Проект "Бурятские куклы"
проект на тему

Ринчино Лариса Викторовна

Проект "Бурятские куклы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Курумканский детский сад «Росинка»

 Проект

 приобщения детей дошкольного возраста к истокам бурятской культуры «Бурятские куклы»

Автор: Белькова Лариса Викторовна

с.Курумкан 2015г

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (2015-2016 г).

Участники проекта: дети среднего (4-5 лет), педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Проблематика проекта:

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство бурятской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Для реализации национально-регионального компонента в ДОУ остро необходим наглядный дидактический материал, которого, к сожалению, нет в наличии. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение, изготовление бурятской народной куклы для применения в работе по реализации национально-регионального компонента образовательной программы ДОУ.

Актуальность выбранной темы:

   Приобщение детей к бурятской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою нацию, республику. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности бурятского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

   Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к бурятской народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

  Игры  детей с народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие формы работы способствуют возрождению родного бурятского языка, расширению сферы языковой среды, сохранению самобытности традиционной культуры бурятского народа.

Вместе с тем, в процессе творческой деятельности формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Цели проекта:

  • Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям бурятского народа через ознакомление, изготовление, игры с бурятской куклой.
  • Создание своей коллекции (мини-музея) бурятских кукол разнообразной техники изготовления.

Задачи проекта:

  • Воспитывать интерес  и любовь к бурятской  национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм через ознакомление, изготовление бурятских кукол.
  • Вызвать интерес к созданию бурятской народной куклы, её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками  изготовления народной куклы.
  • Развитие художественно- творческих способностей детей на основе национально регионального материала.
  • Воспитывать интерес к особенностям бурятского народного костюма; познакомить с названиями, элементами национальной одежды.
  • Познакомить детей с бурятским орнаментом, формировать умение создавать декоративные композиции из бурятского орнамента.
  • Познакомить детей с былинными героями бурятского народа.
  • Ознакомить детей с материалами изготовления кукол (картон, ткань, мех, кожа, замша, дерево, бисер и др).
  • Ввести в активный словарь детей слова: "дэгэл, малгай, унты, ичиги, бээлэй" и т. д.
  • Развитие мелкой моторики руки, совершенствование умения и навыков с различными материалами, приспособлениями и инструментами.
  • Вырабатывать аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач.

Новизна проекта:        

Новизна проекта заключается в использовании современных образовательных технологий, разнообразии форм и методов работы,  которые соответствуют региональным особенностям.

Принципы проекта:

  • Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Данный принцип реализуется в руководстве деятельностью, в которой дети через творчество отражают полученные на занятиях, беседах впечатления. Педагог не программирует результат деятельности детей. Детям предлагается только тема работы и вид деятельности.
  • Принцип развития. Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Опираясь на исходный природный потенциал, педагог ищет и раскрывает его дарования, стимулирует внутренние духовные силы.
  • Принцип культурно-деятельностный. Благодаря механизму социального наследования ребёнок с помощью взрослого осваивает достижения культуры.
  • Принцип взаимодействия. Подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Педагогическое взаимодействие должно ориентироваться на стратегию «от ребёнка».
  • Принцип доверительного сотрудничества. Данный принцип давно и продуктивно используется гуманистической практикой воспитания. Результат доверительного сотрудничества: ребенок начинает осознавать свою причастность к совместному делу, социальную востребованность, удовлетворенность от того, что его индивидуальный опыт расширяется.
  • Принцип взаимного развивающего влияния педагог-ребенок. Обусловливает в процессе общения взаимные изменения - воспитателя и воспитуемого. В педагогической деятельности заложена необходимость саморазвития не только ребёнка, но и педагога.

Оценка рисков

В качестве основных рисков, способных повлиять на результаты проекта могут выступать:

- низкая активность родителей и недостаточная сформированность у них представлений о значении

- низкий уровень

Ожидаемые результаты

  • У детей сформированы знания о бурятской  народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
  • У детей сформированы знания о различных способах и технологиях изготовления бурятских кукол.
  • Развито умение детей самостоятельно создавать бурятскую куклу.
  • Амплификация предметно-пространственной развивающей среды в группе:

- альбом с описанием разных видов кукол;

- технологические карты по изготовлению кукол;

- создан мини-музей бурятской куклы.

  • Педагоги и родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

Ресурсы проекта:

Методические – методическая итература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия и т. д.

Технические - компьютер, телевизор, магнитофон.

Человеческие – в реализации проекта участвуют воспитанники, два воспитателя группы, педагоги ДОУ, родители.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор иллюстраций, фотографий, книг о бурятских куклах.

2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.

Основной этап:

1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.

2. Презентация буклета «Бурятская кукла».

3. Открытие в группе мини-музея «Бурятские куклы».

Реализация проекта

Познавательно-речевая деятельность:

- Беседа с детьми «Знакомство с бурятской  куклой» (пальчиковые, перчаточные, деревянные, ростовые, теневые и др ). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.

- Знакомство с жизнью и бытом бурятского народа.

- Просмотр презентации «Бурятская  кукла».

- Чтение бурятских  народных сказок «……………………

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек, загадок, легенд и сказаний бурятского народа (……………………………..

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой, кожей, шерстью, берестой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся и др).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая деятельность:

- Рисование «Нарисуй  куклу», «Кукла в национальном костюме», «Раскрась дэгэл», «Досируй орнамент», «Раскрась бурятскую шапку» и др.

- Творческая деятельность «Иголочка и ниточка».

Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).

- Знакомство с процессом изготовления кукол (конусовые, пальчиковые, ростовые, теневые, перчаточные и др).

- Изготовление с детьми кукол (« Кукла Аюна», «Будамшуу», «Бурятская семья», «Медведь – хозяин тайги» и др)

- Аппликация «Бурятский орнамент», «Бурятский сундук», «Укрась платье куклы Аюны», «Укрась варежку».

Творческая деятельность: «Пальчиковые куклы»

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу различными способами, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Игровая деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», «Встречаем Сагаалган», «Встречаем гостей», «Дом для кукол», «Бурятская юрта» и др.

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по бурятской сказке «Будамшуу».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать бурятскую одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя бурятская одежда.

- Пальчиковые игры «Юрта, юрта – круглый дом», «Шумят сосны», «Кукла Аюна»,

Физическо-оздоровительная деятельность:

- бурятские  народные подвижные игры «Шагай-наадан», «Шагай няhалха», «Игра прятание колечка - бурятская игра ( бэhэлигнюулга), «Ловля тарбаганов»                               ( тарбагашаалга), «бухэ Юрта» и др.

Цель: Развивать потребности в двигательной активности детей при помощи бурятских народных подвижных игр. Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость  через традиционные национальные игры.

Музыкальная деятельность:

- разучивание бурятского национального танца «Ехор»

-Подбор музыки бурятских композиторов для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Цель: Приобщать детей  дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края.

Заключительный этап:

- Создание в группе мини-музея «Бурятские куклы».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

- Посещение мини-музея детьми других групп и родителями.

- Презентация проекта «Бурятские куклы» на педагогическом совете или заседании методического объединения.

- Размещение фотоотчета на сайте ДОУ, в личном блоге на сайте «Маам.ру».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....