Конспект ООД для детей старшей группы "Как воспитывали казачку"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сердюкова Людмила Васильевна

Данный конспект предназначен для работы по региональному компоненту  с детьми старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachki.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитывали казачку

(старшая группа)

Автор – составитель: Сердюкова Л.В., воспитатель. 

Цель: ознакомить детей с убранством девичьей комнаты и предметами женского рукоделия, формировать представление о воспитании девочки-казачки.

Предварительная работа: беседа о различных видах рукоделия, заучивание стихов, песен, поговорок о труде, подготовка атрибутов.

Оборудование: детская кровать, заправленная покрывалом, подушки с накидкой, сундук, накрытый салфеткой, вязанной крючком, зеркало, тканная дорожка.

Предметы для женского рукоделия: прялка, пяльцы, крючок и спицы для вязания, клубочки ниток, нитки для вышивания.

Содержание

Воспитатель: Ребята, как называется дом у казаков? (Курень). А какое  помещение в курене главное? (Комната, где находится печка-стряпка).

А что там делают? В какой комнате мы уже побывали? (Кунацкая - комната, где жили неженатые сыновья хозяина).

-Сегодня мы с вами пойдем в девичью. Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Правильно, это комната, где жила девочка.

Дети с воспитателем переходят в помещение, которое оформлено атрибутами девичьей комнаты. Рассматривают убранство комнаты: кровать, сундук, стол, зеркало, прялка, пяльцы, и т.д.

Воспитатель: Чем же здесь могла заниматься девушка? (Пряла, вязала, шила, вышивала). Вы правы, в этой комнате девушка занималась рукоделиями. А иногда, чтобы было веселее, приглашала к себе подружек, и, сидя за рукоделием, они пели любимые песни. (Воспитатель обращает внимание детей на прялку). Как вы думаете, какую песню могли исполнять девушки, сидя за прялками? (Ответы детей). А как ласково называли прялку?  (Ответы детей).

Одна из девочек. Уж, ты, прялица, прялица, моя,

                               С горя вынесу на улицу тебя.

                               Буду прясть да попрядывать,

                               На подруженек поглядывать.

Вторая девочка. Золотая моя прялица,

                             Я пряду, а нитка тянется,

                             Я пряду, а нитка тянется,

                              Мне моя работа нравится.

Воспитатель: С самого рождения девочку-казачку приучали к труду и рукоделию. Девочки начинали работать с раннего возраста. Вместе с матерью они стирали, пришивали пуговицы, ведь чистоплотность и аккуратность во всем - одно из главных качеств казачки. С пяти лет девочки учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком - это должна была уметь каждая девушка. Начиналось обучение рукоделию в игре: девочки обшивали кукол, закрепляя умения, необходимых во взрослой жизни. Хорошая хозяйка должна быть любящей матерью, поэтому была у девочек и особая работа - нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. А вы дома помогаете мамам? Что вы делаете? (Ответы детей.)

Воспитание девочки-казачки заключалось в том, чтобы вырастить хорошую хозяйку. А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде, о рукоделии?

Дети называют пословицы и поговорки:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Горька работа, да сладок хлеб.

Терпенье и труд все перетрут.

Воспитатель предлагает дидактическую игру «Для чего это нужно». Детям предлагается сундучок с набором картинок, изображающих домашнюю утварь и инструменты для рукоделия: прялка, иголка с ниткой, швейная машинка, крючок для вязания, спицы, скалка ит.д. (Дети поочередно достают из сундучка картинку, показывают всем и рассказывают, для чего нужен изображенный на картинке предмет.)

Воспитатель: Молодцы, знаете, какой предмет для какой работы предназначен. Всё это было необходимо для того, чтобы молодая казачка могла  подготовить себе приданое. Это вещи, которые девушка изготавливала с детства для замужества.К приданому относились сделанные вручную перины, подушки, скатерти, простыни, одеяла. В казачьих семьях девушки сами заботились об этом. А казаки старались брать в жены самых трудолюбивых и чистоплотных хозяек.

Но труд не исключал радости и веселья. Девочки пели, плясали, глядя на взрослых, придумывали веселые частушки.

Эй, девоньки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Девочки исполняли частушки о рукоделии:

Я сидела на комоде,

Шила юбочку по моде.

По бокам карманчики,

Чтоб смотрели мальчики.

Шила милому кисет-

Вышла рукавица,

Меня милый похвалил-

Какая мастерица!

У подруги платье в складку,

У меня с карманами,

Не бывать, ребята, вам

Над нами атаманами.

Рефлексия:

Воспитатель. Много нового и интересного вы узнали о воспитании девочки в семье казаков. Дети, в какой комнате мы сегодня побывали? Чему учили девочек-казачек с раннего детства? Что вам больше всего запомнилось?

Я думаю, что все, о чем вы сегодня узнали, вы расскажите своим родителям, братьям, сестрам, подружкам.

Используемые источники:

Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. - Изд-во «Литер». – 2009. - С.64.

Тимофеева Л.Щ., Волохова Н.Н., Князева В.Ф., Князева И.В., Богачева И.В. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. - Изд-во «Учитель». - 2012. – С.97

Затямина Т. А. , Тимофеева Л. О. Учебный год- 2003 - №2 –С.46-51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"

Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Воспитываем у дошкольников любовь к своему городу»

Довести до сведения родителей, что патриотическое воспитание дошкольников – это единственно верный путь успешной социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группе «Воспитываем патриотов»

Данный проект направлен на формирование у воспитанников основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного ...

Конспект спортивного развлечения для старших дошкольников «Снеговичок-казачок или валеночные состязания»

В целях воспитания патриотических чувств и интереса к истории родного края на занятиях по физическому развитию, воспитанники знакомятся с народными казачьими играми и забавами. Издавна в подвижн...

Конспект родительского собрания в старшей группе. «ВОСПИТЫВАЕМ СКАЗКОЙ»

Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя и знакомя детей с живописным...