Конкурс чтецов, посвященный неделе ненецкой культуры "Заполярный город детства"
методическая разработка

Долгобородова  Марина  Вячеславовна
 
 
 
 
 
Конкурс  стихов
 «Заполярный  город  детства»
посвященный
«Неделе  ненецкой  культуры»
 
 
Пояснительная  записка.
 
Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, но  не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Чаще  всего    на праздниках  и   мероприятиях   выступают  дети с хорошей дикцией.  Детям ,  имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. 
 Часто родители смысл заучивания стихотворений   детьми ,   понимают  как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. 
Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании. «Конкурс  чтецов»  (далее  Конкурс)  , как одна из форм организации досуговой деятельности дошкольников,  дает каждому ребенку  возможность для самореализации.
Данная  методическая  разработка  составлена  в  соответствие  с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  N 1155)   и  одним  из  основных  принципов дошкольного образования  -   учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание Конкурса обеспечивает   развитие личности , мотивации и способностей детей ,  и охватывает следующие направления развития и образования детей :
познавательное  -  развитие интересов детей, творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 
речевое -  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества;  интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров  детской
литературы. 
 
Задачи организации конкурса чтецов:
1. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.
2.  Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
3.  Воспитывать  чувство  гордости  за  свою  малую  Родину.
Возраст  детей- 5-7  лет.
Помещение  - группа , зал . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА  С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ     № 50   Г. НАРЬЯН-МАРА «РОДНИЧОК»

Конкурс  стихов

 «Заполярный  город  детства»

посвященный

«Неделе  ненецкой  культуры»

возраст обучающихся 5-7 лет

Автор – составитель:

Долгобородова  Марина  Вячеславовна

Учитель-логопед

Нарьян-Мар

2014 г.

Пояснительная  записка.

Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, но  не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Чаще  всего    на праздниках  и   мероприятиях   выступают  дети с хорошей дикцией.  Детям ,  имеющим нарушения речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений.

 Часто родители смысл заучивания стихотворений   детьми ,   понимают  как автоматическое запоминание и воспроизведение текста. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно.

Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании. «Конкурс  чтецов»  (далее  Конкурс)  , как одна из форм организации досуговой деятельности дошкольников,  дает каждому ребенку  возможность для самореализации.

Данная  методическая  разработка  составлена  в  соответствие  с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  N 1155)   и  одним  из  основных  принципов дошкольного образования  -   учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Содержание        Конкурса         обеспечивает   развитие        личности , мотивации и способностей детей ,  и охватывает         следующие направления развития и образования детей :

познавательное  -  развитие интересов детей, творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

речевое -  владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества;  интонационной культуры речи, знакомство с книжной культурой, детской  литературой, понимание на слух текстов различных жанров  детской

литературы.

Задачи организации конкурса чтецов:

1. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.

2.  Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.

3.  Воспитывать  чувство  гордости  за  свою  малую  Родину.

Возраст  детей- 5-7  лет.

Оборудование -  приложение  (фото)

Помещение  - группа , зал .

Здравствуйте, дорогие  ребята ! Сегодня  мы  с  вами  проводим  конкурс  стихов  «Заполярный  город  детства», посвященный  «Неделе  ненецкой   культуры».

Мы  будем   рассказывать  стихи  о  заполярном  крае, о  нашем  городе, о    людях, которые  тут  живут, о  животных, растениях, и  о  многом  ,  многом   другом….

Наша  Родина  Россия—огромная  страна.  И    на  севере, недалеко  от  Баренцева  моря  , на  заполярной  реке  Печоре, стоит  наш  родной  город  Нарьян—Мар , главный  город  Ненецкого  автономного  округа.  И  добраться  к  нам  можно  только  самолетом.

Сейчас  __  прочитает  стихотворение  Алексея  Пичкова  «В  небе  меня  несет…».

В  небе  меня  несет

Быстрокрылый  самолет

Рядом   с  летчиком  сижу

На  земной  наряд  гляжу.

Речки, словно  нитки  вьются,

И  олени—точки,

И  озера, словно  блюдца

И  дома  как  кочки.

Я  за  летчика  держусь,

Я  ни  сколько  не  боюсь!.

В  Заполярье  растет  самая  вкусная  ягода—морошка .  Все  северяне   ее  очень   любят.  Даже  тундру  называют  морошковой  землей.

Мы  приглашаем ______. Она  прочитает  стихотворение   Прокопия  Явтысого   «Легенда  о  морошке».

Девушка  Заря, склоняя  взор

Вышивала  бисером  узор.

После  долгой  ледяной  зимы

Украшала  девичьи  пимы..

Как  то  ветер  прилетел  во  мгле  

И  рассыпал  бисер  по  земле….

С  той  поры  далекой  поутру

Косы  распуская  на  ветру

Девушка-Заря  по тундре  ходит

Бисер  свой  по  бусинке  находит.

На  болотных  кочках, у  дорожки

Ягодки  душистые  морошки

Как  живые  капли  янтаря

Собирает  Девушка-Заря.

А  ________ прочитает  нам  стихотворение    Прокопия  Явтысого  «Зов  морошковой  земли.»

В  синеве, где  тучки  тают,

птичьи  трассы  пролегли..

В   дальний  путь  уводит   стаю

Зов  морошковой  земли..

В  Нарьян-Мар  идут  весною

Льды  ломая  корабли..

Их  встречает  белизною

Снег  морошковой  земли.

Теплый  ветер  хороводит

Тает, тает  след  зимы

Пусть  и  нас  с  тобой  уводит

Зов   морошковой  земли.

Сейчас  послушаем   стихотворение   Вячеслава  Смирнова

«Песня   о  Нарьян-Маре». Его   прочитает  нам _______.

Бескрайняя  тундра, седые  озера

Суровое  небо  полярных  ночей.

Но  северный город  в  низовьях  Печоры

Встречает всех  улыбкой  огней.

Здесь  трудные  будни, но  сильные  люди

Геолог, охотник,  пастух  ,   и  рыбак

Растет  Нарьян-Мар, еще  краше  он  будет

Ведь  в  округе  он  как  в  упряжке  вожак.

Оленьи  стада  и  земные  богатства

Родине  нашей  от  округа  дар

Город  дружбы, тепла  и  братства

Северный  труженик  Нарьян-Мар!.

Давайте      представим, что  мы  с  вами  сели  на  нарты и  быстрая  оленья  упряжка  помчала  нас  в  тундру.  А  веселый  ездовой  пусть  подарит  нам  в  дороге   свою  песню.

Стихотворение  Прокопия  Явтысого  «Песенка  ездового»  прочитает ______.

Эй , беги, беги , олень

Через  тундру  веселей!

Пусть  горит  весенний  день

Ярким  солнцем, ейя-эй !          Хэй! Хэй!

Куропатка  улетай  

С  нашей  тропки  поскорей!

В  заполярный  едем  край

Едем  быстро, ейя-эй !     Хэй! Хэй!

Едем  мы  уже  полдня

У  меня  в  руке  хорей

Гость  на  нарте  у  меня,

В  сердце  радость, ейя-эй !      Хэй! Хэй!

А  вот   перед  нами  и  чум. Чум—одно  из  самых  древних  жилищ  человека  на  земле.  В  чуме  мудро  продумана  каждая  его  часть.  Каркас  составляют  из   многих  легких  шестов, которые  устанавливают  шалашиком, а  концы  у  них  связываются .Шесты  покрывают  специально  сшитыми  оленьими  шкурами, поэтому  в  чуме  всегда  , даже  зимой, тепло  и  сухо.

Сейчас  ____прочитает  нам  стихотворение   Василия  Ледкова  «Костер».

Ставят  чум  отец  и  мать.

Что  мне  делать  ?  отдыхать?

Быть  без  дела  не  люблю

Есть  кустарник—нарублю

Только  будем  чум  готов,

Принесу  охапку  дров

Разожгу  костер  скорей,

Пусть  горит  он  веселей.

Хозяева  приветливо  встречают  нас, приглашают  к  низенькому  столу, угощают  соленой  рыбой, вареным  мясом  и  чаем.

 ____ причитает  нам  стихотворение  Прокопия  Явтысого«Песенка  чайника».

Утром, вечером  и  днем

Медный  чайник над  огнем

Закипает  и  гудит

И  как  будто  говорит.

«Хочешь  в  тундре   долго  жить

Надо  с  чаем  в  дружбе   быть

Ты  у  стада  так  устал,

Что  почти  бессильным  стал..

Чаю  крепкого  попьешь,

Силу  прежнюю  вернешь.

А  когда  трещит  мороз  

И  в  дороге  ты  замерз

Пей  из  чашки  не  спеша

Отогреется  душа.»

Зима  суровая  у  нас  на  севере.   Сугробы  , морозы, метели…                Сейчас  нам  об  этом  расскажет_______. Он  прочитает  стихотворение  одной  девочки.   Девочку  зовут  Безумова  Лида. Она  ходила  в  наш  детский  сад  и  вместе  с  мамой  сочинила  это стихотворение.

************

Сугробы  , морозы, метели

Зима  в  Нарьян-Мар  принесла

И  Сиверко  воет, и  иней

Полярная  ночь замерла…

Но скоро  проснется  природа,

И  солнце  над  тундрой  взойдет

А  вместо  метели  увидим

Морошковый  хоровод.

  _____прочитает  стихотворение  Вадима  Трусова   «С  горы».

Лучше  в  мире  нет  игры

Чем  стрелой  лететь  с  горы!

Вниз  бросаешься  с  разбега

Так  что  слезы  льют  из глаз

Где  увидишь  больше  снега

Чем  на  Севере  у  нас  ?

Вот  сугроб!

Спокойно  в  нем

Трехэтажный  спрячешь  дом!

Вот  еще  один  сугроб!

Хлоп!

И  под  звонкий дружный  смех

Вновь  торопишься  наверх

Вам  ребята  хоть  бы  раз  побывать  у  нас

Здесь  о  снеге нет  забот,  он  почти  что  круглый  год.

Прокопий  Явтысый  сочинил  стихотворение «Веселые  пимы». А  прочитает  его _____.

Вот  и  сшили  нас  из меха

Мы  не  можем  жить  без  смеха

Жить не  можем  без  проказ.

Эй  малыш!  Возьми-ка  нас.

Мы  веселые  пимы.

Не  боимся  мы  зимы

Ты  на  ножки  нас  надень

И  гуляй  хоть  целый  день

там  где   снежные  дорожки            

мы  твои  согреем  ножки.

Вместе  с  нами  на  Севере  живет  много   животных, птиц, насекомых,  рыб. Сейчас  ___ причитает  стих-ие  Прокопия  Явтысого«Полярная  сова».

Как в  тундре  снег

Белым—бела

Летит  полярная  сова.

Ей  не  страшны  мороз, зима,

И  полночи  беззвездной  тьма…

Следят  локаторы  ушей

За  перебежками  мышей.

И  видят  их  сквозь  тьму  глаза..

Сова—мышиная  гроза.

Давайте  послушаем  ____. Он  прочитает  стихотворение  Алексея  Пичкова «Воробей».

Воробей  живет—не  тужит

Поплескался  утром  в  луже

И, попрыгав  по  дорожке,

Поживился  хлебной  крошкой.

Чик-чирик, да  чик-чирик

Он  без  песни  не  привык

Эта  песня  без  затей

Это  песня  про  детей.

  ________ прочитает  стих-ие  Алексея  Пичкова  «Зайчонок».

Снегу  рад  зайчонок  белый

Не  видать  его  в  снегу

Потому-то  он  и  смело

На  тропе  обвел  лису

Сделал  круг  , наделал  петли,

Юркнул  под  густую  ель.

Где  еще  вчера  приметил

Он  пушистую  постель.

Сейчас  ____ прочитает  стих-ие  Алексея  Пичкова  «Куропатка».

Белое  облачко  в тундре  летело,

Вдруг  возле  нашего  чума  присело

Забегало  облачко  вдруг, как  живое

Никак  не  пойму  что  же  это  такое?

К  облачку  стал  подползать  я  украдкой,

Оно  оказалось, друзья, куропаткой.

Приглашаем  __. Она  прочитает  стихотворение  Алексея  Пичкова  «Олененок».

Олененок  мой  ручной

Ходит  целый  день  за  мной

В  своей  одежке  пестренькой,

Копыта:--тук, да  тук!

За  ним—четвероногим

Как  трудно  мне  на  двух!

 _____ прочитает  стихотворение  Алексея  Пичкова  «Лиса».

По  делам  своим  лиса

Вышла  в  темные  леса

По  каким  делам? Известно:

Чтоб  послушать  птичьи  песни.

Если  песенка нежней—

значит  птичка  повкусней!

Самое  главное  сокровище   нашего  города  и  округа —это  вы, наши  дети. Давайте послушаем    стихотворение  Алексея  Пичкова  «Мы  поем  про  море  звонко».  Его  прочитает____.

Сели  тихо у воды.

Смотрим  в  море—льды  да  льды.

Петька, Анка  и  Парфенко

мы  поем  про  море  звонко.

Наша  песня  о  воде

О  холодном  белом  льде.

и  о  том  что  в  небе  зори

и  о  том, что  мы  втроем,

дружно  в  стойбище  живем.

  ____  прочитает  стих-ие  Василия  Ледкова«Солнце  сна  лишилось».

Солнце  сна  лишилось

Ночью  словно  днем.

Тундру  заливает

Розовым  огнем.

Розовым, оранжевым.

Золотисто  нежным.

Бродят  чайки  важные

По  пескам  безбрежным.

Солнце  ярко  светит

Днем  и  ночью  светит

Чтоб  росли  быстрее

В  тундре  наши  дети!

Вот  и  закончился  наш  конкурс. Вы  все  очень старались  и  замечательно  прочитали  свои  стихи.   Пока  жюри  подводит  итоги, я   хочу  прочитать  вам  пожелание. Послушайте  его  внимательно, потому что  вы - будущие  хозяева  нашего  родного города.

Люди  добрые, дайте  мне  слово.

Много  времени  не  отниму.

В  праздник  города  очень  уж  хочется

Пожелать  процветанья  ему.

Чтобы  больше  в  нем  было  уюта

Сочных  красок, деревьев, жилья

Чтобы в каждой  квартире  удобства

Городская  имела  семья.

Чтоб  идущий  куда-то  по  улице

Не  сорил, не  плевал, не  ломал,

В  меру  сил,  а  возможно  и  больше

Стать  прекрасным  ему  помогал.

Я  гляжу  как Печора-красавица

Бьется  в  берег  накатной  волной.

Нарьянмарцы  мои, нарьянмарочки,

Берегите  свой  город  родной        .!

        Итоги  конкурса. Награждение  победителей  и  участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-познавательный проект "Балашов - город детства. Микрорайон Козловка"

Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, месту, где человек родился......

Сценарий выпускного праздника "Город Детства"

Принцесса, которую в Королевсте все считают большой, уходит вместе с придворным котом в город Детства. В этом городе живут мечты, а мечты есть у каждого: детей, взрослых и даже животных....

Сценарий выпускного бала "Город Детства"

Интересный сценарий с единым сюжетом для спектакля и специально подобранной музыкальной темой....

Город детства

Сценарий для детей старшей и подготовительной группы детского сада , посвященный дню города Саратова...

Преобразование предметно-развивающей среды в ДОУ "Город детства"

        Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и з...

Развлечение «город детства»

Дети входят в зал под песню «город детства»Ведущий: сегодня мы совершим необычное путешествие. Это путешествие в мир детства. Есть такое выражение «все мы родом из детства» а значит, несли с собой во ...