Перспективный план по ознакомлению с родным краем
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Перспективный план
по
ознакомлению с историей и культурой родного края
Подготовительная группа
Подготовила: воспитатель Галиуллина Ф.М.
Тема | Содержание | Образовательные области |
Сентябрь «Мой город – Нефтеюганск» | Рассматривание альбома « Мой город – Нефтеюганск» - продолжать знакомить детей с историей возникновения города, формировать интерес к малой родине, воспитывать любовь к родному городу. Знакомство с символами города – познакомить детей с гербом и флагом города, их значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам. Экскурсия на городскую площадь. Подготовка города к дню нефтяника - познакомить детей с центральной площадью города, рассмотреть украшения на улице, посмотреть, как город готовиться к празднику, воспитывать любовь к родному городу, желание поддерживать чистоту и порядок в нём. Коллективная аппликация «Наш город» - учить передавать строение и части современной архитектуры нашего города путём сочетания многоугольников разной величины, воспитывать уважение к труду строителей. Посещение выставки в городской библиотеке «День рождения родного города» - познакомить с людьми, которые строили город, с историей образования города, воспитывать чувство гордости за своих земляков. Просмотр презентации о городе – обогащать знания о городе, его достопримечательностях, его красоте, воспитывать желание поддерживать чистоту в городе. Чтение стихотворений о городе – познакомить детей с творчеством нефтеюганских поэтов, воспевающих родной город, его северную красоту. Дидактическая игра «Узнай по описанию» - закреплять представления о достопримечательностях города, развивать внимание, память, речь-доказательство. Составление творческого рассказа на тему «За что я люблю свой город» - развивать стремление рассказывать о городе из личного опыта, строить правильные предложения, воспитывать чувство гордости за свой город, людей живущих в нём. Беседа «Любимый город» - формировать интерес детей к родному городу, малой родине, её достопримечательностям, развивать стремление узнать историю своего города; дать представление о труде людей по освоению Севера; значимых событиях города; воспитывать чувство гордости за свой город, людей живущих в нём. НОД ФЦКМ «Мой город» - Расширить и уточнить представления детей о Родине на основе знакомства с городом, где дети живут. Познакомить детей с географическим расположением города, природными ресурсами, его экономическим значением, трудом людей, социальной сферой ,архитектурными особенностями. Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своём городе, бережное отношение к природе. Пальчиковая гимнастика «Город» (В нашем городе красивом, есть спорт. залы, магазины, школы, садики, аптеки и библиотеки. Город наш Нефтеюганском зовётся – хорошо нам в нём живётся). | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие |
Октябрь «Элементарные географические сведения о расположении города, округа» | Рассматривание физической карты ХМАО-Югры - расширять представление детей о местоположении Югры на карте страны, её городах, географическом расположении г.Нефтеюганска в ханты-мансийском крае; воспитывать любовь к родному краю. Знакомство с символами ХМАО-Югры – познакомить детей с гербом и флагом округа, их значением; воспитывать уважительное отношение к государственным символам. Создание карты округа – отметить на ней столицу края, г. Нефтеюганск, полезные ископаемые, животный и растительный мир; воспитывать любовь к родному краю. Беседа «Природные богатства края» - расширять представление детей о природе( различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам ), значении природных богатств ХМАО – Югры в жизни людей; полезных ископаемых, климатических условиях края; воспитывать любовь к родному краю. Проект «Наш край – Югра» - развивать познавательный интерес к истории края; формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю. Рассказ воспитателя о народах населяющих территорию Югры – расширять знания детей о своеобразии жизни и быта И коренных народов Севера ( ханты и манси ), о некоторых предметах бытового окружения народов ханты и манси; воспитывать уважительное отношение к ним. «Река времени» (путешествие в прошлое города и края) – развивать познавательный интерес к исследованию, к истории города и округа, к изменениям в жизни людей. Продуктивная деятельность: рисование герба и флага города и округа – закрепить знание о символах и их значении. Презентация «Югра» - расширять представление детей о крае, в котором живём; о достопримечательностях, значимых событиях региона, воспитывать уважительное отношение и любовь к родному краю. | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие |
Ноябрь «Наш край славен трудом» | Беседа «Что мы знаем о труде нефтяников» - продолжать знакомить детей с трудом нефтяников, о пользе их труда, о важности их труда для города, всей страны; воспитывать уважение к профессии нефтяника, гордость за своих земляков. Аппликация «Буровая вышка» - учить детей передавать в аппликации буровую вышку; развивать творческие способности; воспитывать уважение к труду нефтяников. Рассматривание альбома «Профессии моих родителей» - развивать интерес к профессиям родителей; воспитывать чувство гордости за их труд. Рисование «Кем хочу быть, когда вырасту» - развивать художественные навыки; учить изображать профессию в рисунке; воспитывать желание получить информацию о профессии. Беседа «Предметы труда жителей Югры» (прошлое и настоящее) – учить детей сравнивать старинные и современные орудия труда; развивать интерес к познанию. Рассказ воспитателя «Основные занятия коренных жителей Югры» – развивать интерес к быту и труду коренных жителей; воспитывать уважение к их труду. Презентация «Первопроходцы» - развивать интерес к истории края, труженикам-первооткрывателям нефтепромысла; воспитывать гордость за их труд. Дидактическая игра «Кем быть» - расширять представление о профессиях и их пользе для людей; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Парикмахерская», «Аптека», «Больница», «Строители» - развивать умение обогащать сюжет игры, используя накопленные знания о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. Рассматривание альбома «Нефтяные короли» - обогащать знания детей о профессии нефтяника, их нелёгком труде; воспитывать уважение к ним. | Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Познавательное развитие |
Декабрь «Природа Югры. Мы – дети природы» | Беседа «Чем богат наш северный край» - расширять и обогащать знания детей о богатстве родного края (газ, нефть, пушнина, древесина, грибы, ягоды, рыба, орехи ); учить детей быть внимательными и бережными к окружающему их богатству; воспитывать любовь к краю. Творческая игра «Что увидели в лесу» - обогащать знаниями детей о природе родного края, развивать любознательность; воспитывать любовь к родному краю. НОД ФЦКМ «Живая и неживая природа Югры. Заповедные места Югры. Красная книга» - Познакомить детей с особенностями природных условий тайги, с заповедными местами Югры. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Развивать интерес к познанию природы родного края. Формировать убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. НОД Развитие речи. Составление рассказа по предметным картинкам: «Животные тайги» - Развивать у детей внимание, монологическую речь. Учить составлять описательные рассказы о животных по предметным картинкам (по плану). Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Воспитывать умение слушать друг друга, дополнять рассказы товарищей. НОД ФЦКМ «Жизнь коренных народов Югры» - расширять представления детей о природе Севера, его животном и растительном мире; дать представление о северном олене (это домашнее животное, на оленях люди ездят на нартах, их мех используется для одежды, а мясо для еды; на Севере люди занимаются оленеводством); продолжать знакомить детей с национальными сказками народов Севера; уточнить понимание смысла слов: чум, тайга, тундра, мох. «Народный календарь ханты» – познакомить детей с календарём ханты и названиями месяцев. Чтение познавательной литературы о природе региона – развивать любознательность, желание узнавать новое о жизни животных, растений. Рассматривание фотографий, иллюстраций «Югра – наш дом» - развивать интерес к природе Югры; воспитывать любовь к родному краю. Выставка поделок к юбилею округа «Югорский край вчера, сегодня, завтра» - совместных работ детей и родителей. Аппликация «Царство диких зверей Югра» - развивать у детей умение мыслить нестандартно при выполнении нового вида аппликации - освоить с ребятами новый прием аппликации, вклеивании силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки»; воспитывать интерес к природе родного края, расширять кругозор. Лепка «Кто живёт в родном лесу» - развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук; формировать умение самостоятельно определять способ лепки (цилиндр, конус, овал), передавать несложные движения воспитывать интерес к совместной работе, сотрудничеству. Рисование «Животные Югры» - развивать умение соотносить животных по величине; учить детей рисовать фигуры животных в разных позах из овала, завитка и дуги; закреплять технические навыки прорисовки мелких деталей; воспитывать любовь и уважение к животным родного края. Подвижная игра «У оленя дом большой» - упражнять детей в умении действовать по сигналу, согласно тексту; развивать ловкость движений. Коллективный коллаж «Югра» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов и техник в работе; воспитывать взаимовыручку. | Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие |
Январь «Декоративно - прикладное искусство» | Рассматривание альбома «Прикладное искусство народов Севера» - познакомить детей с предметами, которые изготавливают коренные жители; дать представление о материале, из которого они изготовлены; воспитывать чувство гордости за красоту, созданную трудом; учить беречь предметы рукотворного мира. Беседа «Орнаменты ханты и манси» - познакомить детей с национальными узорами коренных народов края; воспитывать уважение к традициям и обычаям жителей Севера. Рассказ воспитателя «Национальная одежда» - обогатить знания детей о летней и зимней одежде коренных жителей края; рассмотреть узоры и материалы из которых они изготовлены. Настольная игра «Волшебные клеточки» - развивать умение детей составлять национальный узор по клеточкам, ориентироваться на листе бумаги в клеточку. Рисование узоров Ханты и Манси - расширять знания детей о хантыйских орнаментах на одежде; воспитывать интерес к народному творчеству. Презентация «Умельцы Севера» - воспитывать уважение к народным традициям и промыслам ханты и манси. Составление рукотворного альбома «Северные узоры» - развивать творчество детей, интерес к народным узорам ханты и манси; воспитывать желание составлять альбом своими руками. | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие |
Февраль «Жители Югры, их занятия и традиции» | Экскурсия в краеведческий музей «Жизнь и быт коренных жителей Севера» (рассматривание экспонатов) - познакомить детей с предметами народного быта коренных жителей Югры. Беседа «Предметы труда народов Ханты и Манси» (сравнение старинных и современных орудий труда) – обогатить знания детей об орудиях труда коренных жителей Югры, учить находить сходство и отличие старинных и современных орудий труда. Экскурсия в библиотеку – познакомить детей с художественной, краеведческой и познавательной литературой о родном крае. Воспитывать бережное отношение к книге. Создание коллективного коллажа «Поселение хантов» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов и техник в работе; воспитывать взаимовыручку. Выставка краеведческого и познавательного материала о родном крае – развивать познавательный интерес детей. Чтение художественной литературы - формировать устойчивый интерес к творчеству коренных жителей ХМАО – Югры. Создание макета «Поселение хантов» - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать взаимовыручку, развивать интерес к совместному творчеству. Сюжетно – ролевая игра «Мы археологи» - раскрыть смысл деятельности археологов, закрепить и обогатить знания детей об орудиях труда и о некоторых предметах бытового окружения народов ханты и манси. Воспитывать интерес к образу жизни коренных народов Югры. Рассказ воспитателя об основных занятиях и обрядовых праздниках народов ханты и манси – обогатить знания детей о традициях коренных жителей Югры, воспитывать интерес к жизни и быту народов ханты и манси. Рассматривание альбома «Куклы и игрушки Агана» - развивать интерес к народно-прикладному искусству коренных жителей. Мастер – класс для родителей «Куклы Агана» - познакомить родителей с техникой изготовления национальной игрушки народа ханты, привлечь родителей совместно с детьми к изготовлению кукол, развивать творчество детей и родителей, воспитывать у детей интерес к предметам быта народа ханты. Подвижная игра «Перепрыгни через нарды» - обогатить словарь детей словом «нарды», упражнять в прыжках, развивать интерес к играм народов ханты и манси. | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие |
Март «Знакомство с культурным наследием края» Апрель «Сохраним природу края» | Экскурсия в художественную галерею «Югория» - познакомить детей с произведениями живописи художников родного края, воспитывать чувство гордости за красоту, созданную трудом мастеров. Создание альбома «Родной край глазами детей» (рисунки детей) – развивать творчество детей, воспитывать любовь к родному краю. Чтение произведений Югорских писателей - формировать устойчивый интерес к творчеству писателей Югры. Выставка детских работ «На северных просторах» (поделки из природного материала) - развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать любовь к родному краю. Прослушивание музыкальных произведений народов ханты и манси – развивать у детей интерес к музыкальному творчеству народов ханты и манси. Театрализация хантыйской сказки «Зайчишка» - развивать у детей стойкий интерес к литературному творчеству хантыйского народа. Вечер загадок – познакомить детей с хантыйскими и мансийскими народными загадками, упражнять в отгадывании, развивать сообразительность. Создание мини музея прикладного искусства народов ханты и манси (предметы из бересты, украшения, различные предметы одежды и т.д.) – развивать интерес к различным предметам быта коренных жителей Югры, упражнять детей в создании различных коллекций. Рассматривание «Красной книги» Югры – закрепить с детьми представления о «Красной книге», её назначении, воспитывать бережное отношение к исчезающим видам растений родного края. Создание «Красной книги» региона – Сигнал опасности! – воспитывать желание оказывать посильную помощь в охране редких животных, птиц, растений нашего края. Рассказ воспитателя о заповедных местах края – дать детям представление о том, что такое «заповедник», как он устроен, по каким правилам живет. Обогащать знания детей о растительном и животном мире родного края, воспитывать бережное отношение к природе. Рассказ воспитателя о водоемах родного края – познакомить детей с названиями некоторых рек и озер земли Югорской, об их обитателях (рыбах), об охранной деятельности по сохранению водоемов и их обитателях. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Просмотр презентации «Малая Сосьва» - познакомить детей с заповедными местами родного края, воспитывать бережное отношение к природе. Экологическая акция «Сохраним землю чистой» (создание и распространение по микрорайону листовок экологической направленности) – воспитывать заботливое отношение к окружающей природе города, родного края. Выставка поделок из бросового материала – развивать творчество детей, способствовать использованию детьми различных материалов в работе; воспитывать взаимовыручку. Презентация «Чистый город начинается с себя» - формировать заботливое отношение к своему городу. Разработка экологических знаков – развивать творческое мышление, воображение, формировать бережное отношение к природе родного края. Решение проблемных ситуаций природоохранного характера – развивать у детей сообразительность, умение устанавливать причинно – следственные связи, формировать ценностное отношение к природе родного края. Исследовательская деятельность (опыты с нефтью) – обогатить представления о нефти, развивать познавательный интерес. Дидактическая игра «Хорошо – плохо» (нефть, рубка леса, лов рыбы…) – упражнять в умении устанавливать причинно – следственные связи; делать простейшие умозаключения. Подвижная игра «Ручейки – озера» - развивать интерес к играм народов ханты и манси. | Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие |
Май «Мой прадед тоже воевал» | Беседа «Этот День победы» - закрепить знания детей о том, как героически защищали свою Родину наши земляки в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к воинам, ветеранам войны; чувство гордости за страну, за её героев. Экскурсия к памятнику погибшим воинам, возложение цветов – воспитывать чувство благодарности воинам Югры, погибших за освобождение Родины. НОД ФЦКМ «Рассказ – беседа о Дне Победы» - закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Вспомнить какие памятники напоминают нам о героях. Развивать чувство патриотизма. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них. Создание презентации «Бессмертный полк» - формировать представление детей о подвигах родных в годы ВОВ. Выставка детских работ «День Победы» (рисунки) – воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к нашим землякам – героям Великой Отечественной войны. | Познавательное развитие Речевое развитие Социально – коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению детей подготовительной группы с родным краем.
Перспективный план разработан для ознакомления детей с родным городом. Он поможет распределить работу по месяцам и систематизировать свою работу....
Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)
Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного творчества посредством ознакомления с родным краем. Формирование и активизация у детей прояв...
Перспективный план по ознакомлению с родным городом
Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая ...
Перспективный план по ознакомлению с родным городом
Перспективный план по ознакомлению детей с родным городом составлен для детей старшей и подготовительной групп....
перспективный план по ознакомлению с родным городом с детьми 5-6 лет
разработан перспективный план, который поможет познакомить детей старшего дошкольного возраста со своей малой родиной...
Перспективный план по ознакомлению с Родным Кубанским краем на 2019-2020 учебный год.
План работы с детьми воспитывает любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, ее культуре и людям труда. Развивает познавательный интерес к окружающему миру своей Родины, к родной природе, к на...
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...