Программа этнокультурного развития в ДОУ
статья
ПРОГРАММА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.
Организация этнокультурного образовательного процесса складывалась, да и сейчас складывается в большей мере стихийно по всем его компонентам - целеполаганию, содержанию, формам, методам работы. Получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном учебно-образовательном процессе. Выделение основных воспитательных и учебных форм, через которые реализуются основные цели и содержание этнокультурного образования, являются главным ориентиром на системную организацию всего образовательного учреждения.
Этнокультурное образование предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, поэтому наряду с мордовской народной культурой мы знакомим детей и с русской культурой.
Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя.
Образовательная цель состоит в том, чтобы приобщить детей по всем видам национального искусства - от архитектуры - до живописи; от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно так представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Степенью новизны проекта является усовершенствование воспитательно-образовательного процесс а при соблюдении главного общедидактического принципа: интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи,различные игры).
Теоретической базой наряду с комплексной программой «Детство» и программой «Мы в Мордовии живём» использовались и другие методические разработки и современные технологии.
Цель - способствование созданию условий, обеспечивающих воспитание этнической идентичности в условиях детского образовательного учреждения и формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- воспитывать любовь к малой Родине через приобщение к традициям
своего народа;
- воспитывать уважение к своей семье;
-воспитывать гуманность, милосердие, культуру мыслей и поведения;
- вести просветительскую работу среди родителей по вопросам возрастной
психологии и духовно-нравственного воспитания.
Идея программы.
Анализ современной психолого- педагогической литературы показал, что формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение.
Главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно-образовательной работы. В данном процессе создаются условия для целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.
Педагогическая идея: изменения в воспитательно-образовательном процессе заключаются в формировании интереса к русскому искусству и к русскому народу, желание глубже узнать культуру русского народа, обогащении знания детей о родном крае, воспитания у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц).
Таким образом, педагогическая идея программы заключается в необходимости создания системы работы дошкольного образовательного учреждения по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающей воспитание этнической идентичности в условиях детского образовательного учреждения и в семье посредством формирования познавательных представлений об этнических иэстетических идеалах мордовского народа, эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, а также через овладение поведенческими нормами, принятыми в обществе, что позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Применяемые средства обучения: подбор и анализ в соответствии с тематикой проекта, фотографирование, блиц-опрос среди детей по данной тематике, посещение музеев, библиотек, совместная работа с родителями в их синкретическом единстве являются оптимальными и эффективными.
Внедрением программы педагог добивается следующих результатов: проявление у детей интереса к народной культуре, пополнение знаний детей о народной культуре родного края, достижение хороших результатов в творческом и интеллектуальном развитии детей, расширение кругозора детей и уважительное отношение к истории и традициям своего края, гармоническое развитие каждого ребенка путем знакомства с лучшими образцами народного искусства.
В результате реализации программы дети, попадая в ситуацию творчества, естественно сами становятся творцами. Они, совместно с родителями, делают иллюстрации к сказкам, рисунки по личным впечатлениям, мастерят различные подделки. Работа по проекту демонстрируется на районных и республиканских конференциях, мастер-классов, методических объединениях.
Нами также были определены принципы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей, а именно:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;
- во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей в разнообразные художественно- творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- в-четвертых, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета ихиндивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
- в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
- в-шестых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.
Для достижения результатов используем следующие виды деятельности:
-проведение тематических занятий
- изучение местного фольклора и использование его в воспитательной деятельности;
-сотрудничество с краеведческим музеемшколы
-встречи с интересными людьми, знающими историю села и района;
-участие в конкурсах творческих работ, рисунков
-проведение экскурсий,
-исследовательская деятельность.
Этадеятельность осуществляется через работу творческой группы воспитателей.
Структура программы.
Работа по созданию системы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста была условно разделена на 3 этапа:
1 этап - аналитический - определение уровня работы дошкольного образовательного учреждения; про ведение констатирующего эксперимента по проблеме «Формирование этнокультурных компонентов в условиях дошкольного образовательного учреждения», диагностика воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработка экспериментальной комплексно-целевой программы, организация повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с тематикой эксперимента.
2 этап - экспериментально-поисковый - составление конкретного плана деятельности, публикация материалов в методических изданиях, разработка и апробация авторских методик и технологий.
3 этап - рефлексивно обобщающий, преобразовательный - проверка эффективности использования технологий в воспитания дошкольников, отработка системы специально созданных педагогических условий (содержательно-целевых, организационно- структурных, операционально-технологических), которые будут способствовать развитию личности каждого ребенка, создание банка диагностических и корректирующих методик.
Для решения данных задач предлагаем следующий перспективный план. Начиная с младшей группы, во второй половине дня в течение 20-30 минут проводится работа по ознакомлению детей с родной страной:
-Беседы и разговоры с детьми
-Работа с картой Республики Мордовии и России
-Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин
-Экскурсии и целевые прогулки
-Чтение художественной литературы
-Продуктивные виды деятельности
-Индивидуальные и коллективные (рисование, лепка, аппликация)
-Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Планируемая работа разделена на четыре раздела.
- «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
- Как чуден наш язык родной.
- Быт и традиции.
- Венок дружбы.
Первые представления о малой родине, которые ребенок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быте людей разных национальностей. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста.
Литература
1. Князева ОЛ. ,Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; программа. Учебно-методическое пособие, СПб: «Детство - Пресс», 2012г.
2. Бударина т.А., Корепановао.н. «Знакомство детей с русским народным творчеством». СПб: «Детство - Пресс», 2013г.
3. Комарова Т.с. «Народное искусство в воспитании дошкольников». М.: - 2016г.
4. Пугачева Н.В. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие. М.: 2015г.
5. Лунина Г.В. «Воспитание детей в традициях русской культуры –М.: ЦГЛ, 2014г.
6. Исайкина А.И. «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях». Республика Мордовия, Саранск, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ
В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от системы образования как действенного института этнической социализации. Формирование этнической культуры, этнической идентичности как результата этнической социализации в процессе реализации педагогического потенциала народной культуры в российском образовании является одним из важных направлений современной педагогической деятельности. При этом важно научить подрастающее поколение, наряду с развитием собственной национальной культуры, понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения других народов.
Организация этнокультурного образовательного процесса складывалась, да и сейчас складывается в большей мере стихийно по всем его компонентам - целеполаганию, содержанию, формам, методам работы. Получая общие рекомендации о том, что надо делать, и не зная, как это реализовать, педагоги испытывают затруднения с формированием и развитием этнокультурной системы в целостном учебно-образовательном процессе. Выделение основных воспитательных и учебных форм, через которые реализуются основные цели и содержание этнокультурного образования, являются главным ориентиром на системную организацию всего образовательного учреждения.
Этнокультурное образование предполагает введение ребенка изначально в родную для него культуру, поэтому наряду с мордовской народной культурой мы знакомим детей и с русской культурой.
Развитие личности ребенка - дошкольника как носителя народной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции мы лучше узнаем самих себя.
Образовательная цель состоит в том, чтобы приобщить детей по всем видам национального искусства - от архитектуры - до живописи; от пляски, сказки и музыки до театра.
Именно так представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.
Степенью новизны проекта является усовершенствование воспитательно-образовательного процесс а при соблюдении главного общедидактического принципа: интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи,различные игры).
Теоретической базой наряду с комплексной программой «Детство» и программой «Мы в Мордовии живём» использовались и другие методические разработки и современные технологии.
Цель - способствование созданию условий, обеспечивающих воспитание этнической идентичности в условиях детского образовательного учреждения и формирование этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- воспитывать любовь к малой Родине через приобщение к традициям
своего народа;
- воспитывать уважение к своей семье;
-воспитывать гуманность, милосердие, культуру мыслей и поведения;
- вести просветительскую работу среди родителей по вопросам возрастной
психологии и духовно-нравственного воспитания.
Идея программы.
Анализ современной психолого- педагогической литературы показал, что формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста является проблемой, имеющей социальное и научное значение.
Главным условием формирования этнокультурной компетентности является создание системы воспитательно-образовательной работы. В данном процессе создаются условия для целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре, воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.
Педагогическая идея: изменения в воспитательно-образовательном процессе заключаются в формировании интереса к русскому искусству и к русскому народу, желание глубже узнать культуру русского народа, обогащении знания детей о родном крае, воспитания у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц).
Таким образом, педагогическая идея программы заключается в необходимости создания системы работы дошкольного образовательного учреждения по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста, обеспечивающей воспитание этнической идентичности в условиях детского образовательного учреждения и в семье посредством формирования познавательных представлений об этнических иэстетических идеалах мордовского народа, эмоциональной включенности ребенка в этот процесс, а также через овладение поведенческими нормами, принятыми в обществе, что позволит ребенку усвоить свое культурное наследие, приобрести чувство национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества.
Применяемые средства обучения: подбор и анализ в соответствии с тематикой проекта, фотографирование, блиц-опрос среди детей по данной тематике, посещение музеев, библиотек, совместная работа с родителями в их синкретическом единстве являются оптимальными и эффективными.
Внедрением программы педагог добивается следующих результатов: проявление у детей интереса к народной культуре, пополнение знаний детей о народной культуре родного края, достижение хороших результатов в творческом и интеллектуальном развитии детей, расширение кругозора детей и уважительное отношение к истории и традициям своего края, гармоническое развитие каждого ребенка путем знакомства с лучшими образцами народного искусства.
В результате реализации программы дети, попадая в ситуацию творчества, естественно сами становятся творцами. Они, совместно с родителями, делают иллюстрации к сказкам, рисунки по личным впечатлениям, мастерят различные подделки. Работа по проекту демонстрируется на районных и республиканских конференциях, мастер-классов, методических объединениях.
Нами также были определены принципы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей, а именно:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей отборе художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством;
- во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей в разнообразные художественно- творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
- в-четвертых, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета ихиндивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми;
- в-пятых, на основе широкого включения выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
- в-шестых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно ни проявлялось.
Для достижения результатов используем следующие виды деятельности:
-проведение тематических занятий
- изучение местного фольклора и использование его в воспитательной деятельности;
-сотрудничество с краеведческим музеемшколы
-встречи с интересными людьми, знающими историю села и района;
-участие в конкурсах творческих работ, рисунков
-проведение экскурсий,
-исследовательская деятельность.
Этадеятельность осуществляется через работу творческой группы воспитателей.
Структура программы.
Работа по созданию системы работы дошкольного образовательного учреждения по формированию этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста была условно разделена на 3 этапа:
1 этап - аналитический - определение уровня работы дошкольного образовательного учреждения; про ведение констатирующего эксперимента по проблеме «Формирование этнокультурных компонентов в условиях дошкольного образовательного учреждения», диагностика воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, разработка экспериментальной комплексно-целевой программы, организация повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с тематикой эксперимента.
2 этап - экспериментально-поисковый - составление конкретного плана деятельности, публикация материалов в методических изданиях, разработка и апробация авторских методик и технологий.
3 этап - рефлексивно обобщающий, преобразовательный - проверка эффективности использования технологий в воспитания дошкольников, отработка системы специально созданных педагогических условий (содержательно-целевых, организационно- структурных, операционально-технологических), которые будут способствовать развитию личности каждого ребенка, создание банка диагностических и корректирующих методик.
Для решения данных задач предлагаем следующий перспективный план. Начиная с младшей группы, во второй половине дня в течение 20-30 минут проводится работа по ознакомлению детей с родной страной:
-Беседы и разговоры с детьми
-Работа с картой Республики Мордовии и России
-Рассматривание альбомов, иллюстраций, картин
-Экскурсии и целевые прогулки
-Чтение художественной литературы
-Продуктивные виды деятельности
-Индивидуальные и коллективные (рисование, лепка, аппликация)
-Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Планируемая работа разделена на четыре раздела.
- «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»
- Как чуден наш язык родной.
- Быт и традиции.
- Венок дружбы.
Первые представления о малой родине, которые ребенок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быте людей разных национальностей. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста.
Литература
1. Князева ОЛ. ,Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; программа. Учебно-методическое пособие, СПб: «Детство - Пресс», 2012г.
2. Бударина т.А., Корепановао.н. «Знакомство детей с русским народным творчеством». СПб: «Детство - Пресс», 2013г.
3. Комарова Т.с. «Народное искусство в воспитании дошкольников». М.: - 2016г.
4. Пугачева Н.В. «Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста». Учебное пособие. М.: 2015г.
5. Лунина Г.В. «Воспитание детей в традициях русской культуры –М.: ЦГЛ, 2014г.
6. Исайкина А.И. «Обучение детей мордовским (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях». Республика Мордовия, Саранск, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...

Программа " ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОУ"
Материал будет интересен воспитателям и другим педагогическим работникам...

Программа «Этнокультурный компонент в ДОУ в рамках реализации Национального проекта «Образования»
МБОУ –Питлярская СОШ «Образовательный центр» Программа«Этнокультурный компонент в ДОУ врамках реализации Национальногопроекта «Образования&ra...

Программа этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста "Неугасимый Свет Родной Земли"
Воспитание истинного патриота своей страны начинается с воспитания в ребенке с малых лет любви к своей малой Родине: к своей деревне или поселку, к своему городу, к своей Республике. Любовь зарождаетс...

аналитическая справка о работе по программе этнокультурного казачьего компонента в доу за 2023-2024 учебный год
изложен материал о работе за учебный год по программеэтнокультурного казачьего компонента...