Проект "Башкортостан"
статья (подготовительная группа)
Проектная деятельность в 23 группе на тему "Мой Башкортостан".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2019.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Семицветик» комбинированного вида г. Нефтекамска Республики Башкортостан
Педагогический проект
группы №23
«Мой Башкортостан»
Подготовила : Батаева Ю.Л.
г. Нефтекамск, 2019г.
Паспорт проекта.
Автор проекта: Батаева Ю.Л.
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.
Вид проекта: познавательный, информационный.
Тип проекта: долгосрочный ( апрель 2019 – сентябрь 2019г.).
Актуальность.
Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Ребёнок – это будущий полноправный член социума, которому предстоит усваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие общества через включения в культуру, социальную активность и поведение. В условиях возрождения России возникает потребность в теоретической основе и методической разработке проблемы национального воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Обращенность образования к культуре – это поиск путей выхода из духовного кризиса.
Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе.
Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Одной из важных задач воспитания детей является приобщение их к духовным истокам бытия, развития интереса к своим корням. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной России, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни.
Педагогический аспект культуры понимается не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Наверное, самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Проблема: низкий уровень знаний детей об истории, традициях и обычаях башкирского народа.
Гипотеза: развитие интереса к культуре и традициям башкирского народа будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- создание развивающей среды;
- проведение систематического знакомства (обучение) с использованием наглядного материала;
- привлечение к данной теме родителей.
Элемент новизны: внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил.
Цель:
- Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства
сопричастности к семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.
Задачи:
- Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;
- Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир;
- Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым
Формы и методы работы:
Формы работы:
- непосредственно образовательная деятельность;
- совместная деятельность;
- самостоятельная деятельность;
- взаимодействие с родителями.
Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации НОД:
- игровой (игровая мотивация, сюрпризные моменты, дидактические игры, вербальные, сюжетно-ролевые игры);
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и таблицам.).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративны – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности дошкольников в образовательной деятельности:
- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Этапы реализации:
1. Подготовительный - сбор информации из различных источников по теме; обогащение и дополнение развивающей среды в группе, диагностирование участников проекта; составление тематического планирования мероприятий.
2. Основной - осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к участию в мероприятиях детского сада, осуществлению проектной деятельности.
3. Заключительный – итоговая диагностика, самоанализ, презентация опыта работы по проекту.
Презентация проекта:
1. Выступление на педагогическом совете.
2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».
3. Изготовление (аппликация) «Башкирский ковер»
Основные направления в работе по реализации проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
∙ Развитие познавательных интересов, исследовательской и продуктивной деятельности;
∙ Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
∙ Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.
Образовательная область «Развитие речи»
∙ Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
∙ Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
∙ Знакомство с фольклором башкир (потешки, сказки, пословицы, поговорки);
∙ Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
∙ Развитие литературной речи;
∙ Приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
∙ Развитие игровой деятельности детей;
∙ Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
∙ Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем);
∙ Формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
∙ Формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Развитие музыкально-художественной деятельности;
- Приобщение к музыкальному искусству;
- Развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
- Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
Образовательная область «Физическое развитие»
∙ Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
∙ Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
∙ Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Ожидаемый результат: воспитание свободной, творческой личности, осознающей свои корни, национальные истоки, традиции, обычаи, способной ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
В результате реализации проекта воспитанники должны знать и называть:
- Место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну; находить на карте крупные города республики, знают природоохранительные мероприятия;
- Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Знать столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывать на карте Башкортостана несколько крупных городов.
- Называть представителей других национальностей, населяющих нашу Республику. Уважать их культуру и традиции;
- Знать природу республики, ее флору и фауну;
- Уметь любоваться природой, бережно относиться к ней;
- Знать национальные игры, и с удовольствием в них играть.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Методическая ценность:
Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной грамотности. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Проблемы с которыми могут столкнуться дети при работе над проектом и пути их решения.
Одна из трудностей при проектной деятельности- это неумение некоторых детей работать в сотрудничестве. Для решения данной проблемы существуют различные психологические игры и упражнения, например, «Трио», «Сиамские близнецы» и др.
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к сбору материала по проекту. Помощь в оформлении альбомов, дидактических игр.
2. Консультации «Приобщение детей к традициям башкирского народа», «Как воспитать патриота».
3. Родительское собрание в форме деловой игры «Мой Башкортостан».
Заключение
Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить знания в области формирования у детей этнокультурной грамотности.
Результаты проекта:
- У детей повысился интерес к конструктивной деятельности;
- Расширились знания детей о достопримечательностях республики Башкортостан, его заповедных зонах;
- Повысился уровень экологической культуры детей;
- Повысился уровень положительной мотивации к обучению.
Перспектива дальнейшего исследования:
В будущем продолжить исследовательскую деятельность, запланировать поход в городской музей и картинную галерею.
Список используемой литературы
1.Агишева Р.Л., Губайдуллина Ф.Х. Я познаю Башкортостан: Учебная хрестоматия. Уфа, 2006.
2.Государственные символы России. ФЛАГ. ГЕРБ. ГИМН. М.: Издательство «Ювента». – 2003.
3.Дроздова Н.В. Занятие «Наш герб». // Управление ДОУ.2008.№4. С.-79.
4.Жирякова И.В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 77.
5.Маркова Н.А. Знакомство дошкольников с символами Российского государства. // Управление ДОУ. 2008. №4. С.- 85.
6.Мой родной дом: Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И.Оверчук. М., 2004.
7.Рассказы по истории Башкортостана: Учебное пособие по курсу «История Башкортостана» / Под ред. И.Г.Акманова. – Уфа: Китап, 2001.
8.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
9. Интернет- ресурсы.
Перспективный план по реализации проекта.
Раздел программы
Познавательное развитие
Формы и методы работы с детьми
ОД «Башкортостан – мой край родной»;
ОД «Государственные символы республики Башкортостан»
Беседа «Достопримечательности моего города»;
ОД «Природные памятники Башкортостана»;
Занятие «Коренные жители Башкирии»;
Занятие «Башкирское народное жилище»;
Занятие «Одежда башкирского народа»;
Беседа «Что мы знаем о пчёлах»; Беседа «Что получают из молока?»;
Беседа «Целебные напитки. Кумыс»;
ОД «Башкирские народные музыкальные инструменты».
Занятие «Салават Юлаев – славный сын башкирского народа».
Речевое развитие
Занятие «Красоты и богатства моего края»;
Пересказ сказки «Ленивый сын»;
Рассказывание по картине «В башкирской избе»; Легенда «Происхождение башкир»;
Сказка «О курае»;
Легенда о происхождении шиханов;
Легенды о реках Башкортостана;
Сказка «Медведь и пчелы»;
Беседа о лени и трудолюбии.
Знакомство с произведениями поэтов Башкортостана: «Башкортостан – чудесная земля…», «Башкортостан – родная сторона».
Рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений о Башкортостане;
Разучивание стихотворения Ф. Рахимгуловой «Откуда родом ты?»,
Прослушивание рассказа о детстве Салавата.
Чтение легенды об Агидели;
Рассказывание легенды «В царстве Шульгена»; Чтение башкирских народных сказок «Уралбатыр», «Петух - батыр», «Акбузат».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Украсим фартук для бабушки» Аппликация «Башкирский ковёр»
Аппликация «Российский флаг»
Рисование «Матрешка»
Декоративная аппликация «Украсим юрту узором».
Аппликация «Сапожки – ичиги»;
Лепка «Башкирский сувенир в подарок другу»;
Рисование «Башкирский национальный костюм»;
Знакомство с работами художников А.Ф.Лутфуллина «Женский портрет», А.Ситдиковой «В башкирской избе», Э.Тюлькина «Изба Салавата».
Слушание музыкальных произведений башкирских детских композиторов:
Слушание гимна Республики Башкортостан; «Колыбельная» Р. Сагхаутдиновой; «Процветай, Родина моя!», «Я люблю тебя, мой Башкортостан!»
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Юрта», «Стрелок», «Липкие пеньки», «Охотники», «Ловкий джигит», « Мы веселые ребята», «Мишень», «Петушиный бой», «Медведь и пчелы», «Курай».
Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
Настольно – печатные игры:
Родительское собрание
Сюжетно-ролевые игры «В гости пришла бабушка», «В аул к бабушке и дедушке»;
Башкирская народная игра «Невод» (разучивание)
«Какого города герб?» «Башкирская национальная одежда», «Собери карту Башкортостана», «Кто скорее составит флаг РБ?»
«Башкирская посуда», «Башкирские узоры», «Узнай свой элемент башкирского орнамента».
«Мой Башкортостан».