Проект "Фольклор"
проект (подготовительная группа) на тему
Этот проект кружковой работы в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklor.docx | 84.99 КБ |
master-klass.docx | 28.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
«Фольклор в музыкальном образовании и патриотическом
воспитании детей дошкольного возраста»
Выполнили:
Хуснутдинова Марина Анатольевна музыкальный руководитель I квалификационной категории МБДОУ Пестречинский детский сад №2 «Айгуль» Пестречинского МР РТ
Савельева Людмила Николаевна музыкальный руководитель I квалификационной категории детский МАДОУ "Детский сад №139 комбинированного вида" Приволжского района г. Казани
Максутова Рахима Турсуновна музыкальный руководитель I квалификационной категории МАОУ «Лицей 121» г. Казань
Слушатели курсов повышения квалификации музыкальных руководителей ДОО
по проблеме «Актуальные вопросы музыкального обучения, воспитания и развития в дошкольной образовательной организации в свете ФГОС ДО»
Проектная работа допущена к защите
Руководитель проектной работы
Исламова Гузель Гайнетдиновна старший преподаватель отделения дошкольного и начального образования ПМЦПКиППРО
__________________«______» 2016г.
г. Казань - 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление | 2 стр. |
Введение | 3 стр. |
Актуальность | 3 стр. |
Цель проекта | 4 стр. |
Задачи проекта | 4 стр. |
Проектное решение | 5 стр. |
Жизненный цикл и этапы реализации проекта | 6 стр. |
Ресурсное обеспечение проекта | 8 стр. |
Бюджет проекта | 9 стр. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | 9 стр. |
Риски реализации проекта и их пути преодоления | 10 стр. |
Заключение | 10 стр. |
Список использованных документов и источников информации | 10 стр. |
Приложения | 12 стр. |
Введение
«…самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что народом сохранено, что запечатлено народом, что народ пронес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
М.И. Калинин.
Народная фольклорная культура, наследие народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Праздник русской каши», «Здравствуй, матрешка!», «Дымковские игрушки», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники несложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал. Минимум подготовки, максимум желания – и в ответ получим сияющие глаза наших ребятишек.
1.Актуальность проекта
В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин отметил, что «развитие общества немыслимо без согласия по общим целям и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные».
Данное высказывание Президента Российского государства нашло отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где определены основные принципы государственной образовательной политики. Среди них выделены: «воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважение закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде; защиту и развитие системой образования национальных культур, религиозных культурных традиций и особенностей».
Таким образом, ребенок уже с раннего детства почувствует, что он является частицей своего народа, имеющего глубокие национальные традиции, которые необходимо передавать от одного поколения к другому. Духовная жизнь ребенка полноценна, если он живет в мире сказки, музыки, игры, танца, то, что все активно применимо в процессе музыкального воспитания, и где фольклор, народная песня играют значительную роль.
Значимость фольклора в музыкальном образовании дошкольников велика, так как фольклор формирует в детях такую народную культуру, которая прививает любовь к Отечеству, к родному краю, формирует в них чувство патриотизма.
- Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта: Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.
Разработка и реализация программы фольклорного кружка для приобщения детей к поликультурному наследию многонациональной среды республики Татарстан и формированию гражданских и патриотических качеств личности.
2.2 Задачи проекта:
1. Развитие интереса к культуре народов республики Татарстан.
2. Формирование у детей знаний о культуре, обычаях, традициях народов республики Татарстан.
3. Воспитание патриотических чувств, любови, гордости за многовековой опыт в развитии культурного наследия.
4. Приобщение родителей к организации совместных музыкальных мероприятий патриотической направленности.
2.3 Целевая группа проекта:
Дети старшего дошкольного возраста
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Цель программы: приобщение детей к поликультурному наследию многонациональной среды республики Татарстан и формированию гражданских и патриотических качеств личности.
Содержание программы | |||
Праздники | Театрализация | Изготовление костюмов, декораций, оформление зала | Выставки декоративно-прикладного творчества |
1.«Праздник урожая». 2. «Святочные игры» - приложение 2 3. «Навруз» 4. «Сабантуй» | 1. Драматизация сказки «Теремок» 2. Драматизация сказки «Морозко» 3. Татарская народная сказка «Ике кыз» 4. Драматизация сказки «Гуси - лебеди» 5. Драматизация сказки «Түгәрәк ипи» 6. Драматизация сказки “Репка” | 1. Пошив народных костюмов к праздникам. 2. Изготовление костюмов к постановкам сказок. 4. Оформление зала к праздникам. 5. Изготовление игровых пособий, реквизита, шумовых инструментов к занятиям | 1. Выставка поделок народные промыслы. 2. Выставка поделок к пасхе. 3. Выставка декоративно-прикладного творчества к празднику Сабантуй. 4. Итоговая выставка декоративно-прикладного творчества. |
Результат: Формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны, создание эмоционально - положительной основы для развития патриотических чувств: любви к Родине. Развитие устной речи, слуха, певческих навыков, правильной осанки и детской памяти. Правильное использование культурного наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, и в конечном итоге – сближению и взаимообогащению национальных культур. |
Рис.1. Строение программы фольклорного кружка «Веснушки»
Программа состоит из 4-х содержательных модулей:
1 модуль – «Праздники», организованные и проведенные совместно с родителями.
2 модуль – «Театрализация», драматизации народных сказок, поставленных в рамках освоения программы.
3 модуль – изготовление костюмов декораций и реквизита для проведения занятий и праздников.
4 модуль – выставки декоративно – прикладного творчества, организованные для детей и родителей к праздникам и совместным мероприятиям.
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1 Сроки реализации проекта: 1 сентябрь 2015г. – 31 августа 2016г.
4.2 Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (с 1 сентября 2015 года по 15 октября 2016 года)
2. Основной (с 16 октября 2015 года по 31 мая 2016 года)
3. Заключительный (с 1 августа 2016 по31 августа 2016 года)
4.3 Программа проектных мероприятий
№ | Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 - подготовительный | ||||
1 | 1. Изучение: методической и познавательной литературы; народных праздников, обрядов, традиций; фольклорных произведений. | МБДОУ | 1 сентября 2015 | Музыкальный руководитель |
2.Изготовление: Методических материалов: программы фольклорного кружка (приложений 1) , конспектов занятий, сценариев праздников, бесед, конкурсов. | МБДОУ | 10 сентября 2015 | Музыкальный руководитель, старший воспитатель | |
3.Разработка: тематического плана по реализации проекта. | МБДОУ | 1 октября 2015 | Музыкальный руководитель Старший воспитатель | |
4.Создание условий для реализации: изготовление реквизита для народных игр. | МБДОУ | 15 октября 2015 | Музыкальный руководитель Старший воспитатель | |
Этап 2 основной | ||||
Праздники 1. «Праздник урожая». 2.«Святочные игры» - приложение 2 3. «Навруз» 4. «Сабантуй» | Музыкальный зал Участок детского сада |
25 октября 2015 20 января 2016 21 марта 2016 10 июня 2016 | Музыкальный руководитель, воспитатели группы | |
Театрализация 1. Драматизация сказки «Теремок» 2. Драматизация сказки «Морозко» 3. Татарская народная сказка «Ике кыз» 4. Драматизация сказки «Гуси - лебеди» 5. Драматизация сказки «Түгәрәк ипи» 6. Драматизация сказки “Репка” | Музыкальный зал | 18 ноября 2015 25 декабря 2015 6 марта 2016 26 апреля 2016 17 июля 2016 | Музыкальный руководитель, воспитатели группы | |
Поделки: предметы народного быта, поделки из природного и бросового материала | Групповая комната | Ноябрь 2015 – август 2016 | Воспитатели групп | |
Выставки декоративно- прикладного творчества | Музыкальный зал, групповая комната | 25 октября 2015 20 января 2016 10 июня 2016 | музыкальный руководитель, старший воспитатель воспитатели группы | |
Этап 3 заключительный | ||||
Заключительный концерт из номеров по выбору детей. Подведение итогов среди семей. | Музыкальный зал | 25 августа 2016 | Старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатели группы |
5. Ресурсное обеспечение проекта
Наименование | Количество | Примечание |
1.Фортепиано (баян) 2.Оркестр детских музыкальных и шумовых инструментов 3. Музыкальный центр 4.Мультимедийное оборудование 5. Ноты 6. Костюмы и реквизит к сказкам 7. Видео и аудиозаписи, презентации к занятиям | 1 1 1 1 Необходимое количество Необходимое количество | Деревянные ложки, бубны, трещётки, треугольник и т.д. Сборники народных песен. |
6. Бюджет проекта
Статья расходов | Источник финансирования | Объем собственных средств (руб.) | Объем запрашиваемых средств (руб.) |
| МБДОУ | - | В соответствии с утвержденным 10-дневным меню по количеству присутствующих детей |
7. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками), с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. У воспитанников будут сформировано умение свободно и непринужденно общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.
4. Будет сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь, разовьется сфера чувств, готовность к творчеству, коммуникабельность.
8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Организационные | Карантин в ДОУ | Придерживаться требований СанПин |
Заключение
В результате реализации проекта у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, будут развиваться импровизационные способности, коммуникативно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора. И уже как вершина творческого достижения – это их участие в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Педагоги получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.
Литература
- Баязитов Ф.С. “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары.”- Казан , татар китап нәшрияты,2006 ел.
- Журнал «Музыкальный руководитель в детском саду»
- Захид Хабибуллин «Куңелле Мажаралар», Казань 1990
- «Знакомство детей с русским народным творчеством» , методическое пособие. – С – Пб.: «Детство – пресс», 2008.
- М.Ю. Зацепина, Т. В. Антонова «Народные праздники в детском саду» М.:Мозаика-Синтез, 2005г.
- Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».- М. : «Владос» 2013.
- Мельникова Л. И, Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор» - М.: «Гном – пресс», 2000.
- Низамов И.М, “Уем тел очында.”-Казан, татар китап нәшрияты, 2000
- “Сүз эчендә хикмәт бар” –Татар халык иҗаты – Казан, “Мәгариф,” 2009
- Татарские народные сказки.
- Халык уеннары. –Казань, 1996.
Приложение 1
Программа фольклорного кружка «Веснушки»
Пояснительная записка
Фольклор - искусство синкретичное в своей основе: быт, искусство, разные виды и формы деятельности связаны в произведениях фольклора в единое целое. Поэтому осуществление музыкальной, художественно - речевой, игровой деятельности на материале народного искусства будет способствовать интеллектуальному развитию детей, приобретению ими новых знаний о мире. Очевидна патриотическая и нравственная ценность народной культуры. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе, любовь к своему Отечеству в целом.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, нельзя не сказать о его терапевтическом эффекте. Занимаясь творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.
Кроме того, на занятиях по народной культуре осуществляются такие важные для человека потребности, как потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства, и способствует самоутверждению ребенка как личности, обладающей определёнными знаниями, качествами.
С целью сохранения самобытной духовной культуры нашего народа и приобщения детей к русскому народному творчеству организуется работа фольклорного кружка «Веснушки».
ЦЕЛЬ: способствовать сохранению исконных народных культурных традиций, знакомя детей с бытом, искусством, обрядовым и праздничным фольклором, формировать их духовно-нравственные качества, эстетический вкус, развивать музыкальные способности дошкольников.
ЗАДАЧИ:
- Формировать представления детей о быте, музыкальном и поэтическом фольклоре наших предков, русской обрядовой и праздничной культуре.
- Развивать музыкальность (эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, музыкальный слух, чувство ритма, певческие и двигательные навыки, навыки музыкально - игрового творчества)
- Развивать мышление, фантазию, воображение, эстетический вкус.
- Воспитывать чувство любви к Родине, бережное отношение к ее культурному и творческому наследию.
Курс обучения будет направлен на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, инструментальной музыки, танцевально- игрового репертуара, народно- поэтического творчества, быта, обычаев и обрядов русского и татарского народов, народных праздников, народного календаря.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- Непосредственно - образовательная деятельность (изложение теоретических сведений, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов по темам, рассматривание предметов быта, народных инструментов, разучивание малых фольклорных жанров, слушание и пение песен, закличек, попевок, танцевально- игровое творчество)
- Проведение календарно - обрядовых праздников, развлечений на основе музыкального и поэтического фольклора.
- Работа с родителями, воспитателями (консультативный материал, оформление информационных страничек, папка-передвижка «Учите вместе с нами», привлечение к подготовке и проведению фольклорных праздников)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
Месяц | Дата | Тема |
Сентябрь 2015 | 03.09 | Занятие 1. Народный календарь. Фольклор. |
10.09 | Занятие 2. Хлеб. Жатва. | |
17.09 | Занятие 3. Хлеб. Праздник урожая. | |
24.09 | Занятие 4. Народные инструменты. | |
Октябрь 2015 | 01.10 | Занятие 5. Народная игрушка. |
08.10 | Занятие 6. Уңыш бәйрәме. | |
15.10 | Занятие 7. Родной язык. Приговорки. | |
29.10 | Занятие 8. Родной язык. Драматизация “Теремок” | |
Ноябрь 2015 | 05.11 | Занятие 9. Родной язык. Пословицы и загадки. |
12.11 | Занятие 10. Родной язык. Потешный фольклор. | |
19.11 | Занятие 11. Осенины – осенние праздники. Посиделки. | |
26.11 | Занятие 12. Каз өмәсе. | |
Декабрь 2015 | 03.12 | Занятие 13. Выставка поделок народные промыслы |
10.12 | Занятие 14. Драматизация сказки “Морозко” | |
17.12 | Занятие 15. Зимние праздники. Колядки. | |
24.12 | Занятие 16. Зимние праздники. Золотые вечера. Гадания. | |
Январь 2016 | 14.01 | Занятие 18. Русское поселение. Посещение краеведческого музея. |
21.01 | Занятие 17. «Двери отворите - колядовщиков впустите» | |
28.01 | Занятие 19. Татарское поселение. Посещение краеведческого музея. | |
Февраль 2016 | 04.02 | Занятие 20. Драматизация сказки «Ике кыз» |
11.02 | Занятие 21. Деревенские мастерицы. Одежда. | |
18.02 | Занятие 22. Кукморские валенки. | |
25.02 | Занятие 23. Встреча Масленицы. Проводы зимы. | |
Март 2016 | 04.03 | Занятие 24. Песня – душа народа. Занятие 25.Татар җиры. |
11.03 | ||
18.03 | Занятие 26. Сороки. Праздник жаворонков. | |
25.03 | Занятие 27.Науруз. | |
Апрель 2016 | 02.04 | Занятие 28. Весна. Заклички |
08.04 | Занятие 29. Весна в поле. | |
15.04 | Занятие 30. Выставка декоративно –прикладного творчества. | |
22.04 | Занятие 31. Пасхальные торжества. | |
29.04 | Занятие 32. Работы в огороде. | |
Май 2016 | 06.05 | Занятие 33. Летние праздники. |
13.05 | Занятие 34. Зеленые Святки. День березки. | |
20.05 | Занятие 35. Домашние животные. | |
27.05 | Занятие 36. Обобщение занятий. | |
Июнь 2016 | 03.06 | Занятие37. Изготовление костюмов, декораций к сказке «Гуси-лебеди». |
10.06 | Занятие 38. Сабантуй. Выставка декоративно-прикладного творчества. | |
17.06 | Занятие 39.Садовые цветы. | |
24.06 | Занятие 40. Драматизация сказки «Гуси- лебеди» | |
Июль 2016 | 1.07 | Занятие 41.Народные игры. |
8.07 | Занятие 42. Наш зелёный дом. | |
15.07 | Занятие 43.Түбетей. | |
22.07 | Занятие 44. Драматизация сказки «Түгәрәк ипи» | |
Август 2016 | 5.08 | Занятие 45.Изготовление костюмов и реквизита к сказке “Репка” |
12.08 | Занятие 46. Итоговая выставка декоративно-прикладного творчества. | |
19.08 | Занятие 47. Драматизация сказки “Репка” | |
26.08 | Занятие 48. Обобщение занятий. |
СТРУКТУРА НОД:
-восприятие теоретических сведений из области народной культуры, труда и быта наших предков,
- восприятие и разучивание произведений устного, музыкального и игрового фольклора,
-песенная, танцевальная и музыкально - игровая деятельность детей.
Тематическое построение кружковой работы позволяет использовать МНОГООБРАЗИЕ ОБУЧАЮЩИХ МЕТОДОВ:
-метод объяснения, рассказа, беседы (изложение различных сведений происходит в ходе бесед с детьми, где используются также методы «забегания вперед» и «возвращения к изученному», выявляются знания детей в той или иной области народной культуры)
-метод наглядности (использование в обучении различного иллюстративного материала, репродукций картин известных художников, тематические просмотры видео, фотографий, прослушивание аудиозаписей исполнения народной музыки, звучания старинных музыкальных инструментов и т. д.) Большое значение имеет непосредственное восприятие культурного наследия народа: знакомство с изделиями русских мастеров, предметами быта, народными музыкальными инструментами.
-художественно - практический метод ( воспроизведение музыки и передача впечатлений, переживаний, вызванных музыкой в разных видах и формах исполнительской деятельности детей)
Кроме того, используются методы музыкально - эстетического воспитания:
-метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире,
-метод упражнения в практических действиях (развитие певческих и двигательных навыков, навыков игры на шумовых и ударных инструментах),
а также, один из методов формирования музыкальной культуры:
-метод контрастного сопоставления произведений (например, сопоставление народных песен разных жанров).
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения: 48 занятия ( из них 4 обобщающих) и 4 занятия праздничных (увеличенных по временным рамкам)
Возраст - дети 5-7 лет, посещающие старшую и подготовительную группы ДОУ.
Длительность занятий- 30 минут, один раз в неделю.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ:
-конспекты НОД,
-сценарии музыкально - фольклорных праздников,
-консультативный материал для воспитателей и родителей «Роль и место фольклора в жизни нашего детского сада», «Использование народного фольклора в работе с детьми», «О пользе «материнской поэзии» и т. д.,
-подбор наглядно - иллюстративного материала (слайды) по темам обучения: «Народный костюм», «Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс», «Народные музыкальные инструменты», «Народная игрушка», демонстрационные пособия из серии «Расскажите детям» и т. д.,
-подбор инструментального и песенного материала для слушания ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ:
- народные музыкальные инструменты, магнитофон в группе, музыкальный центр и телевизор в музыкальном зале, CD- диски и аудиокассеты для прослушивания народной музыки, наглядный материал методического кабинета по фольклору, экспонаты «Избы старины» в ДОУ, костюмы для выступлений в народном стиле (взрослый и детские), экспонаты краеведческого музея (по договору).
ЛИТЕРАТУРА:
1«А мы просо сеяли». Русские народные игры – хороводы для детей. – М.: «Музыка», 1978.
2. 3.«Знакомство детей с русским народным творчеством» , методическое пособие. – С – Пб.: «Детство – пресс», 2008.
4.Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».- М. : «Владос» 2013.
5.Мельникова Л. И, Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор» - М.: «Гном – пресс», 2000.
6.«Рождественская ёлка» , составитель Левкодимов Г. Е. – М. : «ЗАО РИФМЭ» 1997.
7. «Святки» составители Левкодимов Г. , Фирсова Л. – М. : «ЗАО РИФМЭ», 1997.
8. «Чудесный короб». Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Составитель Науменко Г. – М. : «Детская литература», 1988.
9.Баязитов Ф.С. “Татар халкының бәйрәм һәм көнкүреш йолалары.”- Казан , татар китап нәшрияты,2006 ел.
10. Низамов И.М, “Уем тел очында.”-Казан, татар китап нәшрияты, 2000
Приложение 2
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФОЛЬКЛОРНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
На основе авторской программы по дополнительному образованию «Фольклор – школа добра! Народные игры».
Ведущая: Все на святки, все на святки,
Приходите – ка, ребятки!
И сосед, и коляда,
Открывайте ворота!
Что такое это- « святки»?
Вы не слышали ребятки?
Что ж придется рассказать
И конечно, показать.
( вбегают скоморохи)
1 скоморох: Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться!
Ведущая: А что такое святки?
2 скоморох: Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши деды пили, ели,
Веселились две недели..
1 скоморох: От Рождества и до Крещенья
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По домам ходили в святки.
2 скоморох: Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так, давайте же сейчас
Встретим мы его у нас.
1 скоморох: Ради праздника такого
И для этаких ребят.
Я плясать и петь готов
Всю неделюшку подряд.
Все хором: Здесь сегодня не скучайте Дружно песню запевайте!
Хоровод – «Рождество», муз и сл Н.Орловой М.Р. № 6 – 2010 г |
Ведущая Вы ребята молодцы!
Спели песню от души.
1 ребенок: Эх, на улице мороз
Подмораживает,
Не велит он стоять-
Замораживает!.
2 ребенок: А мы еще запеваем,
Хозяев потешаем.
А вы помогайте,
Нам подпевайте.
Русская народная песня «Как на тоненький ледок» |
1 скоморох: Ох, повеселились мы да потешились
Пора и коляду зазывать
В гости приглашать!
2 скоморох: Эй, коляда, маляда,
Золотая борода.
Приходи, коляда,
Открываем ворота!
(Входят ряженые, поют) Баба Яга, Леший, Матрешка
Все поют: Пошла коляда из конца в конец
Ой, коляда, коляда, колядица моя!
Пришла коляда, отворяй ворота.
Ой, коляда, коляда, колядица моя!
Баба Яга: Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Чтоб здоровы были
Много лет жили.
Леший: Открывайте сундучок
Подавайте, пятачок,
Хоть блин, хоть сала клин.
Матрешка: Коляда, Коляда
Накануне Рождества.
Тетенька, добренька,
Дай пирожка сдобненька.
Все хором. Сеем, сеем, посеваем
С Новым годом поздравляем!
Ведущая: Спасибо за песню,
Спасибо за славу,
Для вас угощенье готово на славу!
(Матрешка выносит поднос с пирогами и с угощением, и со свечами)
Леший: Угощенья хватит нам
И соседям и гостям
Вот спасибо от души
Что местечко нам нашли.
Ведущая: Принимайте-каа ребята
Коляду в свой хоровод.
Пусть сегодня в этом зале
Каждый пляшет и поет.
Дети исполняют песню на муз.Калинникова «Тень, тень, потетень» |
1.Тень, тень, потетень, Наступает новый день. Когда святки на дворе – Всё кругом, как в серебре.
2. Тень, тень, потетень, Как в разгаре колядень. Веселись честной народ Вечер святочный идёт.
3. Будем весело играть, Будем ёлку зажигать. Дружно скажем: «Раз, два, три! Наша ёлочка, гори!»
Елка зажигается – выходит Дед Мороз
Дед Мороз: Здравствуйте, девочки и мальчики!
1 реб:
Очень ждали, Дед Мороз,
Мы тебя на вечер!
До чего же рады все
Новогодней встрече!
Хоровод мы заведём,
Песню для тебя споём!
«Дед Мороз, ты такой хороший» |
Баба Яга: Ух, сто лет так не плясала.
А знаете, есть такая примета, кто в новый год чихнет, тот сто лет проживет!
Кто болеть не хочет – чихнем все вместе!
Три- четыре- Апчхи!
Ряженые хором: Дай вам бог здоровья!
Баба Яга: А теперь все в круг вставайте с нечистой силой поиграйте.
Русская народная игра «Баба Яга» |
Леший: А теперь мы погадаем, Под горшочки мы заглянем. Что вас ждёт в этом году? Кто сердится на судьбу?
(В середине зала стоит скамейка, на ней 5 горшков)
Выходит один ребёнок, остальные идут хороводом, поют.
«Горшочек, вершочек, Скажи нам дружочек: Что сбудется, что станется, Плохое пусть останется.»
( Леший вынимает полотенце из горшочка)
«Полотенце далеко расстилается, ждёт тебя дорога, путешествие»
«Булка! Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. Богатство, достаток в твоём доме будет»
«Колечко! Сея муку, пеки пироги, к тебе гости будут, а к ней женихи.(показ. На девочку)»
«Лента! Лента к богатству, прибыли в семье твоей»
Один горшочек остался!
Баба Яга: Погадай и мне! Я тоже счастье хочу. (Достаёт веточку)
Что это, растолкуй?
Леший: Видно к новому помелу.
Баба Яга: (заглядывает а горшочек) А колечка нет!?
Леший: Так кто же тебя за муж возьмёт, старую?
Баба Яга: Ах вот вы как! (разгоняет детей помелом на стулья)
Попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен! Кто самый смелый?
Аттракцион «Бег на метле»
Матрешка: А теперь пришла и моя пора поиграть, ребятишек повеселить. Давайте ребята покажем, Как мы лихо пляшем! Дружно за руки беритесь Да все в пары становитесь.
Игра «Шёл Козёл по лесу»
ДЕД МОРОЗ! Ох веселиться я люблю
Все вставайте на игру. К кому бубен попадёт Тот играть со мной пойдёт.
«Если нравится тебе то делай так» |
Дед Мороз: «Я начну пословицу, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте»:
Без труда... не вынешь рыбку из пруда.
Делу время... — потехе час.
Кто любит трудиться... тому без дела не сидится.
Рукам работа... — душе праздник.
Труд человека кормит... а лень портит.
Терпенье и труд... все перетрут.
Друга ищи, а найдешь... — береги.
Других не суди ... на себя погляди.
Играть играй, да дело... знай.
Красота приглядится, а ум... пригодится.
Кто много говорит, тот мало... делает.
Конец... — делу венец.
Баба Яга: Мой чудесный башмачок, Становись на каблучок! С кем плясать мне подскажи, Я бросаю: Раз два три!
\Бросает через плечо лешему свой валенок. Баба Яга и Леший радостно обнимаются\
Баба Яга: Быть, Лешуня, тебе моим женихом в этом году! Повеселить наших гостей Сегодня каждый рад. Весёлый танец «Казачок» Танцует детский сад.
(Скоморох уходит за тортом)
Танец «Ты смотри, не шали» |
Баба-яга: Ай спасибо хозяевам, да малым ребятушкам. Да спасибо тому, кто в этом дому!
Леший: Мы и пели и плясали, праздник рождества встречали. Ох понравилось у вас, мы придём ещё не раз!
Дед Мороз: А мы сеем, посеваем. С Новым годом поздравляем! (бросает конфетти)
Матрешка: Пошла коляда во другие ворота!
Все поют: Коляда, коляда , отворяйте ворота. Ой коляд, коляда, колядится моя. (Уходят приплясывая)
Ведущая: Посмотрите, ряженые горшочек свой оставили и записка в нём.
«Пусть любовь и добро, С вами рядом живут. Угощения получайте, Нас нечистых, вспоминайте.
Лучше нет радости, Для ребят, чем сладости. Вот вам всем конфетки, Пусть вам будет сладко детки».
«Чайные частушки» |
Ребенок: Пусть свечей огонёк согревает нас всех, И пусть в новом году Звонче слышится смех!
Ведущая: Ребята давайте загадаем желание и задуем свечи!
Пора нам и за стол салиться,
Угощением насладиться!
Угощает всех сладкими гостинцами
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Мастер-класс на тему:
«Воспитание толерантности через народные игры»
Хуснутдинова Марина Анатольевна, музыкальный руководитель I квалификационной категории
МБДОУ Пестречинский детский сад№2 «Айгуль»,
с. Пестрецы
Казань, 2016
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..2 стр.
Игры народов Поволжья …………………………………………………5 стр.
В наше время все большую актуальность приобретает вопрос воспитания у детей межнациональной толерантности, так как наблюдается взаимопроникновение культур, что связано с территориальным перемещением людей разных национальностей по стране. Формы и методы воспитания у дошкольников межнациональной толерантности должны соответствовать возрастным особенностям детей, должны быть доступны и интересны детям, должны соответствовать современным требованиям образования. Тaким срeдствoм вoспитaния межнациональной толерантности являeтcя нaроднaя игрa. Онa, кaк и любaя другaя игрa, имеет огромное значение для развития ребенка: игра несет познaвaтeльную, рaзвивaющую, рaзвлeкaющую, диaгнoстирующую, коррeктирующую и другиe вoспитaтeльные функции. Однoвременнo, являясь фенoменoм трaдициoнной культуры, oна мoжет cлужить oдним из срeдств приoбщeния дeтeй к нaрoдным трaдициям, кaк свoегo нарoда, так и других нарoдoв. Игра не просто ведущий вид деятельности в детском саду, это любимое времяпрепровождение детей. Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка - это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции. Очень большое воспитательное значение имеют народные игры. Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой стороны дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения. В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.
Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине. Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.
Педагоги детского сада широко используют народные игры на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие не только воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому воспитанию продумывает комплекс разучиваемых движений.
На праздниках и развлечениях также используются народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять; хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка-ежка»; для детей старших и подготовительных групп игры-состязания – перетягивание каната, и т.д. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Мой веселый звонкий мяч». Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность своего народа, колорит его обычаев, своеобразие родного языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.
Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи в играх, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому в детском саду широко нужно использовать игры на становление познавательных процессов.
В такие игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении на других занятиях. У них развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственные чувства, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Типы народных игр чрезвычайно многообразны. Многие игры и забавы на Руси были связаны с праздниками.
Можно назвать такие: игры с песнями и хороводами: «Ворон», «Горелки», «Гори, гори ясно» и др. - в русском фольклоре, «Минлебай», «Курсэт эле, ускэнем», «Тюбетейка», подвижные игры «Эбэк»(Хлопушки), «Качышлы»(Догонялки), «Эбэкле» (Хлопки) и многие другие в татарском фольклоре. Прежде, чем вводить в занятие народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего. В отличие от устоявшихся обычаев и национальных традиций в играх строгого следования конкретным правилам не было. Одна и та же игра могла по-разному проходить в разных местах в зависимости от того, как она передавалась из поколения в поколение, а также от фантазии самих играющих. Календарные народные игры являются неоценимым национальным богатством. Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, и в конечном итоге – сближению и взаимообогащению национальных культур. Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью физического и духовно-нравственного воспитания детей, вот почему каждый педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.
Народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
«Пустое место»
В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.
Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.
Правила.
Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.
Водящий может сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.
При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.
Юрта
(башкирская народная игра)
Цель: развивать умение быстро реагировать на сигнал, внимание; закреплять умение ориентироваться в пространстве, выполнять переменный шаг.
Правило: действовать только по сигналу.
Оборудование: 4 платка.
Ход: в игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам комнаты. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы весёлые ребята
Соберёмся все в кружок
Поиграем и попляшем.
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов дети переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании мелодии они быстро бегут к своим стульям, берут платок и поднимают его над головой в виде крыши (юрта).Выигрывает четвёрка быстрее всех построившая юрту.
Здравствуй дедушка Прокоп!
Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.
Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.
Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай ( поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).
Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.
Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!
Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет. Татарская народная игра «Чума үрдәк, чума каз».Дети стоят парами колонной и держатся за руки. Перед ними стоит один ребенок. Поют песню:
Чума үрдәк, чума каз,
Чума үрдәк, чума каз,
Тирән күлне ярата шул, ярата
Тирән күлне ярата.
Алсу үзенә иптәш эзли,
Алсу үзенә иптәш эзли.
Белмим кемне ярата шул, ярата
Ул Кәримне ярата шул, ярата. Ребенок выбирает себе пару и через воротики уходят назад. Оставшийся без пары ребенок встает перед колонной, игра повторяется.
Список литературы:
1. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва: Просвещение, 1989.
2. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. - Москва: Физкультура и спорт, 1985.
3. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. - Москва: Просвещение, 1995г.