опыт работы «Ознакомление с Малой Родиной как средство патриотического воспитания»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Информационные сведения об опыте:
1. Тема опыта: «Ознакомление с Малой Родиной как средство патриотического воспитания».
2.Фамилия. имя, отчество автора опыта:
Чиркова Анастасия Наильевна, воспитатель.
3. Адрес учреждения:
г. Волгоград 400020 п. им.С. Чекалина, 8 МОУ детский сад №213, т. 45-09-25.
4. Степень новизны:
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско –патриотический чувств детей к малой Родине в условиях дошкольного образовательного учреждения.
5. Длительность функционирования опыта:
Работала над данной проблемой в течение одного года. С сентября 2014г. по май 2015г.
6: Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:
Приложение №1. Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний о малой Родине.
Приложение №2. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка».
Приложение №3. Перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной.
Приложение №4. Конспекты и фото образовательной деятельности, продуктивной деятельности детей
Приложение №5. Фото экскурсий в музей истории Кировского района, тематические прогулки с родителями по Достопримечательностям Кировского района.
Приложения №6.Фото дидактических и ролевых игр.
Приложения №7. Консультации для родителей.
Приложение №8. Фото встреч с ветеранами, утренника, посвященного Дню Победы.
Приложение №9. Результаты диагностики сформированности представлений у дошкольника о малой Родине.
Приложение №10 Сводные данные результатов диагностики сформированности представлений у дошкольника о малой Родине за сентябрь-май месяцы.
II. Технологические сведения об опыте:
1. Актуальность опыта.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к Родине, окружающей природе, семье.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Народная педагогика гласит: воспитывай ребёнка, пока он поперёк лавки лежит. После пяти лет воспитывать сложнее, после седьмого года уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.
Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.
В начале работы я провела диагностирование детей с целью выявления знаний и представлений об истории и культуре родного города, района, социума. Составила анкету и провела анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений о родном городе, районе. Мной были выявлены следующие проблемы:
-дети владеют недостаточной информацией о малой Родине;
-отсутствие гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности;
-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников;
- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.
Наличие этих проблем, побудило меня включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми подготовительной к школе группы по формированию их патриотических чувств через ознакомление с Малой родиной.
2. Целью моего опыта работы является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с малой Родиной.
3. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1.Создание условий для развития у ребенка патриотических чувств,
любви и привязанности к своей семье, дому, своему району, родному городу;
2. Предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя
маленькими горожанами, участниками жизни города;
3. Знакомство с районом, городом, их историей и достопримечательностями;
4. Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.
5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.
4. Педагогические средства, используемые в опыте:
Методы:
- словесные – беседы, чтение художественной литературы, обьяснения, прослушивание аудио;
- наглядные – экскурсии, виртуальные экскурсии ( мультимидийный просмотр), тематические прогулки, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
- практические – дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок, создание коллажей.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.
5. Технология опыта.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А, Комаровой Т.С. ставит следующие задачи: расширять представления о родном крае, городе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине. Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.
В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению необходимо было выделить тему по ознакомлению с малой Родиной как самостоятельный курс.
Целью моей работы является организация педагогического процесса, способствующего формированию патриотического воспитания детей посредством знакомства с малой Родиной.
В рамках данной темы мною:
- разработан и составлен перспективный план работы, цель которого – воспитание чувства любви к малой Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям:
- разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой Родиной;
- изготовлены дидактические игры, макеты, атрибуты к сюжетно- ролевым играм;
- изготовлен демонстрационный материал «Заповедные места Волгоградской области», оформлены альбомы о растительном и животном миром нашего края;
- разработан цикл виртуальных экскурсий по Мамаеву Кургану;
- оформлены альбомы: «Достопримечательности Кировского района» (памятные места района), «Мой Волгоград», «Аэродром Бекетовка», «История Кировского района»;
- разработан и систематизирован консультационный материал для родителей.
Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведена диагностика для определения сформированности представлений у дошкольников о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родном городе (приложение № 1).
В ходе обследования было выявлено, что 50 % детей имеют достаточно скудные представления о родном городе, о детском саде и его ближайшем окружении. У 40 % детей отсутствовал познавательный интерес к жизни города. И только 10% смогли рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны.
Так как развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не только педагогов, но и родителей, то с целью выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу было проведено анкетирование родителей (приложение № 2).
Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Таким образом, мною была обоснована необходимость организации и проведения системы мероприятий, способствующих проявлению интереса, воспитанию любви к родному городу, желанию беречь его красоту, проявлять заботу о нём.
Исходя из данных анкетирования и результатов диагностики, был составлен перспективный план работы (приложение № 3).
Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города и района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.
В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (район, город, область, страна). Мною были оформлены альбомы с рассказами детей об участниках войны – членах их семей. То, что все, кто защищал Родину во время войны, - герои, дети поняли, а значит «кирпичики» в патриотическое воспитание прочно заложены. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Мы оформили альбом, где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны и воинов, которые стоят на защите нашей Родины в мирное время. Это папы наших воспитанников, которые проходили или проходят службу в рядах Российской армии. Знакомство с Кировским районом, его историей осуществлялось на занятиях познавательного характера (приложение №4),одно из них «Семь героев Сталинграда», здесь я познакомила детей с тем, что в 1930-е годы появился Бекетовский аэродром, изначально военный. Дети узнали о том, что уже в начале
Великой Отечественной войны 26 июня 1941 года первые бомбы упали на СталГРЭС (ныне ВолгоГРЭС), но, к счастью, ни кто не пострадал. В ноябре 1941г. на этом аэродроме была сформирована 102-а истребительская авиационная дивизия, успешно прикрывавшая Сталинград. Была организована поисковая деятельность. Дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Была организована экскурсия в музей истории Кировского района. Родители совместно с детьми устраивали экскурсии по достопримечательностям Кировского района, после чего была оформлен фотоальбом.(приложение №5) Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое. Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.
Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о своем районе. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.
Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу. Мною был оформлен альбом « Заповедные места Волгоградской области».
Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с районом, Волгоградской областью, городом Волгоградом, карта области, альбомы, дидактические игры, атрибуты для ролевых игр, а так же материалы для ознакомления с родной страной (приложение №6).
Для родителей были предоставлены консультации на тему патриотического воспитания (приложение №7).
Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны приблизило к следующему этапу. Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Ну и, конечно, самыми запоминающимися остаются встречи с ветеранами и участниками ВОВ, проводимые в детском саду. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал (приложение № 8).
Проводились виртуальные экскурсии по Мамаеву Кургану, что способствовало воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Я старалась донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.
6. Результативность опыта
С целью выявления результативности проведенной мною работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников через знакомство с родным городом были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень уровня сформированности представлений у дошкольника о малой Родине. У 40% детей сформировался высший уровень знаний о малой Родине, твердо знают название города, в котором живут, безошибочно назвать свой район и рассказать о нем. 55% детей имеют средние представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить, почему или в честь кого названы улицы города, но допускают ошибки. 5% затрудняются с ответами (приложение №9, 10). В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем городе, видели его красоту и богатство своими глазами. В своей работе я старалась научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному городу, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.
Анкетирование родителей подтвердило эффективность моей работы.
Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей города.
Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Таким образом, систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».
III. Сведения о перспективах использования в массовой практике:
1. Условия функционирования опыта.
Опыт сформировался на базе МОУ детского сада №153, в подготовительной группе, где помещение является игровой и спальней. По площади оно соответствует количеству детей 22 человекам. В группе оформлены и оснащены следующие уголки: эмоциональный, патриотический, уголок природы, музыкальный, стена творчества, театр, сюжетно- ролевые, уголок природы, спортивный, математический, уголок развития речи, ПДД, уголок здоровья. Наличие краеведческого музея в непосредственной близости детского сада.
2. Теоретико-практические основы опыта.
В основу опыта легли концепция дошкольного воспитания, рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Т.И.Оверчук, Е.И Шаламовой, Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой.
3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителями дошкольников.
Список литературы
1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического
оспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.
2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ,
005. – 247с.
3. Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у
тарших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.
4. Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар.
Асвета, 1982 . – 151 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред.
А.М. Виноградовой, - М., 1991.
6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. - Мы живем в России. Гражданско-
патриотическое воспитание дошкольников (подготовительная группа). – М.:
010, - 93с.
7. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //
Д/в № 9 – 2001.
8. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6
ет: Методическое пособие, М., 2007.
9. Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Нравственное воспитание, развитие
оммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992
– 176с.
10. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7
ет. – М.: 2004 – 96 с.
11. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду:
Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984 . – 272 с.
12. Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. /Т.И. Оверчук . — «Мозаика-Синтез», 2008. – 165 с.
13. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании
ошкольника. – М.: Просвещение, 1987 . – 144 с.
14. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.
- М.: Мозаика-Синтез , 2006 – 72с.
15. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Е.И.Шаламова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.- 160 с.
16. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И.Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. — №4 – с. 29 – 33.
17. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. — №5 – с.26 – 32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"
Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ ГОРОДОМ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ВОСПИТАНИЕ ЧУВСВА ГОРДОСТИ ЗА СВОЮ МАЛУЮ РОДИНУ...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...
«Роль ознакомления с малой Родиной в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Статья по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине, как составляющая патриотического воспитания дошкольников»
Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что....