Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»
методическая разработка (подготовительная группа)

Ивлева Наталья Григорьевна

Воспитание у дошкольников патриотизма;  уважения к старшему поколению, к людям,  которых мы называем ленинградцами, блокадниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokada.docx691.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №110 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

C:\Users\ivlevatk\Desktop\Новый точечный рисунок (2).bmp

Конспект совместной

образовательной деятельности

Тема: «Блокада Ленинграда»

Большакова Н.В. – воспитатель

Ивлева Н.Г. – воспитатель
                                                              Смилгайн Л, И.- муз. руководитель

Санкт-Петербург

2019 год

Цель совместной деятельности: воспитание у дошкольников патриотизма;  уважения к старшему поколению, к людям,  которых мы называем ленинградцами, блокадниками.

Задачи:

- знакомить детей с тяжелейшими условиями, в которых оказались жители         города во время блокады.

- показать и рассказать о силе  духа, вере  в победу людей, боровшихся с фашистскими захватчиками в осаждённом городе.

- испытывать гордость  и уважение за своих прабабушек, прадедушек, не сдавших наш город врагам.  

Интеграция образовательных областей: 

- познание

- социализация

- коммуникация

- художественное-эстетическое творчество

 Оборудование и материалы (оформление зала):

- музыкальная аппаратура с аудиозаписями
-  проектор, экран, презентация «Блокада Ленинграда»
-  рисунки детей  на тему: «Дорога жизни», «В блокадном городе»
- стенд, с наглядным материалом о Блокаде
-  ленточки «блокадные».

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы по теме

- прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет

- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе

- занятия по изобразительной деятельности: «На Дороге Жизни», «В блокадном городе»

- показ иллюстраций о Ленинграде

- в течение  недели беседы о днях блокады,
- рассматривание фотографий тех дней, чтение рассказов о блокаде
- история создания медали «За оборону Ленинграда»

Работа с родителями:
- из бесед с родителями узнать, чьи родственники жили в городе, во время блокады, составление рассказов.

- разработка маршрута выходного дня.
В  день снятия блокады – 27 января –
Музей-панорама «ПРОРЫВ»,41-й км Мурманского шоссе, Лен. область, Кировский р-н, д. Марьино (у Ладожского моста и музея-диорамы). 
- по возможности посещение музея «Дорога Жизни»,  мемориал на пл. Победы
 27.01. – посетить Пискаревское Мемориальное кладбище, возложить цветы.

Ход совместной деятельности:
Ребёнок: Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
               Кто-то с первых ступенек детсада
               В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
               Где не знают, что значит – БЛОКАДА.
(Голос Левитана «Говорит Москва») (Во время звучания дети встают со стульчиков)

Война ворвалась в мирную жизнь  всей страны (звучит песня «Священная война» 57 сек).
Ведущий: Великая Отечественная! Она прошла через многие города нашей Родины оставляя жуткий, неизгладимый след, как на земле, так и в душах тех, кто смог пережить и выжить в этой войне. Страшный след оставила война и в нашем любимом  городе.
Вопрос к детям: Как тогда, в далёком, 1941 году назывался наш город? А Жители?(ответы детей)

 Да, наш город тогда назывался Ленинград, а его жители - ленинградцами. В конце сентября 1941 г. Через три месяца с начала войны линия фронта проходила всего в нескольких километра от Ленинграда. Наш город оказался блокированным с суши и с моря. Фашисты не смогли штурмом овладеть Ленинградом и решили взять его измором.  Окружив  наш город, они обстреливали его из пушек, пулемётов, бомбили из самолётов. Все, кто мог держать оружие, ушли на фронт. На защиту города встали  дети, женщины, старики.
 Когда на завод «Полиграфмаш» пришёл художник, который хотел нарисовать портрет лучшего рабочего для боевого плаката, его привели к мальчику и представили: Василий Васильевич Иванов. Директор завода объяснил, что этот мальчишка выполняет  три нормы в день, работая по 15 часов.
1 ребёнок: Как жить без мамы и отца,
               Без хлеба, дома и тепла?
               Всё это отняла война.
               Не хлюпали, не плакали, не ныли
               Ребята ленинградские, а – жили!
В них теплилась едва душа,
Подкашивались ноги от бессилья,
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
               Стеклянные глаза без страха к смерти
               Голодные, худые, ледяные дети.
              Со взрослыми сражались вместе,
              Им помогали,  позабыв о детстве.
2 ребенок:

                Хотели враги Ленинград уничтожить,

                Стереть этот город с земли.

                Но захватить и прорвать оборону

               Фашисты никак не смогли.

                                                             Враги окружили наш город.

                                                             В блокадном кольце Ленинград.

                                                            Над Лиговским, Невским проспектом

                                                            Снаряды и пули летят.

                 Рано зима в этот год наступила.

                 Морозы пришли, холода.

                 И в мирную жизнь ленинградцев

                 Ворвалась нежданно беда.

Ведущий: Прекратился подвоз топлива и продовольствия. Были отключены  вода,  электричество. Наступила холодная зима, страшные, голодные,  блокадные дни. Их было 872 дня, это почти 3 года. Люди болели и умирали от холода и голода… Дети тушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с фашистских самолётов, тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом, который давали по карточкам.
3 ребёнок:
 Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

                На детских санках узеньких, смешных,

                В кастрюльках воду голубую возят,

                Дрова, людей умерших и больных…

 Ведущий: Много погибло людей от голода и холода в дни блокады. В самый тяжелый период в Ленинграде норма выдачи хлеба снижалась в 5 раз  (показать кусочек хлеба), вот такой маленький кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день, (дать подержать хлеб ребятам, передают друг другу). 125г. от которых зависила жизнь.

5 ребенок с кусочком хлеба на ладони: Наш хлебный суточный паек

                                                                    Ладонь и ту не закрывает.

                                                                    И человек, который слег,

                                                                    Теперь - все чаще – умирает.
6 ребёнок: Я - хлеб. У меня есть душа.
               Я - хлеб. И мне больно бывает.
               С берёзы листва опадает шурша,

                А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я – ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребёнок.
7 ребёнок: Я – хлеб. У меня есть душа.
                 Хотя я тонюсенький ломтик,
                 Ко мне приближается, еле дыша,
                 Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза, цвет лица восковой,
С трудом поднимает ручонку.
Я – хлеб. И пока я живой,
Не дам умереть я ребёнку.

 8 ребёнок: Я - хлеб. Я живой. Не горю я в огне.
                    Я ваш, я ржаной, самый близкий.
                    И тянутся детские губы ко мне,
                    Как будто к груди материнской.
                   Я – хлеб…у меня есть душа. Я – хлеб...  
Звучит сирена.

 Ведущий: Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города. Люди, услышав этот звук, прятались в помещениях под землей, где можно было укрыться от бомбежек – в бомбоубежищах. Скажите, ребята, как называется главный проспект  нашего города? (ответы детей) Да, Невский проспект, главный проспект нашего города, и мы с вами не раз гуляли, любуясь его  красотой. Но в 1941 он  изменился: исчезли толпы прохожих, теперь там рвались бомбы и снаряды. Город бомбили. Вражеская авиация ежедневно сбрасывала на город сотни зажигательных и фугасных бомб. Тяжелая артиллерия вела планомерный обстрел жилых кварталов города.

9 ребенок: На Невском проспекте есть надпись одна,
                   И трудно сейчас нам поверить,

                    Что именно эта была сторона

                    Опасна  при артобстреле.

                    Зачем эту надпись наш город хранит?

                   Чтоб взрослые знали и дети:

                   «Ничто не забыто. Никто не забыт!»

                   Чтоб помнили все строчки эти.
Слушаем запись метронома.
Ведущий: Сейчас мы слышим звук метронома, его включали между обстрелами, бомбёжками и радиопередачами. Ленинградское радио транслировало чёткий, равномерный стук, который давал надежду жителям, что город жив и сердце его бьётся. А город не только жил, но и работал. Правда было очень холодно и голодно. В школах сидели в пальто, шапках, рукавицах. Чернила замерзали, нередко случались голодные обмороки, дети умирали даже  на уроках.
    Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот-вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть.  Но враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена автомобильная дорога по льду, названная ленинградцами « Дорогой жизни». Отважные шоферы вели по ледовой трассе, под обстрелами и бомбежкой, машины с продуктами. Оружием и боеприпасами для ленинградцев. Обратными рейсами они вывозили в тыл женщин и детей, раненых воинов.

10 ребенок : Наш город назывался Ленинградом,
                     И шла тогда суровая война.

                      Под вой сирены и разрыв снарядов

                      «Дорогой жизни» Ладога была.

                      Она спасеньем ленинградцев стала,

                      И помогла в войне им победить,

                     Чтоб снова время мирное настало
                    Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

  11 ребенок: Чтобы жизнь спасти ленинградцам

                       Зимой в сорок первом году

                       С хлебом шли в город машины

                       По Ладоге, прямо по льду.

                       Бомбёжки, метели, заносы…

                      Уходят машины под лёд,

                      Но каждый шофёр твердо верил,

                      Что город любимый спасет

                      «Дорогой жизни» Ладогу назвали,

                      Надеждой на спасение людей.

                      Раненых, больных и истощенных

                      Везли полуторки из города по ней

Ледовая трасса работала бесперебойно, до последней возможности. За весь период блокады из города было эвакуировано 1,5 млн. человек. Несмотря на бомбёжки и атаки с воздуха водители машин, моряки, речники, порой ценой собственной жизни справлялись с заданиями. Они не спали сутками, но город получал боеприпасы, горючее, уголь, медикаменты, продукты.

   Во время блокады в Ленинграде жила девочка Таня – школьница, которая с самого начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. На страницах этого дневника - даты смерти близких людей Тани. Таню спасли от голодной смерти. Девочку вместе с другими истощенными от голода детьми эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородскую) область, в поселок Шатки. Но Таня так и не поднялась, не помогли ни лекарства, ни еда. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Когда война закончилась, вся страна узнала о дневнике маленькой девочки. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Дневник выставлен в Музее истории Ленинграда.

Дети встают полукругом, поют песню, посвященную Тани Савичевой

 (музыка и слова Л.И. Смилгайн)

Среди наших детей тоже есть те, чьих семей коснулась блокада. О своих родных нам сейчас расскажут и наши ребята, (дети по очереди выходят с портретами своих родственников, и рассказывают небольшие, заранее подготовленные реальные истории из жизни своих прабабушек и прадедушек из блокадного прошлого)

Звучит отрывок из симфонии Д.Д.Шостаковича как фон.

12 ребенок: Блокадный город. Голод. Вой пурги.

                     Но в Ленинграде музы не молчали.

                     И ленинградцы слушали стихи,

                     В замерзших залах музыка звучала. 

Ведущий: Седьмая «Ленинградская» симфония прозвучала в марте в холодном, голодном, блокадном Ленинграде.  Дмитрий Дмитриевич Шостакович, оставшийся в осаждённом городе, вместе со всеми переживший все ужасы блокады написал симфонию, которую  назвал «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Она поднимала дух измученных людей, внушала веру жителям города в свои силы и в то, что победа не за горами.

  Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце.  Ленинградцы защищали свой город,  кто как мог и в  январе 1943 года залпы 14 тысяч орудий, минометов и «катюш» обрушились на врага. Две недели кровопролитных боёв, и наша армия отбросила оккупантов почти на 100 км. от Ленинграда. Кольцо было прорвано!
13 ребёнок:  Враги кричали: « Нет конца
                      У ленинградского кольца!»
                      Мечом рассёк его боец,
                      И вот кольцу пришёл конец.
Звучит голос Ю.Левитана о прорыве блокады.
Ведущий: Но полная победа над врагом пришла позже. Только 27 января 1944 года Блокада была полностью снята.
Звучит голос Ю. Левитана о полном снятии Блокады.
14 ребёнок:
В холода, когда бушуют снегопады,
                     В Петербурге этот день особо чтут,
                     Город празднует день снятия Блокады,
                     И гремит в морозном воздухе салют!
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась 900 голодных дней.
15 ребёнок: Замерзая, люди близких хоронили,
                    Пили воду из растопленного льда
                    Из любимых книжек печь зимой топили,
                    И была дороже золота еда.
Ели маленький кусок ржаного хлеба
По чуть-чуть…Никто ни крошки не ронял
И бомбёжка, вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял.
16 ребёнок: Но Блокаду черных месяцев прорвали
                     И когда врага отбросили назад,
                     Был салют! Его снаряды возвещали:
                     -Выжил! Выстоял, не сдался Ленинград!
От усталости шатаясь, ленинградцы,
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься,
Всё! Закончилась блокадная пора!
Ведущий: Есть салют у нас весной, - на День Победы!
                  Он цветами красит небо всей стране,
                  Но особо почитают наши деды,
                  Тот салют, в голодно-белом январе!
В память о  павших в те дни,  на Пискаревском мемориальном  кладбище, у братских могил, горит Вечный огонь.  Люди приносят цветы и молчат, думая  о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

16 ребенок:  

Вечный огонь никогда не погаснет.

Как память о тех, кто наш город сберёг.

О тех, кто работал, сражался отважно

И для Победы сделал, что мог.

Давайте же почтим память погибших ленинградцев минутой молчания. Предлагаю всем встать …(минута молчания)
Звучит фонограмма метронома.

 Светлая память героям, освободившим Ленинград!

Песня «Мир»

Список используемой литературы
:
- Г.Т.Алифонова. «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет». Санкт-Петербург. «Паритет». 2005 год.
-Ю.Воронов. Книга стихов «Блокада». Лениздат. 1985 год.
- Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности. Тема: «Блокада Ленинграда».

Долгих 900 дней город находился в блокадном кольце.Что знают дети о блокадном времени? Рассказать и показать детям о жизни города во время блокады....

Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Блокада Ленинграда"

Сценарий ко Дню снятия Блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе.Для написания сценария использовался материал из сайта: http://www.maam.ru/...

Конспект занятия на тему \"Блокада Ленинграда\"

Конспект занятия на тему \"Блокада Ленинграда\"...

Конспект совместной образовательной деятельности Тема: «Блокада Ленинграда»

Тема образовательной деятельности "Блокада Ленинграда"...

Конспект игровой образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Блокада Ленинграда».

Обогатить знания детей о героическом прошлом Блокадного города. Формировать у детей нравственные понятия. Воспитывать чувство гордости за защитников Отечества....

Конспект занятия на тему «Блокада Ленинграда»

Конспект занятия на тему «Блокада Ленинграда»Как детям сказать,Что такое война?Детям маленькимС глазками чистыми?Их нельзя обмануть,Их нельзя испугать,Потерять смыслЗа фразами быстрыми.Как...

Конспект НОД на тему Блокада Ленинграда

Конспект НОД на тему:«Блокада Ленинграда»Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,...