Проект "Моя Родина-Калмыкия"
проект (старшая группа) по теме

Велигурина Лилия Алексеевна

Проектная деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodina-kalmykiya.doc1.94 МБ
Microsoft Office document icon nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 «Нравственно-патриотическое воспитание детей, через приобщение к культуре родного края.»

Велигурина Лилия Алексеевна

                         Воспитатель МКДОУ детский сад «Солнышко».

 Общероссийское  гражданское

идентичности, формирование общей

 системы духовно – нравственных

ориентиров при сохранении культурной

самобытности народов России,

 развитие национальных языков, обычаев и

   традиций – приоритет России…

  В.В. Путин

                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                Развитие любого государства определяется рядом объективных и субъективных факторов, особое место среди  которых занимают действующие в этом государстве законы.  В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится  воспитание человека – гражданина, человека – патриота.  Решить  эту задачу  можно  с помощью  приобщения детей к традиционной народной культуре. У народной культуры нет  авторов, она создавалась на протяжении многих поколений, передавалась из поколения в поколение: от старших к младшим. Народной культуре свойственны такие идеалы, как доброта, взаимопомощь, вера, сострадание,  любовь к ближнему, Родине, служение своему народу. Народная культура несет в себе  эстетический и нравственный идеал, победу справедливости и добра, торжество  прекрасного. Народная  культура, влияет на  нравственное воспитание детей: учит  уважать человека, ценить его  труд, бережно относится к окружающей природе: беречь и приумножать ее богатства. Сегодня народная культура, народная педагогика приобретают особую значимость. В последние годы как  говорится, у нас проснулась  народная память,  наконец- то все поняли:  нам достались  по наследству уникальные богатые традиции и обычаи, ритуалы, этика и эстетика,  методы воспитания подрастающего поколения, своеобразные сокровища устного народного творчества. Народная культура, народное искусство – это еще и  терапевтическое воздействие, которое положительно воздействуют на эмоциональное  состояние  любого человека. Поэтому  возникает необходимость не прервать эту связь, чтобы  и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям давно прошедших поколений. Верно, сказано: «Забыл прошлое - потерял будущее» Начинать надо как можно раньше, пока у ребенка есть интерес ко всему. В народном  творчестве заложены понятия «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место  человека в этом мире. Исходя из  того что  образовательная  работа  по приобщению к народной культуре способствует развитию личности ребенка, мною  обозначены  различные средства, формы организации детей. Относительно дошкольного возраста основные показатели гражданственности определяются по  следующим  содержательным направлениям: патриотизм, толерантность, народное творчество, народные игры и праздники, народное декоративное искусство, семейно - бытовые обряды. Формы организации данной работы разнообразны: мастер - классы, интегрированные занятия, выставки детского творчества. Работа строится на следующих принципах: доступности, эмоциональной насыщенности, постепенного усложнения, а также комплексного подхода, позволяющего в практике приобщения детей к народной культуре.

          Проблема  нравственно - патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Доступны ли малышам  чувства гражданственности и патриотизма?  Исходя из многолетнего опыта  в этом направлении, можно дать  утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно  чувство любви  к родному городу, природе, к своей Родине. А это и есть начало  патриотизма, которое формируется в процессе целенаправленной работы  и воспитания. Задача и состоит в том - как можно раньше пробудить любовь к своей земле, воспитывать любовь и уважение к дому, детскому саду, улице, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; чувство гордости за достижения страны.                                                                                                  

Под нравственно-патриотическим  воспитанием понимают процесс формирования отношения к стране, в которой мы живем, процесс освоения традиционной народной культуры.                                                                                                  

Каждому из нас  дорого  место, где  родились, живем, работаем, учимся. Каждому дороги   старый дом, друзья. Любовь к своей Родине начинается именно здесь, с отношений к близким – маме, папе, бабушке, дедушке.  На занятиях дети  знакомятся с природой родного края, ее животным и растительным миром, а также проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, ее обычаях и культуре.

Большое значение придается изучению российской государственной символики. Дети  знакомятся с различными профессиями, получают первые знания по истории России, республики.

О быте, о семейно - родственных отношениях составляют генеалогическое древо, герб своей семьи. С ребятами проводятся занятия на темы «Моя семья» « Мой любимый детский сад». От готовности взрослых работать в  этом направлении зависит воспитание у детей нравственных чувств, представлений, привычек. Педагог может проявить творческую активность. Большинство родителей считают,  значимым для них процессе нравственно- патриотического воспитания и  активно в нем участвуют. В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе воспитательной работы. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. В своей работе особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским, калмыцким, народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия – развлечения  «Цаhан Сар», «Зул», спортивные соревнования, на которых используем народные подвижные игры, творческие конкурсы совместной деятельности по прикладному искусству, изготовление книжек- малышек, конкурс «Моя родословная». Расширяем представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.

 Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Поэтому все, что усвоено в этот  период,- знания, умения, навыки, привычки способы поведения, складывающиеся черты характер, - служит основой дальнейшего развития личности. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах и  фактах из жизни  членов семьи,  работу  ознакомлению с родным краем необходимо проводить,  начиная с малой Родиной  и,  постепенно,  переходя к таким категориям как Отечество, долг перед Родиной и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только тогда, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Мы, педагоги должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом, своей семьей!

                                    Используемая литература.

1.Программа «От рождения до школы» ред.:  Е. Вераксы,

Т. Комаровой,  М.А, Всильевой. М- 2010.

2. «Нравственное воспитание в детском саду»  ред.:В.И. Петрова,

 Т.Д.Стульник  пособие для педагогов методистов.М-2008, Мозаика – Синтез.

3. Дошкольная педагогика. М – 1999г.

4. Дошкольная психология М – 2000г.

5.  Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и обычаев в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1.

6.Микляева Н.В., «Создание  условий  эффективного  взаимодействия с семьей». Айрис-пресс. Москва 2008.

7.Калмыцкие народные традиции и обычаи. С. Ользеева. Э – 2005г.

8.» Калмыцкие народные игры» Э – 2010г.

наследие) Э -2000г.

                              Интернет -  ресурсы:

nsportal  Социальная сеть  работников образования.

htth/www/catalog alledu ru (каталог образовательных ресурсов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моя родина Калмыкия!"

ООД способствует активизировать познавательную деятельность  детей при ознакомлении с родной республикой.  ...