Образовательный проект "Байкал--хочу тебя узнать"
методическая разработка на тему
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений об озере Байкал, о его экосистеме, растительном и животном мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.baykal.docx | 71.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №229 ОАО «РЖД»
Образовательный эколого-краеведческий
проект для детей
старшего возраста
Разработала: Ст.воспитатель Дьяченко М.Я.
Реализовывали: Дьяченко М.Я,
Баландина В.Ю
г.Бабушкин 2016г.
Проблема: Озеро Байкал, в представлении детей, место отдыха и развлечения.
Цель проекта: формирование у дошкольников представлений об озере Байкал, о его экосистеме, растительном и животном мире.
Задачи проекта:
1.Знакомить детей с озером Байкал, с его происхождением, расположением на карте, климатом.
2.Формировать представления о подводном мире Байкала, о его «этажах».
3.Прививать основы экологической культуры, понимание важности сохранения и охраны озера.
Сроки: 2 недели .
Участники: старший воспитатель, воспитатель ст.группы , дети старшей группы, родители.
Для реализации проекта были созданы следующие условия:
1. Подобрана библиотека с литературой об экосистеме озера Байкала.
2. Отобран материал (легенды, сказки, стихи, загадки, кроссворды, ребусы, открытки, слайды, картины, карты)
3.Изготовлены лэпбуки, альбомы, пособия и игры.
4.Разработаны комплексно-тематическое планирование, конспекты образовательной деятельности.
Проект, включал три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, анкетирование родителей и выбор оборудования и материалов.
В результате анкетирования было выявлено, что большинство родителей считают проектирование важным средством всестороннего воспитания детей в ознакомлении с достопримечательностью нашего края – озером Байкал, его экосистемой, растительным и животным миром.
2-й — основной.
С участниками были проведены следующие формы работы:
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями |
Образовательная деятельность Беседы Чтение сказок, рассказов, легенд Заучивание стихов, загадок, поговорок Рассматривание альбомов, открыток, картинок о Байкале. Рассматривание географических карт и работа по ним Эксперементирование с водой, с камнями Дидактические, развивающие,экологические игры Моделирование со схемами, карточками
Просмотр презентаций, мультфильмов. Интерактивные игры на тему «Животные, растения Байкала». Художественное творчество: рисование, аппликация, лепка, ручной труд, конструирование Разгадывание ребусов, прохождение лабиринтов Прослушивание музыкальных произведений, постановка танцев Проблемные ситуации по основам экологической культуры и безопасности Сюжетно-ролевые, подвижные игры
|
Семинар «Проектирование в ДОУ» Мастер-класс «Лепбук – изготовление интерактивной папки» Изготовление пособий, дидактических, развивающих игр Ознакомление с познавательной, научной, художественной литературой о Байкале Создание альбомов: «Байкал», «Баргузинский заповедник».
Педсовет «Формирование представлений о Байкале у детей дошкольного возраста» | Родительское собрание Папки-передвижки, консультации Мастер-класс «Развивающая среда своими руками» Анкетирование Пополнение развивающей среды: изготовление макетов Байкала. Посещение с детьми выставки «Байкал, мы любим тебя!» Акция «Берегите воду» |
Тематическое планирование к проекту «Байкал - хочу тебя узнать!» (старшая группа)
1 неделя
День недели | Совместная образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность в режимных моментах | Развивающая среда для самостоятельной деятельности | Работа с родителями |
Понедельник «Знакомство с Байкалом» | 1 .Развитие речи : Составление рассказа «За что я люблю Байкал» Цель: формировать представления о Байкале, развивать речевые умения в составлении предложений и рассказов, использовать свои воспоминания. 2. Музыкальное развитие: Слушание муз.произведений «Славное море – священный Байкал», «Звуки природы», постановка танца «Ангара» 3.Х/тв.-конструирование из бумаги: «Лодка» Цель: Упражнять в технике оригами, в складывании по схеме. | Утро:Рассматривание географических карт РФ и РБ : находим озеро Байкал, в чем отличие озера от рек и морей, на что похоже озеро. С/р игра « Семья на Байкале»
Вечер:Просмотр мультфильма «Сибирячок и заичковая береза» | Фотоальбомы « Отдых на Байкале», Разрезные картинки «Байкальский пейзаж» Разукрашки «Рыбки», «Животные», «Растения» Настольная игра «Путешествие по Байкалу». | Предложить поучаствовать в выставке рисунков и поделок «Байкал, мы любим тебя» |
Вторник «История Байкала» | 1.Речевое развитие (обучение грамоте) 2.Физическое развитие (тематическое) «Поход на Байкал» 3.Х/тв.-рисование «Горы Байкала» Цель: развивать художественные навыки в изображении природы. | Утро: Совместное рассматривание энциклопедий «Древний мир», «Динозавры»; Беседа «Как давно это было…» Дид.игры « Узнай по силуэту», «На что похож?» Вечер: Чтение «Легенды о появлении озера Байкал» | Силуэты озер для сравнения, для обрисовки. Альбомы для рассматривания «Горы», «Красоты Байкала» | Сбор познавательной и художественной литературы по теме |
Среда «Времена года» | 1.Познание –ФЭМП (включение заданий с камнями «Классификация по признакам», упражнений на логику, память и др.) 2.Познание –окр.мир: «Ветры Байкала» Цель:познакомить детей с особенностями климата в разное время года, с названиями ветров. | Утро: Работа с лэпбуком «Байкал»: рассматривание фотографий Байкала в разные времена года, отгадывание загадок. Игра м.п. «Покажи на чем переправишься через Байкал» (зимой, летом) 2 пол дня: Исследовательская деятельность «Шторм на воде» Вечер: Чтение художественной литературы Сергеев М.Д. Рассказы из книги «Море синее - Байкал» | Байкальские камни для рассматривания, для исследования. (определение цвета, формы, размера, веса) Энциклопедии, познавательная литература о Байкале. | Изготовление макетов «Берег Байкала» для обыгрывания. |
Четверг «Подводный мир» | 1.Познание –ФЭМП 2.Мызыкальное развитие Слушание «Звуки прибоя», «Шторм», «Рыбки плавают» Музыкальные подвижные игры «Рыбки и нерпа» | Утро: Моделирование « Цепь питания», «Развитие рыбки», «Разложи от маленького к большому» (от рачка Эпишуры до нерпы) С/р игра «Подводная лодка» 2 пол дня: просмотр презентации «Подводный мир Байкала» Работа с моделью «Этажи Байкала» Вечер: Чтение, заучивание стихов, загадок об обитателях озера | Альбомы для рассматривания «Рыбы Байкала», «Что под водой?» Игры с камнями «Самая высокая башня», «Выкладывание картинки» | Акция «Берегите воду» - изготовление напоминающих знаков «Закрой кран» и размещение их около всех кранов в детском саду и дома. |
Пятница «Охрана озера» | 1.Познание – экология «Сохраним Байкал» Цель:, развивать основы экологической культуры, прививать понимание важности сохранения озера, воспитывать любовь, гордость за достопримечательность России. 2. Х/тв. –аппликация (коллективная работа) «Рыбки в Байкале» | Утро: Моделирование экологических ситуаций « К чему приведет загрязнение воды?», «Если исчезнут все рачки из Байкала?», «Если не убирать мусор за собой?» и др. С/р игра «Мы экологи». 2 пол.дня: Эксперементирование с водой, работа со схемами « Вода без цвета», «Без запаха», «Без вкуса», «Вода –жидкость», «Не имеет формы», «Имеет разные состояния» и др. | Рисование экологических знаков, плакатов в защиту озера. Строительный материал: конструктор, деревянные кубики, «лего» - для конструирования мостов, катеров, переправ | Изготовление атрибутов для сюжетных игр. |
2 неделя
День недели | Совместная образовательная деятельность | Совместная образовательная деятельность в режимных моментах | Развивающая среда для самостоятельной деятельности | Работа с родителями |
Понедельник «Сказки Байкала» | 1 .Развитие речи : Сочинение сказки о Байкале. Цель: Развивать: речевые умения в придумывании сказок, воображение и фантазию. 2. Музыкальное развитие: 3. Худ.тв. Ручной труд с использованием нетрадиционных материалов- цветных ниток. «Сказочные рыбки» | Утро: Рассматривание иллюстраций к сказкам «Байкал – богатырь», Омулевая бочка» и др. Сравнение с иллюстрациями к русским-народным сказкам о богатырях. Дид.игра «Найди отличия в костюмах» Вечер: Чтение сказок «Омулевая бочка», «Бусы Ангары» и др. | Разукрашки « Сказки Байкала» Пазлы «Собери бурятские и русские узоры» | Помощь в создании альбомов: «История Байкала», «Баргузинский заповедник». |
Вторник « Эндемики» | 1.Речевое развитие (обучение грамоте) 2.Физическое развитие 3.Х/тв.-рисование «Подводный мир» | Утро: Работа с лепбуком «Эндемики Байкала»: познавательные игры : «Найди эндемиков Байкала», «Кто чем питается», «Строение рыбки»; сообщение об эндемиках. Вечер: П.и. « Обитатели Байкала» | Разрезные картинки «Эндемики Байкала» Рассматривание энциклопедий о природе.
Разгадывание ребусов: «Отгадай слово по первым буквам» | Сбор игрушек, статуэток «Нерпа» для создания мини –музея. |
Среда «Нерпа – чудо Байкала» | 1.Познание –ФЭМП 2.Познание –окр.мир: «Байкальская Нерпа» Цель:формировать представления детей о нерпе, о среде обитания, воспитывать бережное отношение к обитателям Байкала. | Утро: Экологическая игра « Что хорошо и что плохо для нерпы» С/р игра « Ветеренары. Спасем Нерпу» 2 пол дня: Чтение рассказа Софьи Агеевой «Нерпенок» Вечер: П.и. «Байкал волнуется раз…» | Рассматривание игрушек-нерп. Обыгрывание. Силуэты нерп, шаблоны для обрисовывания и разукрашивания, картинки для вырезывания. | Папка-передвижка «Байкальская нерпа» |
Четверг «Живая природа Байкала» | 1.Познание –ФЭМП 2.Мызыкальное развитие Познавательное развлечение «Байкальские сказки»: Песни, стихи о Байкале, сценки «Легенды Байкала», танец «Ангара», игры народов Прибайкалья. | Утро: Речевые игры «Назови ласково : нерпа, омуль, окунь и др.», «Продолжи предложение : Озеро глубокое, поэтому…», «Деревья рубить нельзя, потому что… 2 пол дня: Просмотр презентации «Животные Байкала» П.и «Вода, воздух, земля» Вечер: Изготовление знаков «Берегите природу!» | Открытки «Животные и растения Прибайкалья». Лото «Животные Сибири» Журналы «Сибирячок» для рассматривания и выполнения заданий: лабиринты, найди отличия, ребусы и др. | Консультация « Научите ребенка любить и беречь природу» |
Пятница «Влияние людей» | 1.Познание – экология «Труд людей на Байкале» Цель: формировать представления о трудовой деятельности людей на Байкале, о профессиях рыбаков, лимнологов; о негативном воздействии людей на экологию . 2. Х/тв. - лепка (коллективная работа) « Нерпы на камнях» | Утро: Проблемные ситуации по основам безопасности «Как правильно вести себя на воде» Игра м.п. «Правильно отвечай, вперед шагай» (польза и вред человека для Байкала) 2 пол дня: Оформление выставки «Байкал,мы любим тебя!» Вечер: Посещение выставки вместе с родителями | Игровые ситуации с макетами и лего-конструктором «Отдых на Байкале», «На рыбалке» Прохождение лабиринтов | Посещение с детьми выставки «Байкал, мы любим тебя!» |
3-й этап - заключительный.
На этом этапе были:
- оформлена выставка «Байкал, мы любим тебя!»;
- представлена презентация проекта на педагогическом совете;
- показано развлечение «Байкала озера сказки»;
- подведены результаты и сделаны соответствующие выводы.
Результат проекта:
- Создание предметно-развивающей среды по теме «Байкал»: макеты, дидактические пособия -Лэпбуки, альбомы, игры;
- Оформление выставки совместных работ детей и родителей по теме;
- Сформированы первоначальные представления у детей о Байкале и его экосистеме;
- Повышение уровня взаимодействия ДОУ с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Люблю тебя, мой край родной"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе № 4 "Люблю тебя, мой край родной"Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей живущих в Башкорт...
Презентация на тему:" Осень , мы тебя узнаем и с тобою погуляем" для группы кратковременного пребывания детей 3-го года жизни
Данная презентация призвана помочь формированию у детей 3-го года жизни первичных представлений об осени и ее признаках и может использоваться в НОД и совместной образовательной деятельности педагога ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности, квест -игра "Узнай будущее"
Итоговое занятие по обучению грамоте (квест-игра) в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет...
СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ "Колонгинское водохранилище - хотим тебя узнать"
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чув...
Презентация «Байкал, хочу тебя узнать!»
Презентация...
Презентация детям старшего возраста "Байкал, хочу тебя узнать!"
Презентация разработана на основе учебного пособия "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал : учеб. пособие / Л.А. Мишарина ; Федер. агентство по образованию, ИГПУ...
образовательная деятельность "Поможем Умке узнать о лете"
Конспект данной образовательной деятельности отражает опыт логопеда ДОУ по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством применения игры "Кубики историй", как элемента технол...