ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ по теме КАРТИНЫ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузина Ольга Владимировна

Приобщение детей к искусству русской живописи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема. Беседа об осени с использованием картины Левитана «Золотая осень»

Программные задачи. Воспитывать эстетическое чувство, любовь к природе, создавать определённый настрой, способствовать вдумчивому пониманию родной природы, понимание её сезонных особенностей. Углубить знания детей об осени: день становится короче, птицы улетают на юг, листопад, животный мир запасает корм или готовится к спячке, насекомые спят под корою деревьев. Люди одеваются теплее. Деревья не погибают к весне, закладывают почки. Осенью убирают урожай, дать отличие ранней осени от поздней.

Словарная работа. Употреблять слова, обозначающие состояние погоды: стройные, высокие, одинокие, задумчивая, златокудрявая, солнечная, лесная красавица, багряная, дивная пора, озимь.

Предварительная работа. Экскурсия в лес, сбор семян, цветов, листьев. Чтение рассказов, заучивание стихов: «Унылая пора» Плещеева, «Осень»…(любого автора). Знакомство с загадками, пословицами.

Ход занятия

«Пустые поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает?» (осенью)

  • Какие осенние месяцы вы знаете? Поэты очень любят осень и пишут о ней много стихов. Давайте прочитаем.
  • За что поэты любили осень? Как они в стихах говорили о ней? («Унылая пора…»)

Осень осыпает наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются,

Там, на дне долин

Кисти ярко-красные

Вяжущих рябин»

Толстой.

  • О каком явлении говорит поэт? (листопад). Как красиво сказано о рябине.

«Осень. По утрам морозы,

В рощах жёлтый листопад.

Листья около берёзы

Золотым ковром лежат.

В лужах лёд прозрачный синий,

На листочках – белый иней».

Головин

  • О каких ещё явлениях осени вы узнали из этого стихотворения? (заморозки).

«Осень наступила.

Высохли цветы.

И глядят уныло

Голые цветы».

Плещеев

  • Кто знает, что такое озимь? Семена пшеницы, ржи, посеянные в конце лета, осенью всходят и зеленеют. А зиму они проводят под снегом.

Осенью мы часто ходим в лес. Что больше всего вам понравилось в лесу? Что можно сказать про осеннюю берёзку? Какая она? (показ иллюстрации).

  • Чем отличается осень в начале и в конце? (показ макет осени).

Послушайте, с какой любовью сказал об осени поэт Бунин.

«Лес, словно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой пёстрою стеной

Стоит под светлой пеленою

Берёза жёлтою резьбой

Блестит в лазури голубой

Как вышки ёлочки темнеют».

  • Какой лес увидел поэт осенью?
  • Как готовятся деревья к зиме?
  • Что остаётся на деревьях вместо листьев?

Весною из почек появляются новые листочки.

  • Как готовятся к зиме птицы, животные? (Показ картины «Отлёт журавлей».)
  • Какие работы проводятся осенью в парке, поле, садах?
  • Чем осень радует человека? (Хлеб, овощи, золотом леса.)

Вспомните, какие пословицы, поговорки, приметы об осени вы знаете?

Не только поэты, но и художники любили осень. (Показ картины «Золотая осень» под музыку Чайковского).

Левитан любил родную природу, в его картинах чувствуется красота природы.

Расскажите, что вы видите на картине на переднем плане. (Течёт спокойная, широкая река среди осенних деревьев, трава уже пожелтела, у самого берега краснеют кусты. А слева на картине стоят стройные деревья, 2 осины, 2 берёзки, а между ними виден жёлто-красный ковёр осенней листвы). Всмотритесь вдаль картины, какие краски вы заметили вдали? (голубое небо, оно отражается в реке, делая её голубе.) На берегу справа стоит пышная, кудрявая берёзка, а слева видна берёзовая роща, а ещё дальше поле озими. Какие краски сочетаются на картине? О чём это говорит? Какую осень написал художник? Придумайте название картины.

А сейчас надо рассказать о картине «Золотая осень». Что изобразил художник? Какое настроение создаёт картина? Какими красками пользовался художник? Послушайте мой рассказ.

«Художник изобразил пору Золотой осени. Это очень дивная пора. Доброе радостное настроение пробуждает эта картина. Прозрачно звучит золото берёз на синем небе. Холодит в речке вода. Ярко-красными кострами вспыхнул прибрежный куст. А вдали ярко-зелёная озимь. Чудесная картина».

Мы сегодня вспомнили и поговорили об осени.

Споём песню об осени.

Конспект НОД

Тема: Рассматривание картины И.А. Попова «Первый снег».

Программное содержание: 

  • Формировать у детей умение понимать основную мысль произведения художника и средства её выражения на основе анализа логических связей картины.
  • Развивать умение замечать красивое в природе и радоваться этому. Активизировать слова: «радостный, весёлый, белым-бело, как перина пуховая, медленно и плавно».

Предварительная работа: наблюдение за снегом, его свойствами: искрящийся, лёгкий как пушок, узорчатый, прозрачный; падает плавно, медленно; создание построек из снега; прослушивание музыки М. Крутицкого «Зима».

Ход занятия

Сообщение цели занятия (Будем учиться смотреть картину И.А. Попова «Первый снег» и замечать в ней то красивое, что увидел сам художник»).  Показ репродукции картины. Рассматривание её под музыку М. Крутицкого «Зима».

Рассказ педагога о картине: «Сегодня утром случилось чудо, никто не узнал прежней улицы. А ведь ещё вчера вечером шёл дождь. Все улицы были тёмными и серыми. Теперь земля покрылась белой пуховой периной. Всё вокруг стало белым-бело. (Чтение стихотворения И. Сурикова «Белый снег пушистый»). Снег ещё падал, заносил дорожки. Снежинки легко кружились в воздухе».

Вопросы детям:

  • Какое настроение передано в картине? Как это передал художник? О чём эта картина?
  • Что изображено на картине?
  • Где лежит снег?
  • Каким изображён снег?
  • Какими изображены дети? Чему они рады?
  • Как бы вы назвали картину?

Использование метода «вхождения» в картину:

  • Что вам вспомнилось, когда вы посмотрели на эту картину?

Домашнее задание: «Когда увидите первый снег, вспомните картину, с которой мы с вами сегодня познакомились. Нарисуйте свою картину с названием «Первый снег».

Итак, на первоначальном этапе ознакомления с изобразительным искусством стоит задача вызвать интерес к живописи, сформировать умение внимательно рассматривать картину, эмоционально откликаться на её содержание. Это обуславливает и своеобразное применение методических приёмов: рассказа педагога о картине, постановки конкретных и подробных вопросов, приёмов «вхождения» в картину, создания последующих и предшествующих картине событий, использования музыкальных и литературных произведений, а также разнообразных эмоциональных форм подведения итогов занятия.

Конспект НОД

Тема. Беседа о летнем пейзаже

по картине А.А. Рылова «Зелёное кружево»

Программное содержание: уметь видеть и называть яркие краски лета (начала лета), выражать своё отношение к картине, видеть настроение художника.

Предварительная работа: наблюдение природы летом, чтение и заучивание стихов о лете.

Ход занятия

Дети внимательно рассматривают картину. Воспитатель спрашивает детей о том, какое время лета изображено на картине (начало лета). Какими цветами пользуется художник для изображения лета? Какими оттенками окрашены ветви, листва, трава? Каким цветом изображены цветы кустарников, стволы деревьев? Какого цвета дальний лес? Почему картина такая яркая? Нравится ли детям эта картина и чем?

Воспитатель дополняет ответы детей своим рассказом о данной картине: «Яркое солнце заливает всё вокруг, отражается и играет на каждом листке, от этого получается удивительный рисунок листвы, причудливый и сложный, будто кружево. Художник рассказал, как многообразна, многоцветна, изобретательна природа. Пейзаж «Зелёное кружево» - солнечный, радостный – посвящён красоте нашей необъятной Родины. Прекрасно лето, когда всё вокруг созревает, когда могучая зелень покрывает деревья, и сплошным зелёным заслоном встают леса и сады. Всё вокруг радуется теплу, каждый листочек, каждая травинка радуется встрече с солнцем и весело блестит в его лучах».

На этом же занятии можно рассмотреть летний пейзаж Грабаря «У озера». Проанализируйте композицию картины, где основное место занимает синее небо с лёгкими облаками. На фоне неба поэтично смотрятся тонкие берёзки с трепещущей листвой. Всё пронизано прохладой свежего ветра.

Воспитатель даёт задание детям наблюдать за летней природой. На следующем занятии дети рисуют лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Конспект занятия по рисованию на тему " Весна в картинах русских художников"

Конспект занятия по рисованию. Тема: Весна в картинах русских художников. Цели: -Учить детей передавать в рисунке картины природы.-Упражнять в красивом расположении изображения н...

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников. Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на вопрос...

Конспект занятия "Зима в картинах русских художников"

Познакомить детей с изображением зимы в картинах русских живописцев....

Презентация на тему "Картины русских художников о русской природе".

Ребёнок познаёт красоту окружающего мира прежде всего через восприятие красоты природы. Нравственное-эстетическое отношение к природе обогащается её отражением в художественных образах искусства, с ко...