Первоцветы Туапсинского района
проект (подготовительная группа) на тему

Кирюхина Надежда Викторовна

Экологический проект«Первоцветы Туапсинского района»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Цель проекта:

Расширение и уточнение представлений детей о первоцветах, растущих в нашем районе, их значении в жизни леса. Знакомство с первоцветами, занесенными в Красную книгу.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей, расширение кругозора дошкольников и обогащение их внутреннего мира, расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитание бережного отношения к окружающему нас миру.

Задачи проекта:

Расширять и систематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих у нас в районе.  Уточнить представления детей о первоцветах, эфемероидах и эндемиках, обитающих на территории западного Закавказья, их значении в жизни леса, особенностями их роста и развития, целебными свойствами. Познакомить с первоцветами, занесенным и в Красную книгу. Поддерживать интерес к познаванию природы родного края.

Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, закреплять умение сравнивать анализировать, обобщать полученные знания. Отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, активизировать память и логическое мышление.

Формировать у дошкольников познавательный интерес, бережное отношение к цветам, закрепить навыки поведения в живой природе, формировать первоначальные основы экологической культуры дошкольников.

Воспитывать у детей любовь к родной природе, желание стать другом природы, заботиться о ней, беречь и охранять ее; прививать детям навыки бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pervotsvety_tuapsinskogo_rayona.docx58.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №19 «Аленушка» с. Шепси муниципального образования

Туапсинский район

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

по познавательному развитию

Тема: «Первоцветы Туапсинского района»

Разработчик:

Кирюхина Н. В.

Воспитатель

г. Туапсе

                2017 год

Экологический проект «Первоцветы Туапсинского района»

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка», воспитатели, родители.

Характеристика проекта:  

По количеству участников – коллективный

По характеру деятельности – исследовательско-творческий

По продолжительности: краткосрочный - (март)

Актуальность проекта:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, очевидно, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества, его духовности.

Краснодарский край по разнообразию растительного мира занимает особое место в экологической системе России, в основном благодаря мягкому климату. Но технологический прогресс привел к тому, что многие растения, в том числе и эндемики, оказались на грани исчезновения.

Дети испытывают особую потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Мы выяснили, что дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, как они называются и какие первоцветы произрастают в нашей местности. Поэтому мы и решили провести данный вид проекта с нашими детьми, расширить их представления о первоцветах нашего района, их красоте и многообразии.

Цель проекта:

Расширение и уточнение представлений детей о первоцветах, растущих в нашем районе, их значении в жизни леса. Знакомство с первоцветами, занесенными в Красную книгу.

Создание условий для развития познавательных и творческих способностей, расширение кругозора дошкольников и обогащение их внутреннего мира, расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитание бережного отношения к окружающему нас миру.

Задачи проекта:

Расширять и систематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих у нас в районе.  Уточнить представления детей о первоцветах, эфемероидах и эндемиках, обитающих на территории западного Закавказья, их значении в жизни леса, особенностями их роста и развития, целебными свойствами. Познакомить с первоцветами, занесенным и в Красную книгу. Поддерживать интерес к познаванию природы родного края.

Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, закреплять умение сравнивать анализировать, обобщать полученные знания. Отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.

Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, активизировать память и логическое мышление.

Формировать у дошкольников познавательный интерес, бережное отношение к цветам, закрепить навыки поведения в живой природе, формировать первоначальные основы экологической культуры дошкольников.

Воспитывать у детей любовь к родной природе, желание стать другом природы, заботиться о ней, беречь и охранять ее; прививать детям навыки бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Активизировать совместную деятельность детей и родителей.

Интеграция образовательных областей: 

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование у дошкольников представления о первоцветах, их значении в жизни людей.
  2. Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования.
  3. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
  4. Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
  5. Участие родителей в организации работы по проекту.

Этапы проекта:

1. Подготовительный.

2. Содержательный

3. Итоговый.

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1. Определение уровня знаний детей по теме проекта.

2. Подбор и изучение литературы по теме проекта.

3. Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.

4. Подбор опытов и экспериментов.

5.Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.

6. Создание презентаций по теме проекта.

7.Анкетирование родителей.

II ЭТАП СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ    

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. «К первоцветам в гости»

Задачи: расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. Развивать речь детей, активизировать внимание и память.

2. «Знакомство с особенностями первоцветов» 

Задачи: закрепить представление о первоцветах; вспомнить названия подснежников, особенности их произрастания. Познакомить с биологическими особенностями и многообразием первоцветов. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации. Воспитывать ответственное отношение к природе на основе эмоционально-чувственного восприятия её красоты и неповторимости.

3. «Красная книга Краснодарского края»

Задачи: познакомить детей с красной книгой и растениями первоцветами, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.  Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Развивать речь, мышление, расширять кругозор.

4. «Берегите первоцветы

Задачи: углубить знания детей о раннецветущих растениях нашей местности, развивать познавательный интерес к жизни растений весной; воспитывать бережное отношение к природе; формировать экологическое мировоззрение; изготовить листовки в защиту первоцветов.

5. «Первые цветы весны» (рисование)

Задачи: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования – создавать образы цветов приемом «примакивания» (пальчиками, палочкой, кисточкой). Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых объектах природы в изобразительной деятельности, чувства любви и бережного отношения к первоцветам.  

6. «Подснежники, цикламены, пролески» (объемная аппликация). 

Задачи: научить делать объемную аппликацию из бумаги; формировать умение составлять изображение, заданное взрослым; развивать мелкую моторику рук; закрепить названия цветов; формировать навыки аккуратной работы; развивать воображение чувство радости, возникающего при создании изображения.

7. Пластилинография «Цветы для мамы»

Задачи: вызвать у детей желание сделать подарок самому близкому человеку – маме. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. Учить наносить рисунок по всей поверхности листа. Развивать умение чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи, музыке, поэзии. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать доброе отношение, любовь и уважение к матери.

8.  «Цветы» оригами (ручной труд)

Задачи: вызвать интерес у детей мастерить цветы из цветной бумаги в технике оригами. Совершенствовать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, терпение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам.

БЕСЕДЫ.

1. «Что изменилось в жизни растений с приходом весны?»

Задачи: дать представление об изменениях в жизни растений весной; показать связь этих изменений с неживой природой; учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения; воспитывать чувство гордости за родной край. Продолжать формирование элементов экологической культуры.

2. «Какие первоцветы растут в Туапсинском районе»

Цель: выявить уровень знаний о первоцветах нашего района.

Задачи: уточнить знания о первых весенних цветах; учить различать цветы по внешнему признаку; воспитывать любовь к природе.

3. «Первоцветы с нами рядом»

Цель: Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы на участке, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.

4. «Красная книга – сигнал опасности»

Цель: Сохраним цветущие растения на Земле.

Задачи: познакомить детей с первоцветами Туапсинского района; воспитывать ответственное отношение к природе; формировать умения правильного поведения в природе.
5. «Сбережём мы первоцветы-украшение планеты

Задачи: проанализировать нынешнее состояние проблемы сохранения первоцветов. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей; бережного отношения к природе.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ.

  • «Весна в лесу».
  • «Цветники у нас дома».
  • «Забота о первоцветах».

Задачи: активизировать глагольный словарь детей, расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  • «Как пьет растение?»; 
  • «Где лучше расти?»;
  • «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;
  • «Как продлить жизнь срезанным цветам?».

Проведение эксперимента: сравнение луковиц подснежника и цикламена, нахождение сходства, отличий,

Задачи: развивать умение делать выводы и умозаключения.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Стихотворения: Е. Серова «Подснежник», Г. Ладонщиков «Подснежники», А. Майков «Подснежник», Р. Мельникова «Синенький подснежник», Т. Белозёров «Подснежники», Герасимова «Подснежники», З. Александрова «Подснежник»; Приходько «Шла по городу весна», А. Полетаева «Мать-и-мачеха» и др.

Рассказы: С. Маршак «12 месяцев», И. Сладков «Весенние радости», М. Малышев «Подснежник», И. С. Соколов-Микитов «Подснежники-перелески»; «Две фиалки» М. Скребцова.

Чтение легенд и сказок о первоцветах: «Сказка о подснежнике», «Гусиный лук», «Белоцветник», древнегреческая легенда о примуле, «Мать-и-мачеха», «Цикламен», «Пролески»

Заучивание стихотворений: П.Соловьева «Подснежник».

Задачи: Познакомить детей с новыми рассказами, сказками, стихотворениями о первоцветах, продолжать учить отвечать на вопросы. Упражнять в использовании сравнений, определений, синонимов в речи детей.
Развивать внимание, память, выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к первоцветам и умение любоваться их красотой

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Дидактические и настольные игры – «Угадай цветок по загадке, (по иллюстрации)»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Найди первоцветы»; «Отгадай, что за цветок»; «Какого цветка не стало»; «Четвертый лишний»; «Найди такой же»; «Найди растение по названию»; «Что изменилось?»; «Экологический светофор». «Отбери первоцветы наших лесов»; мозаика «Выложи цветы»; «Собери букет»; «Выложи цветок» (корень, стебель, цветок); «Цветочное лото»; «Сложи картину».

Словесные игры – «Я садовником родился»; «Опиши цветок»; «Загадай, мы отгадаем».

Пальчиковые игры – «Цветы»; «Наши алые цветы»; «На полянке», «Подснежники» расширять представления детей о цветах, развивать моторику рук и речь.

Сюжетно – ролевые игры – «Магазин цветов». «Цветочный салон. Дизайнеры по цветам»; «Мы – садовники».  

Подвижные игры – «Цветы и ветер»; «Кто быстрее соберет букет?»; «Я спрячу, а вы найдете»; «Садовник и цветы»; «Раз, два, три к названному цветку беги»; «Живая клумба»; «Волшебная палочка»; «Подснежники и снег»; «Собери подснежники»

Физкультминутки: «Подснежник», «Пришла Весна».

МУЗЫКА.

Прослушивание музыкальных композиций: «Времена года», «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковский ; «Цветы» В. Моцарт; «Вальс цветов» Шопен. «Песенка подснежников» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова

Разучивание песни А. Зубковой «Подснежник».
Цель. Развивать слуховое сосредоточение, умение определять характер прослушанного произведения.

ПРЕЗЕНТАЦИИ.

  • «Первоцветы Туапсинского района»
  • «Первоцветы Туапсинского района, занесенные в Красную книгу»
  • «Особенности развития первоцветов»

 Наблюдения: «Солнышко на травке», «Голубые глазки», «Пролески».
Задачи: познакомить детей с первыми весенними цветами (мать-и-мачехой, фиалкой, пролесками, подснежниками, цикламенами, примулой, крокусами), их строением и особенностями. Развивать наблюдательность.

Выставка иллюстраций, книг, фото различных весенних первоцветов, рассматривание их, альбома «Первоцветы Туапсинского района».

Задачи: продолжать учить узнавать первоцветы на картинке, называть их, активизировать речь,

Трудовая деятельность: 

  • посадка и уход за первоцветами. 
  • посадка семян и луковиц цветов и уход за ними.

Проблемная ситуация

«Что мы можем сделать для того, чтоб в «Красной книге растений» стало меньше страниц?»

Экологическая акция «Осторожно первоцветы!»

Цель: напоминание родителям и детям о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Взаимодействия с родителями.

  1. Создание альбомов «Первоцветы Туапсинского района из красной книги Краснодарского края», «Легенды о первоцветах».
  2. Пополнение группового архива фотоматериалов «Калейдоскоп мгновений», фотографиями занимательных дел проекта.  
  3. Совместная подготовка атрибутов к театрализованной деятельности.
  4. Участие в творческой выставке поделок  «Цветочные фантазии».
  5. Участие в акции «Берегите первоцветы!»
  6. Совместная с родителями высадка цветов на участке группы.

III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – ИТОГОВЫЙ

  1. Выставка детских работ к теме «Берегите первоцветы
    Цель: предоставить результаты творчества детей.
  2. Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».

Цель: предоставить результаты совместного творчества детей и родителей.  

  1. Создание панно «Пусть в лесах и садах первоцветы цветут,
                                     И своей красотой пусть затмят всё вокруг!»
    Цель:
     обобщить и систематизировать знания детей о первоцветах, формировать устойчивый интерес к явлениям живой природы, развивать творческие способности у детей, умение видеть свои результаты.
  2. Участие в акции «Берегите первоцветы!»
  3. Инсценировка сказки «Первые весенние цветы».

Список использованной литературы.

  1. Алтухов М.Д., Литвинская С.А. «Охрана растительного мира на Северо-Западном Кавказе». Кр-р, 1989.
  2. Банников А.Г., Флинт В.Е. «Мы должны их спасти». «Мысль», М., 1982.
  3. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Практическое    пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 190 с.
  4. Жерноклев И.В., Жерноклева Е.И. «По горным тропам Кубани». Кр-р, 1989.
  5. «Красная книга Краснодарского края». Сост.: Нагалевский Г.Я. Кр-р, 1994.
  6. Литвинская С.А., Тильба А.П., Филимонова Р.Г. «Редкие и исчезающие растения Кубани». Кр-р, 1983.
  7. Л. И. Грехова «В союзе с природой» -М.:» Илекса».2000г.
  8. Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа».  Дошкольное образование, 2004, № 11.
  9. Рыжова Н. А. «Экологические сказки». М.: Линка-Пресс, 2002.
  10. Чебан, М. И. «Экологические игры», «Ребенок в детском саду». – 2008г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.proza.ru/2014/03/04/2327
  2. http://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/851-detyam-stikhi-o-lekarstvennykh-rasteniyakh-shipovnik.html
  3. http://womanadvice.ru/gusinyy-luk
  4. https://agronomu.com/bok/1996-kak-pravilno-sazhat-i-uhazhivat-za-gadyu     chim-lukom.html
  5. https://www.greeninfo.ru/grassy/corydalis.html/Article/_/aID/3700


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения "Туапсинский район дружбой славится!"

Развлечение для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к празднованию Дня Туапсинского района....

Папка-передвижка " К 70-летию Туапсинской оборонительной операции"

В папке-передвижке представленя основные этапы Туапсинской оборонительной операции  1942г...

Экскурсия в Туапсинский историко-краеведческий музей имени Николая Гурьевича Полетаева.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу вас познакомить с частичкой нашего города. С моими ребятами мы познакомим вас с нашим Туапсинским историко краеведческим музеем имени Николая Гурьевича Полетаева, ...

Экологический праздник "Растения Туапсинского района"

Цель праздника:Создать радостное весёлое настроение у детей.Закреплять и расширять знания детей о растениях и месте их произрастания, насекомых, сезонных явлениях в природе.Развивать речь, умение разм...

Районный фестиваль "Купчинские первоцветы"

18 мая 2018 года во Фрунзенском районе Санкт - Петербурга прошел фестиваль "Купчинские первоцветы". В номинации "Дефиле цветочных костюмов" педагоги и дети группы "Гвозди...

Проект "Гордость моя - Туапсинский район"

Проект разработан в соответствие с ФГОС ДОУ, направлен на формирование в детях старшего дошкольного возраста   духовно-нравственных качеств. Он рассчитан на детей, на развитие их интереса к ...