"В гостях у бабушки Елюк"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района
МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по образовательной области
«Познавательное развитие»
«В гостях у бабушки Елюк»
Провела: Вадимова А.А.
с.Моргауши - 2016
Программное содержание:
1. Формировать обобщенные представления о родном крае: историческое прошлое, культура.
2. Расширять представления детей о быте чувашского народа в старину.
3. Развивать устойчивый интерес к чувашскому народному творчеству: пословицам и сказкам.
4. Актуализировать в речи детей новые слова: горница, печка, прялка, , чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.
5. Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Словарная работа: горница, печка, прялка, , чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.
Материал к занятию: ноутбук, презентация «Чувашская изба», запись сказки.
Предварительная работа: знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями чувашского народа; заучивание пословиц, поговорок.
Методические приемы:
• Словесный;
• Наглядный;
• Обсуждение;
• Дидактическая игра
• Беседа
• Компьютерные технологии (ИКТ) ;
Ход НОД
Дети заходят и садятся на стульчики. А на одном из стульчиков лежит письмо.
Воспитатель: Ой ребята что это? Это какое то письмо? Давайте прочитаем ее.
« К нам пишет бабушка которая живет в старинной чувашской деревне, любит рассказывать и слушать сказки и приглашает нас к себе в гости.»
Воспитатель: Ребята а вы любите слушать сказки? А как надо их слушать? Ну так поедем в гости к бабушке посмотрим, как она живет, да и сказочку послушаем.
Воспитатель: Чтобы нам отправиться в старинную чувашскую деревню, надо произнести волшебные слова. (Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова. Все оказываются в избе)
Раз, два, три глазки ты сомкни
Вокруг себя обойди,
И к бабушке в деревню попади!
II. Рассматривание интерьера чувашской избы
Воспитатель: Мы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?
Ответы детей:(печь, стол, скамейка)
Воспитатель: А что в доме у бабушки стоит самое большое? (Печка)
Воспитатель: Да печка занимает самое большое место в доме. А скажите, ребята, для чего нужна печка в доме?
Ответы детей: (чтобы не замерзнуть, и приготовить еду)
Воспитатель: Печка самая главная в доме! Правильно печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На ней раньше спали ребятишки и старушки, сушили валенки и варежки.
Послушайте что говорили в старину про печку.
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Воспитатель: А здесь что вы видите? (колыбельку) (по-чувашски «сапка»). Как вы думаете, для чего предназначена колыбелька?
Ответы детей: (чтобы усыплять и укачивать детей)
Воспитатель: В колыбельке укачивали маленьких детей. Колыбельки у чувашей вовсе не походят на русские. Они делаются круглые, похожи на гнездо какой-нибудь большой птицы. Низ переплетается веревками, на которые кладется солома, а сверху расстилается старая рубаха. На нее и кладут малыша. А скажите, как распевают, когда качают малыша?
Ответы детей: Баю-баю – баю-бай
Воспитатель: А вот чуваши, вместо «баю-баю» распевают: «Э-эх! Э-эх! Э-эх! ».
Воспитатель: А это божница. Ребята, кто из вас видел божницу? (тур кетесси)
Ответы детей:
Воспитатель: Божница – самое красивое место в доме. Этот угол во всех домах украшен красивейшими белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.
Воспитатель: Ребята, а это что? (стол) Как вы думаете, для чего нужен стол?
Ответы детей: (есть, встречать гостей)
Воспитатель: За столом собирается вся семья. Главное место для самого старшего, почетного в семье – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите, какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей).
А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Как вы думаете, что это?
Ответы детей: чугунок . Для чего он нужен?
Воспитатель: Это чугунный горшок — чугун чӳлмек В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышет. Как вы думаете, как поставить чугунок в печку?
Ответ детей:
Воспитатель: А ставили в горячую печь чугунок ухватом.
Воспитатель: А вот и бабушкина прялка . (кенчеле)
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
Воспитатель: Сейчас я вам покажу каким образом тянется нитка. Сверху кладется шерсть овечья. Завязывается шерсть ниткой и пальцы рук эту шерсть превращают в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток вязали носочки да варежки для студеной зимы.
Воспитатель: А вот и сундук. (арча) В этом сундуке хранилось все самое доброе. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!
Словесная игра «Доскажи пословицу»
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Тише едешь – дальше будешь.
Делу время – потехе – час!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот сундук и открылся. Ребята, что вы здесь видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Здесь и платье, фартук и лапти лыковые.
Физкультминутка
Пер ура синче эс тар
Сиреп салтак пек эс пул.
Сулахай ура - сумра,
Укесрен эс ан хара.
Сылтамми синче халь тар,
Хаюлла салтак эс пул.
Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра. Поиграем?
Дидактическая игра «Прошлое - современное»
III.А сейчас послушаем чувашскую народную сказку: луна в колодце.
Расселись поудобнее… Слушаем сказку.
Луна в колодце
В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать.
Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. Опустил он кочергу в колодец, дернул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. Тянут-потянут вместе со старухой — никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен, оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны.
Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением:
— Ах, ты, шельма! Хотел на стенку повесить, чтобы в избе светила, так нет — улетела.
Воспитатель: - Ребята, скажите, о чем эта сказка?
- Что увидела бабушка в колодце?
- Расскажите, как бабушка с дедушкой доставали луну из колодца?
- Как вы думаете, луна на самом ли деле была в колодце?
- Вы видели полную луну?
- Вам понравилась сказка?
Воспитатель: Моя бабушка кроме сказок знает еще много чувашских игр. Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, в которую научила меня играть моя бабушка.
Чувашская подвижная игра «Угадай» ("Ятне тавсар")
Среди игроков выбирается водязий, остальные встают в круг, берутся за руки. Водящий выходит в середину круга. Игроки водят хоровод и в песне называют имя водящего:
Сидит Миша, Сидит Миша
Под орешником.
Грызет Миша, Грызет Миша,
Желтые орешки.
Придет время- нужно встать,
Имя верное сказать.
Хоровод останавливается и игрок, оказавшийся позади водящего, подходит и руками обхватывает его голову. При этом игрок кладет руки на оба уха водящего. Водящий, не поворачивая головы к игроку, по памяти, называет его имя.
Правило игры. Если водящий назовет имя игрока, то меняется с ним ролями.
Воспитатель: Бабушка нам и дом показала, и сказку рассказала, с новой игрой познакомила. Пора нам домой возвращаться. Давайте поблагодарим бабушку и попрощаемся с ней. Обещаем еще раз приехать в гости.
Итоги занятия
Воспитатель: - Ребята, где мы сегодня побывали?
- Что нового вы узнали?
- Как все это можно назвать одним словом?
- Ребята, давайте вспомним названия мест в избе.
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в деревне у бабушки. У нас в детском саду есть мини-музей, где можно увидеть все эти предметы быта которые мы сегодня видели у бабушки . А завтра мы с вами посетим этот музей и посмотрим, есть ли там предметы, с которыми мы с вами сегодня познакомились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...
Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»
Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...
"Едем в Гости к бабушке, к бабушке - Забавушке"
Развитие ассоциативного мышления у ребёнка...
Развлечение "Едем в гости к бабушке, бабушке Загадушке".
Доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение.Побуждать детей совместно разыгрывать сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия све...