Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
консультация
Сенсорное развитие - это восприятие и формирование детей в процессе познания и исследования предметов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_1.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Консультацию подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Кузнецова Лилия Николаевна
Сенсорное развитие - это восприятие и формирование детей в процессе познания и исследования предметов их качеств и свойств: их пропорций, величина, форма, цвет, запах и вкус, положение в пространстве. В раннем дошкольном возрасте важное значение имеет сенсорное развитие. Именно в этом возрасте более всего совершенствуется деятельность органов чувств, происходит накопление представлений от окружающим мире. Представления о форме, цвете и других свойствах предметов - это результат усвоения детей сенсорной культурой.
Во время занятий рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием ребёнка наиболее активно происходит сенсорное познание мира.
В целях сенсорного развития ребёнка применяются также дидактические игры, закрепление полученных ранее знаний и умений. Сенсорное развлечение детей происходит в тесной взаимосвязи с другими разделами воспитания. Так, например, изучение форм и цветов предметов требует определённого развития физических и умственных способностей ребенка. Более всего это относится к мелкой моторике. Сочетание сенсорики и моторики, необходимыми при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, где требуется работа пальцев, кисти рук, ладоней. Некоторые занятия по сенсорному развитию также предусматривают формирование нравственных норм поведения в коллективе.
Дидактический материал, которым пользуется воспитатель на занятиях по сенсорному воспитанию, должен быть качественным: чистые тона, приятная фактура, что доставляет детям эстетическое удовольствие, способствует накоплений сенсорных познаний. На занятиях по сенсорному развитию может быть, использован такой дидактический материал как: коробки, планшеты с отверстиями различной формы, пирамидки с разноцветными и одноцветными кольцами, мозаика, фигурки различной геометрической формы и цветов, палочки, кубики, шары разных цветов, коврики с наклеиваемыми на них полосками различной длины и формы, деревянные доски со вкладышами. В дошкольном возрасте каждый определённый возрастной период является наиболее благоприятным для развития определённых звеньев сенсорного развития и общего нервно- психического развития ребёнка.
Сенсорное воспитание целенаправленно совершенствует, развивает у детей процессы: ощущения, восприятия, представлений. Эти процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет на который мы смотрим, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его мягкость (твердость, шероховатость; звуки, идущие от какого либо предмета, воспринимает наше ухо. Визуальные и аудио ощущения очень важны для полноценной жизни человека. Осязательные ощущения, обоняние и вкус очень важен для человека, но они не является доминантным. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Для этого существуют мерки, с которыми можно сравнивать предметы-эталоны.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образы внешних свойств предметов. К ним относятся: семь цветов спектра и его оттенки; формы - геометрические фигуры, величины - метрические фигуры.
В слуховом восприятии эталоном является звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты. Во вкусе выделяют четыре основные вкуса (солёный, горький, сладкий, кислый) и их сочетаний, а также в обонянии есть деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжёлые запахи. Закрепить образы, накопленные в процессе восприятия, помогают слова. Образ, закреплённый в слова, легко воспроизвести в памяти ребёнка, для этого достаточно произнести слово-подсказку.
Сенсорное воспитание является основой познания мира, его фундаментом. Низкий уровень сенсорного развития резко снижает уровень дальнейшего образования ребёнка. Если на первом году жизни сенсорное воспитание предполагает знакомство ребёнка с многообразием внешних впечатлений и внешними признаками предметов.
В возрасте двух - трёх лет задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребёнок знакомится со цветом, формой предметов, звуками окружающей среды, но не надо добиваться запоминания. Основная задача таких занятий - накопление разнообразного сенсорного опыта и умение использовать его в различных специализациях.
Старше трёх лет - основная задача сенсорного воспитания детей состоит в ознакомлении с сенсорными и общепринятыми способами их использования. Знания о цвете, форме, положении предметов в пространстве закрепляются и расширяются на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием, при получении элементарных математических познаний. Обоняние, вкус, осязание - развиваются в процессе повседневной жизни.
Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны, устойчиво закреплённые в речи, представления о цветах, геометрических фигурах, и отношениях по величине между несколькими предметами.
Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающим между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.
На пятом году жизни, одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов: их группировки по цвету и форме вокруг образцов - эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.
На основе этих задач разработана система дидактических игр для этого возраста. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей трёх-пяти лет сгруппированы по возрастным группам, а группах - по внешним свойствам предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств).
Процесс познания сенсорных этапов не ограничивается дошкольным возрастом, он большое влияние оказывает на протяжении школьного обучения.
Работая с детьми над темой «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» я поставила задачи:
- Научить детей сопоставлять формирование цвета, формы и величины у детей от 1,5 до 3 лет.
- На занятиях по конструированию, ознакомлению с окружающим миром, лепке, изобразительной деятельности реализовывать полученные детьми знания.
- Определить наиболее рациональные методы и приёмы по формированию сенсорной культуры у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Консультация составлена на основе рекомендаций Янушко Елены Альбиновны – педагога, психолога, логопеда, автора методик по развитию и обучению детей и более ста практических книг-посо...
Консультация для воспитателей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Консультация для воспитателей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...
консультация для воспитателей "Сенсорное развитие в раннем возрасте"
Предлагаю вашему вниманию консультацию для воспитателей по сенсорному развитию....
Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира....
Консультация для воспитателей: "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развит...
Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
Консультация для воспитателей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». ВоспитательКомарова О.А Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представле...