Проект "Бурятские куклы"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Курумканский детский сад «Росинка»
Проект
приобщения детей дошкольного возраста к истокам бурятской культуры «Бурятские куклы»
Автор: Белькова Лариса Викторовна
с.Курумкан 2015г
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (2015-2016 г).
Участники проекта: дети среднего (4-5 лет), педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Проблематика проекта:
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство бурятской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Для реализации национально-регионального компонента в ДОУ остро необходим наглядный дидактический материал, которого, к сожалению, нет в наличии. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение, изготовление бурятской народной куклы для применения в работе по реализации национально-регионального компонента образовательной программы ДОУ.
Актуальность выбранной темы:
Приобщение детей к бурятской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою нацию, республику. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности бурятского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Почему я выбрала куклу, как средство приобщения детей к бурятской народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Игры детей с народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие формы работы способствуют возрождению родного бурятского языка, расширению сферы языковой среды, сохранению самобытности традиционной культуры бурятского народа.
Вместе с тем, в процессе творческой деятельности формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
Цели проекта:
- Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям бурятского народа через ознакомление, изготовление, игры с бурятской куклой.
- Создание своей коллекции (мини-музея) бурятских кукол разнообразной техники изготовления.
Задачи проекта:
- Воспитывать интерес и любовь к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм через ознакомление, изготовление бурятских кукол.
- Вызвать интерес к созданию бурятской народной куклы, её обыгрыванию, подвести к пониманию её назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной куклы.
- Развитие художественно- творческих способностей детей на основе национально регионального материала.
- Воспитывать интерес к особенностям бурятского народного костюма; познакомить с названиями, элементами национальной одежды.
- Познакомить детей с бурятским орнаментом, формировать умение создавать декоративные композиции из бурятского орнамента.
- Познакомить детей с былинными героями бурятского народа.
- Ознакомить детей с материалами изготовления кукол (картон, ткань, мех, кожа, замша, дерево, бисер и др).
- Ввести в активный словарь детей слова: "дэгэл, малгай, унты, ичиги, бээлэй" и т. д.
- Развитие мелкой моторики руки, совершенствование умения и навыков с различными материалами, приспособлениями и инструментами.
- Вырабатывать аккуратность, самостоятельность, оригинальность подхода к решению задач.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в использовании современных образовательных технологий, разнообразии форм и методов работы, которые соответствуют региональным особенностям.
Принципы проекта:
- Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Данный принцип реализуется в руководстве деятельностью, в которой дети через творчество отражают полученные на занятиях, беседах впечатления. Педагог не программирует результат деятельности детей. Детям предлагается только тема работы и вид деятельности.
- Принцип развития. Тенденция современного дошкольного образования – это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя. Опираясь на исходный природный потенциал, педагог ищет и раскрывает его дарования, стимулирует внутренние духовные силы.
- Принцип культурно-деятельностный. Благодаря механизму социального наследования ребёнок с помощью взрослого осваивает достижения культуры.
- Принцип взаимодействия. Подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса. В данном контексте имеется в виду взаимодействие систем: ребенок-педагог, родители-ребенок, педагог-родители. Педагогическое взаимодействие должно ориентироваться на стратегию «от ребёнка».
- Принцип доверительного сотрудничества. Данный принцип давно и продуктивно используется гуманистической практикой воспитания. Результат доверительного сотрудничества: ребенок начинает осознавать свою причастность к совместному делу, социальную востребованность, удовлетворенность от того, что его индивидуальный опыт расширяется.
- Принцип взаимного развивающего влияния педагог-ребенок. Обусловливает в процессе общения взаимные изменения - воспитателя и воспитуемого. В педагогической деятельности заложена необходимость саморазвития не только ребёнка, но и педагога.
Оценка рисков
В качестве основных рисков, способных повлиять на результаты проекта могут выступать:
- низкая активность родителей и недостаточная сформированность у них представлений о значении
- низкий уровень
Ожидаемые результаты
- У детей сформированы знания о бурятской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
- У детей сформированы знания о различных способах и технологиях изготовления бурятских кукол.
- Развито умение детей самостоятельно создавать бурятскую куклу.
- Амплификация предметно-пространственной развивающей среды в группе:
- альбом с описанием разных видов кукол;
- технологические карты по изготовлению кукол;
- создан мини-музей бурятской куклы.
- Педагоги и родители привлечены к активному участию в реализации проекта.
Ресурсы проекта:
Методические – методическая итература, публикации, передовой педагогический опыт, дидактические пособия и т. д.
Технические - компьютер, телевизор, магнитофон.
Человеческие – в реализации проекта участвуют воспитанники, два воспитателя группы, педагоги ДОУ, родители.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Беседа с детьми, постановка проблемы, подбор иллюстраций, фотографий, книг о бурятских куклах.
2. Создание условий, необходимых для реализации проекта.
Основной этап:
1. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
2. Презентация буклета «Бурятская кукла».
3. Открытие в группе мини-музея «Бурятские куклы».
Реализация проекта
Познавательно-речевая деятельность:
- Беседа с детьми «Знакомство с бурятской куклой» (пальчиковые, перчаточные, деревянные, ростовые, теневые и др ). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом бурятского народа.
- Просмотр презентации «Бурятская кукла».
- Чтение бурятских народных сказок «……………………
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек, загадок, легенд и сказаний бурятского народа (……………………………..
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой, кожей, шерстью, берестой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся и др).
- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй куклу», «Кукла в национальном костюме», «Раскрась дэгэл», «Досируй орнамент», «Раскрась бурятскую шапку» и др.
- Творческая деятельность «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
- Знакомство с процессом изготовления кукол (конусовые, пальчиковые, ростовые, теневые, перчаточные и др).
- Изготовление с детьми кукол (« Кукла Аюна», «Будамшуу», «Бурятская семья», «Медведь – хозяин тайги» и др)
- Аппликация «Бурятский орнамент», «Бурятский сундук», «Укрась платье куклы Аюны», «Укрась варежку».
Творческая деятельность: «Пальчиковые куклы»
Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу различными способами, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.
Игровая деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад», «Встречаем Сагаалган», «Встречаем гостей», «Дом для кукол», «Бурятская юрта» и др.
Цель: обучение игровым действиям с куклами.
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по бурятской сказке «Будамшуу».
Дидактическая игра «Узнай элемент узора».
Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.
Значение узоров:
Дидактическая игра «Закончи узор».
Цель: развитие ручного праксиса.
Дидактическая игра «Народные промыслы».
Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.
Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».
Цель: закрепить оттеночные цвета (розовый, оранжевый, салатный, малиновый и др.).
Дидактическая игра «Что из чего».
Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать бурятскую одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя бурятская одежда.
- Пальчиковые игры «Юрта, юрта – круглый дом», «Шумят сосны», «Кукла Аюна»,
Физическо-оздоровительная деятельность:
- бурятские народные подвижные игры «Шагай-наадан», «Шагай няhалха», «Игра прятание колечка - бурятская игра ( бэhэлигнюулга), «Ловля тарбаганов» ( тарбагашаалга), «бухэ Юрта» и др.
Цель: Развивать потребности в двигательной активности детей при помощи бурятских народных подвижных игр. Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные национальные игры.
Музыкальная деятельность:
- разучивание бурятского национального танца «Ехор»
-Подбор музыки бурятских композиторов для проведения непосредственно образовательной деятельности.
Цель: Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края.
Заключительный этап:
- Создание в группе мини-музея «Бурятские куклы».
Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.
- Посещение мини-музея детьми других групп и родителями.
- Презентация проекта «Бурятские куклы» на педагогическом совете или заседании методического объединения.
- Размещение фотоотчета на сайте ДОУ, в личном блоге на сайте «Маам.ру».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценка для работы со штоковыми куклами и куклами варежкового театра
Работа с куклами различных систем...
Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"
В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...
Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"
Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами. Развитие мелкой...
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".
Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»
План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...
МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»
Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....