Проект "Моя Родина-Калмыкия"
проект (старшая группа) по теме
Проектная деятельность в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina-kalmykiya.doc | 1.94 МБ |
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Нравственно-патриотическое воспитание детей, через приобщение к культуре родного края.»
Велигурина Лилия Алексеевна
Воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко».
Общероссийское гражданское
идентичности, формирование общей
системы духовно – нравственных
ориентиров при сохранении культурной
самобытности народов России,
развитие национальных языков, обычаев и
традиций – приоритет России…
В.В. Путин
Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, особое место среди которых занимают действующие в этом государстве законы. В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека – гражданина, человека – патриота. Решить эту задачу можно с помощью приобщения детей к традиционной народной культуре. У народной культуры нет авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась из поколения в поколение: от старших к младшим. Народной культуре свойственны такие идеалы, как доброта, взаимопомощь, вера, сострадание, любовь к ближнему, Родине, служение своему народу. Народная культура несет в себе эстетический и нравственный идеал, победу справедливости и добра, торжество прекрасного. Народная культура, влияет на нравственное воспитание детей: учит уважать человека, ценить его труд, бережно относится к окружающей природе: беречь и приумножать ее богатства. Сегодня народная культура, народная педагогика приобретают особую значимость. В последние годы как говорится, у нас проснулась народная память, наконец- то все поняли: нам достались по наследству уникальные богатые традиции и обычаи, ритуалы, этика и эстетика, методы воспитания подрастающего поколения, своеобразные сокровища устного народного творчества. Народная культура, народное искусство – это еще и терапевтическое воздействие, которое положительно воздействуют на эмоциональное состояние любого человека. Поэтому возникает необходимость не прервать эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям давно прошедших поколений. Верно, сказано: «Забыл прошлое - потерял будущее» Начинать надо как можно раньше, пока у ребенка есть интерес ко всему. В народном творчестве заложены понятия «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Исходя из того что образовательная работа по приобщению к народной культуре способствует развитию личности ребенка, мною обозначены различные средства, формы организации детей. Относительно дошкольного возраста основные показатели гражданственности определяются по следующим содержательным направлениям: патриотизм, толерантность, народное творчество, народные игры и праздники, народное декоративное искусство, семейно - бытовые обряды. Формы организации данной работы разнообразны: мастер - классы, интегрированные занятия, выставки детского творчества. Работа строится на следующих принципах: доступности, эмоциональной насыщенности, постепенного усложнения, а также комплексного подхода, позволяющего в практике приобщения детей к народной культуре.
Проблема нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли малышам чувства гражданственности и патриотизма? Исходя из многолетнего опыта в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, которое формируется в процессе целенаправленной работы и воспитания. Задача и состоит в том - как можно раньше пробудить любовь к своей земле, воспитывать любовь и уважение к дому, детскому саду, улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; чувство гордости за достижения страны.
Под нравственно-патриотическим воспитанием понимают процесс формирования отношения к стране, в которой мы живем, процесс освоения традиционной народной культуры.
Каждому из нас дорого место, где родились, живем, работаем, учимся. Каждому дороги старый дом, друзья. Любовь к своей Родине начинается именно здесь, с отношений к близким – маме, папе, бабушке, дедушке. На занятиях дети знакомятся с природой родного края, ее животным и растительным миром, а также проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, ее обычаях и культуре.
Большое значение придается изучению российской государственной символики. Дети знакомятся с различными профессиями, получают первые знания по истории России, республики.
О быте, о семейно - родственных отношениях составляют генеалогическое древо, герб своей семьи. С ребятами проводятся занятия на темы «Моя семья» « Мой любимый детский сад». От готовности взрослых работать в этом направлении зависит воспитание у детей нравственных чувств, представлений, привычек. Педагог может проявить творческую активность. Большинство родителей считают, значимым для них процессе нравственно- патриотического воспитания и активно в нем участвуют. В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе воспитательной работы. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В своей работе особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским, калмыцким, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия – развлечения «Цаhан Сар», «Зул», спортивные соревнования, на которых используем народные подвижные игры, творческие конкурсы совместной деятельности по прикладному искусству, изготовление книжек- малышек, конкурс «Моя родословная». Расширяем представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Поэтому все, что усвоено в этот период,- знания, умения, навыки, привычки способы поведения, складывающиеся черты характер, - служит основой дальнейшего развития личности. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах и фактах из жизни членов семьи, работу ознакомлению с родным краем необходимо проводить, начиная с малой Родиной и, постепенно, переходя к таким категориям как Отечество, долг перед Родиной и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Мы, педагоги должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом, своей семьей!
Используемая литература.
1.Программа «От рождения до школы» ред.: Е. Вераксы,
Т. Комаровой, М.А, Всильевой. М- 2010.
2. «Нравственное воспитание в детском саду» ред.:В.И. Петрова,
Т.Д.Стульник пособие для педагогов методистов.М-2008, Мозаика – Синтез.
3. Дошкольная педагогика. М – 1999г.
4. Дошкольная психология М – 2000г.
5. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и обычаев в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1.
6.Микляева Н.В., «Создание условий эффективного взаимодействия с семьей». Айрис-пресс. Москва 2008.
7.Калмыцкие народные традиции и обычаи. С. Ользеева. Э – 2005г.
8.» Калмыцкие народные игры» Э – 2010г.
наследие) Э -2000г.
Интернет - ресурсы:
nsportal Социальная сеть работников образования.
htth/www/catalog alledu ru (каталог образовательных ресурсов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моя родина Калмыкия!"
ООД способствует активизировать познавательную деятельность детей при ознакомлении с родной республикой. ...