Проект "Башкортостан"
статья (подготовительная группа)

Батаева Юлия Леонидовна

Проектная деятельность в 23 группе на тему "Мой Башкортостан".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2019.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Семицветик» комбинированного вида г. Нефтекамска Республики Башкортостан

Педагогический проект

группы №23

«Мой Башкортостан»

Подготовила : Батаева Ю.Л.

г. Нефтекамск, 2019г.


Паспорт проекта.

Автор проекта: Батаева Ю.Л.

Участники: воспитанники старшей  группы, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательный, информационный.

Тип проекта: долгосрочный ( апрель 2019 – сентябрь 2019г.).

Актуальность.

Нельзя пробудить чувство Родины  без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь  останутся воспоминания о  маленьком уголке детства.  Пусть с этим уголком  связывается образ великой Родины.

                                                                                                    В.А.Сухомлинский

Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.

Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.

Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • создание развивающей среды;
  • проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
  • привлечение к данной теме родителей.

Элемент новизны: внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил.

Цель:

  • Формирование  нравственно-патриотического  отношения  и  чувства

сопричастности  к  семье,  городу,  к  природе,  культуре  на  основе  историко-национальных и природных особенностей родного края.

Задачи:

  • Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
  • Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир;
  • Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым

Формы и методы работы:

Формы работы:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • совместная деятельность;
  •  самостоятельная деятельность;
  • взаимодействие с родителями.

Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

1. Методы, в основе которых лежит способ организации НОД:

 - игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и таблицам.).

2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративны – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников в образовательной деятельности:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Этапы реализации:

1. Подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.

2. Основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности.

3. Заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.

Презентация проекта:

1. Выступление на педагогическом совете.

2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».

3. Изготовление (аппликация) «Башкирский ковер»

Основные направления в работе по реализации проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

 Развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;

 Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

 Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

Образовательная область «Развитие речи»

 Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

 Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

 Знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки);

 Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;

 Развитие литературной речи;

 Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 Развитие игровой деятельности детей;

 Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

 Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);

 Формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

 Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Развитие музыкально-художественной деятельности;
  • Приобщение к музыкальному искусству;
  • Развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • Развитие детского творчества;
  • Приобщение к изобразительному искусству.

Образовательная область «Физическое развитие»

 Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

 Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

 Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:

  • Место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия;
  • Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знать столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывать на карте Башкортостана несколько крупных городов.
  • Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Республику. Уважать их культуру и традиции;
  • Знать природу республики, ее флору и фауну;
  • Уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;
  • Знать национальные игры, и с удовольствием в них играть.

Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Методическая ценность:

Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной грамотности. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

Проблемы с которыми могут столкнуться дети при работе над проектом и пути их решения.

Одна из трудностей при проектной деятельности- это неумение некоторых детей работать в сотрудничестве. Для решения данной проблемы существуют различные психологические игры и упражнения, например, «Трио», «Сиамские близнецы» и др.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к сбору материала по проекту. Помощь в оформлении альбомов, дидактических игр.

2. Консультации «Приобщение детей к традициям башкирского народа», «Как воспитать патриота».

3. Родительское собрание в форме деловой игры «Мой Башкортостан».

Заключение

Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить знания в области формирования у детей этнокультурной грамотности.

Результаты проекта:

 

  • У детей повысился интерес  к конструктивной деятельности;
  • Расширились знания детей   о достопримечательностях республики Башкортостан, его заповедных зонах;
  • Повысился уровень экологической культуры детей;
  • Повысился уровень положительной мотивации к  обучению.

Перспектива дальнейшего исследования:

     

        В будущем продолжить исследовательскую деятельность, запланировать поход в городской музей и картинную галерею.  

Список используемой литературы

1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.

2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.

3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.

4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.

5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.

6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.

7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.

8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.

9. Интернет- ресурсы.



Перспективный план по реализации проекта.

Раздел программы

Познавательное развитие

Формы и методы работы с детьми

ОД «Башкортостан – мой край родной»;

ОД «Государственные символы республики Башкортостан»

Беседа «Достопримечательности моего города»;

ОД «Природные памятники Башкортостана»;

Занятие «Коренные жители Башкирии»;

Занятие «Башкирское народное жилище»;

Занятие «Одежда башкирского народа»;

Беседа «Что мы знаем о пчёлах»; Беседа «Что получают из молока?»;

Беседа «Целебные напитки. Кумыс»;

ОД «Башкирские народные музыкальные инструменты».

Занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа».

Речевое развитие

Занятие «Красоты и богатства моего края»;

Пересказ сказки «Ленивый сын»;

Рассказывание по картине «В башкирской избе»; Легенда «Происхождение башкир»;

Сказка «О курае»;

Легенда о происхождении шиханов;

Легенды о реках Башкортостана;

Сказка «Медведь и пчелы»;

Беседа о лени и трудолюбии.

Знакомство с произведениями поэтов Башкортостана: «Башкортостан – чудесная земля…», «Башкортостан – родная сторона».

Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане;

Разучивание стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?»,

Прослушивание рассказа о детстве Салавата.

Чтение легенды об Агидели;

Рассказывание легенды «В царстве Шульгена»; Чтение башкирских народных сказок «Уралбатыр», «Петух - батыр», «Акбузат».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Украсим фартук для бабушки» Аппликация «Башкирский ковёр»

Аппликация «Российский флаг»

Рисование «Матрешка»

Декоративная аппликация «Украсим юрту узором».

Аппликация «Сапожки – ичиги»;

Лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;

Рисование «Башкирский национальный костюм»;

Знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».

Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов:

Слушание гимна Республики Башкортостан; «Колыбельная» Р. Сагхаутдиновой; «Процветай, Родина моя!», «Я люблю тебя, мой Башкортостан!»

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», « Мы веселые ребята», «Мишень», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы», «Курай».

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

Настольно – печатные игры:

Родительское собрание

Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;

Башкирская народная игра «Невод» (разучивание)

«Какого города герб?» «Башкирская национальная одежда», «Собери карту Башкортостана», «Кто скорее составит флаг РБ?»

 «Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента».

«Мой Башкортостан».