Консультация для родителей "Традиционные коми праздников"
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация «Детский фольклор народов Коми».
Цель: расширить представление родителей по данной теме.
Коми народ даёт представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей.
В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды, сказки и песни, пословицы и поговорки.
Мифы и легенды.
Ко́ми мифоло́гия-комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов — зырян, пермяков и язьвинцев.
К настоящему времени мифология коми была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник — «Житие Стефана Пермского» (XV век) — повествует о многобожии у коми (боги воды, воздуха, охоты, многочисленные божества леса), о поклонении животным, деревьям, огню, солнцу, воде и идолам («Золотая баба»), ср. золото как атрибут обско-угорских и других мифологических персонажей).
Леге́нда — одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей (например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт.
Отличия легенды от мифа:
- легенда - реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои (Илья Муромец), либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости (Крали Марко).
- миф - полностью вымышленные персонажи и сюжеты (Прометей; Пандора). Однако миф может иметь моральный смысл, и таким образом миф переходит в притчи и басни (Мидас и золото).
Э́пос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.
Сказки и песни.
Сказки у коми в древности, как и у других народов, выполняли производственно-магическую функцию. «Отзвуком» этого назначения является обычай рассказывать их накануне охоты с целью обеспечить успех в ней. Этот обычай можно связать с представлениями многих народов мира о том, что такие сказки первоначально предназначались лесным духам. Их рассказывали во время охоты в лесу, в лесной избушке и обязательно вечером. Лесной дух, по народным верованиям, приходил слушать сказки и оставлял на это время без присмотра лесных животных, которые и попадали в капканы и ловушки, поставленные охотниками. Существовали в коми народной традиции и определенные сроки рассказывания сказок. Общим в культуре самых разнообразных народов яв ляется то, что сказки запрещалось рассказывать днем, при дневном свете и в течение лета, разрешалось же рассказывать ночью и в зимнюю пору.
Традиция рассказывания сказок всегда поддерживалась, передавалась из поколения в поколение, творчески развивалась благодаря наличию в народной среде знатоков этого прозаического жанра: они перенимали от старшего поколения сказочное наследие, хранили его в своей памяти, чтобы исполнять сказки и передавать их молодому поколению.
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки - меткие выражения, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли народов. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком.
Без крыльев не полетишь. - Бордтöг этша лэбалан
Без работы ничего не добыть. - Уджтöгыд нинöм оз шед.
Без работы ничто не по вкусу, любая пища не лезет в рот. - Уджавтöгыд нинöм оз чöсты, быдтор вомсьыд усьö.
Без работы скоро протянешь ноги. - Он кö уджав, регыд на-й кыстö нюжöдан.
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание в семье».
Цель: Выявление уровня заинтересованности родителей данной темой.
Уважаемые родители!
В рамках реализации группового проекта на тему: «Коми народные игры», просим Вас принять участие в анкетировании. Заранее спасибо за участие.
1. Считаете ли Вы тему предстоящего проекта интересной и актуальной? Да/ Нет (ненужное зачеркнуть)
2. Какие виды народного искусства Вы знаете? (перечислите) __________________________________________________________________
3. Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие? __________________________________________________________________
4. Как часто Вы читаете ребенку русские или коми народные сказки? __________________________________________________________________
5. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские или коми народные пословицы и поговорки? Да/ Нет/ Иногда (ненужное зачеркнуть)
6. Какие русские (коми) народные промыслы Вам знакомы? __________________________________________________________________
7. Готовы ли Вы поучаствовать в творческих заданиях? Да/ Нет (ненужное зачеркнуть)
8. Знаете ли вы детские коми игры? Какие? __________________________________________________________________
9. Хотели бы вы сами больше узнать о своем Коми крае? Да/ Нет (ненужное зачеркнуть)
_________________________________________________________________
10. Разговаривает ли кто-нибудь из членов вашей семьи на коми языке? __________________________________________________________________
11. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской (Коми) народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему? __________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кому нужна помощь прежде всего: родителям или ребенку?"
Чтобы помочь ребенку, родители должны понять причину плохого поведения и только исходя из этого принимать решение о том, как нужно поступить в той или иной ситуации....

Консультация для родителей «Кому нужен логопед?»
Консультация для родителей «Кому нужен логопед?».Ни один ребёнок не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связыват...

Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы
Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы...