История заселения Оскольского края и формирования социально-этнического состава его населения.
статья на тему

Население Оскольского края было неоднородным по своему этническому и социально – сословному составу. В статье опасывается история освоения и заселения Оскольского края в XVI—XVIII столетиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaselenie_oskolskogo_kraya_.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

История заселения Оскольского края и формирования социально-этнического состава его населения

Освоение и заселение Оскольского края в XVI—XVIII столетиях происходит в результате вольной и правительственной колонизации, а позднее - путем ввоза феодалами из разных регионов России и Украины зависимого населения.

По свидетельству источников, архивных документов, почти вся территория южной лесостепной зоны уже была заселена русскими во времена Киевской Руси. Однако татаро-монгольское нашествие и господство Золотой Орды опустошили этот край, превратили его в «дикое поле». Только после освобождения Руси от татаро-монгольского ига и распада Золотой Орды появилась возможность для нового заселения русскими её южных степных окраин. Освоение русским народом черноземной лесостепной полосы южнее Оки было одним из важнейших этапов образования его историко-этнической территории.

О времени заселения Староосколья, Белгородчины более точно можно судить только на основе документов, связанных с возникновением первых городов: Белгорода, Оскола (Старый Оскол) и Валуек. Впервые обо всех трех городах упоминается в летописи под 1593 г. Оскольский уезд в начале XVII века был ещё мало населенным. Он располагался по течению рек Оскол, Убля, Котёл, Осколец, Чуфичка, Геросим, Дубенка, Орлик, Олешенка, Халань и Холок. Самой населенной частью уезда был правый берег Оскола в лесостепной местности.

В начале XVII века районы «дикого поля» стали ещё более активно заселяться как вольными переселенцами, так и служилыми людьми, получавшими за службу в южных городах-крепостях земельные наделы. Поэтому для защиты местного населения от татарских набегов, а также для утверждения своей власти на приобретенных территориях в 1635 г. Русское правительство начало строительство Белгородской засечной черты, которая протянулась на 800 километров. Её сооружение завершилось к 1658 г.

Итак, как ни тяжела была пограничная служба, как ни опасны были условия жизни в порубежье, на «диком поле», оно постепенно заселялось, развивалось в хозяйственном и культурном отношениях. Осваивалось различными категориями вольного населения и служилых людей, для которых тяжести военной службы компенсировались земельными наделами.

В суровых условиях того времени основную часть населения Оскольского края составляли служилые люди, которые сочетали государственную службу по охране южных рубежей с хозяйственной и промысловой деятельностью.

Служилые люди различались по служебному положению и делились на две категории. К первой (основной в Оскольском крае) относилась низшая категория служилых людей «по отечеству» - «дети боярские».

«Дети боярские» в подавляющем большинстве не были сыновьями бояр в буквальном смысле слова. Основную их массу составляли служилые люди из разных городов преимущественно центральных районов государства.

В зависимости от чина и характера выполнения служебных обязанностей «дети боярские» получали земельные и денежные оклады. Получив участок земли, большинство служилых людей селилось на нём, как правило, «одним двором».

Основными воинскими обязанностями «детей боярских» были: полковая служба - участие в походах государственных войск, станичная и сторожевая службы, сопровождение посольских миссий и др. В условиях постоянной военной опасности, частых разорительных набегов татар остро ощущался недостаток служилого сословия. Местные воеводы вынуждены были «верстать» в дети боярские «охочих людей» - стрельцов, казаков, позднее - черкас и даже беглых крестьян и холопов. Но, верстая в дети боярские представителей других сословий, в жалованной грамоте обязательно указывали, что отцы их и они в детях боярских не были.

Особенностью южнорусского служилого населения, в том числе оскольского, является то обстоятельство, что наделение сына боярского титулом землевладельца вовсе не означало превращение его в феодала-эксплуататора. В Дозорной книге Оскольского уезда эти служилые поместья так и называются - «однодворческие». Поэтому мелкие помещики в свободное от военной службы время обрабатывали землю сами и своей семьей, как обыкновенные крестьяне.

Вторую категорию составляли служилые люди «по прибору» (по набору): стрельцы, пушкари, затинщики, воротники, ямщики и пр. Приборные служилые люди также обеспечивались жалованьем и наделялись землей, но не получали тех привилегий, которые имели «дети боярские». Им давалась земля, но крестьян на их земельной даче не было, весьма незначительным являлось и денежное вознаграждение. Поэтому основным источником существования приборных служилых людей была обработка земли силами своей семьи. А для пушкарей, стрельцов, воротников дополнительным источником существования становились ремесло, мелкая торговля, обработка усадебного участка земли, так как военная служба привязывала их к городу.

Самым пёстрым по своему составу и положению был разряд служилых людей - казаки. Они свободно верстались на государственную службу из самых разных сословий и групп населения других районов государства, Донского, Волжского, Уральского и Терского казачества, а также из «вольных охочих людей», издавна осваивающих наш край. В Староосколье казаки составляли две группы - «городовые» и «беломестные». «Городовые» казаки на Белгородчине служили по городам и подчинялись городовому воеводе. «Беломестные» - это казаки, свободные от податей и служившие по договору. Оскольские беломестные казаки жили компактно в селе Голубине Орлицкого стана, а в сёлах Верхнее и Нижнее Атаманское проживали атаманы разъездных станиц.

Интенсивное заселение Оскольского края продолжилось в XVIII веке как русскими из центральных губерний России, так и украинцами - с юго-запада. Согласно архивным данным, заселение происходило в разных формах: перевод крепостных крестьян крупными землевладельцами на свои земли, а также переселение жителей по правительственным распоряжениям. Наибольшее число владельческих селений появилось на пустующих в XVII веке землях: на территории современного Губкинского района (Лукьяновка, Николаевка, Коробковка, Строкино, Викторовка, Поцелуевка, Ивановка, Вислое, Меловой Брод и др.); Горшеченского района (Никольское, Алексеевка, Грезное, Красная Долина, Мокрый Верх, Верховье Рогозца и др.).

В пределах современного Старооскольского района владельческих селений было немного: Федосеевка, Готовье, Игнатовка, Обуховка, Бабанинка, Змеёвка, Голофеев-ка, Казачок, Николаевка (Орлик), Александровка и некоторые другие. Многие из них были заселены малороссами.

Расслоение в среде однодворцев, начавшееся ещё в XVIII веке, продолжается и в 1-ой половине XIX века. В сословной структуре российского общества термин «однодворец» перестаёт фигурировать, начал осуществляться переход к общинной форме землепользования. После прекращения в 1850 г. таких переходов в Оскольском крае у однодворцев землевладение и землепользование сложилось в двух видах: во-первых, на правах подворной собственности и купленные земли, то есть частной собственности на основе четвертного права - «четвертинки». Вторым видом было общинное право землевладения и землепользования - «владельцы по душам». Они жили главным образом сельскими общинами.

Исследованиями ученых установлено, что вплоть до конца XIX столетия русское население Курской, Воронежской губерний в этническом отношении не было однородным. Будучи выходцами из разных регионов России, принадлежа к различным слоям крестьянства, русское население отдельных ареалов длительно сохраняло специфические особенности в говорах, одежде и других компонентах культуры.

На территории современных Белгородской, Курской и западной части Воронежской областей выделялись следующие локальные этнические группы великорусов: горюны, мамоны, саяны, цуканы. Из названных этнических великорусских групп в Оскольском крае располагались поселения саянов и цуканов.

Саяны — это интересная в этнографическом плане группа бывших монастырских крестьян, которые проживали в основном в северных уездах Курской губернии; в Старооскольском уезде саянскими были село Ясенки, деревни Ольховатка, Ржавец и некоторые другие. Вероятно, саяны проживали и в селе Курское, основанном переселенцами из Курского уезда в конце XVI века. Традиционная культура саян, расселенных на большой территории Курской губернии, не была совсем одинаковой. Например, ещё до недавнего времени в саянских сёлах сохранялись старинные формы южнорусской одежды (несшитая распашная понёва и глухая понёва с прошвой и бедром; рубахи с прямыми поликами, пришитыми по основе; сарафан, «саян», рогатая кичка, чепец, повязка и другие).

Вторая локальная этническая группа великорусов - цуканы. В рамках современных административных границ Старооскольского района цуканы исторически проживали в селе Змеёвка (бывший Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии). Цуканы отличались от жителей других сел своим костюмом и говором. В их женской одежде прослеживаются древние русские особенности: красная понёва с прошвой, рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе, рогатые кички, длинные передники — «запоны». Понёва сочеталась с сарафаном, который служил девичьей и женской одеждой.

Постепенно под влиянием общих природно-климатических, исторических, социально-экономических условий происходила этническая и культурная консолидация русских выходцев из разных регионов страны, формировались местные культурные традиции, комплексы одежды, их своеобразные черты и специфические особенности.

Наряду с русской колонизацией южнорусских степей шло украинское заселение края. Украинские переселенцы - черкасы впервые появились в Оскольском крае в 30-е годы XVII века. Это были  украинские казаки, несшие в крае воинскую службу, но массовый перевод черкасов в Староосколье начался только в XVIII столетии.

На протяжении XVII-XVIII вв. в бывшей Курской губернии, нынешней Белгородской области возникло много украинских слобод. В пределах Старооскольского уезда украинскими были слободы Обуховка (Петровское), Мантурово, Михайловка, Голофеевка, Ивановка, Богословская, Казачок, Новоалександровка и другие. В конце XIX века украинцы составляли 13,5% сельского населения. В некоторых из современных сёл и в настоящее время основным является украинское население, говорящее на «ломаном» украинско-русском языке. Длительное, в течение нескольких столетий, совместное проживание русского и украинского населения приводило к смешению и взаимопроникновению двух культур. Это больше всего проявлялось в бытовой культуре, языке, устном народном творчестве, одежде, обрядах и праздниках.

Более существенное место в экономике крестьянских семей стали занимать местные кустарные промыслы и ремесла. Кроме кустарничества, ремесел и профессиональных занятий, применение промышленного труда населением нашло выражение в отхожих промыслах - ближних и дальних. Многие из крестьян уходили на поденные и сезонные земледельческие работы в ближайшие районы, а также  в более отдаленные места: на юг Украины, Северный Кавказ, в область Войска Донского, в Поволжье. Отходничество во всех видах накладывало существенный отпечаток на быт и характер отходников-крестьян. Они уходили от сельских народных традиций, быстрее впитывали городскую культуру, в том числе и костюм, несли их в деревню, тем самым способствовали размыванию народного костюма, быстрейшему забвению его вековых традиционных форм. В характере и поведении отходников появлялись определенная бойкость, самоуверенность, отличающие их от других крестьян или горожан их социальной среды.

Многие из молодых сельских людей переселялись в город, навсегда уходили из родных мест и в большинстве своем становились фабрично-заводскими рабочими или связывали свою судьбу с железнодорожным транспортом.

Таким образом население Оскольского края было неоднородным по своему этническому и социально – сословному составу. Основную его часть составляли потомки военно – служивых людей ХVI-ХVIII столетий - однодворцы; крестьяне самостоятельно или по принуждению помещиков переселившиеся из разных регионов Русского государства; потомки коренных домонгольских племен, а также украинское население. Они ещё и в начале ХХ столетия сохраняли самобытные черты и особенности в культуре в целом и одежде в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Тема: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»

Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакоми...

Познавательное занятие "История заселения Кубани"

Познавательное занятие "История заселения Кубани"...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков.

Цели и задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о  жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание ...

«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»

         На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...