Региональная программа «Академия детства» авторы: Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И.. Агзамова З.А.
рабочая программа (младшая группа)

Нигаматова Ильмира Исмаиловна

 Программа «Академия детства» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждена Приказом Минобрнауки РФ №1155 от 17 октября 2013 года).Охватывает все области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ak.det_._mlad_gr.docx38.81 КБ

Предварительный просмотр:

Региональная программа «Академия детства»

авторы: Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И.. Агзамова З.А.

Программа «Академия детства» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждена Приказом Минобрнауки РФ №1155 от 17 октября 2013 года).

Цель программы: создание в дошкольной образовательной организации условий для приобщения детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры, для ознакомления с социально-экономическим, климатическим, национальным своеобразием Республики Башкортостан.

Задачи программы:

  1. Формировать у ребенка чувство любви к Родине, к своим близким.
  2. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; мотивировать желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
  3. Воспитывать уважительное отношение к культуре, к традициям, обычаям народов Башкортостана; воспитывать нравственные качества личности, такие как толерантность, доброта, отзывчивость, гордость за Родину и за трудовой народ.

Младшая группа     (3 до 4 лет)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В области «Социально-коммуникативное развитие» общение в разных видах детской деятельности помогает ребенку усвоить этические формы общения, социально-психологические позиции в системе отношений с другими людьми, формировать начала гражданственности, любви к своей семье, родной республике, большой стране и развить его самосознание на пути к становлению «Я - концепции».

   Основные цели и задачи:

Уметь замечать свои внешние особенности: видеть отличительные особенности человека (на лице, в туловище). Различать внешние особенности настроения.

Различать свое желание в игре, кормление (хочу играть, есть, гулять или не хочу).

Проявлять чуткость, заботу, любовь, внимание, понимание близким людям.

Уметь общаться со сверстниками на родном языке: делиться с игрушками, уступать товарищам, играть так, чтобы не мешать другим во время совместной деятельности, выражать эмоциональные состояния словами и без слов.

Прививать элементарные правила поведения гостеприимства (приветливо приглашать войти в дом: «проходите, пожалуйста», «садитесь, пожалуйста», помочь помыть руки теплой водой из кумгана).

Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, используя народные потешки и сказки.

Развивать игровой опыт каждого ребенка, умение выражать свое желание играть в разнообразные по содержанию игры, общаясь со сверстниками в паре, в малых группах. Расширять представления о народных играх и игрушках (игры с куклой в национальной одежде, «Испеки блинчик (коймак) для куклы Салимы», «Свари бишбармак для Булата»).

Образовательная область «Познавательное развитие»

В образовательной области «Познавательное развития» главным выступает развитие познавательного интереса в области ознакомления с историей, культурой, традициями, архитектурой и природой родного края Башкортостана. Введение элементов национальной культуры в содержание познавательно-исследовательской деятельности ребенка способствует формированию личности с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.

Основные цели и задачи:

Формировать представления детей об объектах и явлениях живой и неживой природы родного края; о диких и домашних животных; особенностях их образа жизни; необходимости заботы о них.

Формировать представления о сенсорных эталонах; цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине с учетом регионального компонента и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности.

Формировать первичные представления о себе, имени, о семье, половой принадлежности, о любимых занятиях родителей.

Формировать элементарные представления о месте, где ребенок родился, проживает (село, город). Развивать умение узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.

Расширять представления детей о ближайшем окружении детского сада, поддерживать стремление отражать их в разных видах детской деятельности.

Образовательная область «Речевое развитие»

Речевое развитие детей с учетом национально-регионального компонента включает: обучение детей на государственных и родных языках, ознакомление детей с художественной литературой разных жанров; проявление интереса к произведениям башкирского, русского и других народов, проживающих в Республике Башкортостан, устного башкирского творчества: сказкам, преданиям, легендам, пословицам, поговоркам.

Основные цели и задачи:

Развивать у ребенка интерес к общению на родном языке со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений. Учить отвечать на вопросы, касающиеся ближайшего окружения.

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на родном языке. Уточнять названия и назначения предметов одежды, обуви головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта на родном языке; учить понимать обобщающие слова. Формировать навыки использования в речи простых нераспространенных предложений и предложения с однородными членами. Формировать навыки построения небольших связных рассказов самостоятельно или с помощью педагога.

Знакомить с произведениями детских писателей и поэтов Республики Башкортостан, фольклором башкирского народа. Формировать интерес к слушанию произведений разных жанров через рассматривание иллюстраций. Учить устанавливать легко осознаваемые причинные связи в сюжете. Способствовать участию в играх драматизациях по мотивам знакомых сказок.

Способствовать использованию речи на родном языке для инициирования общения со взрослыми и сверстниками. Формировать навыки использования в речи элементарных формул (вербальными и невербальными) речевого этикета. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи на родном языке взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.

Образовательная область   «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетического развития» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами национальной культуры Республики Башкортостан.

Основные цели и задачи по изобразительной деятельности:

Развивать у детей эмоциональный отклик на произведение башкирского народного искусства; интерес к народным игрушкам.

Знакомить детей с предметами башкирского быта - игрушкой, посудой, одеждой, обувью и другими.

Упражнять в проведении прямых линий в рисовании и аппликации полотенец, дорожек, украшении подола платья, камзола и линии пересеченные вертикально и горизонтально, печатание пальцем, рисование по шаблону.

Учить лепить угощения для кукол путем скатывания (блины, бауыр- сак, сак-сак)

Знакомить с творчеством художника-графика иллюстратора Ф.Ф. Уразова (иллюстрации к наглядно-дидактическому пособию «Башкирские народные сказки и легенды»).

Вызвать интерес к его художественным произведениям иллюстрациям к башкирским народным сказкам. Развивать эстетическое восприятие, стремление любоваться изображением в книжной иллюстрации.

Основные цели и задачи по приобщению детей дошкольного возраста  к искусству Башкортостана:

Рассматривать с детьми произведения народной башкирской деревянной игрушки - матрешки. Учить узнавать башкирскую одежду матрешек: украшения камзола и платья, называть их, обыгрывая с ней простейшие сюжеты (строят домик для матрешки, рисуют, лепят лепешки, бауырсак, чак-чак).

После чтения башкирских народных сказок, потешек рассматривать иллюстрации, называть знакомые изображения, рассказывать с помощью воспитателя о том, что делают герои и какие у них красивые наряды.

Обращать внимание на форму, величину и цвет изображения, различать взрослых животных и детенышей, показывать их и рассказывать о них.

Основные цели и задачи по музыкальной деятельности:

Развивать умение слушать, различая характер башкирской музыки народных, классических, детских песен.

Сравнивать разные по звучанию народные музыкальные инструменты: курай и флейту.

Формировать элементарные вокальные певческие умения в процессе подпевания взрослому на основе национального репертуара и совместного пения, разучивать музыкальные игры и танцы, применять музыкально дидактические игры, игры импровизации и подвижные музыкальные игры.

Прививать соблюдение элементарных правил поведения в коллективной деятельности. Развивать интерес к театрально-игровой деятельности, знакомить с настольным и кукольным театром.

Образовательная область «Физическое развитие»

В образовательной области «Физическое развитие» заложены начала формирования здорового образа жизни, овладение его элементарными правилами и нормами (в двигательном режиме, питании, закаливании и другие); развития физических качеств и основных движений и представлений о народных видах спорта и подвижных игр.

Основные цели и задачи

Дать представления о своих органах, формировать навыки закаливания, заниматься утренней гимнастикой, играть на свежем воздухе, есть полезные для организма овощи и фрукты.

Развивать умения соблюдения культурно-гигиенических навыков и приучать опрятности в повседневной жизни с использованием башкирских народных потешек, прибауток, пословиц, поговорок, стихов, сказок.

Развивать двигательные навыки: ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, соблюдать координацию движений рук и ног; строится в круг, в колонну по одному.

Формировать умения отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках; ловить мяч двумя руками одновременно, закреплять

умения ползать, лазать, подражая движением разных сказочных животных, птиц.

Прививать желание участвовать в подвижных играх и выполнять правила игр.

Содержание образовательных областей  в разных видах деятельности

Вид деятельности

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Речевое развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

ОО «Физическое развитие»

Игровая

 деятельность

Дидактическая игры:                          «Кукла Салимы», «Салима кормит куклу», «Оденем куклу Салиму», «В гости к бабушке с угощением и подарками», «Найди такую же матрешку».

Сюжетные игры:

«Родные Салимы», «Салима идет в детский сад».

Сюжетно-игровые ситуации:

«Поиграем в автобус».

Хороводные игры: 

«День рождения Салимы», «Ак калас».

Музыкальные игры: «Колыбельная» народная музыка.

Игры-драматизании: настольный театр «Птичий двор», «В гостях у бабушки Салимы».

Пальчиковые игры: 

«Кот», «Петух»,

 «Лошадка», «Семья».

Дидактические игры: «Уложим куклу Салиму спать» (люлька), «Накроем стол для чая Булату» (чайная посуда), «Узнай по звучанию» (флейта, курай), «Найди атрибуты гигиены».

Сюжетная игра:

«Магазин посуды «Хазина».

Дидактическая игра с разрезными картинками:

«Собери узор для Салимы».

Дидактические игры:

«Оденем куклу Салиму» (закрепление названий элементов национальной одежды),«Угостим Булата» (знакомство с традиционными башкирскими блюдами), «Узнай и назови посуду» (закрепление названий предметов утвари-посуды), «Уложим Салиму и Булата спать» (колыбельные песни на башкирском языке).

Сюжетно-ролевые игры:

 «Семейные традиции», «Магазин национальной одежды и посуды народов Башкортостана».

Игра-упражнение:

 «Я начну, а вы закончите», «Кто я?

 (игра на родном языке на осознание социальной роли в семье).

Речевые игры:

«Назови ласково» (бабушка, мама, дочь), «Подбери правильно» (одежда и обувь д ля Салимы и Булата), «Мы пойдем в сарай к дедушке» (предложения с однородными членами), «Что означает твое имя?».

Игра-путешествие:

 «Путешествие в прошлое посуды» (знакомство с деревянной посудой).

Настольная игра: 

«Составь башкирский узор».

Игра-Фантазирование:

ТРИЗ «Секрет бабушкиного сундука».

Игры-имитации: 

«Волк», «Лиса», «Кошка» на основе знакомых башкирских народных сказок.

Драматизация башкирской потешки

«Расти сынок, расти сынок», стихотворения

К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята».

Решение проблемных ситуаций:

 «Надо полить цветы, но нет лейки. Как полить цветы?», «Скоро Новый год. Есть елка, а игрушки купить забыли. Чем украсить елку?».

Театрально-игровые этюды: упражнение «Где были не скажем, что делали - покажем».

Игра-фантазия: 

«Что может случиться, если...».

Дидактическая игра с разрезными картинками: «Собери узор».

Игра режиссерская:

 «Мы музыканты».

Игра-импровизация:

 «Игра на музыкальных инструментах».

Игра-фантазирование: «Если б я был дирижером

Коммуникативная деятельность

Беседа по содержанию стихотворений: 

«Кукла обиделась», «Мои любимые игрушки».

Игровые ситуации: 

«Этикет Салимы и Булата за столом», «Салима у бабушки в гостях».

 Диалог: 

«Давай познакомимся», «Давайте подружимся».

Сюжетная игра: «Приглашаем гостей», «День рожденье куклы Салимы».

Рассказывание башкирской народной сказки 

«Жадный богач и Зиннят агай», «Пчелы и медведь».

Беседа по рассказу

 А. Ихсана «Мамина благодарность».

Беседа из серии картин «Булат одевается на прогулку».

Рассматривание иллюстрации

«На огороде» художника И.М. Салимгареева.

Беседа по содержанию стихотворения

М. Сюндюкле «Синица».

Рассматривание альбома 

«Лекарственные растения одуванчики».

Свободное общение на родном языке со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений.

Специальное моделирование ситуаций  общения: 

«Разговор Салимы и Булата» (игра на формирование в речи элементарных формул речевого этикета на родном языке).

Коммуникативные игры:

 «Обратись по имени» (на знакомство детей друг с другом),

 «Салима на приеме у врача» (на развитие эмпатии, навыков взаимодействия).

Игра-фантазирование по мотивам стихотворения Ф. Губайдуллиной «Чей ты малыш?»

Подвижная игра с диалогом: башкирская народная игра

 «Медведи- волки есть ли тут?»

Викторина:

 «Из какой я сказки» (рассматривание иллюстраций к башкирским народным сказкам «Лиса - сирота», «Лиса - строитель», «Лиса и медведь», «Лиса и волк»).

Дидактическая словесная игра:

 «Опиши Салиму и Булата» (описание куклы - мальчика и куклу - девочку в национальном костюме).

Рассматривание портрета заслуженного работника культуры Башкортостана Азата Аиткулова.

Рассматривание иллюстраций 

о курае, о кураистах.

Игра-импровизация

«В гостях у веселого Петрушки» (Шаянбай).

Рассказы детей о любимых игрушках.

Познавательно-исследовательская деятельность

Игры-эксперименты: «Вода-волшебница Таналык»,

 «Какая бывает глина?».

Рассматривание иллюстраций и беседа

 «Кто работает в детском саду» (наблюдение за трудом взрослых).

Рассматривание иллюстрации

 «Моя семья».

Дидактическая  игра

 «Оденем куклу Салиму».

Рассматривание картины А.Х. Ситдиковой «Будущий батыр».

Составление единой композиции на макете фигурок «Малсылык»

(животноводство).

Опыты:

 «Тонет - не тонет», «Секреты бумаги».

Познавательно-исследовательская деятельность:

 «Как шуршат осенние листья».

Беседа по фотографиям «Мой папа - защитник».

Ситуативный разговор

по содержанию народной приметы «Если собака ложится на дорогу, дни потеплеют».

Беседа и рассматривание слайдов: 

«Мой родной город» (село или деревня).

Игра-эксперимент: 

«Какая глина?» (с глиной).

Использование мнемодорожки: закрепление содержания стихотворения К. Даяна «Мой котенок еще мал».

Рассматривание альбома с иллюстрациями «Сезонные изменения в Башкортостане»; иллюстраций в книгах башкирских авторов; иллюстраций национальных блюд и одежды народов Башкортостана.

Наблюдение на прогулках: «Наблюдение за живой природой», «Наблюдение за неживой природой» (климатические особенности родного края).

Просмотр познавательных детских телепередач программы телестудии «Тамыр» с последующим обсуждением: «Акият китабы», «Сулпылар».

Интерактивное путешествие: «Путешествие в прошлое одежды башкирского народа».

Дидактическая игра: 

«Узнай и назови инструмент».

Игра-путешествие по слайдам: 

«Театр в моем городе».

Беседа по содержанию сказки

М. Мирзы «Цветы и бабочки».

  Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Ф. Уразова по башкирским народным сказкам, знакомство с кукольным театром г. Уфы.

Тематическое занятие

«Мой Башкортостан».

Беседа о пользе фруктов и овощей «Дары осени».

Беседа по серийным рисункам «Гигиена кожи, волос, ногтей».

Восприятие художественной литературы и фольклора

Башкирская народная сказка: 

«Благодарный заяц», «Сарбай», «Ленивый сын».

Заучивание стихотворений                            К. Алибаева «Мама пришла», «Мой котенок».

Чтение стихотворений                        Я. Колмоя «Я люблю свою маму», К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята», Ф. Губайдуллиной «Праздничный подарок», Р.Бикбая «Заветное слово»

Потешки: 

«Расти сынок, расти сынок» - башкирский фольклор.

Чтение башкирской народной сказки

«Два барсука», «Серая ворона», «Почему гуси стали пестрыми».  

Заучивание  стихотворений 

Ф. Рахимгуловой «Дождь идет», К. Алибая «Грозовые облака».

Чтение стихотворений

К. Даяна «Моя кукла».               Ю. Гарея «Птицы улетают», 3.Кускильдиной «Витаминный лук»,                      Г. Юнусовой «Чемпион по одеванию» с элементами драматизации.

Рассказывание рассказа

 А. Ягафаровой «Пчелка».

Чтение рассказа

Ф. Губайдуллиной «Буду моряком».

Чтение башкирской потешки 

«Расти сынок, расти сынок»; башкирской народной сказки «Лиса - строитель».

Заучивание стихотворений

 К. Алибаева «Чтоб лопата заблестела», Р. Тимершина «Первый снег», К. Алибая «Лужа», Ф.Рахимгуловой «Дождь идет», К. Даяна «Елочка-красавица»

Чтение стихотворений

Г. Юнусовой «Осень», «О маме»,

Ю. Гарея «Птицы улетают»,

 К. Даяна «Моя кукла»,

С. Алибаева «Зима», Ф. Губайдуллиной «Праздничный подарок»,

К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята», К. Алибая «Свежий хлеб»;

Отгадывание загадок на тему «Национальное посуды», «Национальные одежды».

Пересказ сказки Л. Мирзы «Цветы и бабочки», башкирских народных сказок «Лиса и медведь», «Лиса-строитель», Ф. Губайдуллиной «Елочка

Чтение башкирской народной сказки «Курай».

Заучивание наизусть стихотворения М. Гали «Курай».

Чтение стихотворения Г. Юнусовой «Падают листья», Ю. Гарея «Самолет»

Отгадывание загадок о курае, о музыкальных инструментах.

Изобразительная деятельность

Предметное рисование «Маме подарю солнце».

Рисование (печатание пальцем) «Укрась платье Салимы монетками».

Сюжетное рисование: «Моя дружная семья» (ладошкой).

Аппликация: «Ваза для любимой мамы».

Лепка: «Печенье для Салимы», «Бабушка делает домашнюю колбасу (казы)».

Предметное рисование: «Одуванчики» (маски по сырой бумаге).

Аппликация из готовых квадратиков и полосок «Дорожка».

Лепка:

«Курут для Салимы».

Сюжетное рисование:

 «Осень в лесу».

Аппликация:

«Елочки-красавицы».

Лепка: 

«Лепим баурсак для гостей» по содержанию стихотворения

Р. Ураксиной «Баурсак».

Предметное рисование: «Дорисуй маску» (заяц, медведь).

Сюжетное рисование: «Осенний дождь» (прямые, косые линии), «Осенний букет» (ладошками).

Аппликация:

«Яблоки на тарелке».

Лепка: «Курай».

Рисование предметное: «Разноцветные мячи»,

 «Дорожки короткие и длинные для Булата».

Аппликация: «Большие и маленькие мячи».

Лепка: «Лесенка».

Конструктивная деятельность

Постройка из строительных деталей

 «Большой и маленький стол для матрешек-подружек», «Дороги широкие и узкие для Салимы и Булата», «Дом, в котором я живу», «Стул и диван для Салимы».

Постройка из строительных деталей: 

«У Батыра дом выше, а у Салимы - ниже»,

 «Дом, в котором я живу», «Мебель для Батыра и Салимы».

Конструирование из мозаики:

«Домики для подруг- матрешек».

Плоскостное конструирование: «Курай».

Трудовая деятельность

Самообслуживание: «Одень Салиму на прогулку», «Как Салима умывается».

Совместный труд детей и взрослых: «Помощь детей в развешивании полотенец».

Самообслуживание: предложить детям положить карандаши и кисточки на подставку.

Совместный труд детей со взрослыми: расставить игрушки по полкам.

Хозяйственно-бытовой труд: 

наблюдать за трудом взрослых по уборке групповых комнат и площадок.

Самообслуживание: «Надень спортивную одежду».

Совместный труд

детей со взрослыми  игровое упражнение «Мамины помощники».

Хозяйственно-бытовой труд

поручение «Принеси мячи и мешочки с песком».

Труд природе: наблюдения за игрой детей старших групп.

Двигательная деятельность

Башкирские подвижные игры:

 «Кошка и лепешка», «Цыплята и охранник», «Мы - веселые ребята», «Игривый котенок», «Собака охранник».

Здоровье:

Д. Кулов «Водичка, водичка, умой мое личико», «Мои ручки чистые», Г.Давлетова «Когда вырастет грязнуля».

Башкирская народная игра «Юрта».

Русская народная игра

«Мы веселые ребята».

Подвижные башкирские народные игры: 

«Назови имя» (Почувствуй сердцем и душой, Кто стоит перед тобой, Скажи точно его имя Кто же, кто же он такой?), «Медведь и зайцы».

Игры-имитации, хороводные игры

«Юрта», «Прячу платок».

Башкирские подвижные игры:

 «Паровоз», «Кто быстрее добежит до курая», «Кто больше соберет красных мячей», «Догони и принеси мячи (цвета)».

Физкультминутка: 

«По дорожке мы идем».

Башкирская народная игра

«Прятки»,

 «Скачки на конях», «Кот и мышки», «Бегите к флажку» «Кто сильнее».

Русские народные игры: «Гуси», «Игровая».

Физминутка:

 «Топ-топ».

Занимательная разминка с мячом.

Музыкальная деятельность

Слушание песни:                    Г.Юнусовой «Колыбельная», музыка А. Каримова

Танец:

 «Дружные ребята» (башкирская народная музыка в обработке А.Кубагушева).

Игры: 

«Хороводная», музыка С. Сальманова, слова С. Алибаева.

Слушание песни

«Это - я» на слова                             Р. Ураксиной, музыка                            А. Зиннуровой.

Пение:

 «Осень», музыка С. Сальманова, слова Ф. Тугузбаевой.

Музыкально-дидактическая игра:

«Птица и птенчики» (высота звука), «Чей голос», «Тихие, громкие звоночки», музыка Р. Сабитова, слова С. Алибаева.

Пение: «Зима», музыка А. Кубагушева, слова Ф. Тугузбаевой.

Музыкально-дидактическая игра: башкирская народная игра «Слепой дядя».

Народная игра

 «Шлеп да шлеп» (узнай по голосу).

Слушание:

«Мелодии на курае»,

башкирская народная мелодия «Кукушечка»,

башкирские плясовые мелодии,

слушание флейты: русская народная мелодия «Во саду ли, в огороде».

Башкирская народная игра «Шлеп да шлеп» (узнай по голосу), «Жмурки с колокольчиком».

Музыкальные подвижные игры: «Веселый мячик», музыка Ш. Куль- барисова, слова С. Алибаева; «Лошадка», музыка Ф. Гершовой, слова К. Яикбаева.

Музыкально-дидактическая игра: «Большие, маленькие шаги».

Литература

1.Агишева Р.Л. Я познаю Башкортостан: Учебно-методическое пособие.-Уфа: ИРО РБ 2008.

2.Азнабаева Ф.Г., Агзамова З.А. Играя - развиваемся. Дидактические игры. - Уфа: Китап, 2011.

3.Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р., Фаизова М.И., Агзамова З.А. От игры к размышлению. Дидактические игры. - Уфа: Китап, 2015.

4.Азнабаева Ф.Г., Аминева Р.И., Ахметова Р.М. Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников (3-5 лет). - Уфа: Китап, 2008.

5.Азнабаева Ф.Г. Рисуем, фантазируя. Нетрадиционные техники рисования для детей от 2 до 10 лет. - Уфа: Китап, 2009.

6.Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. Образ Салавата Юлаева дошкольникам. Программа гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. - Уфа: БИРО, 2005.

7.Азнабаева Ф.Г., Шафикова Г.Р. Я - личность. Программа- методическое руководство по личностному развитию детей дошкольного возраста. - Уфа: ИРО РБ, 2013.

8.Башкирские народные сказки и легенды: книга для чтения. - Уфа: Учебно-методический центр «Эдвис», «Маленький гений Башкортостана», 2008.

9.Гасанова Р.Х. «Я Родину свою хочу познать!»: Методическое пособие по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа/ Башкирский институт развития образования. - Уфа, 2007.

10.Гасанова Р.Х., Земля отцов: Программа-руководство. - Уфа: БИРО, 2004.

11.Гершова Ф.З. Мы играем и поем. - Уфа: Китап, 2002.

12.Зиннурова А.С. Веселое детство: сборник для песен. - Уфа: Китап, 2013.

13.Игебаев К.Р., Хафизова Р.А., Хуснуллин А.Р. Декоративноприкладное искусство башкир. - Уфа: РИАЗ, Инфореклама, 2003.

14.Каримова Ф. Страна кураистов. — Сибай, 2006.

15.Колбина А.В. Аппликация в старшей группе. - Уфа: Китап, 2014.

16.Колбина А.В. Настольные игры. Башкирская мозаика. - Уфа: Китап, 2006.

17.Колбина А.В. Хоровод народов Башкортостана. Настольно-печатные игры. - Уфа: Китап, 2009.

18.Масалимов. Т.Х. Родной край. - Уфа, 2012

19.Марченко Л.И. Весна. Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. - Уфа: Китап, 2004.

20.Марченко Л.И. Лето. Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. - Уфа: Китап, 2008.

21.Марченко Л.И. Зима. Методические рекомендации по комплексному развитию дошкольников в процессе их общения с природой. - Москва: Дрофа, 2008.

22.Нафикова З.Г., Рахматуллина Ф.З. Говорю красиво. Методическое пособие. - Уфа: БИРО, 2012.

23.Сахипова З.Г., Асадуллин А.Ш., Сулейманова С.Г. Читаем детям: Книга для чтения в нац. дет. садах: Пособие для воспитателя. - Ленинград: Просвещение, 1991.

24.Сулейманов А.М., Галяутдинов И.Г. Башкирский детский фольклор. - Уфа: Китап, 2011.

25.Талхина Д.А. Азбука в стихах. - Уфа: Китап, 2009.

26.Тукай Г.М. Сказки. - Казань: Скрипта, 2011.

27.Хакимова А.Х. Камыр-батыр: башкирская народная сказка. - Уфа: Китап, 2015.

28.Яфаева В.Г. Планирование физкультурных занятий в современном ДОУ: Методическое пособие. - Уфа: ИРО РБ, 2011.

29.Янтурина Д.М. Пальчиковая гимнастика/ Перевод по книге Л.П. Савиновой. - Уфа: Китап, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихи на железнодорожную тематику "Станция Детство". Автор: Долгалева И.В.

Так как наш детский сад железнодорожный,  мы проводим праздники и развлечения посвященные железной дороге. Стихи писала сама для своих воспитанников....

Сценарий выпускного «Город детства» Авторы Малашковец В.Л., Проскурина Т.Н.

Сценарий выпускного  «Город  детства»     ВЕД1: День безоблачный, ясный и чистый,В зале много нарядных гостей!Наши детки так выросли быстро,Провожаем мы в школу детей!И о...

Сценарий спортивно - игрового праздника «Спорт начинается с детства» (Автор Кривцова Е.Н.)

-Закрепление раннее разученных навыков: прыжки через препятствия, упражнения с мячом, бег на скорость.-Развитие физических качеств в активной двигательной деятельности. ...

" Дом детства" автор Т. Родионова. Стихи для детей.

Представленый материал апробирован на детских праздниках в детском саду №62 Петроградского района Санкт- Петербурга.Многие стихотворения были опубликованы ранее в поэтическом интернет- сообществе &quo...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет старшей группы составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» старшая группа.Программа определяет содерж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО составлена на основе примерной образовательной программы "Детство" авторы:Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе,З.А.Михайлова и др.

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» средняя группа.Программа определяет содерж...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет средней группы составлена на основе примерной образовательной программы "Детство" авторы: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет средней группы составлена на основе примерной образовательной программы "Детство" авторы: Т.И. Бабаева, А....