Образовательный проект "Байкал--хочу тебя узнать"
методическая разработка на тему

Баландина Вера Юрьевна

Цель проекта: формирование у дошкольников  представлений об озере Байкал, о его экосистеме, растительном и животном мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.baykal.docx71.7 КБ

Предварительный просмотр:

                         Частное дошкольное образовательное учреждение

                                     «Детский сад №229 ОАО «РЖД»

Образовательный эколого-краеведческий

 проект для детей

старшего возраста

         Разработала:                                                                                                                                                                Ст.воспитатель Дьяченко М.Я.        

Реализовывали: Дьяченко М.Я,

 Баландина В.Ю                                                                                                                                   

 

     

                                               г.Бабушкин 2016г.

Проблема:  Озеро Байкал, в представлении детей, место отдыха и развлечения.

Цель проекта: формирование у дошкольников  представлений об озере Байкал, о его экосистеме, растительном и животном мире.

Задачи проекта:

1.Знакомить детей с озером Байкал, с его происхождением, расположением на карте, климатом.

2.Формировать представления о подводном мире Байкала, о его «этажах».                                                    

3.Прививать основы экологической культуры, понимание важности сохранения и охраны озера.

Сроки: 2 недели .

Участники: старший воспитатель, воспитатель ст.группы , дети старшей группы, родители.

 Для реализации проекта были созданы следующие условия:

 1. Подобрана библиотека с литературой об экосистеме озера Байкала.

 2. Отобран материал (легенды, сказки, стихи, загадки, кроссворды, ребусы, открытки, слайды, картины, карты)

3.Изготовлены лэпбуки, альбомы, пособия и игры.

4.Разработаны комплексно-тематическое планирование, конспекты образовательной деятельности.

 Проект, включал три основных этапа:

 1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, анкетирование родителей и выбор оборудования и материалов.

 В результате анкетирования было выявлено, что большинство родителей считают проектирование важным средством всестороннего воспитания детей в ознакомлении с достопримечательностью нашего края – озером Байкал, его экосистемой, растительным и животным миром.

2-й — основной.

                   С участниками были проведены следующие формы работы:

                   Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Образовательная деятельность

 Беседы

Чтение сказок, рассказов, легенд

Заучивание стихов, загадок, поговорок

Рассматривание альбомов, открыток, картинок о Байкале.

Рассматривание географических  карт и работа по ним  

Эксперементирование с водой, с камнями

Дидактические, развивающие,экологические игры

Моделирование  со схемами, карточками

 

Просмотр презентаций, мультфильмов.  

Интерактивные игры на тему «Животные, растения Байкала».

Художественное творчество: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, конструирование

Разгадывание  ребусов, прохождение лабиринтов

Прослушивание музыкальных произведений, постановка танцев

Проблемные ситуации по основам экологической культуры и безопасности

 Сюжетно-ролевые, подвижные  игры

 

 

Семинар «Проектирование в ДОУ»

Мастер-класс «Лепбук – изготовление интерактивной папки»

Изготовление пособий, дидактических, развивающих игр

Ознакомление с познавательной, научной, художественной литературой о Байкале

 Создание альбомов:

«Байкал», «Баргузинский заповедник».

     

  Педсовет «Формирование представлений о Байкале у детей дошкольного возраста»

Родительское собрание

Папки-передвижки,

консультации

Мастер-класс «Развивающая среда своими руками»

Анкетирование

Пополнение развивающей среды: изготовление макетов Байкала.

Посещение с детьми выставки

«Байкал, мы любим тебя!»

Акция «Берегите воду»


                                  Тематическое планирование к проекту «Байкал -  хочу тебя узнать!»  (старшая группа)

1 неделя

День недели

Совместная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Развивающая среда для самостоятельной деятельности

Работа с родителями

Понедельник

«Знакомство с Байкалом»

1 .Развитие речи :

 Составление рассказа  «За что я люблю Байкал»

Цель: формировать представления о Байкале, развивать речевые умения в составлении предложений и рассказов, использовать  свои воспоминания.

2. Музыкальное развитие:

 Слушание муз.произведений «Славное море – священный Байкал», «Звуки природы», постановка танца «Ангара»

3.Х/тв.-конструирование из бумаги:

«Лодка»

Цель: Упражнять в технике оригами, в складывании по схеме.

Утро:Рассматривание географических карт  РФ и РБ : находим озеро Байкал, в чем отличие озера от рек и морей, на что похоже озеро.

С/р игра « Семья на Байкале»

 

Вечер:Просмотр мультфильма «Сибирячок и заичковая  береза»

Фотоальбомы                    « Отдых на Байкале»,

Разрезные картинки «Байкальский пейзаж»

Разукрашки «Рыбки», «Животные», «Растения»

Настольная игра «Путешествие по Байкалу».

Предложить поучаствовать в выставке рисунков и поделок «Байкал, мы любим тебя»

Вторник

«История Байкала»

1.Речевое развитие (обучение грамоте)

2.Физическое развитие (тематическое) «Поход на Байкал»

3.Х/тв.-рисование  «Горы Байкала»

Цель: развивать художественные навыки в изображении природы.

Утро:  Совместное рассматривание энциклопедий «Древний мир», «Динозавры»;

Беседа «Как давно это было…»

Дид.игры « Узнай по силуэту», «На что похож?»

Вечер: Чтение «Легенды о появлении озера  Байкал»

Силуэты  озер для сравнения, для обрисовки.

Альбомы для рассматривания «Горы»,   «Красоты Байкала»

Сбор познавательной и художественной литературы по теме

Среда

«Времена года»

1.Познание –ФЭМП  (включение заданий с камнями «Классификация по признакам», упражнений на логику, память и др.)

2.Познание –окр.мир: 

«Ветры Байкала»

Цель:познакомить детей с особенностями климата в разное время года, с названиями ветров.

Утро:  Работа с лэпбуком «Байкал»: рассматривание  фотографий Байкала в разные времена года, отгадывание загадок.

Игра м.п. «Покажи на чем переправишься через Байкал» (зимой, летом)

2 пол дня: Исследовательская деятельность

«Шторм на воде»

Вечер: Чтение художественной литературы

Сергеев М.Д.  Рассказы из книги «Море синее -  Байкал»

Байкальские камни для рассматривания, для исследования. (определение цвета, формы, размера, веса)

Энциклопедии, познавательная литература о Байкале.

Изготовление макетов «Берег Байкала» для обыгрывания.

Четверг

«Подводный мир»

1.Познание –ФЭМП

2.Мызыкальное развитие

Слушание «Звуки прибоя», «Шторм», «Рыбки плавают» Музыкальные подвижные игры «Рыбки и нерпа»

Утро: Моделирование  « Цепь питания», «Развитие рыбки», «Разложи от маленького к большому» (от рачка Эпишуры до нерпы)

С/р игра «Подводная лодка»

2 пол дня:  просмотр презентации «Подводный мир Байкала»

Работа с моделью «Этажи Байкала»

Вечер: Чтение, заучивание стихов, загадок об обитателях озера

Альбомы для рассматривания «Рыбы Байкала», «Что под водой?»

Игры с камнями «Самая высокая башня», «Выкладывание картинки»

Акция «Берегите воду» - изготовление напоминающих знаков «Закрой кран» и размещение их около всех кранов в детском саду и дома.

Пятница

«Охрана озера»

1.Познание – экология

«Сохраним Байкал»

Цель:, развивать основы экологической культуры, прививать понимание   важности сохранения озера, воспитывать любовь, гордость за достопримечательность России.

2. Х/тв. –аппликация

(коллективная работа)

«Рыбки в Байкале»

Утро: Моделирование экологических ситуаций  « К чему приведет загрязнение воды?»,  «Если исчезнут все рачки из Байкала?», «Если не убирать мусор за собой?» и др.

С/р игра «Мы экологи».

2 пол.дня: Эксперементирование с водой, работа со схемами « Вода без цвета», «Без запаха», «Без вкуса», «Вода –жидкость», «Не имеет формы»,  «Имеет разные состояния» и др.

Рисование экологических знаков, плакатов в защиту озера.

Строительный материал: конструктор, деревянные кубики, «лего»  - для конструирования  мостов, катеров, переправ

Изготовление атрибутов для сюжетных игр.

2 неделя

День недели

Совместная образовательная деятельность

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Развивающая среда для самостоятельной деятельности

Работа с родителями

Понедельник

«Сказки Байкала»

1 .Развитие речи :

Сочинение сказки о Байкале.

Цель: Развивать: речевые умения в придумывании сказок, воображение и фантазию.

2. Музыкальное развитие:

3. Худ.тв. Ручной труд с использованием нетрадиционных материалов- цветных ниток.

«Сказочные рыбки»

Утро:  Рассматривание иллюстраций к сказкам «Байкал – богатырь», Омулевая бочка» и др.

Сравнение с иллюстрациями к русским-народным сказкам о богатырях.

Дид.игра «Найди отличия в костюмах»

Вечер: Чтение сказок «Омулевая бочка», «Бусы Ангары» и др.

Разукрашки « Сказки Байкала»

Пазлы «Собери бурятские и русские узоры»

Помощь в создании альбомов: «История Байкала», «Баргузинский заповедник».

Вторник

« Эндемики»

1.Речевое развитие (обучение грамоте)

2.Физическое развитие

3.Х/тв.-рисование  «Подводный мир»

Утро: Работа с лепбуком «Эндемики Байкала»: познавательные игры :

«Найди эндемиков  Байкала», «Кто чем питается», «Строение рыбки»;  сообщение об эндемиках.

Вечер: П.и. « Обитатели Байкала»

Разрезные картинки «Эндемики Байкала»

Рассматривание энциклопедий о природе.

 

Разгадывание  ребусов:

«Отгадай слово по первым буквам»

Сбор игрушек, статуэток «Нерпа» для создания мини –музея.

Среда «Нерпа – чудо Байкала»

1.Познание –ФЭМП 

2.Познание –окр.мир: 

«Байкальская Нерпа»

Цель:формировать  представления детей о нерпе, о среде обитания, воспитывать бережное отношение к обитателям Байкала.

Утро:  Экологическая игра « Что хорошо и что плохо для нерпы»

С/р игра « Ветеренары. Спасем Нерпу»

2 пол дня: Чтение рассказа  Софьи Агеевой «Нерпенок»

Вечер:  П.и. «Байкал волнуется раз…»

Рассматривание игрушек-нерп. Обыгрывание.

Силуэты нерп, шаблоны для обрисовывания и разукрашивания, картинки для вырезывания.

Папка-передвижка

«Байкальская нерпа»

Четверг

«Живая природа Байкала»

1.Познание –ФЭМП

2.Мызыкальное развитие

Познавательное развлечение «Байкальские сказки»:

Песни, стихи о Байкале, сценки «Легенды Байкала», танец «Ангара», игры народов Прибайкалья.

Утро:

Речевые игры «Назови ласково : нерпа, омуль, окунь и др.», «Продолжи предложение : Озеро глубокое, поэтому…», «Деревья рубить нельзя, потому что…

2 пол дня: Просмотр презентации «Животные  Байкала»

П.и «Вода, воздух, земля»

Вечер:  Изготовление знаков «Берегите природу!»

Открытки  «Животные и растения Прибайкалья».

Лото «Животные Сибири»

Журналы «Сибирячок» для рассматривания и выполнения заданий: лабиринты, найди отличия, ребусы и др.

Консультация

« Научите ребенка любить и беречь природу»

Пятница

«Влияние  

людей»

1.Познание – экология

«Труд людей на Байкале»

Цель: формировать представления о трудовой деятельности людей на Байкале, о профессиях рыбаков, лимнологов; о негативном воздействии людей на экологию .

2. Х/тв. - лепка

(коллективная работа)

« Нерпы на камнях»

Утро:  Проблемные ситуации по основам безопасности «Как правильно вести себя на воде»

Игра м.п. «Правильно отвечай, вперед шагай»  (польза и вред человека для Байкала)

2 пол дня:  Оформление выставки «Байкал,мы любим тебя!»

Вечер: Посещение выставки вместе с родителями

Игровые ситуации с макетами и лего-конструктором «Отдых на Байкале», «На рыбалке»

Прохождение лабиринтов

Посещение с детьми выставки

«Байкал, мы любим тебя!»


3-й этап - заключительный.

На этом этапе были:

  • оформлена выставка «Байкал, мы любим тебя!»;
  • представлена презентация проекта на педагогическом совете;
  • показано развлечение «Байкала озера сказки»;
  • подведены результаты и сделаны соответствующие выводы.

      Результат проекта:

  • Создание предметно-развивающей среды по теме «Байкал»: макеты, дидактические пособия -Лэпбуки, альбомы, игры;
  • Оформление выставки совместных работ детей и родителей по теме;
  • Сформированы первоначальные представления у детей о Байкале и его экосистеме;
  • Повышение уровня взаимодействия ДОУ с родителями.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Люблю тебя, мой край родной"

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе № 4 "Люблю тебя, мой край родной"Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Башкорт...

Презентация на тему:" Осень , мы тебя узнаем и с тобою погуляем" для группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни

Данная презентация призвана помочь формированию у детей 3-го года жизни первичных представлений об осени и ее признаках и может использоваться в НОД и совместной образовательной деятельности педагога ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности, квест -игра "Узнай будущее"

Итоговое занятие по обучению грамоте (квест-игра) в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет...

СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ "Колонгинское водохранилище - хотим тебя узнать"

  Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чув...

Презентация детям старшего возраста "Байкал, хочу тебя узнать!"

Презентация разработана на основе учебного пособия "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал : учеб. пособие / Л.А. Мишарина ; Федер. агентство по образованию, ИГПУ...

образовательная деятельность "Поможем Умке узнать о лете"

Конспект данной образовательной деятельности отражает опыт логопеда ДОУ по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения игры "Кубики историй", как элемента технол...