Рабочая программа кружка "Зернышки"
рабочая программа (старшая группа) на тему

 Духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._programma_kruzhka.doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и  жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

        «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи – всё это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых испытаний.

        Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе… Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода – внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евгений. Духовность как ответственность).

        Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций

формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этническое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

        Народная культура – неиссякаемый источник нравственности, духовности, творчества, помогавший России выстоять во все времена. Общение к опыту православной педагогике в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании воспитания.

   В силу сложившихся исторических условий в нашей стране существуют различные подходы к организации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно – нравственного воспитания.

      Цель и задачи программы:

      Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольника на основе православных ценностей и традиций русского народа.

        Задачи программы:

   Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа;

знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

    Воспитательные задачи: воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.

    Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

    Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста; имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом из двух лет обучения, углубляясь в связи с возрастными особенностями детей.

    Первое направление – знакомство с православными праздниками.

    Второе направление – показ воплощения нравственного идеала православия на примере жития святых.

    Третье направление – поучительное чтение и беседы.

    В работе используются разные виды деятельности:

- дидактические игры,

- чтение художественной литературы (авторской и народной),

- знакомство с произведениями искусства,

- изобразительная деятельность,

- использование музыкальных произведений,

    Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы.

   Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста             (5-7 лет). Занятия проводятся в рамках дополнительного образования –             1 час в неделю.

2. Основные понятия духовно-нравственного воспитания.

Традиционно на Руси духовным человеком считался тот, кто жил

праведной, богоугодной, благочестивой жизнью. Духовное воспитание служит воспитанию целомудрия, чистоты, послушания, трудолюбия, смирения, патриотизма.

Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живёт. По словам философа И. А. Ильина: «Человек не может творить культуру, не чувствуя себя предстоящим именно тому, что он должен осуществить  в своём культурном творчестве. «Творящий» без верховного Начала, без идеала, перед которым он преклоняется, не творит, произвольничает, «балуется», тешит себя или просто безобразничает!.. Человек же, который «ничему не преклоняется», обманывает сам себя, - ибо на самом деле он поклоняется себе самому и служит своей бездуховной и противодуховной похоти…

«Человек, как духовное существо, всегда ищет лучшего, - писал И.А. Ильин, - ибо некий таинственный голос зовёт».

«Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха): у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию», - пишет Т.И. Петракова.

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс развития духовной сферы человека, организованного внутреннего и внешнего воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка с целью её развития.

Духовно-нравственное воспитание предусматривает результат – это целостное формирование духовно-нравственной личности ребенка.

3. Организация духовно-нравственного воспитания дошкольников.

    Организация духовно нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы. В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, глава 11, статья 87, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.

4. Принципы организации содержания духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся:

- принцип исторического соответствия религиозным традициям России,

- принцип культуросообразности,

- принцип личностно – ценностного соответствия,

- принцип содержательных обобщений.

 5. Содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников. 

Курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не только цикл занятий, а содержание, связанное с православным календарем и его праздниками. Целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка подчинены темы для рисования, аппликации, подбор художественных произведений и сказок, для игр-драматизаций.

Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

Содержанием данной программы, построенной в соответствии с отечественным педагогическим наследием и основанное на научных теориях о единстве духовного и материального бытия и человека, направлено на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка.

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к Господу, близким, природе.

Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями, через знакомство со святынями родного края, поселка.

6.  Содержание программы представлено в разделах:

  1. Мир вокруг нас.
  2. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы.
  3. Храм – дом Божий.
  4. Православные праздники.
  5. Родные святые.
  6. Заповеди Божии.
  7. Дерево добра.
  8. Святыни моего края.

Особенность организации занятий по духовно-нравственному воспитанию, заключается в том, что они проходят в совместной деятельности  детей, родителей, педагогов. Обязательной частью которой, является чтение и обсуждение литературных произведений, слушание и  анализ музыкальных произведений, диалоги с детьми. Предполагаются различные виды художественной деятельности: рисование (раскрашивание), аппликации, ручной труд (изготовление подарков).

Раздел  «Мир вокруг нас» сообщает  о рукотворном и нерукотворном мире, о Боге, о днях творения, о человеке и его жизни, о бережном отношении ко всему живому.

Раздел «Жизнь Иисуса Христа и Богородицы» знакомит детей с главными православными праздниками, связанными с земной жизнью Господа Иисуса Христа и Богородицы.

Раздел «Храм – дом Божий» дает знания о храме и его внутреннем и внешнем устройстве, значением храма в жизни человека.

Раздел «Православные праздники» вводит детей дошкольного возраста в православный календарь, знакомит с православными народными традициями.

Раздел «Родные святые» предоставляет Жития родных святых: Святых Веры, Надежды, Любы и Софии, великомученика Георгия Победоносца, преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского, святой Екатерины и Варвары, Святителя Николая и других святых, как образцами любви, послушания, трудолюбия, честности, доброты, милосердия.

Раздел «Заповеди Божии»  знакомит детей с нравственными правилами жизни.

Раздел «Дерево добра» включает  деятельность на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения), которые учат детей различать добро и зло, помогают увидеть красоту нравственных поступков.  Основные задачи такой деятельности: научить ребенка видеть в себе движения к добру, а не ко злу; научить различать их; воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести; формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Совесть», «Милосердие», «Сочувствие», «Трудолюбие» «Прощение», «Скромность», «Добрые слова и добрые дела», «Книги – наши друзья».

Раздел «Святыни моего края» предлагают детям познакомиться со святыми местами родного края.

7. Ожидаемые  результаты.

Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется:

1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);

2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;

3. овладением речью, т.е. употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;

4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т.д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психоэмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности к самовыраженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои поступки и дела.

8. Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром.  Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.

      Для родителей проводятся консультации, беседы на духовно – нравственные темы: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

9. Преемственность детского сада и школы.

    Понятие преемственности практикуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющие общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности – игровой, как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени – опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности  - учебной, как фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром.

   Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.

10. Осуществление внешних связей:

      Организация совместных мероприятий с культурно – образовательными учреждениями (музыкальная школа, детская районная библиотека, районный дом культуры, Дом детского творчества), с местным Благочинием.

Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Она также может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Учебно-тематический план  с детьми старшего дошкольного возраста  (5-7 лет)

  1. Мир вокруг нас.
  2. «Дерево добра». Правила жизни. Трудолюбие. Преподобный Сергий Радонежский.
  3. Рождество Пресвятой Богородицы.
  4. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Любовь и послушание.
  5. Доброта и  любовь к ближнему. Материнская любовь.
  6. Покров Пресвятой Богородицы. Плоды послушания.
  7. Голос совести. Дерево доброе приносит и плоды добрые.
  8. Хвастовство и вежливость.
  9. Икона Матерь Божия «Казанская». День единения.
  10. Доброе слово, что весенний денек.
  11. Как сохранить дружбу.
  12. Рождество Христово.
  13. Сострадание. Житие блаженной Матроны.
  14. Христианские добродетели – смирение, послушание, милосердие.
  15. Забота и благодарность. Святая мученица Татиана.
  16. Крещение Господнее.
  17. Добрые дела и плохие поступки.
  18. Праздник Сретения Господня.
  19. Воины – защитники Отечества. Святой Илья Муромец
  20. Масленица.
  21. Чудеса в сказках и жизни.
  22. На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. Благовещение Пресвятой Богородицы.
  23. Вербное воскресение.

     24. Подготовка к празднованию Пасхи.

     25. Нам поет пасхальный звон песнь о жизни вечной.

     26. Книга – к мудрости ступенька.

      27. Светлое Христово Воскресенье.

      28. Святой Георгий Победоносец. Мужество. Храбрость.

      29. Святые жены – мироносицы – образ любви и милосердия.

      30. Наши буквицы. День славянской письменности и культуры.

      31. Праздник Пресвятой Троицы.

     32-33. Духовное наследие Родного края (города, села). Экскурсии в храмы.

 

                                                       

Литература.

  1. Бородина А.В. «Основы православной культуры» Издательство «Основы православной культуры» 2007.
  2. Зинченко З.И.  «Детям о православной вере»
  3. Книга о Пресвятой Богородице. М. 2002.
  4. Кузомлина С. Закон Божий для детей. М., 2002.
  5. Николаева В.А. «Земная жизнь Пресвятой Богородицы для детей Н.Н. «Родное пепелище» 2010г.
  6. Осадчая О.О. «Духовно- нравственная культура»
  7.  Православные праздники для детей. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2005.
  8. Сысоев Д. Летопись начала. М., 2003.
  9. Сергеева О.А. Азбука святых Кирилла и Мефодия для славян. Учебное пособие 1. С-Пб, 2002.
  10. Харитонова ОК. Основы Православной культуры. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...