Конспект ООД для детей старшей группы "Как воспитывали казачку"
план-конспект занятия (старшая группа)
Данный конспект предназначен для работы по региональному компоненту с детьми старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachki.docx | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Как воспитывали казачку
(старшая группа)
Автор – составитель: Сердюкова Л.В., воспитатель.
Цель: ознакомить детей с убранством девичьей комнаты и предметами женского рукоделия, формировать представление о воспитании девочки-казачки.
Предварительная работа: беседа о различных видах рукоделия, заучивание стихов, песен, поговорок о труде, подготовка атрибутов.
Оборудование: детская кровать, заправленная покрывалом, подушки с накидкой, сундук, накрытый салфеткой, вязанной крючком, зеркало, тканная дорожка.
Предметы для женского рукоделия: прялка, пяльцы, крючок и спицы для вязания, клубочки ниток, нитки для вышивания.
Содержание
Воспитатель: Ребята, как называется дом у казаков? (Курень). А какое помещение в курене главное? (Комната, где находится печка-стряпка).
А что там делают? В какой комнате мы уже побывали? (Кунацкая - комната, где жили неженатые сыновья хозяина).
-Сегодня мы с вами пойдем в девичью. Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Правильно, это комната, где жила девочка.
Дети с воспитателем переходят в помещение, которое оформлено атрибутами девичьей комнаты. Рассматривают убранство комнаты: кровать, сундук, стол, зеркало, прялка, пяльцы, и т.д.
Воспитатель: Чем же здесь могла заниматься девушка? (Пряла, вязала, шила, вышивала). Вы правы, в этой комнате девушка занималась рукоделиями. А иногда, чтобы было веселее, приглашала к себе подружек, и, сидя за рукоделием, они пели любимые песни. (Воспитатель обращает внимание детей на прялку). Как вы думаете, какую песню могли исполнять девушки, сидя за прялками? (Ответы детей). А как ласково называли прялку? (Ответы детей).
Одна из девочек. Уж, ты, прялица, прялица, моя,
С горя вынесу на улицу тебя.
Буду прясть да попрядывать,
На подруженек поглядывать.
Вторая девочка. Золотая моя прялица,
Я пряду, а нитка тянется,
Я пряду, а нитка тянется,
Мне моя работа нравится.
Воспитатель: С самого рождения девочку-казачку приучали к труду и рукоделию. Девочки начинали работать с раннего возраста. Вместе с матерью они стирали, пришивали пуговицы, ведь чистоплотность и аккуратность во всем - одно из главных качеств казачки. С пяти лет девочки учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком - это должна была уметь каждая девушка. Начиналось обучение рукоделию в игре: девочки обшивали кукол, закрепляя умения, необходимых во взрослой жизни. Хорошая хозяйка должна быть любящей матерью, поэтому была у девочек и особая работа - нянчить младших. Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра. А вы дома помогаете мамам? Что вы делаете? (Ответы детей.)
Воспитание девочки-казачки заключалось в том, чтобы вырастить хорошую хозяйку. А какие вы знаете пословицы и поговорки о труде, о рукоделии?
Дети называют пословицы и поговорки:
Маленькое дело лучше большого безделья.
Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Горька работа, да сладок хлеб.
Терпенье и труд все перетрут.
Воспитатель предлагает дидактическую игру «Для чего это нужно». Детям предлагается сундучок с набором картинок, изображающих домашнюю утварь и инструменты для рукоделия: прялка, иголка с ниткой, швейная машинка, крючок для вязания, спицы, скалка ит.д. (Дети поочередно достают из сундучка картинку, показывают всем и рассказывают, для чего нужен изображенный на картинке предмет.)
Воспитатель: Молодцы, знаете, какой предмет для какой работы предназначен. Всё это было необходимо для того, чтобы молодая казачка могла подготовить себе приданое. Это вещи, которые девушка изготавливала с детства для замужества.К приданому относились сделанные вручную перины, подушки, скатерти, простыни, одеяла. В казачьих семьях девушки сами заботились об этом. А казаки старались брать в жены самых трудолюбивых и чистоплотных хозяек.
Но труд не исключал радости и веселья. Девочки пели, плясали, глядя на взрослых, придумывали веселые частушки.
Эй, девоньки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Девочки исполняли частушки о рукоделии:
Я сидела на комоде,
Шила юбочку по моде.
По бокам карманчики,
Чтоб смотрели мальчики.
Шила милому кисет-
Вышла рукавица,
Меня милый похвалил-
Какая мастерица!
У подруги платье в складку,
У меня с карманами,
Не бывать, ребята, вам
Над нами атаманами.
Рефлексия:
Воспитатель. Много нового и интересного вы узнали о воспитании девочки в семье казаков. Дети, в какой комнате мы сегодня побывали? Чему учили девочек-казачек с раннего детства? Что вам больше всего запомнилось?
Я думаю, что все, о чем вы сегодня узнали, вы расскажите своим родителям, братьям, сестрам, подружкам.
Используемые источники:
Литвинова Р.М. Казаки на Ставрополье. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. - Изд-во «Литер». – 2009. - С.64.
Тимофеева Л.Щ., Волохова Н.Н., Князева В.Ф., Князева И.В., Богачева И.В. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. - Изд-во «Учитель». - 2012. – С.97
Затямина Т. А. , Тимофеева Л. О. Учебный год- 2003 - №2 –С.46-51.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»
Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....
конспект развлечения для детей старшей группы "День защиты детей"
Летнее спортивное развлечение на воздухе. Цель: Сохранение и укрепление здоровья, закаливание детей, повышение физической и умственной работоспособности при проведении спортивных мероприятий на откры...
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"
Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...
Конспект родительского собрания в старшей группе «Воспитываем у дошкольников любовь к своему городу»
Довести до сведения родителей, что патриотическое воспитание дошкольников – это единственно верный путь успешной социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связ...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группе«Воспитываем патриотов»
Данный проект направлен на формирование у воспитанников основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного ...
Конспект спортивного развлечения для старших дошкольников «Снеговичок-казачок или валеночные состязания»
В целях воспитания патриотических чувств и интереса к истории родного края на занятиях по физическому развитию, воспитанники знакомятся с народными казачьими играми и забавами. Издавна в подвижн...
Конспект родительского собрания в старшей группе. «ВОСПИТЫВАЕМ СКАЗКОЙ»
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя и знакомя детей с живописным...