НОД "В гости к хантам"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

"В гости к хантам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_kulturoy_hantov_i_mansi.docx21 КБ
Файл prezenatsiya_k_nod.pptx2.45 МБ

Предварительный просмотр:

 Ход занятия:

Дети входят под музыку в зал и встают в круг. (слайд 1)

1.Муз.рук: (стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш: пружинка  с  0.16 -0.28

2.Муз.рук: (стоя на месте)

Мы по кругу все пойдем,

Заниматься мы начнем.

Мы начнем?

Дети:

Мы начнем

И по кругу все пойдем.

Проигрыш: идем  хороводом, держась за руки. 0.42- 0.54

3.Муз.рук:

Вы готовы начинать:

Песни петь и танцевать?

Так начнем?

Дети:

Да ,начнем!

И покружимся вдвоем..

Проигрыш: Кружатся парами. 1.07 -1.19.

4.Муз.рук:

Вот поехал паровоз

 Он вагончики повез,

Что повез?

Дети:

Что повез?

Он вагончики  повез.

Проигрыш: паровозик едет(парами друг за другом)1. 32 – 1.45

5. Муз.рук :

1.Муз. рук: (стоя на месте)

Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя.

Добрый день!

Дети:

Добрый день!

Заниматься нам не лень.

Проигрыш: идем на стульчики 1.59….

Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы были внимательны друг к другу, старались точно исполнять мелодию песни. Мне понравились ваши движения – плавный хороводный шаг, и легкие поскоки. Вы любите танцевать? (ответы детей)

Тогда у меня для вас сюрприз.  Предлагаю отправиться в путешествие по нашему Северному краю, в гости к  мальчику Айпуху и девочке  Мейте, которые живут в тайге на стойбище хантов; познакомиться с песнями, играми, музыкой народов Севера, и конечно же танцами. Вы готовы? (ответы детей)

  Но у меня к вам ребята вопрос,  как вы думаете, как мы сможем с вами добраться до места, где живут Ханты и Манси? (на стойбище) Ведь это не так ужи и  близко.

Ответы детей

- М.Р.  Очень интересные предложения вы мне назвали, а я вам предлагаю отправиться туда на крыльях вьюги. А вы знаете, что такое вьюга?

Ответы детей (слайд 2)

М.Р. Действительно, это очень сильно воющий ветер со снегом, вот именно она  и унесет нас в тайгу! Вы готовы отправляться! Замечательно! Тогда давайте встанем врасыпную и когда вы будете двигаться по своей дорожке, используйте, все пространство зала, не наталкиваясь друг на друга. Итак, Внимание, приготовились! Покружитесь, покружитесь и на крыльях вьюги опуститесь! (легко, плавно, на полупальцах). Ребята, мы начинаем с вами все кружиться, как легко и плавно мы все передвигаемся, встаньте на носочки, помогите вьюге поднять нас еще выше! посмотрите какой вид сверху! Ой как все – таки молодец, подняла нас так высоко и похоже мы опускаемся, еще немного и мы на Земле.

Звучит музыка вьюги, дети начинают кружиться на носочках под музыку, данное упражнение сопровождается спецэффектом летящих снежинок

Слайд 3

- Вот и все, мы приземлились и по – моему, вьюга переместила нас в очень красивое и необычное место, ой, ребята, посмотрите скорее сюда, что вы видите перед собой? Такое завораживающее и сияющее разными цветами природное явление. Вы знаете  его название?.

- Правильно ребята, конечно, это северное сияние, и я предлагаю вам сейчас присесть  и  полюбоваться на него чуть поближе. (поближе)

Дети садятся на стульчики (подобрать картинки под эту историю)

В презентации поочередно добавлять хантыйские элементы на оленя (нарты хорей, сбруя, цветные ленты)

- Ребята, вам нравится здесь, правда красиво? Вы знаете, когда я смотрю на это чудесное явление природы, мне вспоминается одна очень красивая и древняя легенда, в которой рассказывается о том, что когда-то одна маленькая девочка, с очень интересным именем, а звали ее Вечерина, однажды возвращалась домой с охоты и случайно наткнулась (4 слайд) на маленького, слабого олененка, увидев его девочке стало жаль его и она решила забрать его к себе домой. С тех пор, олененок стал самым верным и лучшим другом этой доброй девочки. Они вместе играли, ходили   на охоту, а по вечерам Вечерина пела ему колыбельные песни. Долго ли коротко ли это тянулось, только то время прошло. (5 слайд) Оленека корма выкормили, воды отпоили, дожди обмыли, снега оббелили а ветры смелости научили, стал олень взрослым, сильным, красивым. Наступила зима, и стало холодно на сердце у Вечерины, ведь олень стал совсем взрослым, а это означало что пришло время ему уйти. Но умный олень увидел ее печаль, подошел к ней, коснулся теплыми губами к ее рукам и, словно сказал «Мы с тобой будем вместе, сестра моя, только позови». Обрадовалась Вечерина, поблагодарила своего друга за преданность и надела на него сбрую расшитою узорами, украсила его рога яркими, цветными лентами., Оттолкнулся олень от Земли и поплыл высоко высоко в небо, а полосы  (слайд6) (включить вступление слушания) в небе от оленьих рогов заколыхались, заискрились и вспыхнули ярким, живым разноцветьем северного сияния , с тех давних пор, в морозные ночи, когда загорается северное небо разноцветным сияньем, у народов Севера наступает праздник: выходят они на улицу танцевать, а с ними невидимо  кружиться и сама Вечерина, и слышит весь народ как под полыхающими полосами рождается цветная музыка, эта музыка разливается по небу, скатываясь на Землю и радуя людей, так заканчивается эта красивая легенда, ребята, а я вам предлагаю прослушать эту волшебную музыку, которая так и называется северное сияние. Автором которой является наш Югорский современный композитор Виктор Шесталов. Давайте сядем поудобней, ручки на коленях, спинки прямые и приготовимся слушать.

Дети слушают музыку – 1 мин.

2.Какой  темп и динамику вы услышали?

1.Какой характер у произведения?

3.И знакомы ли вам инструменты которые вы сейчас услышите?.

-Ребята, вам понравилась эта музыка? (ответы детей)

-Ответьте мне пожалуйста, какой характер у этой пьесы?

-К стати, что такое пьеса? Давайте вспомним. Это музыка без слов. Так какой характер был у этой пьесы?

(характер спокойный, сказочный, завораживающий, мягкий……)

Согласительсь, такая музыка……………..

- молодцы.

-А какой темп был у этого произведения? Как вам показалось? Какие бывают темпы? Давайте назовём: Быстрый умеренный и медленный.  К какому темпу относится это произведение? (Умеренный)

Молодцы. И на этот вопрос вы тоже ответили верно.

А згакомы ли вам инструменты звучавшие в этом произведении? (сказали не правильный ответ)

Молоцы, вы услышали, что это струнный инструмент, но это не (гитара, домра)   Это очень редки инструмент, встречающицся только у  коренных народов севера хантов и манси – это коренные народы югорской земли, где мы с вами проживаем. (7слайд) А называется он САНКВЫЛТАП или НАРС-ЮХ. Название не простое, не привычное, но я думаю, что вы сможете его повторить. САН КВЫЛ ТАП, в  переводе с хантыйчкого «Пощее дерево»

(8 слайд) Ребята, мы с вами засмотрелись на северное сияние, а вед нас уже встречают Айпух и  Мейта

 Давайте поздороваемся на  родном языке ребят  - Вуся улаты  !

Айпух и Мейта   любят свой край и хотят познакомить вас с народными музыкальными хантыйскими  инструментами .

Ножки как у вас стоят,

Ручки как у вас лежат?

Ну, разок, ну, другой,

Посмотрели за собой.

Знакомство с музыкальными инструментами. (слайды 9 – 11)

 Санквылтап

Тумран

Лебедь

Скрипка

Бубен

(12 слайд)

Музыкальный руководитель: Я хочу  еще познакомить вас с танцевальными движениями народов Севера. Сколько в них выдумки, загадки, красоты и таланта. Танцы народов Севера как и их легенды, сказки, песни отражают особенности быта, занятий и образа жизни. В танцах можно встретить быстрого оленя, легкокрылую чайку, утку, ленивого медведя. В танцах оживает северная природа.

Упражнение “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя (выполнение детьми).

Упражнение “Поклонение солнцу” 

Упражнение “Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны (выполнение детьми).

 У Хантов ,как и у многих народов, танцы подразделяются на мужские, более резкие, в которых нужно показать удаль  силу, и женские, с мягкими и плавными движениями. Сегодня мы с вами познакомимся с женским танцем. (объяснить особенность женского танца (без платка не прилично))

Девочки по показу выполняют.

Музыкальный руководитель: Хорошо вы справились с выполнением танцевальных движений   

 А сколько интересных игр есть у детей Севера. Хочу познакомить с игрой “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет (..). Нужно выбрать волка (ребенок), он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята,
Объясняет каждому, все что непонятно. 
Топают по лужам оленята малые, 
Терпеливо слушают наставленья мамины.

Игра “ Важенка и оленята”

Под музыку оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).

Игра “Хейро” (мансийская народная игра)

Дети встают в круг, в центре ребёнок – солнце. Дети двигаются по кругу приставными шагами, делают руками взмахи вперёд-назад

«За густыми облаками

Солнце прячется лисицей

Крикну солнышку «Хэй-хей!»

Посвяти сильней!»

(13 слайд)Музыкальный руководитель: Вот и наша подходит к концу наша встреча ,скажите, что вам понравилось в гостях у Айпуха и Мейты. (ответы детей)

Ребята приготовили вам небольшие подарки: сладкие льдинки. (

Здороваться мы с вами научились, а теперь я вас научу прощаться по- хантыйски - па яма улаты.

Айпух (запись): Край огромен, он необъятен,

Но быстро домчат вас легкие нарты

Мейта (запись): Возьмите оленей! Они в детский сад

Быстро на нартах всех вас домчат. Па яма улаты.

(14 слайд)Дети парами (саночками) выходят из зала.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект <<В гостях у ханта в тайге >>

В проекте предоставлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по ознакомлению с родным краем....

Конспект физкультурного досуга "В гости к Хантам".

Конспект физкультурного досуга с использованием регионального компонента....

КВН "В гостях у ханты и манси"

КВН "В гостях у ханты и манси" проводится с детьми дошкольного возраста с целью закрепить знания о духовном наследии коренных народов, их культуре, традициях....

Проект "В гости к хантам"

Проект по знакомству детей с народностью Севера...

конспект "В гости к хантам"

Конспект Непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению воспитанников с жизнью коренных народов югры....

Презентация для детей "В гости к Хантам"

Презентация для детей "В гости к Хантам"...

Проект "В гости к хантам"

Предлагаю Вашему вниманию презентацию проекта "В гости к хантам", реализованного в рамках региональной ииновационной площадки в МАДОУ "Берёзка"...