моросит…

***        Уральский фольклор

Прощай, прощай кукушечка,

Прощай, прощай рябушечка,

До новых до берез,

До красной, до зари,

До новой до травы!

Поэтические произведения для детей  4-5 лет

Листопад                       И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою водой

Вступает в пестрый терем свой.

Осенние листья по ветру кружат…     А Майков

 Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

Ветрено!                      И. Токмакова

Ветрено,

Ветрено,

Вся земля

Проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый,

Березовый,

Желтый лист,

И розовый,

Красный,

Разноцветный,

Старый лист газетный…

Солнечно,

 Ведренно…

Ветрено!

Ветрено!

Поэтические произведения для детей 5-7 лет

Осень                         А Майков

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Лес осенью                     А. Твардовский

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набек

    Улетают, улетели…          Е.Благинина

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

                                              Осенью 

Осень, осень… Садик бедный,

Где цветов твоих краса?

Где твоих деревьев кудри?

Что ж так мрачны небеса?!

 

                       ***

 

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

 

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи. 

А.А. Корифинский

Мотыльки, певуньи-пташки

И веселый хор стрекоз –

Все исчезло, чуть ударил

Первый утренник-мороз…

 А. Толстой

Лишь вдали красуются,

                                там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ ВО ВСЕМ ВСТРЕЧАЕТ ВЗОР…

 Конкурс чтецов - для детей 3-7 лет

В музыкальном зале оформлена экспозиция репродукций художников осенней тематики, на экране заставка - мультимедийная презентация к конкурсу. В зрительном зале размещаются гости: дети, родители, сельский библиотекарь, местный поэт; конкурсанты с эмблемами – на первом ряду; подготовлены места для членов жюри.

Звучит мелодия, голос «за кадром» читает отрывок стихотворения Грекова Н.П.  на фоне мультимедийной презентации с репродукциями русских художников:

Мелькает желтый лист на зелени дерев,

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковер лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина.

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Сегодня у нас конкурс,  который посвящен прекрасному времени года – осени.   Ее красоту музыканты воспевают в музыке, художники пишут картины, а поэты - стихи.  Наши конкурсанты будут состязаться в чтении стихов об осени. (поприветствуем их аплодисментами)  

- Как определить, кто из ребят читал стихотворение лучше? В этом нам поможет жюри:

- Наш заведующий Наталья Павловна. (поприветствуем ее аплодисментами)  

Приглашаем в жюри наших гостей. Это библиотекарь – Людмила Николаевна   (аплодисменты) и  поэтесса – жительница нашего села Кичигино –  Суима Антонина Николаевна.  

- Предоставляем ей слово.

Поэтесса читает детям свои стихи об осени, дает детям напутствия. (аплодисменты)

Ведущая: (Звучит музыкальный фрагмент) Начинаем конкурс чтецов! Его открывает Максим Н. стихотворением И. Токмаковой «Сентябрь». Поддержим Максима аплодисментами!

- Стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» прочтет Лена П.

- Продолжает наш конкурс Данил Б. ( Токмакова «Осень»).

- Полина О. расскажет нам стихотворение об осени поетессы Юлии Соколовой.

- Уральскую потешку «Прощай, прощай кукушечка» прочтет Полина Ф.

- А сейчас перед нами выступит целый квартет из группы «Радужка». Девочки ознакомят нас со стихотворением Игоря Белоусова «Осень».

Ведущая: Внимание! Музыкальная пауза! К нам на праздник прилетели «Осенние феи» из группы «Семицветики».

(Девочки подготовительной группы исполняют танцевальную импровизацию).

Ведущая: Продолжаем наш конкурс.

- Следующий участник  – Ваня К. (Ребенок сам представляет название и автора стихотворения).

- Расскажет нам стихотворение об осени Лера А. (Ребенок сам представляет название и автора стихотворения).

- Саша М. представит нам свое выступление (А. Твардовский «Лес осенью»).

- Приглашаем для участия в конкурсе Богдана С. (В. Приходько «Улетели лебеди»).

- Заканчивает конкурсную программу Арина Ш. (Е. Трутнева «Осенние паучки»).

 - Спасибо всем конкурсантам. Наградим их аплодисментами (аплодисменты). 

Ведущая: А сейчас - Рекламная пауза – К. Бальмонт «Осень». Исполняют  дети группы «Семицветики». Ребята, представят нам художественное чтение стихотворения (под музыку).

- Ребята группы «Радужка» хотят подарить нам свой музыкальный подарок   -   песенку об осени.  

 

Ведущая: Настало время подводить итоги нашего конкурса. Слово жюри!

Участники и победители конкурса награждаются дипломами, подарками.

Итоги проектной деятельности

Итоги педагогической деятельности подведены на Совете педагогов.  Педагогами ДОУ отмечена удачная педагогическая находка при подготовке к конкурсу чтецов - вовлечение семей воспитанников к выбору стихотворения с учетом интереса самого ребенка. Родители после мероприятия отметили, что дети с большим интересом выбирали стихотворение для заучивания, а потом с воодушевлением его рассказывали.  Теплая атмосфера конкурса, поддержка выступления ребенка аплодисментами позволили преодолеть страх публичных выступлений застенчивым детям.

Из уст местной поэтессы дети услышали образец авторского прочтения стихотворения о красоте осенней природы родного края. Участие сельского библиотекаря в качестве члена жюри способствовало популяризации деятельности детского сада в социуме и активизации контактов путем выработки планов в Клубе любителей книги для дошкольников.

Свое развитие творческий проект получил в групповой культурно-досуговой деятельности через организацию концертов для сверстников.

Перечень методической и художественной литературы:

  1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/ Соловьева Е.В., Просвещение, 2014
  2. Наш дом – Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих программы дошкольного образования.   – Челябинск: АБРИС, 2014
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  4. Доронова Т.Н. и др. Вместе с семьей. М.: Просвещение, 2005
  5. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. – Челябинск: Изд-во Марины Волковой, 2006
  6. Южноуральские писатели детям хрестоматия для детей дошкольного возраста / Сост. Т.Н. Крохалева - Челябинск: Взгляд, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов: «Прощай осень»

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.Приобщить детей старшего дошкольного возраста к художественному слову;Развивать артистические навыки;Соверш...

Сценарий конкурса чтецов "Золотая осень"

Общее положение и сценарий конкурса чтецов для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Золотая осень"...

Осенний конкурс чтецов "Золотая Осень"

Конкурс чтецов «Золотая осень».1.      Общие положенияКонкурс чтецов «Золотая осень» проводится среди воспитанников старшей и подготовительной к школе  групп МБДОУ Ижморс...

Сценарий конкурса чтецов "Золотая осень"

Цель: учить детей  выразительно передавать содержание текста.  Задачи:1.  Способствовать развитие артистических способностей.  2. Стимулировать стремление к заучиванию стихотв...

Сценарий конкурса чтецов «Заглянула Осень в сад»

Основные цели: - поддержка талантливых одаренных детей дошкольного  возраста;- формирование культуры поведения детей на конкурсных мероприятиях;- повышение качества образовательной работы с ...

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе чтецов «Золотая осень!»

Конкурс направлен на создание условий для познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей, выявления лучших чтецов среди детей, предоставления им возможности для самовыражения....