конспет НОД "веселая ярмарка"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Халезина Надежда Сергеевна

Цель:

Приобщать детей к истокам народной русской культуры.

 

Программное содержание:

- Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями на Урале.

- Закреплять знания детей о разных видах народного искусства: лоскутная техника, роспись на бересте, роспись по дереву, бумажная техника.

- Продолжать учить играть на музыкальных инструментах.

 - Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений народного творчества.

- Совершенствовать технические приемы работы с тканью (кукла-берегинья), конструктивные умения, композиционные умения при украшении поделки (туесок), расписывать предметы из дерева, самостоятельно выбирая узор и композицию (ложка), развивать мелкую моторику, композиционные умения при сочетании цветов украшения (бусы).

- Развивать умение работать с пооперационными картами и умения работать группами.

- Развивать умение отгадывать загадки.

- Развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое восприятие.

- Развивать интерес к фольклору.

- Продолжать развивать ловкость, интерес играть в игры разных национальностей.

- Продолжать развивать умение эмоционально рассказывать сверстникам стихи.

- Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.

- Воспитывать культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Приобщать детей к истокам народной русской культуры.

Программное содержание: 

- Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями на Урале.

- Закреплять знания детей о разных видах народного искусства: лоскутная техника, роспись на бересте, роспись по дереву, бумажная техника.

- Продолжать учить играть на музыкальных инструментах.

 - Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений народного творчества.

- Совершенствовать технические приемы работы с тканью (кукла-берегинья), конструктивные умения, композиционные умения при украшении поделки (туесок), расписывать предметы из дерева, самостоятельно выбирая узор и композицию (ложка), развивать мелкую моторику, композиционные умения при сочетании цветов украшения (бусы).

- Развивать умение работать с пооперационными картами и умения работать группами.

- Развивать умение отгадывать загадки.

- Развивать художественно-творческие способности детей, эстетическое восприятие.

- Развивать интерес к фольклору.

- Продолжать развивать ловкость, интерес играть в игры разных национальностей.

- Продолжать развивать умение эмоционально рассказывать сверстникам стихи.

- Воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к народным мастерам, интерес к народной культуре.

- Воспитывать культуру речевого общения.

Интеграция образовательных областейПознавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.

Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Предварительная работа:                                                                                                     - Знакомство воспитанников с историей русской ложки, как о столовом приборе и музыкальном инструменте;                                                                                          - Знакомство детей с историей бус;                                                                                     - Показ видеоролика «Изготовление туесов»;                                                                       - Просмотр мультфильма «Миколо богатство» (1983г);                                                    - Беседа с показом презентации «Куклы обереги»                                                                - Рассматривание предметов народного искусства: деревянные ложки, туесок, различные украшения (из стекла, камня, макарон, бумаги, металла), кукол оберегов;                                                                                                                                  - Изготовление бусин из бумаги, узор для туесов, заготовки для кукол оберегов;                                                                                                                                              - Проведение НОД «Ложка не простая, ложка расписная»;                                              - Вечер загадок и отгадок:                                                                                                   - Д\и «Собери бусы», «Собери картинку», «Предметы на Руси»,                                    - Словесные игры «Назови какая, какое, какой», «Назови ласково», «Большой-маленький»;                                                                                                           - Изучение пальчиковой гимнастики, п\и «Карусель», татарской народной игры «Ласточка и стриж», стихов.

Обогащение словаря:  «Ярмарка», «безликая», «оберегать», «туесок», «береста».

Оборудование: АРМ, презентация, музыкальное сопровождение, имитированная карусель, костюмы мастерам, предметы народного декоративного творчества; пооперационные карты, банки с водой, гуашь, кисти, деревянные ложки, клей, салфетки, клеенка, заготовки для украшения туесков, лоскутки ткани, заготовка для рук, нитки, заготовленные заранее бусины, тесьма,

Этапы образовательной деятельности:

Организационный

Дети получили приглашение на ярмарку мастеров. Поздоровались с гостями. Развивали четкость речи.

Основной

Ребята путешествовали по ярмарке мастеров. Знакомились с изделиями разных мастеров. Беседа с детьми о ярмарке. Играли в игру «Карусель», играли в пальчиковую игру, татарскую народную игру «Ласточка и стриж», разгадывали загадку, играли на ложках, как на музыкальном инструменте, отвечали на вопросы мастеров, читали стихи, помогали мастерам изготовить изделия, чтобы отправить на ярмарку.

Заключительный

Организация ярмарки: распродажа своих предметов искусства. Заключительная беседа, дети высказывали свои мнения о путешествии на ярмарку мастеров.

Ход:

Сл 1.На АРМе реклама русской ярмарки

Воспитатель:

Эй, народ честной, здравствуйте!

Всех на праздник – ярмарку приглашаю!

Веселья и хорошего настроения желаю.

Все на ярмарку веселую!

Сл 2. Под минусовку песни «Ярмарка» (аранжировка Л. Волокитиной)

дети входят в зал, имитируют ярморочное гуляние, соединяются в круг, идут по кругу, сходятся в центр, топают ногами, расходятся и становятся полукругом.

ВМЕСТЕ:

Сл 3 С добрым утром! С новым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Воспитатель:

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!

Пухленькие щечки? Да-да-да!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Прыг-прыг-прыг!

Девчонки и мальчишки! ЗДАВ-СТВУЙ-ТЕ!   (вместе)

Воспитатель:

Сл 4 Ой, сколько гостей на ярмарке собралось.

Время и ярмарку открывать!

- А вы знаете что такое ярмарка?  (ответы детей)

- А как часто бывали ярмарки? (Ярмарки на Руси бывали несколько раз в году).

Сл 5 А торговали там всем и помногу. Хороший товар делали они, нужный и радостный. Много труда, выдумки, любви вкладывали мастера в свои изделия.

- А для чего приходили люди на ярмарку? (Народ приходил на ярмарку не только купить что-то, но и повеселиться, поиграть в игры народные).

Сл 6 Тайну вам, друзья, откроем,

Скажем все без лишних слов

Вы сегодня оказались

На ярмарке Мастеров.

Сл 7  Карусель с секретом там.

Все расселись по местам?

Раз- два- подхватили!

Три-четыре- раскрутили!

 

(Приглашаю вас ребята занять место на нашей веселой карусели, встать вокруг стойки и взяться за концы лент. В течении 30 секунд звучит запись «Детская карусель» дети бегут по кругу, держа ленты в руках)

Воспитатель: Покажут люди торговые

                          Чем наш край славятся!

                          А, вот и первый мастер 

Сл 8 Мастер 1: Давным - давно на Руси была такая присказка:

В каждом доме, в каждой хате,

на крылечке, на полатях

кукла сидит во все стороны глядит.

Воспитатель: О какой кукле идет речь? (кукле - обереге)

Сл 9 Мастер: И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Почему не рисовали лица куклам-оберегам? (Так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку). Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.

Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.

- Что значит безликая кукла?

- Как называли такую куклу?

Ребенок:

У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.

Из различных лоскутков ношеной одежды,

Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.

Но единственный запрет предков опасались: Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.

Сл  10  Эй, дружок, не робей!

             Подходи ко мне скорей!

                Ты не будешь здесь скучать –

                Будешь пальчиками играть!

Пальчиковая гимнастика «Эй, ребята, выходите»

Эй, ребята, выходите, сжимание и

 Пляску русскую начните! разжимание кистей рук

В этой пляске удалой Соединить пальцы, сделать шар.

Пусть кружится шар земной. Описать круг руками,

Вот какой веселый пляс Фонарики

Начинается у нас! 

Не стоит никто на месте — Хлопают в ладоши,

Все танцуют с нами вместе. Поочередное соединение пальцев с большим          пальцем двух рук

Сл 11 Воспитатель: 

Что же это за товар

Я не знаю прямо?

Знать об этом вы должны.

Мастер, расскажи-ка.

2 мастер:

Кто из вас знает, что такое береста? (ответы детей)

Сл 12 Береста или берёста – верхний слой коры, прочный, достаточно эластичный. Приятного кремового цвета. А как ее заготовляют? (ответы детей) Слой аккуратно снимают с дерева, очищают.

Сколько замечательных и нужных вещей можно сделать из бересты для хозяйства. Давайте узнаем, как их изготавливают.

Сл  13  Ребенок:

Руки дрожащие, белый висок…

Старый мужик мастерит туёсок.

Снял он с берёзы лоскут бересты.

Дело не просто – движения просты.

С плашки берёзовый слой сострогал,

Вырезал донышка ровный овал.

Нет ни гвоздя – вся душа ремесла

В теле берёзовом произросла

Лентой берестяной кору скрепил

Крышкой берёзовой туес закрыл

Чтобы любому он радовал взор:

Лёг на берёсте привычный узор…

Воспитатель: Поиграть пришла пора
 Развеселая детвора  
 Внимание! Внимание!                                                                                                                                                                                                                                                            Начинаем состязание!

Сл.14 Это дело совсем не простое:

           Будут с ложкой играть двое

          Берешь картошку, кладешь в ложку

         Потом с ней бежишь немножко.

         Ронять нельзя, дрожать нельзя,

         Дышать можно, но очень осторожно!

Проводится игра «Перенеси картошку в ложке»

Сл. 15 Воспитатель: Ярмарка в полном разгаре,

              Слышится шум и гам

              Много товаров разных,

              Видим мы тут и там

Воспитатель: Ребята, смотрите, а вот и третий мастер.

Сл 16 3 мастер: Ребята, отгадайте загадку.

  Если я пуста бываю,

 Про тебя я забываю,

 Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду
 (ложка)

Сл. 17 Когда – то одному человеку в древности пришла в голову мысль, что намного удобнее зачерпывать пищу из горшка, чем пить через край. Самая первая ложка была вытесана из камня, (Значит какая ложка была?) была она очень тяжелая и неровная. Затем человек придумал смастерить ложку из кости животного (А из кости ложка какая была?), она была удобнее, легче. Прошло еще много лет, и человек сделал ложку из дерева (значит какая ложка была), он решил, что она будет удобнее.

Сл 18 – Ребята, расскажите, как в старину кушали. (Кушали люди так: ставили на стол одну на всех миску, давали кусок хлеба и ложку. Самый первый ел дед, а если кто – то осмеливался деда опередить, то тому ложкой по лбу, а то могли и из–за стола выгнать, голодным оставить! Отсюда пошла и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!»)
Ребенок: Сл. 19

Деревянные ложки —
Постучи-ка немножко.
Хочешь — суп хлебай,
А хочешь — музыку играй!

(Игра на ложках)

Воспитатель: Скажем мы спасибо нашим ложкарям

                          Дарят они веселье и здоровье нам.

Воспитатель: А, вот еще один мастер.

Сл 20  4 мастер:

Надели шарики на нити.

Красиво очень, посмотрите!

Блестят на солнце краше

Они на шее нашей. (Бусы)

- Дети, а как вы думаете, что такое бусы? (высказывания детей)Слово «бусы» в современном значении называли разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла».

Сл 21 – А как вы думаете из чего делали бусы? (ответы детей). Бусы делали из костей животных, раковин, зубов, клыков животных, косточек и семян растений, натуральных камней,

Сл 22 металла, стекла и других материалов. Как вы думаете для чего носят женщины бусы? (ответы детей). По поверьям считалось, бусы охраняли женщину от всяческих бед.

Ребенок: Чудо - бусы у меня,
                 Я их делала полдня.
                  Они такие классные,

                  Желтые и красные.

Сл 23 Воспитатель: А, теперь давайте поможем нашим мастерам сделать изделия, чтобы можно было отправиться на ярмарку.

Дети расходятся по подгруппам и выполняют работу по схемам.

Сл 24 Воспитатель: Ай да мастера!

                                    Не товар, а сущий клад,

                                    Разбирайте нарасхват!

                                    Давай подходи и других приводи

                                    За волшебное слово товар приобрети!

Дети продают свои изделия гостям

Сл 25

1 ребенок:

Наши куклы разбирай-ка!

Людям радость доставляй-ка!

2 ребенок:

Отправляясь в лесок,

Захватите туесок!

3 ребенок:

Деревянной ложкой есть

Просто наслаждение.

Расписная, лёгкая,

Просто удивление!

4 ребенок:

Бусы, бусы на все вкусы!
Покупайте наши бусы!

Сл.26 Воспитатель: 

Славилась Россия чудо- мастерами.

Бересту они в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Вы на ярмарке побывали? (ответы детей)

Товар свой весь продали? (ответы детей)

А кого там повстречали?

А что вам больше всего понравилось?        

Ничего не забыли? (ответы детей)

Сл 27  музыка ярмарки

Тары –бары- растабары,

Расторговали все товары!

Народ не удивляется,

А ярмарка закрывается...

Самовар кипит, пыхтит

Чаем напоить велит

А вы ребята не скучайте,

Мастеров всех приглашайте

В группе чаем угощайте!

Дети приглашают мастеров. Все выходят в центр

ВСЕ: Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Конспект занятия по теме ‘’Ателье, ткани, одежда” Конспет занятия может быть использован педагогами коррекионным ГДОУ для детей с нарушениями речи

Конспект  занятияУчителя-логопеда  д/с №15 Петроградского района г. Санкт-ПетербургаПанариной Т.М. Методическая тема:            И...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...

Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»

Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...

Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»

Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...

Покровская Ярмарка Тематический праздник. Покров славился веселыми ярмарками. Ярмарка считалась праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355285","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26355305","attributes":{"alt":"","class"...