«Чудо-книжка» как многофункциональное средство образовательной деятельности с детьми ОВЗ
методическая разработка (средняя группа)

Зольникова Ольга Владимировна

Одним из актуальных способов работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, многофункциональные  развивающие пособия.  Пособия могут быть использованы для детей разных возрастов, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходят  также  и  для работы с детьми ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_chudo-knizhka.docx762.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудо-книжка» как  многофункциональное  средство

образовательной  деятельности  с  детьми  ОВЗ

Актуальность.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с младшего возраста.  

Одним из актуальных способов работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, многофункциональные  развивающие пособия.  Пособия могут быть использованы для детей разных возрастов, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходят  также  и  для работы с детьми ОВЗ.

Цель  -  развитие познавательных процессов детей 3-5 лет.

Задачи:

  •  Продолжать знакомить детей с различными эмоциями человека
  •  Совершенствовать навыки счета в пределах 5-ти.
  • Формировать  у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;
  • Закрепить умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);
  • Закрепить знания о величине, форме, цвете предметов;
  • Закрепить  умения классифицировать предметы по общим признакам, по форме;
  • Закрепить знания детей о временах года;
  • Развивать  связную   речь,  активизировать словарный запас;
  • Закрепить знания ПДД.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материалы и оборудование:  Папка в твердом переплете.  Картон 8ш. Размер 30*28см.  Однотонная фланелевая ткань пастельных оттенков.  Фетр различных цветов и плотности.  Клей строительный  (используется для фиксации различных деталей на страницах).  Липучка для  скрепления съёмных элементов на странички книги.  Различные пуговицы, пришивные крючки, кнопки, бисер.

            

Содержание  деятельности

Преимущества. Развивающая чудо-книжка имеет ряд преимуществ над остальными развивающими вещами и простыми книгами:

  • на страницах отсутствует типографская краска;
  • для ее создания используются натуральные ткани и материалы;
  • книжка в  твердом переплете устойчива на  любой поверхности,  что  удобно  для демонстрации  страниц в вертикальном положении  при  организации  образовательной  деятельности;
  • одна книга может содержать множество развивающих предметов (например, пуговицы, застежки, молнии, шнуровки, крючки).

Предназначение.  Развивающая  чудо-книжка предназначена для развития ребенка дошкольного возраста. Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам – эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Познакомит с цветом, формами и величиной, научит считать, различать времена года, погоду и т.д. Книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.

Функционал  по  образовательным  областям. Книга охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования:

  • Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  •  Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.
  • Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.
  • Художественно- эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
  • Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Дидактический материал в книге можно дополнять персонажами, тем самым расширять познавательный интерес. На каждой станице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать  - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Этапы изготовления  развивающей чудо-книжки

Книга сшита из ткани; иллюстрации, изготовлены из фетра в форме аппликаций. Бусины, пуговицы, крючки, кнопки, люверсы, ленточки крепко пришиты. Книга квадратной формы, форматом 30 см на 28 см. Книга состоит из 16 страниц.

Этапы:

  1. Определяем  концепцию книги и возрастом на который она рассчитывается
  2. Продумываем наполнение страничек
  3. Подбираем необходимые материалы
  4. Подготавливаем странички
  5. Вырезаем все необходимые заготовки
  6.  Заполняем странички
  7. Собираем страницы книги воедино

 Определяем  тему книги

Изначально нужно определиться, о чем будет книга, на какой возраст она будет рассчитана, какие развивающие и игровые элементы хотелось бы в ней разместить.

Собираем идеи для страничек развивающей книги

В качестве выкроек мы использовали детские раскраски. Распечатали их в нужном размере, вырезали и использовали как шаблон. Дополнительно к этому, смотрели готовые книжки/странички других мастеров.

Выбираем размер страничек будущей книжки

Определившись с  содержанием нашей книги, необходимо определиться какого она будет размера. Для своей книги мы выбрали размер 30см.*28см.

Изготовление  страниц

 Из картона вырезаем заготовку странички.  Шьем из фланели чехол в виде наволочки и одеваем на картон. В итоге, у Вас должна получится достаточно жесткая страничка.

Страничка готова, теперь можно начинать творить!

Наполнение  страниц  содержимым

Далее мы вырезаем  необходимые детали, фигуры.

                                                      

                   

Пришили  и приклеили  их на страницы книги, собирая единые композиции, игры, сюжеты сказок и т.д.

                                                                                                                   

     После того как все странички были готовы,  мы их собрали в единую книжку и скрепили между собой.

     Для оформления обложки использовали  термонаклейки «утята», которые  приклеили на обложку. Название вырезано из бархатной бумаги.

Работать с пособием легко и удобно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книжку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское познавательно — развивающее пособие «Чудо – книжка»

В данном авторском познавательно – развивающем пособии, представлены элементы из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в ...

Время читать. «Чудо-книжки – чудо-детям»

На русских народных сказках воспитано не одно поколение детей. Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, беско...

Методическая разработка «По страницам "Чудо-книжки» (Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»

Цель: уточнить правильное произнесение звука С в словах.Задачи:- автоматизировать звук С;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...

«Чудо-книжку открываю…»

laquo;Чудо-книжку открываю…» (лэпбук «Азбука лепки» как форма совместной деятельности взрослых и детей при реализации образовательной области «Художественно-эстетическо...

Дидактическое пособие «Чудо – книжка»

Благодаря этой книжке дети могут познавать мир и развивать мелкую моторику одновременно. Приобретать навыки обращения с пуговицами, кнопками, липучками. Сюжет каждой странички разнообразный и понятный...

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 3-7 лет «Чудо – книжки»

Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитиюдошкольников 3-7 лет«Чудо – книжки»...