конспет НОД "веселая ярмарка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Цель:
Приобщать детей к истокам народной русской культуры.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями на Урале.
- Закреплять знания детей о разных видах народного искусства: лоскутная техника, роспись на бересте, роспись по дереву, бумажная техника.
- Продолжать учить играть на музыкальных инструментах.
- Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений народного творчества.
- Совершенствовать технические приемы работы с тканью (кукла-берегинья), конструктивные умения, композиционные умения при украшении поделки (туесок), расписывать предметы из дерева, самостоятельно выбирая узор и композицию (ложка), развивать мелкую моторику, композиционные умения при сочетании цветов украшения (бусы).
- Развивать умение работать с пооперационными картами и умения работать группами.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое восприятие.
- Развивать интерес к фольклору.
- Продолжать развивать ловкость, интерес играть в игры разных национальностей.
- Продолжать развивать умение эмоционально рассказывать сверстникам стихи.
- Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 32.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Приобщать детей к истокам народной русской культуры.
Программное содержание:
- Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями на Урале.
- Закреплять знания детей о разных видах народного искусства: лоскутная техника, роспись на бересте, роспись по дереву, бумажная техника.
- Продолжать учить играть на музыкальных инструментах.
- Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений народного творчества.
- Совершенствовать технические приемы работы с тканью (кукла-берегинья), конструктивные умения, композиционные умения при украшении поделки (туесок), расписывать предметы из дерева, самостоятельно выбирая узор и композицию (ложка), развивать мелкую моторику, композиционные умения при сочетании цветов украшения (бусы).
- Развивать умение работать с пооперационными картами и умения работать группами.
- Развивать умение отгадывать загадки.
- Развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое восприятие.
- Развивать интерес к фольклору.
- Продолжать развивать ловкость, интерес играть в игры разных национальностей.
- Продолжать развивать умение эмоционально рассказывать сверстникам стихи.
- Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Интеграция образовательных областей: Познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Предварительная работа: - Знакомство воспитанников с историей русской ложки, как о столовом приборе и музыкальном инструменте; - Знакомство детей с историей бус; - Показ видеоролика «Изготовление туесов»; - Просмотр мультфильма «Миколо богатство» (1983г); - Беседа с показом презентации «Куклы обереги» - Рассматривание предметов народного искусства: деревянные ложки, туесок, различные украшения (из стекла, камня, макарон, бумаги, металла), кукол оберегов; - Изготовление бусин из бумаги, узор для туесов, заготовки для кукол оберегов; - Проведение НОД «Ложка не простая, ложка расписная»; - Вечер загадок и отгадок: - Д\и «Собери бусы», «Собери картинку», «Предметы на Руси», - Словесные игры «Назови какая, какое, какой», «Назови ласково», «Большой-маленький»; - Изучение пальчиковой гимнастики, п\и «Карусель», татарской народной игры «Ласточка и стриж», стихов.
Обогащение словаря: «Ярмарка», «безликая», «оберегать», «туесок», «береста».
Оборудование: АРМ, презентация, музыкальное сопровождение, имитированная карусель, костюмы мастерам, предметы народного декоративного творчества; пооперационные карты, банки с водой, гуашь, кисти, деревянные ложки, клей, салфетки, клеенка, заготовки для украшения туесков, лоскутки ткани, заготовка для рук, нитки, заготовленные заранее бусины, тесьма,
Этапы образовательной деятельности:
Организационный
Дети получили приглашение на ярмарку мастеров. Поздоровались с гостями. Развивали четкость речи.
Основной
Ребята путешествовали по ярмарке мастеров. Знакомились с изделиями разных мастеров. Беседа с детьми о ярмарке. Играли в игру «Карусель», играли в пальчиковую игру, татарскую народную игру «Ласточка и стриж», разгадывали загадку, играли на ложках, как на музыкальном инструменте, отвечали на вопросы мастеров, читали стихи, помогали мастерам изготовить изделия, чтобы отправить на ярмарку.
Заключительный
Организация ярмарки: распродажа своих предметов искусства. Заключительная беседа, дети высказывали свои мнения о путешествии на ярмарку мастеров.
Ход:
Сл 1.На АРМе реклама русской ярмарки
Воспитатель:
Эй, народ честной, здравствуйте!
Всех на праздник – ярмарку приглашаю!
Веселья и хорошего настроения желаю.
Все на ярмарку веселую!
Сл 2. Под минусовку песни «Ярмарка» (аранжировка Л. Волокитиной)
дети входят в зал, имитируют ярморочное гуляние, соединяются в круг, идут по кругу, сходятся в центр, топают ногами, расходятся и становятся полукругом.
ВМЕСТЕ:
Сл 3 С добрым утром! С новым днем!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречай!
День хороший начинай!
Воспитатель:
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Да-да-да!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Прыг-прыг-прыг!
Девчонки и мальчишки! ЗДАВ-СТВУЙ-ТЕ! (вместе)
Воспитатель:
Сл 4 Ой, сколько гостей на ярмарке собралось.
Время и ярмарку открывать!
- А вы знаете что такое ярмарка? (ответы детей)
- А как часто бывали ярмарки? (Ярмарки на Руси бывали несколько раз в году).
Сл 5 А торговали там всем и помногу. Хороший товар делали они, нужный и радостный. Много труда, выдумки, любви вкладывали мастера в свои изделия.
- А для чего приходили люди на ярмарку? (Народ приходил на ярмарку не только купить что-то, но и повеселиться, поиграть в игры народные).
Сл 6 Тайну вам, друзья, откроем,
Скажем все без лишних слов
Вы сегодня оказались
На ярмарке Мастеров.
Сл 7 Карусель с секретом там.
Все расселись по местам?
Раз- два- подхватили!
Три-четыре- раскрутили!
(Приглашаю вас ребята занять место на нашей веселой карусели, встать вокруг стойки и взяться за концы лент. В течении 30 секунд звучит запись «Детская карусель» дети бегут по кругу, держа ленты в руках)
Воспитатель: Покажут люди торговые
Чем наш край славятся!
А, вот и первый мастер
Сл 8 Мастер 1: Давным - давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
Воспитатель: О какой кукле идет речь? (кукле - обереге)
Сл 9 Мастер: И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Почему не рисовали лица куклам-оберегам? (Так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку). Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.
Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.
- Что значит безликая кукла?
- Как называли такую куклу?
Ребенок:
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались: Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Сл 10 Эй, дружок, не робей!
Подходи ко мне скорей!
Ты не будешь здесь скучать –
Будешь пальчиками играть!
Пальчиковая гимнастика «Эй, ребята, выходите»
Эй, ребята, выходите, сжимание и
Пляску русскую начните! разжимание кистей рук
В этой пляске удалой Соединить пальцы, сделать шар.
Пусть кружится шар земной. Описать круг руками,
Вот какой веселый пляс Фонарики
Начинается у нас!
Не стоит никто на месте — Хлопают в ладоши,
Все танцуют с нами вместе. Поочередное соединение пальцев с большим пальцем двух рук
Сл 11 Воспитатель:
Что же это за товар
Я не знаю прямо?
Знать об этом вы должны.
Мастер, расскажи-ка.
2 мастер:
Кто из вас знает, что такое береста? (ответы детей)
Сл 12 Береста или берёста – верхний слой коры, прочный, достаточно эластичный. Приятного кремового цвета. А как ее заготовляют? (ответы детей) Слой аккуратно снимают с дерева, очищают.
Сколько замечательных и нужных вещей можно сделать из бересты для хозяйства. Давайте узнаем, как их изготавливают.
Сл 13 Ребенок:
Руки дрожащие, белый висок…
Старый мужик мастерит туёсок.
Снял он с берёзы лоскут бересты.
Дело не просто – движения просты.
С плашки берёзовый слой сострогал,
Вырезал донышка ровный овал.
Нет ни гвоздя – вся душа ремесла
В теле берёзовом произросла
Лентой берестяной кору скрепил
Крышкой берёзовой туес закрыл
Чтобы любому он радовал взор:
Лёг на берёсте привычный узор…
Воспитатель: Поиграть пришла пора
Развеселая детвора
Внимание! Внимание! Начинаем состязание!
Сл.14 Это дело совсем не простое:
Будут с ложкой играть двое
Берешь картошку, кладешь в ложку
Потом с ней бежишь немножко.
Ронять нельзя, дрожать нельзя,
Дышать можно, но очень осторожно!
Проводится игра «Перенеси картошку в ложке»
Сл. 15 Воспитатель: Ярмарка в полном разгаре,
Слышится шум и гам
Много товаров разных,
Видим мы тут и там
Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и третий мастер.
Сл 16 3 мастер: Ребята, отгадайте загадку.
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду (ложка)
Сл. 17 Когда – то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край. Самая первая ложка была вытесана из камня, (Значит какая ложка была?) была она очень тяжелая и неровная. Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного (А из кости ложка какая была?), она была удобнее, легче. Прошло еще много лет, и человек сделал ложку из дерева (значит какая ложка была), он решил, что она будет удобнее.
Сл 18 – Ребята, расскажите, как в старину кушали. (Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску, давали кусок хлеба и ложку. Самый первый ел дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из–за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!»)
Ребенок: Сл. 19
Деревянные ложки —
Постучи-ка немножко.
Хочешь — суп хлебай,
А хочешь — музыку играй!
(Игра на ложках)
Воспитатель: Скажем мы спасибо нашим ложкарям
Дарят они веселье и здоровье нам.
Воспитатель: А, вот еще один мастер.
Сл 20 4 мастер:
Надели шарики на нити.
Красиво очень, посмотрите!
Блестят на солнце краше
Они на шее нашей. (Бусы)
- Дети, а как вы думаете, что такое бусы? (высказывания детей)Слово «бусы» в современном значении называли разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла».
Сл 21 – А как вы думаете из чего делали бусы? (ответы детей). Бусы делали из костей животных, раковин, зубов, клыков животных, косточек и семян растений, натуральных камней,
Сл 22 металла, стекла и других материалов. Как вы думаете для чего носят женщины бусы? (ответы детей). По поверьям считалось, бусы охраняли женщину от всяческих бед.
Ребенок: Чудо - бусы у меня,
Я их делала полдня.
Они такие классные,
Желтые и красные.
Сл 23 Воспитатель: А, теперь давайте поможем нашим мастерам сделать изделия, чтобы можно было отправиться на ярмарку.
Дети расходятся по подгруппам и выполняют работу по схемам.
Сл 24 Воспитатель: Ай да мастера!
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Давай подходи и других приводи
За волшебное слово товар приобрети!
Дети продают свои изделия гостям
Сл 25
1 ребенок:
Наши куклы разбирай-ка!
Людям радость доставляй-ка!
2 ребенок:
Отправляясь в лесок,
Захватите туесок!
3 ребенок:
Деревянной ложкой есть
Просто наслаждение.
Расписная, лёгкая,
Просто удивление!
4 ребенок:
Бусы, бусы на все вкусы!
Покупайте наши бусы!
Сл.26 Воспитатель:
Славилась Россия чудо- мастерами.
Бересту они в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Вы на ярмарке побывали? (ответы детей)
Товар свой весь продали? (ответы детей)
А кого там повстречали?
А что вам больше всего понравилось?
Ничего не забыли? (ответы детей)
Сл 27 музыка ярмарки
Тары –бары- растабары,
Расторговали все товары!
Народ не удивляется,
А ярмарка закрывается...
Самовар кипит, пыхтит
Чаем напоить велит
А вы ребята не скучайте,
Мастеров всех приглашайте
В группе чаем угощайте!
Дети приглашают мастеров. Все выходят в центр
ВСЕ: Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспет занятия " Путешествие капельки"
Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...
Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи
Конспект занятияУчителя-логопеда д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема: И...
Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка (Интегрированное занятие в подготовительной группе)
Интегрированное занятие в подготовительной группе....
Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...
Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»
Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...
Покровская Ярмарка Тематический праздник. Покров славился веселыми ярмарками. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355285","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355305","attributes":{"alt":"","class"...