«Башкортостан – мой край родной»
проект (подготовительная группа)

       Решение проблемы воспитания  патриотизма у  детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость:  податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Республика Башкортостан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников МБДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_bashk.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 «Малютка»

городского округа города Октябрьский Республики Башкортостан

                 Проект

  «Башкортостан – мой край  родной»

                                                   Воспитатель высшей квалификационной категории:                                                                  

                                                                                            Н.А.Игнатьева

                                           2019 – 2020уч.год

Название проекта: « Башкортостан – мой край родной». 

Тип проекта: информационно – практика – ориетированный 

Вид проекта: групповой, долгосрочный  

Сроки реализации:   октября 2019г по февраль 2020г

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители

                                                               Актуальность.

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.еседы с детьми, мониторинговые мероприятия показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.

1 этап

Цель проекта:

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями башкирского народа;

Расширить кругозор детей, обогатить словарный запас;

Развивать познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, экологии, традициях своей республики;

Воспитывать гуманное отношение к природе, любовь к малой Родине.

Задачи:

Формировать бережное отношение к природе родного края;

Формировать знания о культуре родного края;

Продолжать учить понимать ценности каждого объекта природы, как источника материального и духовного развития общества;

Обогатить интеллектуальную, информационную сторону детей.

Формировать интерес к самостоятельному изготовлению поделок, отражающих национальное искусство башкир.

Создать условия для ознакомления детей нравственных ценностей и духовных традиций разных народов, проживающих в Республике Башкортостан

                                     Ожидаемые результаты 

Последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности в познавательной, творческой деятельности.

2 этап

Подготовка к внедрению проекта

1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.

2. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.

3. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап

                          Пояснительная записка.

                                                       Нельзя пробудить чувство Родины 
                                                       без восприятия и переживания окружающего мира. 
                                                       Пусть в сердце малыша на всю жизнь                                                                                            останутся воспоминания о  маленьком уголке детства. 

                                                       Пусть с этим уголком  связывается образ великой Родины.

                                                                                                               В.А.Сухомлинский

Решение проблемы воспитания  патриотизма у  детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Но хочется отметить, что детское восприятие - самое точное, а детские впечатления - самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Понятие патриотизм многогранно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Для дошкольного периода характерны - наибольшая обучаемость:  податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера - оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнить возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Республика Башкортостан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Данный проект разработан в рамках внедрения ФГОС, с целью приобщения детей дошкольного возраста, родителей, сотрудников МБДОУ к традиционной культуре и истории родного края и народов, проживающих в Республике Башкортостан.

Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, так как, руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также уточнять знания, формировать у детей начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Учеными уже давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился он и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.

Проект предполагает развитие коммуникативных, изобразительных, музыкальных, физических способностей детей, их творческой активности через организацию и построение предметно-развивающей среды с использованием предметов быта, художественными произведениями народов, проживающих в РБ, широкое использование игровой и познавательной деятельности.

Выполнение проекта

Месяц

Вид деятельности

Название

1

Октябрь

ООД (ФЦКМ)

«Лес – наше богатство», «Путешествие по Башкортостану»

Беседы

«Башкирская  пчела»

Рассматривание

Карты Башкортостана

Чтение художественной литературы

Легенда «Происхождение башкир»

Рисование

Аппликация

«Кукла в национальной одежде», «роспись Башкирской матрешки».                                           «Башкирский ковер»

Дидактические игры

«Найди среди гербов разных стран герб Башкортостана»

Подвижные игры

«Юрта»

2

Ноябрь

Беседы

«Мурадымовское ущелье»

Рассматривание

Иллюстраций «Башкирская  одежда»

Чтение художественной литературы

сказка «Мёд и пчёлы»

Лепка

«Башкирский сувенир в подарок другу»

Дидактические игры

«Башкирские  узоры»

Подвижные игры

«Мёдный пень»

3

Декабрь

Беседы

«Пещера  Шульган – ТАШ»

Рассматривание

Иллюстраций город «Уфа»

Чтение художественной литературы

Легенда о происхождении шиханов

Лепка

«Бочонок для меда»  плоскостное

Дидактические игры

«Собери карту Башкортостана»

Подвижные игры

«Липкие пеньки»

4

Январь

Беседы

«О  городе Уфа»

Рассматривание

портретов   Писателей и художников  Башкортостана.

Чтение художественной литературы

Легенды  о реках Башкортостана

Рисование

«Юрта»

Дидактические игры

« Кто быстрее составит флаг РФ»

Подвижные игры

«Курай»

Аппликация

«Украшение одежды башкирским орнаментом»

5

Февраль

ООД  (ФЦКМ)

«Лес наше богатство»

Беседа

«Озеро Кандры - куль»

Рассматривание

Иллюстраций

Чтение художественной литературы

«Жадны богач и Зиннят - агай»

Дидактические игры

«Башкирская национальная одежда»

Подвижные игры

«Ловкий джигит»

Совместная работа детей и   взрослых (родителей, педагогов)

1

Октябрь

 Интернет - конкурс

«Птицы Башкирии»

2

Ноябрь

Посещение

Краеведческого музея

3

Декабрь

Выставка рисунков

«Природа Башкортостана»

4

Январь

Фотовыставка

«Я люблю город Октябрьский»

5

Февраль

«»

4 этап

Презентация проекта;

1. Организация выставки детских творческих работ «Край родной».

2. Оформление фотовыставки «Мы познаем край родной».

                                              Приложение

Дидактические игры.

Собери карту Башкортостана.

Цель игры: закреплять знания детей о карте Башкортостана; учить детей составлять карту по образцу и по памяти; развивать внимание, зрительную память; воспитывать интерес к родному краю.

Оснащение игры: карта и разрезная карта Башкортостана.

Участники игры: от одного и более детей 5-7 лет.

Правила игры:

1 вариант. Составление карты по образцу из 3-4 частей, потом количество частей можно довести до 7-8 и более.

2 вариант. Составление карты без образца.

Какого города герб?

Цель игры: закрепить знания детей о крупных и известных городах РБ, о том, что каждый город имеет свой герб и историю названия города; развивать интерес к истории; воспитывать уважение к символам.

Оснащение игры: гербы городов Башкортостана.

Участники игры: от одного и более детей 5-7 лет.

Правила игры: определение городов – Уфы, Стерлитамака, Салавата, Кумертау, Нефтекамска, Сибая, Октябрьского и других – по их гербам.

Ход игры: Дети внимательно рассматривают картинки с гербами крупных городовБашкортостана. Кто больше и правильно по гербу определит название городов – тот и победитель.

Башкирская национальная одежда.

Цель игры: закрепить знания детей о башкирской национальной одежде; напомнить, что особенности костюма, одежды зависят от места жительства, деятельности и уклада жизни народа; вспомнить с детьми, почему так много украшений в женской одежде. Развивать интерес к женской одежде.

Оснащение игры: башкирская национальная женская и мужская одежда: праздничная и повседневная; мужская для разного вида труда (охотника, бортника, пастуха и др.)

Правила игры: дети описывают одежду, называют, кто и когда этот костюм надевает.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что каждый народ имел свою одежду. У всех народов была праздничная и повседневная одежда.

Сегодня мы рассмотрим одежду башкирского народа. Уточним, какая это одежда: праздничная или повседневная, кто и когда ее надевал.

Рассматриваются: праздничная женская и мужская одежда; женская одежда для домашней работы; мужская охотничья одежда, одежда пчеловода, пастуха и т. д.

                        Заключение

Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. Данный проект поможет детям и родителям познать свою национальную культуру, понять и принять этнокультурные различия, убедиться, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем выстраивать положительное взаимодействие с другими людьми, а педагогам – повысить компетенции в области формирования у детей этнокультурной компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник ко Дню республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан» в старшей разновозрастной группе 2016 год.

знакомить  детей с символикой республики Башкортостан и России, познакомить с музыкальным инструментом курай. Изучение башкирских национальных игр....

Тематическое спортивное развлечение, посвящённое Дню независимости Республики Башкортостан «МОЙ БАШКОРТОСТАН!» СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:ЗадачиОздоровительные: Способствовать:- формированию правильной осанки у детей во время ходьбы, бега, упражн. и игр;- укреплению мышц ног и свода стопы в ходе выполнения упражне...

Геральдика Республики Башкортостан. Гербы административных районов Республики Башкортостан

Краткое описание всех районов Республики Башкортостан + пазл-карта РБ Символика Республики БашкортостанФлаг Республики БашкортостанЦвета флага Башкирии размещаются в таком порядке: сверху находит...

Тематическое мероприятие ко Дню республики Башкортостан "Край родной-Башкортостан"

Мероприятие посвященное ко Дню республики Башкортостан в подготовительной группе...

Тематическое мероприятие в старшей группе ко Дню республики Башкортостан "Край родной - БАШКОРТОСТАН"

Сценарий праздника ко Дню Республики Башкортостан "Край родной - Башкортостан"...

Утренник ко Дню суверенитета республики Башкортостан «Мой родной Башкортостан»

Утренник ко Дню суверенитета республики Башкортостан  «Мой родной Башкортостан»...

Конкурсная работа на присуждение грантов Главы Республики Башкортостан молодым педагогам, работающим в образовательных организациях в Республики Башкортостан, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Проект «Мини-музей дошкольной образовательной организации - Бабушкин сундучок»Участники: воспитатели, воспитанники дошкольных групп и их родители.Вид проекта: познавательныйТип проекта: до...