«Чудо-книжка» как многофункциональное средство образовательной деятельности с детьми ОВЗ
методическая разработка (средняя группа)
Одним из актуальных способов работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, многофункциональные развивающие пособия. Пособия могут быть использованы для детей разных возрастов, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходят также и для работы с детьми ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_chudo-knizhka.docx | 762.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Чудо-книжка» как многофункциональное средство
образовательной деятельности с детьми ОВЗ
Актуальность. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с младшего возраста.
Одним из актуальных способов работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, многофункциональные развивающие пособия. Пособия могут быть использованы для детей разных возрастов, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, подходят также и для работы с детьми ОВЗ.
Цель - развитие познавательных процессов детей 3-5 лет.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с различными эмоциями человека
- Совершенствовать навыки счета в пределах 5-ти.
- Формировать у детей понятий один, много, мало, ни одного, маленький, большой;
- Закрепить умения ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу);
- Закрепить знания о величине, форме, цвете предметов;
- Закрепить умения классифицировать предметы по общим признакам, по форме;
- Закрепить знания детей о временах года;
- Развивать связную речь, активизировать словарный запас;
- Закрепить знания ПДД.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы и оборудование: Папка в твердом переплете. Картон 8ш. Размер 30*28см. Однотонная фланелевая ткань пастельных оттенков. Фетр различных цветов и плотности. Клей строительный (используется для фиксации различных деталей на страницах). Липучка для скрепления съёмных элементов на странички книги. Различные пуговицы, пришивные крючки, кнопки, бисер.
Содержание деятельности
Преимущества. Развивающая чудо-книжка имеет ряд преимуществ над остальными развивающими вещами и простыми книгами:
- на страницах отсутствует типографская краска;
- для ее создания используются натуральные ткани и материалы;
- книжка в твердом переплете устойчива на любой поверхности, что удобно для демонстрации страниц в вертикальном положении при организации образовательной деятельности;
- одна книга может содержать множество развивающих предметов (например, пуговицы, застежки, молнии, шнуровки, крючки).
Предназначение. Развивающая чудо-книжка предназначена для развития ребенка дошкольного возраста. Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам – эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Познакомит с цветом, формами и величиной, научит считать, различать времена года, погоду и т.д. Книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.
Функционал по образовательным областям. Книга охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования:
- Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
- Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.
- Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.
- Художественно- эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
- Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.
Дидактический материал в книге можно дополнять персонажами, тем самым расширять познавательный интерес. На каждой станице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Этапы изготовления развивающей чудо-книжки
Книга сшита из ткани; иллюстрации, изготовлены из фетра в форме аппликаций. Бусины, пуговицы, крючки, кнопки, люверсы, ленточки крепко пришиты. Книга квадратной формы, форматом 30 см на 28 см. Книга состоит из 16 страниц.
Этапы:
- Определяем концепцию книги и возрастом на который она рассчитывается
- Продумываем наполнение страничек
- Подбираем необходимые материалы
- Подготавливаем странички
- Вырезаем все необходимые заготовки
- Заполняем странички
- Собираем страницы книги воедино
Определяем тему книги
Изначально нужно определиться, о чем будет книга, на какой возраст она будет рассчитана, какие развивающие и игровые элементы хотелось бы в ней разместить.
Собираем идеи для страничек развивающей книги
В качестве выкроек мы использовали детские раскраски. Распечатали их в нужном размере, вырезали и использовали как шаблон. Дополнительно к этому, смотрели готовые книжки/странички других мастеров.
Выбираем размер страничек будущей книжки
Определившись с содержанием нашей книги, необходимо определиться какого она будет размера. Для своей книги мы выбрали размер 30см.*28см.
Изготовление страниц
Из картона вырезаем заготовку странички. Шьем из фланели чехол в виде наволочки и одеваем на картон. В итоге, у Вас должна получится достаточно жесткая страничка.
Страничка готова, теперь можно начинать творить!
Наполнение страниц содержимым
Далее мы вырезаем необходимые детали, фигуры.
Пришили и приклеили их на страницы книги, собирая единые композиции, игры, сюжеты сказок и т.д.
После того как все странички были готовы, мы их собрали в единую книжку и скрепили между собой.
Для оформления обложки использовали термонаклейки «утята», которые приклеили на обложку. Название вырезано из бархатной бумаги.
Работать с пособием легко и удобно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книжку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторское познавательно — развивающее пособие «Чудо – книжка»
В данном авторском познавательно – развивающем пособии, представлены элементы из нестандартных материалов для игровой деятельности детей, направленной на освоение ими сенсорных эталонов. Применение в ...
Время читать. «Чудо-книжки – чудо-детям»
На русских народных сказках воспитано не одно поколение детей. Простые на первый взгляд сюжеты народных сказок воспитывают в детях очень важные качества: честность, трудолюбие, забота о ближнем, беско...
Методическая разработка «По страницам "Чудо-книжки» (Автоматизация звука С в словах с использованием многофункционального дидактического пособия»
Цель: уточнить правильное произнесение звука С в словах.Задачи:- автоматизировать звук С;-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласова...
«Чудо-книжку открываю…»
laquo;Чудо-книжку открываю…» (лэпбук «Азбука лепки» как форма совместной деятельности взрослых и детей при реализации образовательной области «Художественно-эстетическо...
Дидактическое пособие «Чудо – книжка»
Благодаря этой книжке дети могут познавать мир и развивать мелкую моторику одновременно. Приобретать навыки обращения с пуговицами, кнопками, липучками. Сюжет каждой странички разнообразный и понятный...
Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитию дошкольников 3-7 лет «Чудо – книжки»
Методическая разработка Учебно-методический комплект мягких развивающих пособий по познавательному развитиюдошкольников 3-7 лет«Чудо – книжки»...