"Дидактические игры и упражнения на занятиях татарского языка"
методическая разработка
Сообщение из опыта работы на тему:"Дидактические игры и упражнения на занятиях татарского языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения
на занятиях татарского языка.
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ « Детский сад № 393 комбинированного вида» г. Казани.
Дидактические игры являются одним из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В программе воспитания и обучения в д/с говориться: «С помощью дидактических игр воспитатель развивает познавательные процессы. он использует игру, как средство развития речи, воображение, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем».
Дидактические игры можно использовать при решении различных учебных задач;и при ознакомлении с окружающим и при развитии речии , конечно же при обучении татарскому языку. Словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала являются одним из основных приемов обучения детей дошкольного возраста татарскому языку. Ни в какой другой деятельности дети не проявляют столько настойчивости и интереса , как в игре. поэтому игра, будь она подвижная, сюжетно – ролевая или дидактическая, является средством приобщения детей к языку. в своей работе я стремлюсь к тому, чтобы дети говорили не « учим татарский язык», а мы играем в « татарский язык». на занятиях мы путешествуем ( например в лес, поле, огород, в сад или слогоград, звукоград), едем на поезде, автобусе, играем в такие сюжетно – дидактические игры « Зоопарк», « Ателье»,
« Магазин» , « Ярмарка», « Почтальон принес посылку» и др. Сюжетно – дидактические игры являются очень удобной формой речевой работы, в которых одновременно решаются , как задачи формирования связной речи, так и словарной и грамматической работы. Одни и те же предметы и картинки можно использовать в новых сюжетах. Например, игрушки, игровое действия с ними закрепляются в различных дидактических играх:
« Магазин игрушек», « Выставка игрушек», « Почтальон принёс посылку» и др.
Дидактическая игра – игровая форма упражнений, без которых нельзя обойтись в обучении. Чтобы дети приобрели практические речевые знания, умения и навыки, их надо упражнять в этом. Но упражнения проводить в игровой форме, чтобы дети с удовольствием и интересом повторяли нужные звуки, слова, действия, речевые образцы, синтактические и грамматические конструкции.
Обучение дошкольников татарскому языку начинается с формирования и активизации словарного фонда. Для правильного и прочного запоминания слов я использую такие дидактические игры и упражнения как : « Исәмен әйтсән бирәм” ( Скажишь правильно - возьмёшь), “ Дөрес сайлап ал”
( Выбери правильно), “ Бу өйдә кем яши ? ”, “ Баскычтан менәбәз” и другие,
“Усыпим игрушки”, “ Нәрсә юк”. Очень любят и с удовольствием играют в игру « Рыболов». Эту игру я использую при закреплении слов, типовых фраз и выражений.
При закреплении цветов использую дидактические игры « Зажжем фонарики», « Прокатим шарики», « Выставка машин», « Скажи какого я цвета», «Почтовые голуби» и др.
При изучении и закреплении слов , обозначающих действие , использую например такие игры: «Назови действия», « Слушайте- делайте» и т.д.
У некоторых игр, оставив то же игровое действие, я меняю цели, например в игре « Поднимаемся по лестнице» поднимаясь по ступенькам , мы называем не только отдельные слово, но и целые синтактические и грамматические конструкции. Работая над усвоением речевых образцов я использую такую систему дидактических игр и упражнений как составление предложений по опорным словам.
Так, например , в дидактической игре « Скажи правильно» ( Дөрес әйт), куклы Алсу и Булат или любой другой персонаж называют правильно и неправильно какую то грамматическую конструкцию, если правильно дети поднимают красные фишки, повторяют если неправильно – черные и исправляют.
В дидактической игре « Составь предложение» я раздаю картинки изображающие животных, овощи, фрукты, пищу и др. Сначала все дети отвечают на вопрос «Бу нәрсә?” “ Бу кем”, а затем учителҗ произносит начало предлоңения, например “ Урманда яши” ( В лесу живет.)., дети с соответствующей картинкой доканчивают предложения ( аю, буре, керпе).В процессе обучения дидактические игры наполняются новым лексическим материалом в соответствии с расширением словарного фонда, ознакомления новыми тематическими группами слов и выражений.
Дидактическая игра, как известно, выполняет и функцию практической деятельности. В игре, как и во всякой практической деятельности закрепляются знания детей. Дидактическая игра является практикой ребёнка, поэтому при закреплении тем, я использую много дидактических игр:
« Собираем урожай», « Что где растёт», « Накрываем на стол», « Готовим обед», « Когда это нужно, когда это бывает», « В гостях», « Добрые, хорошие слова»( на закрепление речевого этикета), « Из каких мы сказок», « Лото»,
« Части тела человека, « Окружающий нас мир» .
Использование различных игр на занятиях татарского языка обусловлено многими причинами: и необходимостью по упражняться в применение знаний, помогает выявить уровень знаний детей, активизировать те или иные умственные процессы, но самой главной из них является создание положительной естественной мотивизации к изучению татарского языка. Даже не столько её создание, сколько постоянное подкрепление и развитие. Дидактические игры оказывают в этом огромную помощь.
Мы учимся играя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ» Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художественного вкуса.Оборуд...
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию
дидактические игры и упражнения по нетрадиционному рисованию....
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию
В материале представлена разработанная и апробированная группа дидактических игр по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества....
Дидактические игры для обучения русскоязычных воспитателей татарскому языку с использованием ИКТ-технологии
Дидактические игры для обучения русскоязычных воспитателей татарскому языку с использованием ИКТ-технологии...
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию .
Картотека физминуток для занятий по нетрадиционному рисованию....
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию
Дидактические игры и упражнения по нетрадиционному рисованию...
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию
Дидактические игры и упражнения на занятиях по нетрадиционному рисованию «Удивительная Ладонь»Цель игры: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков, художе...