"В гостях у бабушки Елюк"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Вадимова Алина Александровна

Знакомство с чувашским бытом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_chuvashskoe.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района

МБДОУ «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района

Конспект

непосредственной образовательной деятельности по образовательной области

 «Познавательное развитие»

«В гостях у бабушки Елюк»

Провела: Вадимова А.А.

с.Моргауши - 2016

Программное содержание:

1. Формировать обобщенные представления о родном крае: историческое прошлое, культура.

2. Расширять представления детей о быте чувашского народа в старину.

3. Развивать устойчивый интерес к чувашскому народному творчеству: пословицам и сказкам.

4. Актуализировать в речи детей новые слова: горница, печка, прялка, , чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.

5. Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Словарная работа: горница, печка, прялка, , чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.

Материал к занятию: ноутбук, презентация «Чувашская изба», запись сказки.

Предварительная работа: знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями чувашского народа;  заучивание пословиц, поговорок.

Методические приемы:

• Словесный;

• Наглядный;

• Обсуждение;

• Дидактическая игра

• Беседа

• Компьютерные технологии (ИКТ) ;

Ход НОД

Дети заходят и садятся на стульчики. А на одном из стульчиков лежит письмо.

Воспитатель: Ой ребята что это? Это какое то письмо? Давайте прочитаем ее.

« К нам пишет бабушка которая  живет в старинной чувашской деревне, любит рассказывать и слушать сказки и приглашает нас к себе в гости.»

Воспитатель: Ребята а вы любите слушать сказки? А как надо их слушать? Ну так поедем в гости к бабушке посмотрим, как она живет, да и сказочку послушаем.

Воспитатель: Чтобы нам отправиться в старинную чувашскую деревню, надо произнести волшебные слова. (Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова. Все оказываются в избе)

Раз, два, три глазки ты сомкни

Вокруг себя обойди,

И к бабушке в деревню попади!

II. Рассматривание интерьера чувашской избы

Воспитатель: Мы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?

Ответы детей:(печь, стол, скамейка)

Воспитатель: А что в доме у бабушки стоит самое большое?  (Печка)

Воспитатель: Да печка занимает самое большое место в доме. А скажите, ребята, для чего нужна печка в доме?

Ответы детей: (чтобы не замерзнуть, и приготовить еду)

Воспитатель: Печка самая главная в доме! Правильно печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На ней раньше спали ребятишки и старушки, сушили валенки и варежки.

Послушайте что говорили в старину про печку.

 Ой, ты печка – сударушка,

Помоги нам, боярушка!

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

В дом богатство принеси!

Воспитатель: А здесь что вы видите? (колыбельку) (по-чувашски «сапка»). Как вы думаете, для чего предназначена колыбелька?

Ответы детей: (чтобы усыплять и укачивать детей)

Воспитатель: В колыбельке укачивали маленьких детей. Колыбельки у чувашей вовсе не походят на русские. Они делаются круглые, похожи на гнездо какой-нибудь большой птицы. Низ переплетается веревками, на которые кладется солома, а сверху расстилается старая рубаха. На нее и кладут малыша. А скажите, как распевают, когда качают малыша?

Ответы детей: Баю-баю – баю-бай

Воспитатель: А вот чуваши, вместо «баю-баю»  распевают: «Э-эх! Э-эх! Э-эх! ».

Воспитатель: А это божница. Ребята, кто из вас видел божницу? (тур кетесси)

Ответы детей:

Воспитатель: Божница – самое красивое место в доме. Этот угол во всех домах украшен красивейшими белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.

Воспитатель:  Ребята, а это что?  (стол)  Как вы думаете, для чего нужен стол?

Ответы детей: (есть, встречать гостей)

Воспитатель: За столом собирается вся семья. Главное место для самого старшего, почетного в семье – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите,  какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей).

 А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Как вы думаете,  что это?

Ответы детей: чугунок . Для чего он нужен?

Воспитатель: Это чугунный горшок — чугун чӳлмек В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышет. Как вы думаете, как поставить  чугунок в печку?

Ответ детей:

Воспитатель: А ставили в горячую печь чугунок ухватом.

Воспитатель: А вот и бабушкина прялка . (кенчеле)

Золотая моя прялица!

Я пряду, а нитка тянется!

Я пряду, а нитка тянется!

Мне работа моя нравится!

Воспитатель: Сейчас я вам покажу каким образом тянется нитка. Сверху кладется шерсть овечья. Завязывается шерсть ниткой и пальцы рук эту шерсть превращают в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток вязали носочки да варежки для студеной зимы.

Воспитатель: А вот и сундук.  (арча) В этом сундуке хранилось все  самое доброе. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!

Словесная игра «Доскажи пословицу»

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Тише едешь – дальше будешь.

Делу время – потехе – час!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот сундук и открылся. Ребята, что вы здесь видите?

Ответы детей:

Воспитатель: Здесь и платье, фартук и лапти лыковые.

Физкультминутка

Пер ура синче эс тар

Сиреп салтак пек эс пул.

Сулахай ура -  сумра,

Укесрен эс ан хара.

Сылтамми синче халь тар,

Хаюлла салтак эс пул.

Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра. Поиграем?

Дидактическая игра «Прошлое - современное»

III.А сейчас послушаем чувашскую народную сказку: луна в колодце.

Расселись поудобнее… Слушаем сказку.

Луна в колодце

В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать.

Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. Опустил он кочергу в колодец, дернул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. Тянут-потянут вместе со старухой — никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен, оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны.

Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением:

— Ах, ты, шельма! Хотел на стенку повесить, чтобы в избе светила, так нет — улетела.

Воспитатель: - Ребята, скажите, о чем эта сказка?

- Что увидела бабушка в колодце?

- Расскажите, как бабушка с дедушкой доставали луну из колодца?

- Как вы думаете, луна на самом ли деле была в колодце?

- Вы видели полную луну?

- Вам понравилась сказка?

Воспитатель: Моя бабушка кроме сказок знает еще много чувашских игр. Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, в которую научила меня играть моя бабушка.

Чувашская подвижная игра «Угадай» ("Ятне тавсар")

Среди игроков выбирается водязий, остальные встают в круг, берутся за руки. Водящий выходит в середину круга. Игроки водят хоровод и в песне называют имя водящего:

Сидит Миша, Сидит Миша

Под орешником.

Грызет Миша, Грызет Миша,

Желтые орешки.

Придет время- нужно встать,

Имя верное сказать.

Хоровод останавливается и игрок, оказавшийся позади водящего, подходит и руками обхватывает его голову. При этом игрок кладет руки на оба уха водящего. Водящий,  не поворачивая головы к игроку, по памяти, называет его имя.

Правило игры. Если водящий назовет имя игрока, то меняется с ним ролями.

Воспитатель: Бабушка нам и дом показала, и сказку рассказала, с новой игрой познакомила. Пора нам домой возвращаться. Давайте поблагодарим бабушку и попрощаемся с ней. Обещаем еще раз приехать в гости.

Итоги занятия

Воспитатель: - Ребята, где мы сегодня побывали?

- Что нового вы узнали?

- Как все это можно назвать одним словом?

- Ребята, давайте вспомним названия мест в избе.

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в деревне у бабушки. У нас в детском саду есть мини-музей,  где можно увидеть все эти предметы быта которые мы сегодня видели у бабушки . А завтра мы с вами посетим этот музей и посмотрим, есть ли там предметы, с которыми мы с вами сегодня  познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.   Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.

Конспект образовательной  деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...

Конспект открытого занятия ОО «Речевое развитие» по развитию речи на тему: «В гости к бабушке Матрене» «В гости к бабушке Матрене»

Тема НОД: «В гости к бабушке Матрене»Цель: Обучающие задачи:Закреплять знания о домашних животных, повадках, условиях обитания;Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.Развивающи...

"Едем в Гости к бабушке, к бабушке - Забавушке"

Развитие ассоциативного мышления у ребёнка...

Развлечение "Едем в гости к бабушке, бабушке Загадушке".

Доставить детям радость, снять эмоциональное напряжение.Побуждать детей совместно разыгрывать  сценки, использовать русский поэтический фольклор, ориентироваться на слова взрослого и действия све...