опыт работы «Ознакомление с Малой Родиной как средство патриотического воспитания»
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Чиркова Анастасия Наильевна

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Информационные сведения об опыте:

1. Тема опыта: «Ознакомление с Малой Родиной как средство патриотического воспитания».

2.Фамилия. имя, отчество автора опыта:

Чиркова Анастасия Наильевна, воспитатель.

3. Адрес учреждения:

 г. Волгоград  400020 п. им.С. Чекалина, 8 МОУ детский сад №213, т. 45-09-25.

4. Степень новизны:

Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско –патриотический чувств детей к малой Родине в условиях дошкольного образовательного учреждения.

5. Длительность функционирования опыта:

Работала над данной проблемой в течение одного года. С сентября 2014г. по май 2015г.

6: Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:

Приложение №1. Диагностика детей дошкольного возраста по выявлению уровня знаний  о малой Родине.

Приложение №2. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка».

Приложение №3. Перспективный план работы по ознакомлению старших дошкольников с малой Родиной.

          Приложение №4. Конспекты и фото образовательной деятельности, продуктивной деятельности детей 

          Приложение №5. Фото экскурсий в музей истории Кировского района, тематические прогулки с родителями по Достопримечательностям Кировского района.

          Приложения №6.Фото дидактических и ролевых игр.

Приложения №7. Консультации для родителей.

Приложение №8. Фото встреч с ветеранами, утренника, посвященного Дню Победы.

Приложение №9. Результаты диагностики сформированности представлений у дошкольника о малой Родине. 

Приложение №10 Сводные данные результатов диагностики сформированности представлений у дошкольника о малой Родине за сентябрь-май месяцы.

II. Технологические сведения об опыте:

1.     Актуальность  опыта.

В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.        

 Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. В этих условиях своевременным оказалось положение, Федерального закона «Об образовании» о приоритете воспитания трудолюбия, любви к  Родине, окружающей  природе, семье.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Народная педагогика  гласит: воспитывай ребёнка, пока он поперёк лавки лежит. После пяти лет  воспитывать сложнее, после седьмого  года уже складывается «психологический портрет» личности. В старшем дошкольном возрасте  появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществлять  специальные работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у дошкольников  нравственных   чувств на основе обогащения  содержания, роста осознанности глубины и устойчивости эмоционального переживания.  

Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Какая притягательная сила  заключена в том, что нас окружает в детстве.

Почему, даже  уехав  из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом? Думается, это выражение – глубокой привязанности и любовь ко всему, что с ранних лет вошло  в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова  природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств. Таким образом, воспитание патриотизма возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использование форм, методов и приёмов педагогического воздействия.

В начале  работы я провела диагностирование детей с целью выявления знаний  и представлений об истории и культуре  родного города, района, социума. Составила анкету  и провела  анкетирование родителей с целью выявления знаний и представлений  о родном городе, районе. Мной были выявлены следующие проблемы:

-дети владеют недостаточной информацией о малой Родине;

-отсутствие  гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности;

-родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания  дошкольников;

- отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей.

Наличие этих проблем, побудило меня  включиться в последовательную, поэтапную работу с детьми  подготовительной  к школе  группы по формированию их  патриотических чувств через ознакомление с Малой родиной.

2. Целью моего опыта работы является  организация педагогического  процесса,  способствующего  формированию патриотического  воспитания  детей  посредством  знакомства  с  малой Родиной.

3. В соответствии с целью были сформулированы  следующие задачи:

1.Создание  условий  для  развития  у  ребенка  патриотических  чувств,

любви и привязанности к своей семье, дому, своему району, родному городу;

2. Предоставление  возможности  дошкольникам  почувствовать  себя

маленькими горожанами, участниками жизни города;

3. Знакомство с районом, городом, их историей и достопримечательностями;

4. Взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.

5. Реализация системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.

4. Педагогические средства, используемые в опыте:

Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, обьяснения,  прослушивание аудио;

- наглядные – экскурсии, виртуальные экскурсии ( мультимидийный просмотр), тематические прогулки,  рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические –  дидактические игры, оформление альбомов, изготовление поделок, создание коллажей.

          Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

5. Технология опыта.

    В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в педагогической работе с детьми становится патриотическое воспитание. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.А, Комаровой Т.С.  ставит следующие задачи: расширять представления о родном крае, городе, на основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические и национальные чувства, любовь к родному краю, Родине.  Я считаю, что именно знакомство с малой Родиной, привитие любви к родному краю, его природе является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

В нашем детском саду работа по ознакомлению с малой Родиной велась и ранее. Однако стало очевидно, что требуется систематизировать накопленный материал. Для улучшения работы по данному направлению необходимо было выделить тему по ознакомлению с малой Родиной как самостоятельный курс.

Целью моей работы является  организация педагогического  процесса,  способствующего  формированию патриотического  воспитания  детей  посредством  знакомства  с  малой Родиной.

В рамках данной темы мною:

- разработан и составлен перспективный план работы, цель которого – воспитание чувства любви к малой Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям:

- разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с малой Родиной;

- изготовлены дидактические игры, макеты, атрибуты к сюжетно- ролевым играм;

- изготовлен демонстрационный материал «Заповедные места Волгоградской области», оформлены альбомы о растительном и животном миром нашего края;

- разработан цикл виртуальных экскурсий по Мамаеву Кургану;

- оформлены альбомы: «Достопримечательности Кировского района» (памятные места района), «Мой Волгоград», «Аэродром Бекетовка», «История Кировского района»;

- разработан и систематизирован консультационный материал для родителей.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведена диагностика для  определения сформированности  представлений  у  дошкольников  о  названии  города,  в котором  они  живут,  своего  адреса,  о  городских  объектах, предложила детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным  определить  степень  представлений  о  родном  городе  (приложение № 1).

В ходе обследования было выявлено, что 50 % детей имеют достаточно скудные  представления  о  родном  городе,  о  детском  саде  и  его  ближайшем окружении.    У  40 %  детей  отсутствовал познавательный  интерес  к жизни  города. И  только  10%  смогли  рассказать, что им нравится в родном городе, но их отношения были ещё неосознанны.  

Так  как  развитие  представлений  дошкольников  о  своей  малой  Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не  только  педагогов,  но  и  родителей,  то  с  целью  выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей по отношению  к  своему  городу  было  проведено  анкетирование  родителей (приложение № 2).  

Результаты  анкетирования  дали  возможность  выявить настроенность, степень  заинтересованности в сотрудничестве   и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

Таким  образом,  мною была  обоснована  необходимость  организации  и проведения  системы  мероприятий,  способствующих  проявлению  интереса, воспитанию  любви  к  родному  городу,  желанию  беречь  его  красоту, проявлять заботу о нём.

Исходя из данных анкетирования и результатов диагностики, был составлен перспективный план работы (приложение № 3).

Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города и района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, к организации фотовыставок, проведению совместных праздников и досугов, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей  выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа велась последовательно: от более близкого (семья, детский сад) к более сложному (район, город, область, страна). Мною были оформлены альбомы с рассказами детей об участниках войны – членах их семей. То, что все, кто защищал Родину во время войны, - герои, дети поняли, а значит «кирпичики» в патриотическое воспитание прочно заложены. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Мы оформили альбом, где представлены фотографии героев Великой Отечественной войны и воинов, которые стоят на защите нашей Родины в мирное время. Это папы наших воспитанников, которые проходили или проходят службу в рядах Российской армии. Знакомство с Кировским районом, его историей осуществлялось на занятиях познавательного характера (приложение №4),одно из них «Семь героев Сталинграда», здесь я познакомила детей с тем, что в 1930-е годы появился Бекетовский аэродром, изначально военный. Дети узнали о том, что уже  в начале
Великой Отечественной войны 26 июня 1941 года первые бомбы упали на СталГРЭС (ныне ВолгоГРЭС), но, к счастью, ни  кто не пострадал. В ноябре  1941г. на этом аэродроме была сформирована 102-а истребительская авиационная дивизия, успешно прикрывавшая Сталинград. Была организована поисковая деятельность. Дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Была организована экскурсия в музей истории Кировского района. Родители совместно с детьми устраивали экскурсии по достопримечательностям Кировского района, после чего была оформлен фотоальбом.(приложение №5) Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое.    Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого  и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.

Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о своем районе. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.

Невозможно привить любовь к родной земле не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Волгоградской области. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов и т.д.) сочеталось с воспитанием любви к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми благоустраивая участок, двор, улицу. Мною был оформлен альбом « Заповедные места Волгоградской области».

Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с районом, Волгоградской областью, городом Волгоградом, карта области, альбомы, дидактические игры, атрибуты для ролевых игр, а так же материалы для ознакомления с родной страной (приложение №6).

Для родителей были предоставлены консультации на тему патриотического воспитания (приложение №7).

Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков в годы Великой Отечественной войны приблизило к следующему этапу. Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Ну и, конечно, самыми запоминающимися остаются встречи с ветеранами и участниками ВОВ, проводимые в детском саду.   Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал (приложение № 8).

          Проводились виртуальные экскурсии  по Мамаеву Кургану, что  способствовало  воспитанию  у  дошкольников  духа патриотизма  и  чувства  уважения  к  памяти  боевых  подвигов  их  прадедов  в сражениях  за  освобождение  нашей  Родины  от  нашествия  немецко-фашистских  захватчиков  в  годы  Великой  Отечественной  войны. Я старалась донести до  детей  мысль:  спустя  много-много  лет  люди  помнят  об исторических  событиях,  о  грозных  военных  годах,  чтят  память  погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.  

6. Результативность опыта

С целью выявления   результативности   проведенной    мною    работы по  воспитанию  патриотических  чувств  у  дошкольников  через  знакомство  с родным городом были  повторно  предложены детям вопросы, в ходе анализа которых  стало  возможным  определить  степень уровня сформированности представлений у дошкольника о малой Родине. У 40%  детей  сформировался высший уровень знаний о малой Родине, твердо  знают  название  города,  в  котором  живут,  безошибочно  назвать свой  район  и  рассказать  о  нем.  55% детей имеют средние представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они  живут,  детский  сад,  который  они  посещают.  Дети  могут  объяснить, почему или в честь кого названы улицы  города, но допускают ошибки. 5% затрудняются с ответами (приложение №9, 10). В  результате изучения  данной  темы  дети  многое  узнали  о  своем  городе,  видели  его красоту  и  богатство  своими  глазами.   В своей работе я старалась  научить  детей  не только  восхищаться  красотой  окружающего  мира,  но  и  заложить  ростки любви  к  родному  городу,  попыталась  научить  их  самостоятельно  решать проблемы,  возникающие  в жизни,  старалась  воспитать  чувство  настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

  Анкетирование  родителей  подтвердило  эффективность   моей  работы.

Родители  стали  отмечать  не  только  интерес  и  желание  детей  как  можно больше  узнать  о  родном  городе,  но  и  признали,  что    сами  стали  больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих  ответах  указали  на  то,  что  стали  интересоваться  историей  города.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная  динамика  воспитания  патриотических  чувств  у дошкольников.  

Таким образом,   систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических  чувств  детей  к  родному  городу  в  условиях дошкольного  образовательного  учреждения  имеет  свои  положительные результаты,  а  современное  дошкольное  учреждение  выступает  той социокультурной  средой,  создающей  оптимальные  условия  для формирования у детей целостной  «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».                                   

III. Сведения о перспективах использования в массовой практике:

1. Условия функционирования опыта.

Опыт сформировался на базе МОУ детского сада №153, в подготовительной группе, где помещение является игровой и спальней. По площади оно  соответствует количеству детей 22 человекам. В группе оформлены и оснащены следующие уголки: эмоциональный, патриотический, уголок природы, музыкальный, стена творчества, театр, сюжетно- ролевые, уголок природы, спортивный, математический, уголок развития речи, ПДД, уголок здоровья. Наличие краеведческого музея в непосредственной близости детского сада.

2. Теоретико-практические основы опыта.

В основу опыта легли концепция дошкольного воспитания, рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Т.И.Оверчук, Е.И Шаламовой, Е.Ю. Александровой, Е.П.Гордеевой.

3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой практике.

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителями  дошкольников.

   Список литературы

1.  Александрова  Е.Ю.,  Гордеева  Е.П.  Система  патриотического

оспитания в ДОУ. – Волгоград «Учитель», 2007. – 200с.

2.  Алешина Н.В. Патриотическое  воспитание дошкольников.  - М.: ЦГЛ,

005. – 247с.

3.  Буре Р.С., Родина Г.Н. Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у

тарших дошкольников. 2-е изд. Под ред. Виноградовой А.М.

4.  Водзинский Д.И. Нравственное и эстетическое воспитание. – Мн: Нар.

Асвета, 1982 . – 151 с.

5.  Воспитание  нравственных  чувств  у  старших  дошкольников/Под  ред.

А.М. Виноградовой, - М., 1991.

6.  Зеленова  Н.Г.,  Осипова  Л.Е.  -  Мы  живем  в  России.  Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников  (подготовительная группа). – М.:

010, - 93с.

7.   Козлова С.А. Нравственное  воспитание  детей  в  современном мире  //

Д/в № 9 – 2001.

8.   Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое  воспитание  детей  4-6

ет: Методическое пособие, М., 2007.

9.  Купина  Н.А.,  Богуславская  Н.Е.  Нравственное  воспитание,  развитие

оммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. – М., 1992

– 176с.

10.  Мулько  И.Ф.  Социально-нравственное  воспитание  дошкольников  5-7

ет. – М.: 2004 – 96 с.

11.  Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду:

Пособие для воспитателя. – М.: Просвещение , 1984 . – 272 с.

12.  Оверчук Т.И. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. /Т.И. Оверчук . — «Мозаика-Синтез», 2008. – 165 с.

13.  Островская  Л.Ф.  Беседы  с  родителями  о  нравственном  воспитании

ошкольника. – М.: Просвещение, 1987 . – 144 с.

14.   Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.

 - М.: Мозаика-Синтез , 2006 – 72с.

15. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Е.И.Шаламова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.- 160 с.

16. Шаламова Е.И. Организационно-методическая работа в ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей. / Е.И.Шаламова. Дошкольная педагогика. 2009. — №4 – с. 29 – 33.

17. Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. — №5 – с.26 – 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания"

Базовым этапом формирования у детей старшего дошкольного возраста любви к Родине по праву считается накопление детьми опыта социальной жизни в родном городе, усвоение принятых в городе норм поведения,...

«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...

Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Обобщение опыта по теме:   « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей  старшего дошкольного возраста»....

Педагогический опыт работы по теме: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...

«Роль ознакомления с малой Родиной в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Статья по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание любви к малой Родине, как составляющая патриотического воспитания дошкольников»

Без любви к своей семье, дому, Родине - не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что....