Рабочая программа по обучению коми языку (государственному) детей 4 – 7 лет
рабочая программа на тему
Данная программа определяет содержание и организацию обучения русскоязычных детей 4-7 лет коми языку в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rab_progr.docx | 64.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
Принято наУтверждаю:
педагогическом советеЗаведующий МБДОУ «Детский сад №1МБДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
комбинированного вида»________________________________А.В. Романова
с. Айкино Приказ № 221 от 01.09.2017 г.
Протокол №1 от 31.08.2017г.
Рабочая программа
по обучению коми языку (государственному)
детей 4 – 7 лет
на 2017 – 2018 учебный год
Составила: Исакова Снежана Николаевна
2017 год
Содержание:
1.Пояснительнаязаписка…………………………………………………………2
2.Цели и задачи обучения коми языку…………………………………….……2
3.Планируемые результаты……………………………………………………...3
3. Задачи воспитания и развития детей 4-5 лет………………………………...5
4. Задачи воспитания и развития детей 5-6лет…………………………………5
5. Задачи воспитания и развития детей 6-7 лет………………………………...6
6. Тематическое планирование по обучению коми языку детей 4 – 5 лет……7
7. Тематическое планирование по обучению коми языку детей5-6 лет …....11
8.Тематическое планирование по обучению коми языку детей 6-7 лет…….16
9.Требования к уровню подготовки воспитанников…………………………22
10.Список используемой литературы ………………………………………...24
Пояснительная записка:
Данная программа определяет содержание и организацию обучения русскоязычных детей 4-7 лет коми языку в ДОУ.
Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста коми языку (государсвенному) составлена на основе: программы «Парма» под редакцией Белых С.С., ШтекляйнС.Н., Потолицыной Н.Б.; программно методических материалов для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» под редакцией Остаповой З.В., Москвиной Т.А.
Программа для организации занятий по коми языку как государственному,
разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
- Законом Республики Коми «Об образовании».
- Федеральным законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. N1807-I .
- Закон о государственных языках Республики Коми от 28 мая 1992 года.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- ООП ДО
Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, ознакомление с коми языком как средством общения и культурой коми народа.
Задачи, направленные на развитие дошкольника как субъекта детской деятельности и на практическое овладение коми языком:
формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение понимать и выражать свои мысли и чувства, передавать и понимать информацию, выбирать в каждой определенной ситуации подходящую речевую конструкцию).
Занятия проводятся с детьми 4 – 7 лет в утренний отрезок времени по 2 раза в неделю. Продолжительность занятий:
- средняя группа - до 20 минут;
- старшая группа–до 25 минут;
- подготовительная группа – до 30 минут.
Планируемые результаты освоения программы-это целевые ориентиры дошкольного образования, их следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, которые даются для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования):
- Дети понимают речь педагога на коми языке, как в организационных моментах, так и в ходе объяснения материала.
- Усваивают лексику коми языка, сгруппированную по тематическому и ситуативному признаку.
- Умеют составлять небольшие предложения, необходимые для речевого общения.
- Участвуют в играх на коми языке: круговых, хороводных, подвижных, с правилами, настольно – печатных, ролевых, сюжетных, драматизациях, а также речевых, языковых и коммуникативных.
Рабочая программа:
-соответствует принципу развивающего обучения;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
-строится с учетом интеграции образовательных областей;
-основывается на комплексно – тематическом принципе;
-предусматривает решение программных образовательных задач;
-обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Рабочая учебная программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
1. «Приобщение к художественной литературе» (приобщение к устному народному творчеству и коми литературе);
2. «Физическое развитие» (физкультминутки, проведение совместных развлечений, народных игр);
3. «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, разучивание
музыкальных произведений на коми языке, музыкальные развлечения).
4. «Социально-коммуникативное развитие» (общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми);
5. «Познавательно-речевое развитие» (создание речевой развивающей среды, поощрение речевой активности).
Формы работы с детьми:
Организованная образовательная деятельность:
-работа над произношением
-работа с игрушкой или картинкой
-разучивание стихов
-инсценировка коротких рассказов, стихов и песенок
- Игры: дидактические, сюжетно - ролевые, народные, театрализованные игры имитации, маршрутные, интеллектуальные, компьютерные игры.
- Ситуации общения, игровые и проблемные ситуации.
- Чтение и заучивание стихотворений; чтение, драматизация сказок, потешек. - Беседы, составление рассказов, загадок.
- Просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций, телепередач.народные праздники, развлечения.
- Тематические дни: День Родного языка, Дни коми кухни.
-игры подвижные, дидактические, тематические, компьютерные
-игра в сказку
-слушание рассказа воспитателя
-просмотр мультфильмов и видеосюжетов на коми языке
-составление предложений с использованием материальных опор
-составление диалогов по картине
-работа в тетрадях по обучению дошкольников коми разговорной речи
Формы организации деятельности детей: занятия, развлечения и досуг,
самостоятельная деятельность, совместная деятельность.
Формы организации детей на занятиях: фронтальный, индивидуальный,
подгруппами.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
-Физическое развитие: подвижные игры.
-Социально – личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов.
-познавательно – речевое развитие: диалоги с детьми в играх, поощрение речевой активности.
-художественно – эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в досуговой деятельности.
Самостоятельная деятельность детей:
-Физическое развитие: самостоятельные подвижные игры.
-Социально – личностное развитие: совместные игры со сверстниками.
-Познавательно – речевое развитие: самостоятельная работа в рабочей тетради, развивающие настольно – печатные игры, дидактические игры.
-Художественно – эстетическое развитие: самостоятельное рисование, лепка.
Создаваемые в учебных целях речевые ситуации, используя игры, сказки, разнообразные виды наглядности, элементы неожиданности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к речевой деятельности на коми языке.
Овладению речевым поведением на коми языке будут способствовать:
- Комплексное обучение единицам аспектов коми языка и видам речевой деятельности (фонетике, лексике).
- Создание благоприятного эмоционального окружения, непринужденной атмосферы, доброжелательности для поддержки в ребенке чувства уважения к самому себе;
- Отведение части занятия театрализованным, сюжетно – ролевым играм, ситуациям общения, подвижным играм и т.д.
Таким образом, обучение детей коми языку должно стать составной частью общего процесса воспитания и обучения детей в детском саду.
Задачи воспитания и развития детей 4-5 лет:
- Способствовать накоплению ребенком речевого опыта.
- Расширять словарь детей за счет введения новых слов по темам: «Человек», «Животные», «Игрушки», «Семья», «Знакомство» и др.
- Формировать грамматический строй речи: учить образовывать существительные, составлять короткие словосочетания, совершенствовать умение пользоваться утвердительными глаголами настоящего времени, глаголами повелительного наклонения.
- Воспитывать звуковую культуру речи: учить чётко произносить звуки, аффрикаты, развивать фонематический слух: отличать и произносить коми и русские слова, правильно произносить слова;
- Развивать связную речь: Диалог: Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря. Учить пользоваться вежливыми оборотами речи, внимательно выслушивать воспитателя и партнера по общению. Учить отвечать на вопросы, задавать их друг другу.
- Учить регулярно, систематически пользоваться знакомыми словосочетаниями, предложениями в повседневной жизни, побуждать к запоминанию и воспроизведению знакомых песенок, прибауток, загадок, передаче характерных особенностей текста.
Задачи воспитания и развития детей 5-6 лет:
- Продолжать учить детей пользоваться коми речью в практической деятельности;
- в играх и общении побуждать к активному использованию слов, диалогов, сценок из коми художественных произведений,фольклора, малых жанров;
- Воспитывать у детей потребность говорить по коми, желание общаться друг с другом на коми языке;
- Совершенствовать при общении умение пользоваться правильно различными грамматическими формами;
- Воспитывать внимательное отношение к звуковой стороне речи, продолжать отрабатывать четкую дикцию, совершенствовать интонацию, выразительность;
- Учить составлять предложения на основе наглядной основы и базовой лексики о наблюдаемом: о себе, предмете, друге.
- Упражнять в ведении осмысленного диалога в сюжетно-ролевых, подвижных играх, драматизации знакомых сказок.
Задачи воспитания и развития детей 6-7 лет:
- Закреплять и активизировать в речи знакомые слова.
- Расширять словарь детей на основе ознакомления с литературными произведениями, просмотра теле - и радио – передач на коми языке.
- Обогащать словарь за счет существительных по темам: школа, природа, занятия в детском саду, праздники и активно пользоваться всеми частями речи.
- Продолжать учить вести диалог в различных видах игр с учетом своих речевых умений, проявляя творчество и выдумку.
Побуждать проявлять активность в знакомстве с новым словом.
- Закреплять у детей внимательное отношение к звуковой стороне речи, как у себя, так и у окружающих людей.
Тематическое планирование по обучению коми языку детей 4 – 5 лет.
Тема: «Приветствие - Знакомство»
Программное содержание:
- Учить понимать слова приветствия на коми языке, обращения, адресованные ко всей группе или лично кому – либо.
- Познакомить с приветствиями на коми языке утром, днем и вечером.
- Упражнять в отчетливом произношении коми звуков –дз- , -сь-, -ӧ-.
-Воспитывать желание узнавать и произносить слова, выражения на коми языке, получать радость о общения на другом языке.
Словарь:Видза оланныд, чолӧм, аттьӧ, аддзысьлытӧдз, нывка, зонка, челядь.
Конструкции: ме + имя; Ме + зонка (нывка).
Вопросы детей сверстникам: Кодi тэ? Тэ, нывка али зонка?
Художественное слово: «Кеконач», «Керкагӧгӧрме ветла».
Ситуации: «Кто в домике спрятался?»
Тема: «Глаголы повелительного наклонения»
Программное содержание:
- Продолжать расширять словарь за счет введения глаголов повелительного наклонения.
-Учить выражать просьбу кому – либо, действовать на основе пиктограмм.
- Воспитывать желание действовать и произносить слова на коми языке.
Словарь: мунӧй, пуксьӧй, сувтӧй, чеччалӧй, котӧртӧй, мыссьӧй, бӧрдӧй, сералӧй, кывзӧй, видзӧдӧй, сёйӧй, ворсӧй, ӧдйӧ – ньӧжйӧ; зонкаяс, нывкаяс.
Конструкции: сущ. + глагол повелительного наклонения;
Нар. + глагол повелительного наклонения (ӧдйӧ– ньӧжйӧ котӧртӧй и т. д.);
Ситуации с использованием пиктографических значков: «Собираемся на прогулку», «Дети на зарядке», «Догадайся и сделай».
Тема:«Человек»:
Программное содержание:
- Познакомить с частями человека на коми языке.
- Воспитывать интерес к к коми фольклору.
- Продолжать формировать навыки диалогической речи.
- Познакомить с новыми играми: «Тайӧки да тайӧки», «Ми гым – гым…».
Словарь:ки(яс), кок(яс), юр, туша, юрси, ныр, вом, син(яс), пель(яс).
Конструкции: Менам +глаг.(эм) + сущ.
Ситуации: «Морт – Человек». «Наши умные помощники». «Как устроен человек?». «Больница».
Художественное слово:«Учим новые слова».
Тема: «Мои любимые домашние животные». «Детеныши домашних животных».
Программное содержание:
- Продолжать расширять словарь за счет введения новых слов.
- Учить понимать и выражать согласие или несогласие: эм, абу.
- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.
- Закрепить коми народную игру «Кекӧнач».
Словарь: кань, пон, мӧс, вӧв, чипан, ыж, петук, курӧг,порсь, порсьпи, понпи, каньпи, кукань, чибӧ, ыджыд, ичӧт.
Конструкции: ме + сущ. (мепон);
Менам + сущ. Тайӧ + сущ.
Ме + сущ., а абу + сущ. (ме кань, а абупон)
Ме + ыджыд (ичӧт).
Сущ. мн. ч. + глагол повелительного наклон.
Вопросы детей сверстникам: Кодi тэ? Кодiтайӧ?
Тэ + сущ., али + сущ. (тэ мӧс али вӧв?)
Художественное слово: Бабин С. «Кодiкыдзигорзӧ?»
«Руй – руй», к. н. п. (на слушание)
Ситуации: «Кто живет в бабушкином доме?». «Поможем бабушке найти животных». «Мы большие, мы маленькие», «Теремок (драматизация).
Тема: «Мои любимые дикие животные». «Детеныши диких животных».
Программное содержание:
-Продолжать расширять словарь за счет введения новых существительных по теме животные.
- Упражнять в правильном произношении коми звуков.
- Развивать интерес к народному фольклору через потешки, игры, считалки. Словарь: ош, руч, кӧин, кӧч, ур, шыр, катша, шыр, йӧра,ошпи, ручпи, кӧинпи, урпи, шырпи, кӧчпи,скӧр, мудер, полысь,
Конструкции: Тайӧ + сущ.
Менам + сущ.
ме + прил. + сущ.
Ме + прил. + сущ., а абу + прил. + сущ.
Вопросы детей сверстникам:
Кодi тэ?
Кодiтайӧ?
Кодiтэнад эм?
Кутшӧм тэ + сущ. + ичӧт али ыджыд?
Сущ. мн. ч. + глагол повелит.накл.
Ситуации общения: «Прогулка в лес». «Звери на зарядке». «Чом», «Гажапаракод», «Соревнования животных».
Художественное слово: «Катша – катшакитш – котш».
Пылаева С. «Гажа пароход»
Тема: «Мои игрушки»:
Программное содержание:
- Расширить словарь за счет введения новых слов по теме игрушки.
- Побуждать детей участвовать в совместной деятельности со взрослым.
- Показать сходство и различие в произношении слов, заимствованных в коми язык из русского языка (Машина – машина, утюг – утюг, самвар – самовар, чайник – чайник, тшай – чай).
- Учить детей выражать признаки игрушек по признаку.
Словарь:чача,чачаяс,акань, мач, машина, игрушки – животные; выль – важ; ӧтик, кык, куим, нель, вит.
Конструкции: Тайӧ + сущ.
Менам + сущ.
Менам + прил. + сущ.
Менам + эм (абу) + прил. + сущ.
Вопросы и просьбы детей к сверстникам:
Мыйтайо?
Мыйтэнад эм (абу)?
Кутшомтэнад + сущ?
Кымын + тэнад + сущ?
Тэнад эм мичаакань?
Вай (на) меным + сущ.
Босьт (пукты) + сущ.
Художественное слово: «Пӧчӧсьылӧноралӧ»; «Ошпи», «Самолет», Танялӧнмач» А. Барто.
Ситуации общения: «Мои любимые игрушки». «Магазин». «Прятки». «Поможем вернуть зверей в зоопарк». «Заводные игрушки», «Игрушки – роботы».
Тема:«Кто что делает?»:
Программное содержание:
- Познакомить с глаголами, обозначающими действия людей.
- Развивать умение выразить действие кого – либо.
- Упражнять в четком произношении звука–ӧ- в конце слова.
Словарь: мунӧ, пукалӧ, сулалӧ, котӧртӧ, ворсӧ, мыссьӧ, виддзӧдӧ, кывзӧ, бӧрдӧ, сералӧ. Узьӧ, сейӧ, чеччалӧ, йӧктӧ, сьылӧ, висьӧ.
Конструкции: сущ. + глаг. Ед. ч., наст.вр., 3 лица.
сущ. + глаг. ( кань пукалӧ)
Менам + сущ. + глаг.
Вопросы детей к сверстникам:
Кодiтайӧ?
Мыйвӧчӧ + сущ.?
Вопросы педагога к детям: Сущ. + глаг., али + глаг.?
Кутшӧм + сущ. + глаг.
Ситуации общения: «Чудо дерево». «В стране небылиц». «В гости к царю Гороху».
Художественное слово: «Кӧч йӧктӧ - йӧктӧ» к. н. п.
Тема:«Моя семья»:
Программное содержание:
- Расширить словарь за счет введения новых существительных по теме «Семья».
- Продолжать учить отвечать на положительные вопросы: Кодiтайӧ? Кодi тэ? Кыдзитэнӧшуӧны?
- Побуждать к активному использованию новых и знакомых слов.
- Развивать умение выражать действия, движения членов семьи.
Словарь: мам, бать, пӧль, пӧч, чой, вок, ныв, пи,котыр, уджалӧ, йӧктӧ, сьылӧ, серпасалӧ, ворсӧ, бур, мелi.
Конструкции: Тайӧ + сущ.
Менам + эм (абу) + сущ.
Сущ.+ глаг.
Сущ. + танi (сэнi)
Вопросы детей к сверстникам: Кодiтайӧ?
Тэнад + эм (абу) + сущ.?
Кутшӧмтэнад + сущ?
Кымынтэнад + сущ?
Мыйвӧчӧ + тэнад + сущ.?
Мыйвӧчӧ + сущ.?
Кӧнi + сущ.? Петкӧдлы мамтӧ, батьтӧ.
Ситуации общения: «На выставке фотографий». «Моя семья». «Мама и ребенок», «В гости к зайчикам». «В гостях у Лисенка».
Тема:«Цветик – семицветик»
Занятие на проверку речевых умений и навыков. Организовать итоговое занятие по теме недели, согласно комплексно – тематического планирования.
Тематическое планирование по обучению коми языку детей 5– 6 лет.
Тема:«Знакомство»
Программное содержание:
- Повторить и закрепить слова приветствия на коми языке, обращения, адресованные ко всей группе или лично кому – либо.
- Продолжать учить пользоваться приветствиями на коми языке утром, днем и вечером.
- Упражнять в отчетливом произношении коми звуков –дз- , -сь-, -ӧ-.
- Упражнять в составлении диалога воспитателя с детьми и между детьми.
Словарь: видзаоланныд, чолӧм, бур асыв, бур лун, бур рыт, став бурсӧ, аддзысьлытӧдз, аттьӧ.
Вопросы детей к сверстникам:
Кодi тэ?;
Кыдзитэнӧшуӧны?
Тэ нывка али зонка?
кымынтэныдарӧс?
кодiтэнад эм?
Ситуации общения: «Телефон». «К инопланетянам в гости»,«Журналисты и репортеры» .
Тема: «Золотая Осень»:
Программное содержание:
- Пополнить словарь детей за счет введения новых слов по теме «Осень».
- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.
- Воспитывать любовь к родной природе, коми культуре.
- Обобщить знания и представления детей о культуре и традициях празднования коми посиделок «Чомӧр».
Словарь: зарни ар, шондi, кымӧр, кор(яс), кольквиж, гӧрд, турунвиж, зэр,няйт, усьӧныкоръяс, пу, ывла.
Конструкции:
Гл.+Сущ. (Воис ар).
Гл. + Прил.+Сущ. (Воисзарни ар)
Прил.+ Сущ. (Кольквижкор).
Ситуации общения: «Золотая осень». «Осень в гости к нам пришла». «Унылая пора очей очарование».
Художественное слово:«Озыр ар», «Ар» В. Тюрнина.
Тема:«Цвета»:
Программное содержание:
- Познакомить с новыми словами, обозначающими основные цвета.
- Активизировать
- Закрепить числа от 1 до 10.
- Развивать произвольное внимание, память, речь детей.
- Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников, выполнять задания, действовать коллективно.
Словарь:сьӧд,еджыд,гӧрд, лӧз, кольквиж, турунвиж, руд, рӧм, биавиж.
Конструкции:
Прил. + сущ.
прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..
мест. + сущ. в род. Падеже + эм (абу) + прил + сущ. + глаг.
Вопросы детей к сверстникам: тайӧ кутшӧм + рӧм?
Кутшӧм + сущ. + тэныд + колӧ? (Кутшӧммачтэныдколӧ?)
Кутшӧм + тэнад (менам) + сущ?
Кутшӧм + тэнад (менам) + сущ.?
Кодлӧн + прил (рӧм) + сущ.?
Художественное слово: загадки на коми и русском языке.
Ситуации общения: «Собери букет ко Дню рождения». «В гости к карандашам», «Что перепутал художник?», «Дождь смыл все краски», «Краски поссорились».
Тема: «Овощи»
Программное содержание:
- Увеличение объема лексического и грамматического материала по теме.
- Рисование, раскрашивание фруктов и овощей, называя при этом цвет и размер.
- Знакомство с коми праздником «Чомӧр».
Словарь:градвыв пуктас, помидор, огуреч, свеклӧ, морков, переч, кӧчан, быдмӧ, серкни, картупель, лук,чомӧр.
Конструкции:
Прил. + сущ. (Гӧрд помидор)
Гл. +сущ. (Быдмӧсёркни).
Художественное слово: загадки об овощах, «Ӧгурцы» Н. Носов.
Ситуации общения: «Урожай собирай и на зиму запасай!». «Что растёт в огороде?».
Тема: «Грибы»
Программное содержание:
- Обогатить словарный запас детей, за счет введения новых слов по теме «Грибы».
- Развивать умение пользоваться словами, обозначающими цвет, грибы, количество.
Словарь:тшак(яс), гӧрдгоб, дона гоб, ягсер, уртшак, кӧчгоб, быдмӧ, вӧр.
Художественное слово: «Тшакъяслӧн зык» И. Коданёв.
Ситуации: «Что растёт в лесу?». «Миянбыдмысьтшакъяс». «Съедобные – несъедобные грибы».
Тема: «Перелётные и зимующие птицы»
Программное содержание:
- Воспитание доброго отношения к живой природе.
- Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их со сказками и другой информацией о птицах.
- Знакомство с новой игрой на коми языке «Сильӧяслӧнкытш».
Словарь: тури, дозмӧр, дзодзӧг, гулю, рака, катша, пышкай, жонь, лэбач(яс),
Художественное слово: «Дозмӧр да тури».
Ситуации: «Перелетные птицы». «Зимующие птицы».
Тема:Мои друзья - животные»
Программное содержание:
- Пополнение словаря за счет введения новых слов по теме «Животные».
- Закрепление знакомых слов по теме «Животные».
- Развитие у детей умений слушать и понимать информации о животных на коми языке и реагировать на нее.
- Развитие умения рассказывать о своем любимом животном на коми языке. (Из 2 -3 реплик)
- Воспитание доброго отношения к животным.
- Рисование любимого животного и рассказ о том, что оно умеет делать.
- Просмотр презентации «Подготовка животных к зиме».
Словарь: гортса да вӧрсапемӧсяс, кань - каньпи, пон - понпи, мӧс – кукань, вӧв – чибӧ, порсь – порсьпи, кӧза – кӧзапи, ыж – баля. Ош – ошпи, кӧч – кӧчпи, руч – ручпи, кӧин – кӧинпи, ур – урпи, шыр – шырпи, сан.
Конструкции:
Прил. + сущ.
прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..
мест. + сущ. в род. Падеже + эм (абу) + прил + сущ. + глаг.
Вопросы детей к сверстникам: тайӧ кутшӧм + пемӧс?
Художественное слово:
С. Куликов «Шырпи» ; «Вӧв»; « С. Пылаева «Ур да ош»;
Ситуации:«Размытое письмо», «Поможем бабушке найти животных», «Волшебные превращения», «Кто живет в лесу?», «Викторина: Домашние и лесные животные».
Тема: «Зима»
Программное содержание:
- Знакомство с новыми словами по теме «Зима. Зимние забавы».
- Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы, четкое произношение коми звуков.
-Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников, выполняя задания, действовать коллективно.
- Развитие у детей коммуникативных способностей, творческой активности, желания работать в коллективе.
Словарь:тӧв,кӧдзыд,лым, лымморт, лымчир,лыммач.Лым ныв, Мороз пӧль, козин, козпу. Лызь, дадь, коньки, исласьны.
Конструкции:
Прил. + сущ.
прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..
Вопросы детей к сверстникам: Мый (кодi) тайӧ?. «Кодiабу?»
Художественное слово:
С. Куликов «Февраль», В. Лыткин «Тӧв», П. Образцов «Выль во», А. Ванеев «Доддя поезд».
Ситуации: «Зимушка – Зима», «Зимние забавы», «Подготовка к Новому году», «Зима – любимое время года», «Новый год и Рождество».
Тема:«Одежда»:
Программное содержание:
- Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие одежду и обувь.
- Продолжать формировать умение употреблять в речи глаголы: пасьталiс, пӧрччис.
- Учить строить предложения по усвоенным конструкциям, формировать навыки диалогической речи.
Словарь: Дӧрӧм, кӧм, платтьӧ, гач, гынкӧм, кепысь, пась , пасьтав, пӧрччы, мича – абумича (няйт), шоныд.
Конструкции:
Менам + сущ.
Менам + прил. + сущ.
сущ. + глаг. Ед. ч. наст.вр., 3 лица.
Вопросы детей к сверстникам: кутшӧм + сущ.?
Босьт (пукты) + сущ.
Пасьтав (порччы) + сущ.
Вай + сущ.?
Кодлӧн + прил + сущ.?
Меным + колӧ + прил. + сущ.
Ситуации общения: «Художники - модельеры». «Раздача шуточных вещей». «На выставке моделей Ёмы и Зарань» и т. д.
Тема: «Еда и напитки»; «Посуда».
Программное содержание:
- Ввести в словарь детей новые слова по теме «Еда и напитки», «Посуда».
- Учить понимать обобщающее слово «сёян – юан».
- Закрепление знакомых типовых конструкций.
- Продолжать формировать навыки диалогической речи.
- Дать знания о том, что в коми языке существуют заимствованные слова с других языков (русского) и в этих словах ударение ставиться на первый слог, а также заменяются звуки «ф» на «п»; «ц» на «ч»; «х» на «к».
Словарь:сёян – юан, нянь, сов, шыд, рок, яй, чери, йӧв, ва,тшай, сёйны, юны, пуны, вӧчны, шоныд – кӧдзыд. Тасьтi, дозмук, пань, стӧкан, рач, вилки, гырнич, чашка, миска.
Конструкции:
Тайӧ + сущ.
Менам + сущ.
Прил. + сущ.
Ме + глаг наст. вр. + сущ.
Вопросы детей к сверстникам:
Мыйтайӧ?
Мыйтэнад?
Кутшӧм + сущ.?
Мыйвочӧ+ сущ.?
Мый тэ вочан?
Кодлӧн + различные варианты высказываний.
Ситуации общения: «Магазин», «У зайца день рождения», «Сделаем салат» (продуктовый вид деятельности)., «Что такое посуда?».
Художественное слово: С. Пылаева «Аттьӧ», А. Некрасов (Гамса) «Ичӧт Маша», «Тасьi –пань – черинянь», Ю. Попова «Сёя кӧ», «Откуда пришла к нам сковорода?».
Тематическое планирование по обучению коми языку детей 6 – 7 лет.
Тема:«Знакомство»
Программное содержание:
- Повторить и закрепить слова приветствия на коми языке, обращения, адресованные ко всей группе или лично кому – либо.
- Продолжать учить пользоваться приветствиями на коми языке утром, днем и вечером.
- Упражнять в отчетливом произношении коми звуков –дз- , -сь-, -ӧ-.
- Упражнять в составлении диалога воспитателя с детьми и между детьми.
Словарь: видзаоланныд,видзаолан,чолӧм,бур асыв, бур лун, бур рыт, став бурсӧ, аддзысьлытӧдз, аттьӧ, нывка, зонка, челядь.
Вопросы детей к сверстникам:
Кодi тэ?;
Кыдзитэнӧшуӧны?
Тэ нывка али зонка?
Кымынтэныдарӧс?
Кодiтэнад эм?
Ситуации общения: «Журналисты и репортеры».
Тема: «Моя Родина»
Программное содержание:
- Пополнить словарь детей за счет введения новых слов по теме «Моя Родина».
- Учить детей составлять рассказ на тему «Моя республика» «Моё село».
- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.
- Воспитывать любовь, чувство привязанности к малой Родине.
Словарь: Кар, сикт, Айкатыла, Емдiн район, ю, Эжва ю, и тд.
Конструкции:
Мест.+глаг.+сущ. (МеолаАйкатыласиктын);
Прил.+сущ (Мича, ыджыд кар)
Ситуации: «Моя малая Родина», «Моё село», «Богатства Республики Коми, Коми край люби и знай».
Тема: «Золотая Осень»:
Программное содержание:
- Пополнить словарь детей за счет введения новых слов по теме «Осень».
- Продолжать учить понимать речь воспитателя, опираясь на знания активного и пассивного словаря.
- Воспитывать любовь к родной природе, коми культуре.
- Закрепить цвета на коми языке.
- Обобщить знания и представления детей о культуре и традициях празднования коми посиделок «Чомӧр».
Словарь: зарни ар, шондi, кымӧр, кор(яс), кольквиж, гӧрд, турунвиж,сьӧд, еджыд,зэр, няйт, усьӧныкоръяс, пу, ывла, дзебсис…
Конструкции:
Гл.+Сущ. (Воис ар).
Гл. + Прил.+Сущ. (Воисзарни ар)
Прил.+ Сущ. (Кольквижкор).
Сущ.+глаг.+ Сущ.+ Посл. (Шондiдзебсискымӧрсайӧ).
Ситуации общения: «Золотая осень». «Осень в гости к нам пришла». «Унылая пора очей очарование», «Кӧдзыд ар».
Художественное слово:«Озыр ар», «Ар» В. Тюрнина.
Тема: «Овощи»
Программное содержание:
- Увеличение объема лексического и грамматического материала по теме.
- Рисование, раскрашивание фруктов и овощей, называя при этом цвет и размер.
- Продолжать расширять знания детей о коми осенних праздниках «Чомӧр», «Осенины».
Словарь: град выв пуктас, помидор, огуреч, свеклӧ, морков, переч, кӧчан, быдмӧ, серкни, картупель, лук, чомӧр, галан, кушман.
Конструкции:
Прил. + сущ. (Гӧрд помидор)
Гл. +сущ. (Быдмӧсёркни).
Сущ+глаг+сущ.
Художественное слово: загадки об овощах, «Ӧгурцы» Н. Носов.
Ситуации общения: «Урожай собирай и на зиму запасай!». «Что растёт в огороде?», Интерактивная игра «Собери овощи в корзину».
Тема: «Ягоды»
Программное содержание:
- Увеличение лексического объема и грамматического материала по теме «Ягоды».
- Рисование, северных ягод, называя при этом цвет.
- Закрепить умение составлять рассказ по схеме.
Словарь:вотӧс, турипув, пув, мырпом, оз, пелысь, чӧд, чӧдлач, ӧмидз, быдмӧ вӧрын…
Конструкции:
Прил. + сущ. (Гӧрдтурипув, чӧскыдмырпом).
Гл. +сущ. (Быдмӧ вӧрын).
Сущ+глаг+сущ.
Ситуации общения: «Наши северные ягоды», «Что растет в лесу?», «Ягоды и фрукты».
Тема: «Грибы»
Программное содержание:
- Обогатить словарный запас детей, за счет введения новых слов по теме «Грибы».
- Развивать умение пользоваться словами, обозначающими цвет, грибы, количество.
Словарь:тшак(яс), гӧрдгоб, дона гоб, ягсер, уртшак, кӧчгоб, быдмӧ, вӧр, гут кулан тшак, понтшак, сёянтшак.
Художественное слово: «Тшакъяслӧн зык» И. Коданёв, загадки о грибах.
Ситуации: «Что растёт в лесу?». «Миянбыдмысьтшакъяс». «Съедобные – несъедобные грибы».
Тема: «Перелётные и зимующие птицы»
Программное содержание:
- Воспитание доброго отношения к живой природе.
- Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их со сказками и другой информацией о птицах.
- Закрепление подвижной игры на коми языке «Сильӧяслӧнкытш».
Словарь: тури, дозмӧр,дзодзӧг, гулю, рака, катша, пышкай, жонь, лэбач(яс),пыста, тар, каля, сырчик, итд.
Художественное слово: «Дозмӧр да тури», загадки о птицах.
Ситуации: «Перелетные птицы». «Зимующие птицы». «Кормушка». «Поможем пернатым друзьям».
Тема:Мои друзья - животные»
Программное содержание:
- Пополнение словаря за счет введения новых слов по теме «Животные».
- Закрепление знакомых слов по теме «Животные».
- Развитие у детей умений слушать и понимать информации о животных на коми языке и реагировать на нее.
- Развитие умения рассказывать о своем любимом животном на коми языке. (Из 2 -3 реплик)
- Воспитание доброго отношения к животным.
- Рисование любимого животного и рассказ о том, что оно умеет делать.
- Просмотр презентации «Подготовка животных к зиме».
Словарь: гортса да вӧрсапемӧсяс, кань - каньпи, пон - понпи, мӧс – кукань, вӧв – чибӧ, порсь – порсьпи, кӧза – кӧзапи, ыж – баля, меж, ӧш. Ош – ошпи, кӧч – кӧчпи, руч – ручпи, кӧин – кӧинпи, ур – урпи, шыр – шырпи, сан, мой, вӧр кань.
Конструкции:
Прил. + сущ.
прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..
мест. + сущ. в род. Падеже + эм (абу) + прил + сущ. + глаг.
Вопросы детей к сверстникам: тайӧ кутшӧм + пемӧс?
Художественное слово:
С. Куликов «Шырпи» ; «Вӧв»; « С. Пылаева «Ур да ош»;
Ситуации:«Размытое письмо», «Поможем бабушке найти животных», «Волшебные превращения», «Кто живет в лесу?», «Викторина: Домашние и лесные животные».
Тема: «Зима»
Программное содержание:
- Знакомство с новыми словами по теме «Зима. Зимние забавы».
- Закрепить умение составлять небольшие описательные рассказы, четкое произношение коми звуков.
- Воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников, выполняя задания, действовать коллективно.
- Развитие у детей коммуникативных способностей, творческой активности, желания работать в коллективе.
Словарь:тӧв, кӧдзыд, лым, лым морт, лымчир, лым мач. Лым ныв, Мороз пӧль, козин, козпу. Лызь, дадь, коньки, исласьны.
Конструкции:
Прил. + сущ.
прил. + сущ. + глаг. Ед. ч. наст. вр., 3 лица..
Вопросы детей к сверстникам: Мый (кодi) тайӧ?. «Кодi абу?»
Художественное слово:
С. Куликов «Февраль», В. Лыткин «Тӧв», П. Образцов «Выль во», А. Ванеев «Доддя поезд».
Ситуации: «Зимушка – Зима», «Зимние забавы», «Подготовка к Новому году», «Зима – любимое время года», «Новый год и Рождество».
Тема:«Зимняя и демисезонная одежда»:
Программное содержание:
- Развивать умение употреблять в речи слова, обозначающие одежду и обувь.
- Продолжать формировать умение употреблять в речи глаголы: пасьталiс, пӧрччис.
- Учить строить предложения по усвоенным конструкциям, формировать навыки диалогической речи.
Словарь: Дӧрӧм, кӧм, платтьӧ, гач, гынкӧм, кепысь, пась , пасьтав, пӧрччы, мича – абу мича (няйт), шоныд, носки, сарапан, шушун, итд
Конструкции:
Менам + сущ.
Менам + прил. + сущ.
сущ. + глаг. Ед. ч. наст.вр., 3 лица.
Вопросы детей к сверстникам: кутшӧм + сущ.?
Босьт (пукты) + сущ.
Пасьтав (порччы) + сущ.
Вай + сущ.?
Кодлӧн + прил + сущ.?
Меным + колӧ + прил. + сущ.
Ситуации общения: «Художники - модельеры». «Раздача шуточных вещей». «На выставке моделей Ёмы и Зарань» и т. д.
Тема: «Еда и напитки»; «Посуда».
Программное содержание:
- Ввести в словарь детей новые слова по теме «Еда и напитки», «Посуда».
- Учить понимать обобщающее слово «сёян – юан».
- Закрепление знакомых типовых конструкций.
- Продолжать формировать навыки диалогической речи.
- Дать знания о том, что в коми языке существуют заимствованные слова с других языков (русского) и в этих словах ударение ставиться на первый слог, а также заменяются звуки «ф» на «п»; «ц» на «ч»; «х» на «к».
Словарь:сёян – юан, нянь, сов, шыд, рок, яй, чери, йӧв, ва, тшай, сёйны, юны, пуны, вӧчны, шоныд – кӧдзыд. Тасьтi, дозмук, пань, стӧкан, рач, вилки, гырнич, чашка, миска.
Конструкции:
Тайӧ + сущ.
Менам + сущ.
Прил. + сущ.
Ме + глаг наст. вр. + сущ.
Вопросы детей к сверстникам:
Мыйтайӧ?
Мыйтэнад?
Кутшӧм + сущ.?
Мыйвочӧ+ сущ.?
Мый тэ вочан?
Кодлӧн + различные варианты высказываний.
Ситуации общения: «Магазин», «У зайца день рождения», «Сделаем салат» (продуктовый вид деятельности)., «Что такое посуда?».
Художественное слово: С. Пылаева «Аттьӧ», А. Некрасов (Гамса) «Ичӧт Маша», «Тасьi –пань – черинянь», Ю. Попова «Сёя кӧ», «Откуда пришла к нам сковорода?».
Тема: «Весна»
Программное содержание:
- Продолжать учить составлять рассказ на тему «Весна» по схеме и по картине.
- Побуждать к активному использованию в личных знаниях в процессе беседы.
- Расширить словарь за счет названий явлений природы.
Словарь: тулыс, шоныд, кӧдзыд, шор, визувтӧ, сылӧлым, йи нёньяс, гажа, локтӧны лэбачьяс, жугалӧ йи, петӧнымедводдза дзоридзьяс, итд.
Ситуации: «Гажа тулыс», «Весна пришла», «Ловзьысь тулыс» итд.
Художественное слово: загадки о птицах.
Тема: «Школа»
Программное содержание:
- Пополнять и расширять словарь за счет слов круга профессии, обозначающих отношение к детству.
- Побуждать к активному использованию в личных знаниях в процессе беседы.
- Активизировать в речи названия игрушек, живых зверей.
- Вовлекать детей в диалоги с использованием знакомых конструкций.
Словарь: кагульнича, велӧдысь, велӧдчысь, уджавны, челядь, вӧчны зарядка, серпас, анбур, лыддьӧ, небӧг, рисуйтчӧитд.
Ситуации: «Мои любимые занятия», «Чем отличается детский сад от школы?», «Мои школьные принадлежности», «Мои любимые игры».
Требования к уровню подготовки воспитанников.
К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- умение здороваться и прощаться, умение сказать свое имя, назвать имя членов семьи, дать имя кукле и животному;
- умение рассказывать о своих действиях и движениях;
- умение рассказывать о своих действиях и движениях сверстников, животных и членов семьи;
- умение обозначать принадлежность (отсутствие): (эм – абу). (Каньлон эм пель. (мичагач, и т. д.);
- умение характеризовать предметы (акань, ичот и т. д.);
- умение задавать вопросы к сверстникам, персонажам и взрослым;
- умение вести диалог: педагога с ребенком из 5-6 реплик: ребенка с ребенком из 2-3 реплик.
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ (дополнительно к речевым умениям первого года обучения) ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- ответить на вопросы о себе и касающиеся какого – либо лица: назвать имя, возраст, что умеет, любит делать;
- выразить свои предпочтения, пожелания, возможности (мекосья – огкосйы, мерадейта – оградейтмеверма – огвермы, мекужа – огкуж; сiйокосйо – озкосйы);
- выразить предмет действия (Ме ворса мачон);
- обозначать местонахождение предмета в пространстве;
-выразить адресат действия;
- задавать вопросы детей к сверстникам и взрослым;
- вести диалог взрослого с ребенком из 6-8 реплик, и ребенка с ребенком из 3-4 реплик.
К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ ДЕТИ(дополнительно к речевым умениям первого года обучения) ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- Отвечать на вопросы о себе и касающиеся какого-либо лица: назвать имя, возраст, что умеет, любит делать.
- Вызвать свои предпочтения, пожелания, возможности (мекӧсъя, огкӧсйы, мерадейта, оградейт.)
- Выразить предмет действия (ме ворса мачӧн)
-Выразить адресат действия.
- Задавать вопросы к сверстникам и взрослым.
- Вести диалог со сверстником из 3 – 4 реплик.
Список используемой литературы:
1.Программа «Парма» под редакцией Белых С.С., ШтекляйнС.Н., ПотолицынойН.Б.(2010г).
2. «Программно методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» Авторы: Остапова З.В., Москвина Т.А.(2012г)
3. «Пути оптимизации обучения лексике второго языка как основному компоненту речи в детском саду» Осипова А.И., Потолицына Н.Б. (2001г) 4.«Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми народа».И.А.Пасынкова (1998г)
5. «Обучение детей дошкольного возраста коми языку». Н.Б. Потолицына. (2004г) 6. «Развитие речевого общения на коми языке» Потолицына Н.Б., Зайцева Н.Ф., Гилязова Е.А.(2009г)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет «Говорим по-английски»
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучания языкам уже в дошкольном возрасте...
Рабочая программа по обучению коми языку
Рабочая программа по обучению коми языку (государственному) детей 4 – 7 лет на 2017 – 2018 учебный год...
Рабочая тетрадь по обучению коми языку для воспитанников старшего дошкольного возраста Посуда
Рабочая тетрадь предназначена для изучения и закрепления значений коми слов по теме "Посуда"...
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет"Говорим по-английски" 2019-2020
Данная программа предназначена для обучения детей 4-7 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного...
Рабочая программа по обучению английскому языку для детей дошкольного возраста 4-6 лет "Говорим по английски" 2020-2021 г.
Пояснительная запискао реализации учебно-тематического планана 2020-2021 учебный год Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой &laq...
Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»
Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»...
Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Английский язык»
Примерная рабочая программа...