Первоцветы Туапсинского района
проект (подготовительная группа) на тему
Экологический проект«Первоцветы Туапсинского района»
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Цель проекта:
Расширение и уточнение представлений детей о первоцветах, растущих в нашем районе, их значении в жизни леса. Знакомство с первоцветами, занесенными в Красную книгу.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей, расширение кругозора дошкольников и обогащение их внутреннего мира, расширение словарного запаса, развитие связной речи.
Воспитание бережного отношения к окружающему нас миру.
Задачи проекта:
Расширять и систематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих у нас в районе. Уточнить представления детей о первоцветах, эфемероидах и эндемиках, обитающих на территории западного Закавказья, их значении в жизни леса, особенностями их роста и развития, целебными свойствами. Познакомить с первоцветами, занесенным и в Красную книгу. Поддерживать интерес к познаванию природы родного края.
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, закреплять умение сравнивать анализировать, обобщать полученные знания. Отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, активизировать память и логическое мышление.
Формировать у дошкольников познавательный интерес, бережное отношение к цветам, закрепить навыки поведения в живой природе, формировать первоначальные основы экологической культуры дошкольников.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, желание стать другом природы, заботиться о ней, беречь и охранять ее; прививать детям навыки бережного отношения ко всему, что нас окружает.
Активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pervotsvety_tuapsinskogo_rayona.docx | 58.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №19 «Аленушка» с. Шепси муниципального образования
Туапсинский район
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по познавательному развитию
Тема: «Первоцветы Туапсинского района»
Разработчик:
Кирюхина Н. В.
Воспитатель
г. Туапсе
2017 год
Экологический проект «Первоцветы Туапсинского района»
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы «Ромашка», воспитатели, родители.
Характеристика проекта:
По количеству участников – коллективный
По характеру деятельности – исследовательско-творческий
По продолжительности: краткосрочный - (март)
Актуальность проекта:
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, очевидно, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальнейших проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества, его духовности.
Краснодарский край по разнообразию растительного мира занимает особое место в экологической системе России, в основном благодаря мягкому климату. Но технологический прогресс привел к тому, что многие растения, в том числе и эндемики, оказались на грани исчезновения.
Дети испытывают особую потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.
Мы выяснили, что дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, как они называются и какие первоцветы произрастают в нашей местности. Поэтому мы и решили провести данный вид проекта с нашими детьми, расширить их представления о первоцветах нашего района, их красоте и многообразии.
Цель проекта:
Расширение и уточнение представлений детей о первоцветах, растущих в нашем районе, их значении в жизни леса. Знакомство с первоцветами, занесенными в Красную книгу.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей, расширение кругозора дошкольников и обогащение их внутреннего мира, расширение словарного запаса, развитие связной речи.
Воспитание бережного отношения к окружающему нас миру.
Задачи проекта:
Расширять и систематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих у нас в районе. Уточнить представления детей о первоцветах, эфемероидах и эндемиках, обитающих на территории западного Закавказья, их значении в жизни леса, особенностями их роста и развития, целебными свойствами. Познакомить с первоцветами, занесенным и в Красную книгу. Поддерживать интерес к познаванию природы родного края.
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, закреплять умение сравнивать анализировать, обобщать полученные знания. Отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, активизировать память и логическое мышление.
Формировать у дошкольников познавательный интерес, бережное отношение к цветам, закрепить навыки поведения в живой природе, формировать первоначальные основы экологической культуры дошкольников.
Воспитывать у детей любовь к родной природе, желание стать другом природы, заботиться о ней, беречь и охранять ее; прививать детям навыки бережного отношения ко всему, что нас окружает.
Активизировать совместную деятельность детей и родителей.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
- Формирование у дошкольников представления о первоцветах, их значении в жизни людей.
- Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования.
- Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
- Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.
- Участие родителей в организации работы по проекту.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Содержательный
3. Итоговый.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Определение уровня знаний детей по теме проекта.
2. Подбор и изучение литературы по теме проекта.
3. Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
4. Подбор опытов и экспериментов.
5.Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
6. Создание презентаций по теме проекта.
7.Анкетирование родителей.
II ЭТАП СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
1. «К первоцветам в гости»
Задачи: расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее. Развивать речь детей, активизировать внимание и память.
2. «Знакомство с особенностями первоцветов»
Задачи: закрепить представление о первоцветах; вспомнить названия подснежников, особенности их произрастания. Познакомить с биологическими особенностями и многообразием первоцветов. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации. Воспитывать ответственное отношение к природе на основе эмоционально-чувственного восприятия её красоты и неповторимости.
3. «Красная книга Краснодарского края»
Задачи: познакомить детей с красной книгой и растениями первоцветами, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди; формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Развивать речь, мышление, расширять кругозор.
4. «Берегите первоцветы!»
Задачи: углубить знания детей о раннецветущих растениях нашей местности, развивать познавательный интерес к жизни растений весной; воспитывать бережное отношение к природе; формировать экологическое мировоззрение; изготовить листовки в защиту первоцветов.
5. «Первые цветы весны» (рисование)
Задачи: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования – создавать образы цветов приемом «примакивания» (пальчиками, палочкой, кисточкой). Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о красивых объектах природы в изобразительной деятельности, чувства любви и бережного отношения к первоцветам.
6. «Подснежники, цикламены, пролески» (объемная аппликация).
Задачи: научить делать объемную аппликацию из бумаги; формировать умение составлять изображение, заданное взрослым; развивать мелкую моторику рук; закрепить названия цветов; формировать навыки аккуратной работы; развивать воображение чувство радости, возникающего при создании изображения.
7. Пластилинография «Цветы для мамы»
Задачи: вызвать у детей желание сделать подарок самому близкому человеку – маме. Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию. Учить наносить рисунок по всей поверхности листа. Развивать умение чувствовать, видеть, говорить о прекрасном в живописи, музыке, поэзии. Развивать чувство композиции и цвета. Воспитывать доброе отношение, любовь и уважение к матери.
8. «Цветы» оригами (ручной труд)
Задачи: вызвать интерес у детей мастерить цветы из цветной бумаги в технике оригами. Совершенствовать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, терпение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам.
БЕСЕДЫ.
1. «Что изменилось в жизни растений с приходом весны?»
Задачи: дать представление об изменениях в жизни растений весной; показать связь этих изменений с неживой природой; учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения; воспитывать чувство гордости за родной край. Продолжать формирование элементов экологической культуры.
2. «Какие первоцветы растут в Туапсинском районе»
Цель: выявить уровень знаний о первоцветах нашего района.
Задачи: уточнить знания о первых весенних цветах; учить различать цветы по внешнему признаку; воспитывать любовь к природе.
3. «Первоцветы с нами рядом»
Цель: Учить детей различать и правильно называть первые весенние цветы на участке, выделять характерные особенности, уточнить знания о значении их в природе. Воспитывать бережное отношение к первоцветам, природе, помочь увидеть красоту.
4. «Красная книга – сигнал опасности»
Цель: Сохраним цветущие растения на Земле.
Задачи: познакомить детей с первоцветами Туапсинского района; воспитывать ответственное отношение к природе; формировать умения правильного поведения в природе.
5. «Сбережём мы первоцветы-украшение планеты!»
Задачи: проанализировать нынешнее состояние проблемы сохранения первоцветов. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей; бережного отношения к природе.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ.
- «Весна в лесу».
- «Цветники у нас дома».
- «Забота о первоцветах».
Задачи: активизировать глагольный словарь детей, расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
- «Как пьет растение?»;
- «Где лучше расти?»;
- «Цветы не поливаешь, что произойдет?»;
- «Как продлить жизнь срезанным цветам?».
Проведение эксперимента: сравнение луковиц подснежника и цикламена, нахождение сходства, отличий,
Задачи: развивать умение делать выводы и умозаключения.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Стихотворения: Е. Серова «Подснежник», Г. Ладонщиков «Подснежники», А. Майков «Подснежник», Р. Мельникова «Синенький подснежник», Т. Белозёров «Подснежники», Герасимова «Подснежники», З. Александрова «Подснежник»; Приходько «Шла по городу весна», А. Полетаева «Мать-и-мачеха» и др.
Рассказы: С. Маршак «12 месяцев», И. Сладков «Весенние радости», М. Малышев «Подснежник», И. С. Соколов-Микитов «Подснежники-перелески»; «Две фиалки» М. Скребцова.
Чтение легенд и сказок о первоцветах: «Сказка о подснежнике», «Гусиный лук», «Белоцветник», древнегреческая легенда о примуле, «Мать-и-мачеха», «Цикламен», «Пролески»
Заучивание стихотворений: П.Соловьева «Подснежник».
Задачи: Познакомить детей с новыми рассказами, сказками, стихотворениями о первоцветах, продолжать учить отвечать на вопросы. Упражнять в использовании сравнений, определений, синонимов в речи детей.
Развивать внимание, память, выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к первоцветам и умение любоваться их красотой
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Дидактические и настольные игры – «Угадай цветок по загадке, (по иллюстрации)»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Найди первоцветы»; «Отгадай, что за цветок»; «Какого цветка не стало»; «Четвертый лишний»; «Найди такой же»; «Найди растение по названию»; «Что изменилось?»; «Экологический светофор». «Отбери первоцветы наших лесов»; мозаика «Выложи цветы»; «Собери букет»; «Выложи цветок» (корень, стебель, цветок); «Цветочное лото»; «Сложи картину».
Словесные игры – «Я садовником родился»; «Опиши цветок»; «Загадай, мы отгадаем».
Пальчиковые игры – «Цветы»; «Наши алые цветы»; «На полянке», «Подснежники» расширять представления детей о цветах, развивать моторику рук и речь.
Сюжетно – ролевые игры – «Магазин цветов». «Цветочный салон. Дизайнеры по цветам»; «Мы – садовники».
Подвижные игры – «Цветы и ветер»; «Кто быстрее соберет букет?»; «Я спрячу, а вы найдете»; «Садовник и цветы»; «Раз, два, три к названному цветку беги»; «Живая клумба»; «Волшебная палочка»; «Подснежники и снег»; «Собери подснежники»
Физкультминутки: «Подснежник», «Пришла Весна».
МУЗЫКА.
Прослушивание музыкальных композиций: «Времена года», «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковский ; «Цветы» В. Моцарт; «Вальс цветов» Шопен. «Песенка подснежников» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова
Разучивание песни А. Зубковой «Подснежник».
Цель. Развивать слуховое сосредоточение, умение определять характер прослушанного произведения.
ПРЕЗЕНТАЦИИ.
- «Первоцветы Туапсинского района»
- «Первоцветы Туапсинского района, занесенные в Красную книгу»
- «Особенности развития первоцветов»
Наблюдения: «Солнышко на травке», «Голубые глазки», «Пролески».
Задачи: познакомить детей с первыми весенними цветами (мать-и-мачехой, фиалкой, пролесками, подснежниками, цикламенами, примулой, крокусами), их строением и особенностями. Развивать наблюдательность.
Выставка иллюстраций, книг, фото различных весенних первоцветов, рассматривание их, альбома «Первоцветы Туапсинского района».
Задачи: продолжать учить узнавать первоцветы на картинке, называть их, активизировать речь,
Трудовая деятельность:
- посадка и уход за первоцветами.
- посадка семян и луковиц цветов и уход за ними.
Проблемная ситуация
«Что мы можем сделать для того, чтоб в «Красной книге растений» стало меньше страниц?»
Экологическая акция «Осторожно первоцветы!»
Цель: напоминание родителям и детям о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Взаимодействия с родителями.
- Создание альбомов «Первоцветы Туапсинского района из красной книги Краснодарского края», «Легенды о первоцветах».
- Пополнение группового архива фотоматериалов «Калейдоскоп мгновений», фотографиями занимательных дел проекта.
- Совместная подготовка атрибутов к театрализованной деятельности.
- Участие в творческой выставке поделок «Цветочные фантазии».
- Участие в акции «Берегите первоцветы!»
- Совместная с родителями высадка цветов на участке группы.
III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ – ИТОГОВЫЙ
- Выставка детских работ к теме «Берегите первоцветы!»
Цель: предоставить результаты творчества детей. - Творческая выставка поделок с участием родителей «Цветочные фантазии».
Цель: предоставить результаты совместного творчества детей и родителей.
- Создание панно «Пусть в лесах и садах первоцветы цветут,
И своей красотой пусть затмят всё вокруг!»
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о первоцветах, формировать устойчивый интерес к явлениям живой природы, развивать творческие способности у детей, умение видеть свои результаты. - Участие в акции «Берегите первоцветы!»
- Инсценировка сказки «Первые весенние цветы».
Список использованной литературы.
- Алтухов М.Д., Литвинская С.А. «Охрана растительного мира на Северо-Западном Кавказе». Кр-р, 1989.
- Банников А.Г., Флинт В.Е. «Мы должны их спасти». «Мысль», М., 1982.
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 190 с.
- Жерноклев И.В., Жерноклева Е.И. «По горным тропам Кубани». Кр-р, 1989.
- «Красная книга Краснодарского края». Сост.: Нагалевский Г.Я. Кр-р, 1994.
- Литвинская С.А., Тильба А.П., Филимонова Р.Г. «Редкие и исчезающие растения Кубани». Кр-р, 1983.
- Л. И. Грехова «В союзе с природой» -М.:» Илекса».2000г.
- Рыжова Н. А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа». Дошкольное образование, 2004, № 11.
- Рыжова Н. А. «Экологические сказки». М.: Линка-Пресс, 2002.
- Чебан, М. И. «Экологические игры», «Ребенок в детском саду». – 2008г.
Интернет-ресурсы:
- http://www.proza.ru/2014/03/04/2327
- http://ljubimyj-detskij.ru/stikhi/851-detyam-stikhi-o-lekarstvennykh-rasteniyakh-shipovnik.html
- http://womanadvice.ru/gusinyy-luk
- https://agronomu.com/bok/1996-kak-pravilno-sazhat-i-uhazhivat-za-gadyu chim-lukom.html
- https://www.greeninfo.ru/grassy/corydalis.html/Article/_/aID/3700
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Туапсинский район дружбой славится!"
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста, приуроченное к празднованию Дня Туапсинского района....
Папка-передвижка " К 70-летию Туапсинской оборонительной операции"
В папке-передвижке представленя основные этапы Туапсинской оборонительной операции 1942г...
Экскурсия в Туапсинский историко-краеведческий музей имени Николая Гурьевича Полетаева.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу вас познакомить с частичкой нашего города. С моими ребятами мы познакомим вас с нашим Туапсинским историко краеведческим музеем имени Николая Гурьевича Полетаева, ...
Экологический праздник "Растения Туапсинского района"
Цель праздника:Создать радостное весёлое настроение у детей.Закреплять и расширять знания детей о растениях и месте их произрастания, насекомых, сезонных явлениях в природе.Развивать речь, умение разм...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЯГОДКА» ПГТ. ДЖУБГА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСКОГО РАЙОНА Конспект занятия по рисованию «Подводные царства» (старшая группа) Воспитатель: Мкртычян. В.Ю.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЯГОДКА» ПГТ. ДЖУБГАМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУАПСИНСК...
Районный фестиваль "Купчинские первоцветы"
18 мая 2018 года во Фрунзенском районе Санкт - Петербурга прошел фестиваль "Купчинские первоцветы". В номинации "Дефиле цветочных костюмов" педагоги и дети группы "Гвозди...
Проект "Гордость моя - Туапсинский район"
Проект разработан в соответствие с ФГОС ДОУ, направлен на формирование в детях старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств. Он рассчитан на детей, на развитие их интереса к ...