Педагогический проект "Прилетайте, птицы!"
проект (средняя группа)

Судакова Анна Викторовна

Цель проекта:

Создание условий для познавательной и творческой активности детей; формирование представлений детей о разнообразии птиц родного края посредством вхождения в празднично-игровую среду с фольклорным содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priletayte_ptitsy_-_kopiya.docx44.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР- детский сад № 99» г. Чита

Педагогический проект

«ПРИЛЕТАЙТЕ, ПТИЦЫ!»

Авторы проекта: воспитатели группы №9 «Теремок»

Судакова А.А.

Белоусова О.М.

Актуальность. Важное место в воспитании детей на русских национальных традициях занимают народные праздники, так как они интегрируют в себе различные виды детской деятельности (музыкальной, речевой, познавательной, изобразительной, двигательной, художественно-творческой и др.) и всех средств эмоционально-эстетического воспитания (музыка, литература, живопись, природа, окружающая среда), тем самым вовлекая в активную творчески-преобразующую деятельность всех детей.

Один из таких праздников в «Нашем праздничном народном календаре»- «Сороки-птичий праздник!» Ещё его называют «Жаворонки» по названию птиц- первых вестников весны.

Возвращение перелётных птиц на родину - один из признаков весны, с которыми мы знакомим детей в образовательной деятельности. Объединение элементов нравственно-патриотического воспитания детей с активизацией их познавательного интереса по теме  - вот основная  идея создания проекта «Прилетайте, птицы!»

Детская проблема: знаю отличительные особенности птиц от других животных, могу узнать 2-3 зимующие птицы родного края. Хочу узнать о перелётных птицах, которые возвращаются в Забайкальский край и узнавать птиц, про которых знаю закличку и подвижную игру.

Педагогическая проблема: дети имеют устойчивый интерес к подвижным играм, закличкам с «птичьим содержанием», но не имеют четкого представления о разнообразии птиц Забайкальского края и почему в честь птиц существуют народные и международные праздники.  

Тип проекта: коллективный, творческий, оздоровительный.

Продолжительность: среднесрочный (11.03.2019-30.03.2019г.)

Участники проекта: дети средней группы №9, воспитатели, родители

Цель проекта: 

Создание условий для познавательной и творческой активности детей; формирование представлений детей о разнообразии птиц родного края посредством вхождения в празднично-игровую среду с фольклорным содержанием.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Дать представления детям о народном празднике «Сороки» («Жаворонки»)  (обычаях и обрядах, связанных с праздником).
  • Расширять знания детей по теме «Птицы».
  • Продолжать работу по оздоравливанию детей, используя народные подвижные игры, массажи, пальчиковые гимнастики, элементы общеразвивающих упражнений, упражнений для развития дыхания, имитационных движений.
  • Продолжать развивать речь детей,  обогащая словарный запас детей названиями птиц, закличек, считалок, потешек, загадок, и побуждать детей к активному использованию этих слов в своей речи.  
  • Привлечь  детей к посильному участию в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях, обогащать их яркими впечатлениями. Дать детям эмоциональный заряд, помочь сбросить негативные эмоции.
  • Развивать память, мышление, воображение; чувство ритма; развивать умение эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения; развивать интерес к культуре предков; развивать творческие способности в разных видах деятельности: музыкальной, речевой, театрально-игровой, двигательной.
  • Воспитание у детей интереса к прошлому нашего народа; формировать доброе отношение друг к другу; воспитывать уважение к русским традициям, праздникам. 

Для педагогов: 

  • Создать условия для детской познавательной, исследовательской и творческой деятельности.
  • Составить план проекта в своей возрастной группе и осуществлять его реализацию в разных видах детской деятельности.
  • Повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОО, способствовать укреплению детско-родительских отношений. Привлекать родителей к участию в проекте.

Для родителей:

  • Принимать участие в реализации проекта: помощь воспитателям в оформлении мини-музея, выставке к «Содружеству»
  • Изготовление  угощения «Жаворонков» к совместному итоговому мероприятию.

Ожидаемый результат:

  • Дети имеют представления о народном празднике ( истории, традициях, связанных с их проведением).
  • Умеют устанавливать взаимосвязь природных изменений с жизнью, бытом и трудом людей.
  • Обогатился словарный запас детей по теме «Птицы».
  • Активно используют в самостоятельной игровой и двигательной деятельности фольклорный материал по теме «Птицы».
  • Дети стремятся к самостоятельной познавательной поисковой деятельности.

Дети проявляют творческую активность и инициативу  в музыкально-театрализованной, художественно - творческой деятельности.

  • Дети имеют навыки использования игровых оздоровительных гимнастик в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности.
  • Повышена компетентность родителей в вопросах организации детского двигательной активности на основе фольклора,   созданы совместно с детьми творческие работы, укреплен интерес в сотрудничестве с детским садом.

Дети знают: 

  • Начальные представления  возникновения праздника.
  • Имеют представления о строении птиц. Пополнили словарь названиями птиц Забайкальского края.
  • Знают заклички, песни, загадки о птицах Забайкальского края.

Продукты проектной деятельности:

  1. Фотоальбом (слайд-шоу).
  2. Организован мини-музей «Птички-невелички» (образ птиц в различном художественном исполнении).
  3. Создана книжка-самоделка детских историй про птиц на основе техники «Ниткография».
  4.  Организован «Клуб выходного дня»  (семейный выход с воспитателями группы в Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова с участием в экологическом празднике «День птиц»)

Содержание проекта

Дата/тема

План мероприятия

( с детьми /родителями)

Результат

Подготовительный этап

1 неделя

с 11 по 15 марта

Подбор информации и материалов для реализации проекта:

-Подбор фольклорного материала, иллюстраций, народных игр по теме праздника

- сбор информации  по истории  праздника и аудио-видеоряд;

- разработка конспектов ОД для реализации проекта;

-информирование родителей о проекте;

- подбор худ. литературы: 

*Ю.Тувим «Птичье радио»

*В Бианки «Чей нос лучше»

*Потешка «Ласточка»; «Летели две птички» заклички: «Солнышко-колоколнышко», «Синички-сестрички»;

*И. Токмакова «Пой-ка, подпевай-ка!»

* Г. Ладонщиков «Весна»

Создание развивающей среды:

- сбор экспонатов для мини музея «Птички-невелички» с участием детей родителей, педагогов группы.

-оформление приемной по теме проекта.

-подбор наглядно-дидактического материала: перелётные и зимующие птицы Забайкальского края;

-картины «Грачи прилетели»  А. Саврасов; «Ранняя весна» М.А. Пишванова;

«Птицы весной» С.А. Артюшенко

-Пополнение группы дидактическими пособием к заучиванию заклички: «Синички-сестрички» и пальчиковой гимнастики «Пой-ка, подпевай-ка!».

-Создание тематических карт по теме «Птицы»;

-атрибуты для подвижных игр (шапочки птиц)

Подготовка материалов к практической части проекта

Практическая часть  (основной этап)

18.03.19г

1 Введение в тему проекта

*Заклички: «Синички- сестрички», Солнышко-колоколнышко»,

-Д/и «Четвёртый лишний»

- загадка о птицах

- интерактивная игра «Угадай птицу»

2 Слушание «Голоса «Птиц»

*Дыхательнная гимнастика «Лёгкое пёрышко»

*Взаимомассаж спины «Дятел»

19.03.19г.

Организация сюжетной утренней гимнастики «Птичья зарядка» (прил.)

*Заучивание стихотворения Г. Ладонщиков «Весна»

*Деятельность в мини музее «Птички –невелички»

-Рассказ воспитателя о том, как изображения птиц использовали в древней русской резьбе, вышивке.

 - Символика изображения. Рисование и роспись с детьми птиц (стилизованных по мотивам русской народной росписи).

(в течение 2хнедель:.вт, чт)

Мнемотаблица

Презентация и рассматривание экспонатов мини-музея

20.03.19г.

КП «Творческая мастерская»

  • Техника «Ниткография» (с последующим творческим рассказыванием и оформлением книги «Истории, увиденные в кляксе»)(в течение недели)

Книга «Истории, увиденные в кляксе» +книжка-малышка «Птички, увиденные в кляксе)

21.03.19г

  • КП «Школа мышления

Использование игр В Воскобовича для конструирования птиц. («Чудо- соты», «Чудо- крестики», «Волшебные верёвочки и кружочки», «Волшебный квадрат» и др.)

22.03.19г.

Лепка свистулек на основе «Филимоновской игрушки»

*Чтение Ю.Тувим «Птичье радио»

Организация выставки детскихработ

25.03.19г.

  • Умная прогулка «Птичья находилка» (прил.)
  • Птичьи раскраски и обводилки

Презентация и отчёт

26.03.19г.

  • Составление описательных рассказов по теме «Птицы» с использованием мнемотаблиц.

*В Бианки «Чей нос лучше»

Развитие связной речи

27.03.19г.

*Хоровод «Весна»; «Летели две птички»

*Песня «А воробьи чирик-чирик»

*Танец «перелётных птиц»

(в течение 2-х недель как КП «Муз.-ритм. движения)

Досуг и участие в музее

28.03.19г.

  • КП «Школа мышления»

-Использование пальчиковой гимнастики «Пой-ка, подпевайка, 10 птичек –стайка!» для ФЭМП

-Викторина «Кто больше знает птиц».

  • Познавательно-оздоровительный досуг на основе празднично-игровой культуры«Сороки – Птичий праздник». с элементами оздоравливания в рамках РК «Содружество»

29.03.19г.

  • Аппликация «Воробьи в лужах» 

*Словесные игры: «Прилетели птицы: голуби, синицы…»; «Грачи летят на всю Русь трубят»

  • Пальчиковая гимнастика: «Дятел»
  • П/и «Сова», «Займи гнездо»»

Оформление выставки

Использование в досуговой и самостоятельной деятельности

30.03.19г.

суббота

«Клуб выходного дня»

Организация детей и родителей для совместного участия в экологическом празднике «День птиц» в Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова

Привлечение родителей к активному участию в совместной образовательной деятельности .

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов по изготовлению книги (книжки-малышки «Птицы, увиденные в кляксе»)

Использование мессенджеров для организации мастер-класса для родителей  «Истории, увиденные в кляксе»»

Создание книжки-самоделки

Организация мини-музея с привлечением родителей

Перечень атрибутов: игрушки- птички в различном художественном исполнении, альбом «Перелётные птицы Забайкалья», алгоритм «Как нарисовать птицу», коллекция перьев.

Мини-музей «Птички-невелички»» (прил.)

3.Итоги проекта(заключительный этап)

Итоговое мероприятие

В форме совместного с родителями оздоровительного досуга: «Сороки»

( Птичий праздник)

Фотоотчёт

В ходе проекта созданы

  • Книжка-малышка «Птицы, увиденные в кляксе».
  • Презентация умной прогулки - «Птичьи находилки».
  • Мини-коллекция «Пёрышко»
  • Пособие к заучиванию заклички: «Синички-сестрички» и пальчиковой гимнастики «Пой-ка, подпевай-ка!».
  • Тематические карты по теме «Птицы».
  • Презентация к досугу.
  • Пополнена аудио-видео копилка по теме.

Взаимодействие с семьями:

  • Консультации «Жаворонки из солёного теста», «Сороки-птичий праздник (историческая справка)

 Цель:  познакомить родителей с историей, традициями и обычаями народного праздника «Сороки»

  • Участие в организации мини -музея « Птички-невелички» с целью вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс  через совместное творчество  детей и родителей.
  • Организация «Клуба выходного дня» Организация детей и родителей для совместного участия в экологическом празднике «День птиц» в Забайкальский краевой краеведческий музей им. А.К. Кузнецова

Презентация проекта:

  • Создание сайд-шоу «Прилетайте, птицы!»
  • Итоговое мероприятие: познавательно-оздоровительного досуга на основе празднично-игровой культуры«Сороки – Птичий праздник». с элементами оздоравливания в рамках РК «Содружество»
  • Выставки творческих работ воспитанников
  • Отчет на сайте детского сада

Результаты проекта

  • Проект «Прилетайте, птицы» длился 3 недели. Во время проведения проекта  дети получили начальные предствления  о народном празднике «Сороки» («Жаворонки»)  (обычаях и обрядах, связанных с праздником).
  • У детей обогатился словарный запас детей названиями птиц, закличек, считалок, потешек, загадок.
  • Дети самостоятельно организуют  народные подвижные игры, массажи, заклички, пальчиковую гимнастику, элементы общеразвивающих упражнений, упражнений для развития дыхания, имитационные и танцевальные движений.
  • Большинство детей активно участвуют в  коллективных и индивидуальных двигательных действиях. Дети получили  эмоциональный заряд, сбросили негативные эмоции.
  • Игры и упражнения способствовали развитию чувству ритма детей;  нашли эмоциональный отклик на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.
  • Дети продемонстрировали творческие способности в разных видах деятельности: музыкальной, речевой, театрально-игровой, двигательной.
  • У детей возник интерес к прошлому нашего народа, к его традициям и праздникам.
  • Во время реализации проекта дети заметно сблизились друг с другом, у детей развились наблюдательность, внимание, память, воображение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Птицы на кормушке"

проект  направлен на получение детьми  младшего возраста знаний о трудностях жизни птиц зимой...

Презентация педагогического проекта "Птицы - наши друзья"

Педагогический проект "Птицы - наши друзья"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Птицы – наши друзья»

Проект определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической  культуры....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Групповой, долгосрочный, познавательно-исследовательский проект "Птицы Югры!" для детей старшей группы. Паспорт проекта, содержание образовательного процесса в рамках проекта....

Педагогический проект "птицы-наши друзья"

Поделюсь проектом, который я проводила в средней группе.  Актуальность.Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и...

Педагогическая гостиная на тему: «Инновационные формы и методы взаимодействия с дошкольниками подготовительной группы и их родителями в рамках реализации педагогического проекта «Птицы - наши друзья».

В основе проведения «Педагогической гостиной» лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями, где родителям и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива....