Педагогический проект «Коми национальные костюмы»
методическая разработка на тему
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Коми национальные костюмы»
Волгина Юлия Андреевна, воспитатель МБДОУ 41, г. Воркута
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своего края.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Актуальность проекта:
Проблема приобщения детей к народному искусству никогда не потеряет своей актуальности. Что более затронет душу, чем родное и близкое? Родное - это улица, это деревянные узоры, чудом, уцелевшие в доме, это диковинные старинные вещицы, подаренные своей школе, своему кабинету изобразительного искусства.
Именно народное искусство, особенно если это искусство твоих предков, твоей малой Родины, может разбудить у маленького человека дремлющую генетическую память и побудить его к сопереживанию, творчеству и формированию ответственности за сохранение и развитие традиций.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции своей национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с Коми культурой.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песенки, потешки, сказки». Знакомясь с Коми национальнымкостюмом в детском саду, дети видят колорит, самобытность своей национальности, красоту и величие своего народа.
Цель проекта:
Формировать представления детей о Коми национальном костюме.
Задачи проекта:
• Расширить и углубить знания детей о народах проживающих на территории Коми.
• Расширять представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.
• Познакомить детей разновидностями Коми орнамента и его особенностями.
• Развивать творческие способности детей.
Ввести в словарь детей новые слова: малица, пимы, орнамент - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Ожидаемый результат:
Дети должны знать и называть:
• место проживания: республику, город.
• свою нацию.
• национальный костюм своего народа, элементы одежды.
• национальную вышивку и элементы национальной вышивки.
Механизм реализации проекта:
Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает организацию элементарной поисковой, творческой деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой, практической деятельности, партнёрского диалога.
Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых знаний в доступной форме.
Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения интерактивных технологий в обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.
Паспорт педагогического проекта
Тема: «Коми национальные костюмы»
Адресация проекта дошкольным работникам.
Участники проекта дети старшей группы
Возраст воспитанников 5-6 лет.
По характеру проект: информационно-познавательный, творческий.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: краткосрочный.
По профилю знаний: межпредметный.
По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.
Ресурсы проекта
Информационное обеспечение:
- программа «Истоки»; авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др
- Беседы
- презентации,
- интернет,
- подборка художественной литературы согласно возраста,
Информационно-техническое:
- компьютер,
- телевизор,
- фотоаппарат,
Организационное обеспечение:
- непосредственная образовательная деятельность,
- режим дня,
Материалы к занятиям:
Демонстрационный:
Книги с Коми народными сказками, для рассматривания альбом «Куклы в народных костюмах», Картина «Северный олень», кусочек оленьего меха, Презентация «Коми национальные костюмы»,
Раздаточный:
Листы бумаги, карандаши, фломастеры, разнообразная ткань, нитки, пластилин, стеки, доски для лепки; д\и «Собери орнамент», «Одень куклу».
Требования к уровню подготовленности воспитанников:
1. Дети проявляют познавательный интерес к художественным произведениям, любознательность.
2. Умеют обсуждать просмотренный материал
Предполагаемые продукты проекта
Продукты деятельности педагогов:
- обогащение предметно - развивающей среды альбомом «Куклы в народных костюмах
- презентация проекта,
Продукты деятельности детей:
- обогащение предметно - развивающей среды Коми куклами
- рисунки
- вылепленные пимы,
Продукты совместной деятельности педагогов и детей:
Коми куклы для театра
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
Цель: развитие интереса к деятельности
Срок проведения
Содержание деятельности, основные мероприятия
Ответственные
Предполагаемый результат работы
3 неделя февраля
Сотрудничество с семьями воспитанников:
• Доведение до сведения смысла и цели проекта.
Воспитатели
Родители
Привлечение родителей к совместной творческой деятельности по развитию у детей познавательной активности, овладению способам поиска информации.
Работа с детьми:
• Выявление первоначальных знаний.
• Рассматривание альбома «Коми край»
Разработка проекта совместно с детьми, поиск путей решения проблемы.
Детская проблема: Почему жители Коми так одеваются?
Детская цель: Узнать больше о национальных костюмах жителей Коми?
Создание кукол для режиссерских игр.
Практический интерес для детей (мотивирующий фактор): найти ответы на вопросы для создания кукол
Воспитатели
Выявление знаний по данной теме.
Постановка проблемных вопросов.
Постановка общей цели.
Воспитатель получает информацию о базовом запасе знаний и
представлений детей по теме,
ориентируется сам и обговаривает с детьми примерный план работы по проблеме.
Данные сообщаются родителям: об интересах, знаниях детей, о том, чем дети будут заниматься в ближайшее время.
2 этап. Основной.
Цель: способствовать развитию и накоплению опыта и необходимой информации о национальной одежде и практических умений детей в совместной и самостоятельной деятельности.
Сотрудничество с семьями воспитанников:
Выполнение индивидуальных домашних заданий:
а) принести бросовый материал для создания макета
Воспитатели Активное включение родителей в практическую реализацию содержания проекта.
3 неделя февраля
Работа с детьми:
1. Воспитатель предлагает начать работу по изучению Коми народных костюмах
Активизация сотрудничества с детьми в достижении намеченных результатов.
Познание окружающего мира
Тема: Тема: «Классификация Коми национальной одежды»
Цели и задачи.
Используя системный подход, расширить представление детей о национальной культуре, в частности о Коми национальном костюме.
Познакомить детей с историей национального костюма.
Развивать творческие способности детей.
Воспитатели
У детей формируются представления о национальной одежде
Развитие речи.
Тема: Мультимедийная презентация
«Коми национальный костюм».
Цель: Познакомить детей с историей Коми национального костюма.
- Продолжать знакомить детей с Коми национальными костюмами и узорами.
Развивающие:
-Развивать интерес к культуре народов своего края.
-Развивать связную речь, активизировать познавательную и речевую деятельность.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей чувство патриотизма, интерес к Коми народному орнаментальному искусству.
В свободной деятельности просматривают альбом «Куклы в народных костюмах»; д\и «Собери Орнамент» «Одень куклу».
Раскрашивают раскраски «Коми народ»
Воспитатели
Рисование
Тема: «Оленеводы»
Цель: приобщение к истокам национальной культуры на примере изучения искусства Коми народа живущих на севере, воспитывать уважение к национальному искусству.
Задачи:
- познакомить с национальным костюмом народов севера Коми.
-учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности.
-упражнять детей в рисовании фигуры человека. Воспитатели Дети узнали, что такое «Малица»
Художественное творчество (лепка)
Тема: Северные пимы
Цель: знакомство сприкладным искусством жителей северных районов Коми.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров.
Задачи:
- познакомить детей с сапожным промыслом
-учить детей на основе полученных знаний самостоятельно составлять узоры. Воспитатели Дети на учились лепить обувь и отображать Коми узоры
Художественная литература
Тема: Чтение Коми народной сказки «Марпида-царевна».
Задачи:
- воспитывать любовь к художественной литературе к сказкам.
- поддерживать интерес к литературным произведениям.
-учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев.
-развивать активность, логическое мышление, воображение, память.
Воспитатели Дети знают произведения, могут назвать главных героев.
Конструирование из ткани
Тема: «Коми куклы».
Цели и задачи:
Обучающие: обучать вырезанию из ткани (квадратики по 12 см и 15 см, для создания куклы) и украшению орнаментом.
Развивающие: работать над обогащением словарного запаса, развивать творческие способности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к труду взрослых, уважение к культуре родного края и народа.
3 этап. Итоговый.
3 неделя февраля Сотрудничество с семьями воспитанников:
Родители принесли не большой макет для режиссерских игр
Родители
Работа с детьми:
Оформление кукол «Коми орнаментом»
Воспитатели
4 этап. Презентация.
Работа с сотрудниками ДОУ.
Презентация проекта на Педагогическом совете
Воспитатели Оценка педагогами результатов использования проектной технологии в образовательном процессе ДОУ.
Работа с детьми:
Проведение презентации.
Беседа с детьми об их удовлетворенности: Что нового узнали? Что удивило? Что было трудным?
Воспитатели Создание ситуации успеха у воспитанников
Появление у детей новых знаний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Коми подвижные игры как средство приобщения дошкольников а культуре Коми»
Проект направлен на воспитание у детей целостного отношения к Коми национальной культуре, традициям и играм народа Коми; способствует укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием т...
Презентация к проекту «Коми национальные костюмы»
Презентация к проекту «Коми национальные костюмы»...
Проект "Мой национальный костюм"
Сегодня, наконец-то, приходит понимание того, сколь много потеряно у людей, которые живут в дали от Родины, где нет воспитания на своих местных, национальных традициях: забыты народные про...
Исследовательский проект "Коми национальный костюм"
Коми национальный костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры. Он объединяет в себе различные функции, является показателем личных заслуг человека и хранителем наиболее...
Выступление на педагогическом часе:«Русский национальный костюм»
Русский национальный костюм - сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими в повседневном и праздничном обиходе....
краткосрочный проект . Тема проекта: Адыгейский национальный костюм.
Изучить литературу, связанную с историей адыгейской культуры. Познакомиться с мужским, женским и детским национальным костюмом. Узнать назначение и особенности адыгейского национального костюма....