Проект "Волшебница-вода"
проект (средняя группа) на тему
Познавательно-исследовательский проект "Волшебница - вода" разработан с целью повышения экологического сознания детей, развития интереса к исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnitsa_voda_.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Волшебница Вода»
Вид проекта: Познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (14 дней)
Объект исследования: вода.
Предмет исследования: свойства воды.
Целевые группы: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: Постепенное повышение экологического сознания ребенка, стимулирующего его интерес к природе.
Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме, создание условий для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проблема для детей: Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись со стихотворением «Вы слыхали о воде?», задумались, а на самом ли деле без воды нет жизни на земле? Придя в группу после выходных, мы увидели, что цветы в центре экологии завяли, в ходе беседы выяснили, что растениям, как и человеку и животным, необходима вода. Решили узнать, какими же свойствами обладает вода, где ее можно использовать. Так возникла идея проекта и желание познакомиться со свойствами воды.
Цель проекта:
Познакомить детей со свойствами воды с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии способов применения воды. Обобщить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир воды.
Задачи:
1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека, животных и растений.
2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.
3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
4. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.
5. Развивать любознательность, память, внимание, умение мыслить, анализировать, делать выводы;
6. Воспитывать аккуратность, чувство осторожности, бережное отношение к воде.
Ожидаемый результат:
В процессе взаимодействия «педагог – дети» в реализации проекта дети проявляют интерес к экспериментированию; овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении воды; проявляют бережное отношение к воде, активизируется словарный запас детей.
Цель экспериментирования : доказать, что вода имеет различные свойства: жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса, но может менять цвет, форму, температуру и иметь различные состояния: твердое (лед), жидкое, газообразное; что вода необходима, как растениям, так и людям.
Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперименты, анализ и обобщение результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в окружающей жизни, расширят знания о природе.
Этапы проекта:
Подготовительный:
- постановка проблемы;
- определение цели и задач исследовательской работы;
- пополнение развивающей среды;
- подбор художественной литературы;
- составление картотек загадок, стихов;
- составление картотеки опытов с водой;
- подборка оборудования для опытов;
- разработка плана мероприятий проекта.
Основной:
- Беседы: «Кому нужна вода и откуда берётся?» «Ходят капельки по кругу» «Значение воды в жизни всего живого», «Как, где и для чего используется вода в жизни человека?» «Береги воду», «Как сохранить воду?».
- Чтение сказок и рассказов «Почему идёт дождь». Е. Ульева , «Живительный дождик» М. М. Пришвин, «Приключения Кап и Ли» Т. А. Шорыгина, «История одной Капли» Е.Г. Студнева,
- Показ презентации «Вода – основа жизни на Земле»
- Загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, поговорок о воде и её различных состояниях.
- Чтение стихотворения Т. М. Царенко «Обь – река»
- Показ презентации «Водоемы Югры»
- Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением различных водоемов; животного мира рек, озер, морей и океанов – составление описательных рассказов.
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему: «Родилась речка», «Круговорот капельки»
- Подборка иллюстраций о воде, оформление альбома «Этот чудесный мир воды!».
- Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Снежинка – пушинка» «Водица- водица», «Через ручейки», «Ручейки и озера».
- Дидактические игры: «Где живет вода?» «Какой бывает вода?» «Разрезные картинки» «Где снежинки?» «Считаем с Капелькой», «Как человек использует воду?», дидактические упражнения «Круговорот воды в природе», «Вода опасная и безопасная»
Творческая мастерская:
- Рисование «Капелька в кругу друзей», «Снежинки», «Радуга-дуга»
- Аппликация «Рыбки в аквариуме», «Веселые капельки», «Снеговик»
- Лепка «Капельки – подружки» «Подводный мир»
- Слушание «Звуки природы» (ручеек, волны, дождь)
Экспериментально-исследовательская мастерская:
Опыты с водой
- Свойства воды (цвет, вкус, запах, форма)
- Состояния воды (жидкое, твердое, газообразное)
- Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия
- Куда делась вода? (Испарение)
- Откуда берётся вода? (Процесс конденсации)
- Изготовление цветных льдинок
- «Освобождения бусины из ледяного плена»
- «Как очистить воду?» (фильтр для воды своими руками)
«Зачем нужна вода растениям?» (опыты с проращиванием семян)
Оборудование: прозрачные стаканы, краски, кисточки, камешки, формы для льда, бусинки, ведерки, термос, салфетки, ватные диски, вата, уголь, сито, емкости различной формы, семена гороха, подсолнечника.
Сотрудничество с родителями:
- Проведение экспериментов и опытов по свойствам воды в домашних условиях.
- Выставка совместных рисунков детей с родителями на тему «Берегите воду»
Заключительный:
- Представление содержания деятельности проекта: Презентация «Мы - исследователи»
- Создание картотек «Игры с водой», «Опыты с водой».
- Дневник наблюдений за экспериментами.
- Организация выставки детских работ из природного материала: «Водная фантазия», (Совместно с родителями)
- Создание книги – самоделки о воде «Приключение Капельки»
Результат:
- Знакомство с различными агрегатными состояниями воды, и использованием их в жизни человека и живой природы.
- Расширение представлений о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Формирование знаний о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека, о бережном использовании водных ресурсов Земли.
- Расширение представлений о безопасном поведении на воде.
- Обогащение словарного запаса. Уточнение грамматических категорий (словообразование, словоизменение, фразеологические обороты, пословицы и поговорки).
- В совместной деятельности с педагогом создание простейших фильтров для очистки воды (салфетка, сито, вата, уголь).
- Оформление альбома «Этот чудесный мир воды!».
- Создание книги – самоделки о воде «Приключение Капельки»
- Изготовление детьми совместно с родителями различных рисунков по теме проекта и организация выставки творческих работ.
Используемая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Райхерт-Гашхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л. В. Свирской. – М. :Национальное образование, 2016. – 112 с.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
Интернет-ресурсы:
- Экологические сказки
- Презентация «Вода- основа жизни на земле»
- Водоемы Югры
http://studydoc.ru/doc/5049057/prezentaciya--vodoemy-yugry-
- Экологические игры для дошкольников