Дидактические игры по патриотическому воспитанию
методическая разработка (старшая группа) на тему

Карепанова Марина Алексеевна

дидактические игры предназначены для старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry_po_patriot_vosp.docx86.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИАЮЩЕГО

ВИДА №2 «ДЮЙМОВОЧКА»

Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста

                   Карепанова М.А.         

воспитатель  1квалификационной             категории

                                         

                                                  Заринск 2016

1.«Военные профессии»

Дидактическая задача:

  • закрепить знания детей о военных профессиях;
  • воспитывать гордость за российскую армию.

Материал:  

  • карточки с изображением танкиста, артиллериста, подводника, моряка, десантника, пограничника, и др. военных профессий;
  • карточки с изображением техники, атрибутов, соответствующих данным военным профессиям.

Игровые правила:

дети делятся на 2 команды, выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.

Ход игры:

детям предлагается подобрать карточки с изображением техники и атрибутов, к какой –  либо  военной профессии. Ведущий проверяет правильность выполнения задания, комментирует.

2.«Собери солдата на службу»

Дидактическая задача: 

  • закрепить знания детей о военных профессиях, военном транспорте и обмундировании;
  • воспитывать гордость за родную страну.

Материал: 

  • карточки с изображением солдата (с подписью профессии),  карточки с изображением одежды соответствующей какой –  либо военной профессии;
  •  карточки с изображением атрибутов  (транспорт, бинокль, ружье, фляжка, карта и т.д.);
  • карточки с изображением одежды, не относящейся к форме солдата;
  • карточки с изображением атрибутов др. профессий, например художника, учителя, доктора и т.д.

Игровые правила:

играют два ребенка, либо 2 команды. Побеждает тот, кто быстро и верно справится с заданием.

 Ход игры:

перед  детьми  на одном столе выкладываются карточки с изображением солдата  какой – либо профессии, а на другом  карточки с изображением атрибутов. Детям предлагается помочь собрать солдата на службу по сигналу «Тревога», предварительно обсудив с детьми, что ему понадобится. Дети выбирают карточки с атрибутами и несут на стол, на котором  картинки с изображение солдата.

3.«Путешествие по странам»

Дидактическая задача: 

  • расширить  знания дошкольников о разных странах, их символике;
  • расширить представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, достопримечательностях.

Материал:

  • карточки с изображением различных стран с разных континентов
  • карточки с символикой (отдельно флаг, герб), достопримечательностями какой либо страны
  • картинки для рассматривания, на которых изображены разные страны с достопримечательностями, символикой, народными костюмами.

Игровые правила:

картинки с изображением стран делятся между игроками. Игроки как можно быстрее стараются найти все картинки, которые  относятся к данной стране.

 Ход игры:

детям раздают карточки, с изображением какой – либо  страны. Рассматривая журналы  с картинками, о разных странах,  игроки должны найти  свою страну и верно подобрать карточки с символикой, достопримечательностями к каждой стране.

4. «Карта»

Дидактическая задача: 

  • расширить представления детей о многообразии стран, наций их населяющих;
  • расширить  знания о карте  мира, России, родного края;
  • закрепить умение находить на карте Россию и её столицу;
  • развить зрительную память.

Материал: 

  • карта мира,  России, родного края, разрезанная на части. Карты должны различаться по размеру, чтобы дети могли их наложить друг на друга, определив место расположения страны  края, города.  

Игровые правила:

количество игроков от 1 до 6. Игроки собирают карты из фрагментов.  Накладывают их друг на друга.

Ход игры:  

педагог выкладывает фрагменты карты на столе, детям предлагается составить карты  из частей. Во время игры обращать внимание детей на особенности (цвет, форма, размер и др.)

5.«Улицы города Заринска»

Дидактическая задача: 

  • учить ориентироваться в родном городе;
  • учить ориентироваться в городе по карте;
  • расширить знания дошкольников о достопримечательностях города;
  • привить любовь к родному городу.

Материал: 

  • макеты зданий различной высоты (дома, больницы, магазины, школы, детские сады и т.д.),  дорог, достопримечательностей города, площадок и др.;
  • карточки с названием улиц, карта города.

Игровые правила:

количество игроков от 1 до 10. Дети сообща строят макет города Заринска.

Ход игры: 

игроки вместе с педагогом рассматривают карту города Заринска, обсуждают обозначения на карте. Затем детям предлагается построить макет нашего города, опираясь на карту. По завершению строительства, макет обыгрывается.  

6.«Писатели нашей Родины»

Дидактическая задача:  

  • закрепить знания детей о знаменитых писателях России;
  • привить любовь к русской литературе.

Материал:

  • карточки с иллюстрациями к сказкам, рассказам, басням, стихотворениям;
  • карточки  с изображением писателей, поэтов, баснописцев.

Игровые правила:

количество игроков не ограниченно. Игроки подбирают иллюстрации  к портретам писателей. Побеждает тот, кто быстро и верно справился с заданием.

Ход игры:

игрокам раздаются карточки с иллюстрациями к сказкам. Предлагается рассмотреть их  и отгадать название сказки или рассказа.  Среди  портретов писателей дети должны отыскать   того, кто написал произведение, изображенное на картинке.

7. «Наши художники»

Дидактическая задача: 

  • закрепить знания детей о знаменитых российских художниках;
  • воспитывать гордость за родную страну.

Материал:

  • репродукции картин российских художников;
  • портреты российских художников.

Игровые правила:

количество игроков не ограниченно. Игрок должен найти все репродукции картин данного художника. Побеждает первый игрок, справившийся с заданием.

Ход игры:

1.Вариант игры: педагог раздает портреты художников, спрашивает каждого игрока о том, как  зовут  художника,  который ему попался. Затем детям предлагается подобрать к каждому художнику несколько репродукций  картин.

2. Вариант игры: Дети рассматривают репродукции картин и раскладывают их по жанру.

8. «Флаг»

Дидактическая задача: 

  • учить отличать флаг России от флагов других стран;
  • расширить знания детей о значении цвета и изображений на флаге;
  • дать понятие о значении флага в жизни страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Материал:

  • разрезанные бумажные флаги;
  • альбом с изображением флагов различных стран;
  • образцы.

Игровые правила: 

количество игроков не ограниченно. Заранее оговаривается какое количество флагов нужно составить  для победы (зависит от кол- ва игроков). Побеждает первый собравший определенное количество флагов.

Ход игры:

детям предлагается составить из фрагментов  флаги  разных стран. Игроки в журнале  выбирают флаги, которые они будут составлять и необходимые фрагменты, выкладывают их на столах.  По завершении дети называют страны, флаги которых они выкладывали.

Рассказать о  значении цвета,  формы в изображении флага.

Попросить детей пофантазировать и «составить флаг» «своей страны» и объяснить почему именно так ребенок составил его, что он обозначает.

9. «Праздники нашей Родины»

Дидактическая задача: 

  • пополнить знания детей о русской культуре;
  • привить интерес к русским традициям.

Материал:

  • карточки с названием месяцев года;
  • картинки с изображением времен года;
  • карточки с названиями праздников;
  • картинки с изображением атрибутов к праздникам.

Игровые правила:

количество  игроков от 1 до 12.  Каждый  игрок  выбирает себе карточку с месяцем года и ищет все праздники и атрибуты, подходящие к этому месяцу. Выигрывает тот, кто первый справился  с  заданием.

Ход игры:

воспитатель выкладывает перед детьми карточки с обозначением времен года. Дети  раскладывают картинки «времена года» по порядку, подбирают месяца к каждому времени года.  Затем каждый ребенок в отдельности подбирает для определенного месяца все праздники, которые  отмечаются в данном месяце. Также подбираются атрибуты к каждому празднику.

10. «Наша страна Россия»

Дидактическая задача: 

  • расширить знания детей о своей Родине, истории, достопримечательностях, народах, животном мире, реках, городах  и т.д.;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Материал:

  • фишки; кубик с числовым обозначением на каждой стороне от 1 до 6;
  • карта  России с обозначением  пунктов остановки для фишек (пункты - остановки в виде крупных населенных городов, рек, озер, гор), на карте обозначен «старт» и «финиш»;
  • картинки с достопримечательностями городов.

Игровые правила:

количество игроков от 2 до 8. Начинаем игру со старта (Старт и Финиш педагог может определять самостоятельно, задавая определенный маршрут). Игроки выбрасывают кубик и продвигаются на количество шагов, указанное на кубике.

Если ребенок оказывается в пункте «Город» - он должен найти среди карточек с достопримечательностями карточку соответсвующую данному городу. Нашел -  может двигаться дальше, если нет – пропускает ход.

В пункте «Горы» - ребенок  возвращается на 2 хода назад. Педагог проговаривает о высоте гор их названии о трудности передвижения на этом участке.

В пункте «Река» - игрок пропускает 1 ход. Педагог проговаривает название рек, городов, озер.

Выигрывает первый дошедший до пункта назначения.

Ход игры:

воспитатель предлагает попутешествовать по России. Показывает детям карту и объясняет правила игры. Дети выставляют фишки на «Старт» и выбрасывают по очередно кубик. Продвигаются на количество шагов, изображенное на кубике. Педагог комментирует игру интересными  рассказами о городах, реках, животных и т.д.

11. «Дополни»

Дидактическая задача: 

  • расширить знания детей о своей Малой  Родине
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к  Алтайскому краю;
  • учить беречь природу, животных  Алтайского края

Материал:

  • карта (макет) Алтайского края;  
  • альбомы с изображениями птиц, деревьев, животных, людей в народных костюмах;
  • географическая карта;  
  • карандаши, краски, ножницы, бумага, клей, кисточки.

Игровые правила:

количество игроков не ограничено. Игра имеет продолжительный характер. Дети наклеивают на макет людей в народных костюмах, животных,  птиц проживающих на территории края,  растения, деревья, произрастающие на территории Алтайского края, обозначают реки, горы и др. игра считается законченной, когда карта полностью готова.

Ход игры:

педагог  показывает детям макет карты и рассказывает детям историю о том, как все обозначения с карты исчезли. И просит детей помочь восстановить карту. Дети рисуют людей в народных костюмах, животных,  птиц проживающих на территории страны, растения, деревья, произрастающие на территории России, обозначают реки, населенные пункты, горы и др.

12. «Я – будущее Алтайского края»

Дидактическая задача:

  • учить применять свои знания и умения в том краю, котором живешь;
  • пополнить знания дошкольников  о профессиях;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к Малой  Родине.

Материал:

  • маленький мячик;
  • карточки с различными профессиями.

Игровые правила: 

количество игроков должно равняться количеству карточек с изображением профессий. водящий  передает мячик игроку и дает карточку с изображением профессии. игрок должен рассказать, как он поможет Алтайскому краю, когда станет «…..»

Ход игры:

1.Вариант: 

педагог рассказывает об Алтайском крае. Показывает карту  края.  Рассказывает о развитии сельского хозяйства, медицины, образования и т.д. Спрашивает детей: «Что мы можем сделать, чтобы край наш стал лучше?» . Предлагает поиграть в игру. Выбирают водящего. Водящий передает мячик  и выбирает для игрока  карточку. Игрок должен начать предложение: «Я стану «……..» и помогу……. Например: «Я стану строителем и построю Диснейленд и зоопарк». Мячик передается следующему игроку. Игра завершается словами педагога «Вот видите, ребята, сколько  всего мы можем сделать для нашего любимого Алтайского края. Когда вы вырастете и выберите для себя профессию вы обязательно поможете нашему краю быть самым лучшим и красивым».

2. Вариант:

каждый игрок, передавая мячик, по желанию называет профессию и говорит о том, как он может помочь Алтайскому краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по патриотическому воспитанию дошкольников

Сборник дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников, помогающий формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине....

Дидактические игры по патриотическому воспитанию

Дидактические игры по патриотическому воспитаниюВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ(учебно-развивающая игра) Материалы: игровое поле, где изображены дороги, улицы, скверы, парки. На красных полях — силуэты хор...

Методическая разработка к дидактической игре по патриотическому воспитанию «Знатоки родного края»

Игра поможет закрепить знания детей о памятниках слободы, в которой они живут, прививать любовь к родине, развивать память и речь....

Дидактические игры по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со вс...

Дидактические игры по патриотическому воспитанию

«Герб станицы»Цель: закрепить представления детей о гербе родной станицы; уметь выделять герб родной станицы из других знаков.Материал: шаблон – образец с изображением герба станицы; контурный шаблон ...