мастер-класс "Народные куклы"
методическая разработка

Чичиекова Анастасия Александровна

Мастер-класс для педагогов "Народные куклы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_narodnye_kukly.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Усть-Канский детский сад»

Мастер-класс по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Чичиекова А.А.

2019

Мастер – класс по теме «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Цель: ознакомление участников мастер-класса с опытом воспитания толерантности посредством использования в работе народных кукол.

Задачи:

  1. Представить свой опыт работы и его применение на практике.
  2. Создать условия для активного погружения педагогов в практическую деятельность.
  3. Способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение творческой активности педагогов.
  2. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
  3. Практическое освоение участниками мастер-класса способов изготовления народных кукол из бумаги, губчатых салфеток и ткани.

Оборудование:

Для педагога – мастера: проектор, ноутбук, фишки с изображением русской избы, казахской юрты и алтайского аила, планшеты-заставки с изображением избы, юрты и аила, инструкции по безопасной работе с ножницами, клеем, инструкции и буклеты с алгоритмом действий.

Для участников мастер-класса: губчатые салфетки, отрезки ткани разных цветов, картон, гофрированная бумага – белого цвета, бумага красного цвета, вата, фломастеры, маркеры, ножницы, клей – карандаши, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

  1. Теоретическая часть

Показ мультфильма «Смешарики. Другие уши»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, жюри! Я неспроста начала свой мастер-класс с показа этого мультфильма. Тема моего мастер-класса – воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.

Мы все с вами живем в дружной многонациональной стране – России. В нашем государстве проживает много разных этнических групп, у каждой из которых свои традиции и обычаи. Но тем и славится наша Российская Федерация, что являясь многонациональной страной, ей удается избегать межэтнических и межконфессиональных разногласий.

Наша республика – тоже многонациональный регион. Здесь в мире и согласии проживают разные народы, но самые многочисленные это – русские, алтайцы и казахи. В решении задач по формированию толерантности дошкольное образование является начальным этапом в нравственном развитии ребенка.

В основной образовательной программе «Росточек» дошкольного образования, автора  Тобоевой Е.Н. говорится, что задача воспитателя заключается в формировании межэтнического миропонимания. Детей необходимо учить одинаково относиться ко всем людям, независимо от цвета его кожи, волос, разреза глаз, на каком языке разговаривает и как одевается.

  1. Показ, демонстрация технологии процесса

И сегодня я хочу вас ознакомить со своим опытом формирования толерантности у детей. Для мастер-класса я приглашаю 9 человек. Давайте встанем полукругом, чтобы всем было видно. Для того чтобы разделиться на подгруппы, я предлагаю вам выбрать фишку и занять соответствующий фишке стол. Те, у кого в фишке изображена русская изба, располагаются за первым столом. Те, кто выбрал фишку с казахской юртой, располагаются за вторым столом. Те, у  кого алтайский аил, располагаются за третьим столом (садятся за столы). Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? Верно, вам необходимо изготовить народные куклы из подручных материалов, а именно казахскую куклу из бумаги, русскую куклу из ткани, и алтайскую куклу из губчатых салфеток. Каждая подгруппа изготавливает по одной кукле.

Уважаемые участники, на столах у вас лежат подробные инструкции и алгоритмы последовательности действий. Но мы не ограничиваем вас, используйте свое воображение и мастерство в полной мере. По ходу изготовления куклы, каждой подгруппе нужно придумать презентацию вашей куклы. Презентацию куклы можно проводить в любой форме, но обязательно нужно рассказать, как и где вы эту куклу будете использовать в своей работе, чтобы познакомить детей с культурой этого народа и воспитывать толерантность. Не забывайте про технику безопасности в процессе работы с ножницами, клеем. Ознакомьтесь с инструкциями по работе с данными инструментами. Можете приступать к выполнению задания.

  1. Практическая часть – создание продукта

Пока наши участники готовятся, я хочу вам рассказать о народных куклах.

Показ презентации «Народные куклы» (работа с аудиторией)

Кукла – первая среди игрушек. В каждом народе кукла является частью ее культуры, сохраняя в своем образе самобытность и характерные черты, создающего ее народа. Народные куклы отличаются по многим признакам:

  • По внешнему виду
  • По степени сложности их изготовления
  • По традиции и месту происхождения
  • По материалу изготовления
  • По функциональным особенностям.

В каждом народе куклы обладают отличительными признаками. Например, в славянской культуре куклы делятся на обереги, игровые и обрядовые. Как вы думаете, что представляют собой куклы – обереги? Куклы – обереги, по поверьям, защищают от болезней, несчастий и всяких злых духов. Они оберегали детей, здоровье, жилище, брак и т.д.

Следующая категория – игровые, для чего они предназначались? Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Обрядовые куклы, что за куклы? Да, они  использовались в ритуалах и обрядах. Например, знакомая всем Масленница (а также Кострома, Морена, Купало, Ярило, Покосница и т.д.)

Из чего же славяне создавали куклу? Создавали кукол из золы, тряпок, ткани, ниток, глины, дерева, кости, соломы, бересты и даже из сыра.

А из каких материалов, по – вашему мнению, изготавливали кукол казахи и алтайцы? В тюркской культуре народные куклы изготавливали из войлока, кожи, костей животных – рогов, суставов, лопаток, дерева, ткани и других материалов. Отличительной особенностью было также наличие сопроводительных игрушек, например, кровати с постельными принадлежностями, войлочные коврики. Для кукол, изображавших девочек, девушек, использовали косички, сплетенные из конских волос. Для украшения кукол брали цветные стеклышки, металлические бляшки, полоски меха и др.

Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются кружки народной игрушки, организуются выставки и мастер-классы, в высокой моде находят неожиданные отражения элементы народного костюма. В то же время современные магазины поражают разнообразием кукольной продукции. Конечно, можно купить готовую куклу. Но самую любимую, уникальную в своем роде куклу можно изготовить своими руками. И привлечь к этому процессу детей.

Для создания самодельной куклы, какие материалы можно использовать? Верно, самые доступные материалы: стаканчики, пластиковые и деревянные ложки, пластиковые бутылки, нитки, ткани, пряжу и т.д.

  1. Презентация продукта – афиширование

А теперь давайте посмотрим, какие куклы получились у наших гостей. Представьте своих кукол, расскажите, в какой образовательной деятельности вы можете их использовать для воспитания толерантности (участники мастер-класса).

Показ презентации (про свой опыт)

Действительно, народные куклы могут помочь детям приобщиться к культуре разных народов. Какую новую информацию про свой народ, может рассказать детям кукла?

  • тип жилища, предметы быта;
  • национальная одежда и украшения;
  • национальная еда;
  • праздники, обычаи и обряды народов;
  • народное творчество – сказки, пословицы, поговорки, игры, музыка;
  • искусство – песни, танцы, театр, художественное и декоративно-прикладное творчество;
  • поведенческие нормы - правила общения, этикет.

Кроме использования народной куклы в качестве гостя, какие еще формы работы можно организовать с детьми?(ответы аудитории) Как вариант, можно организовать музей «Дружный хоровод», где дети могут собирать кукол-представителей разных народов.

  1. Рефлексия

Таким образом, применение народных кукол пробудит интерес у детей к культуре разных народов, формирует навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям других национальностей, позволяет воспитывать в детях поликультурную и толерантную личность.

Спасибо нашим участникам, за вашу активность, эрудицию и творчество, в благодарность я дарю вам обереги.

Благодарю всех за внимание, участие, надеюсь, мой мастер-класс был для вас полезен, и вы почерпнули для себя много нового. Все желающие могут взять себе буклеты по теме мастер-класса.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....