" Устное народное творчество в нравственном воспитании детей"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
Вопрос: как сделать ребёнка добрее, отзывчивее беспокоит не одно поколение родителей.
Один из возможных путей эмоционально – нравственного развития детей- через художественную литературу, так как искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, специфически человеческих. Произведения устного народного творчества для ребёнка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность, реальность мира чувств. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и страдание, измена и коварство и т. п.
Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными «взрослыми».
Поэтому те «уроки», которые даёт устное народное творчество – это уроки на всю жизнь для больших, и для маленьких. Для детей это ни с чем несравнимые уроки нравственности.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор – одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии
Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок – небылиц.
И хотя они состоят из нескольких строчек незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества.
Это целый мир – яркий, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живёт по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений.
Мысль детей связана с конкретными образами – в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей, созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, сказки.
Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Когда ребёнок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками. Их назначение – вызвать у ребёнка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – стишки и стихи к первым играм с пальчиками, ручками, ножками. Позднее наступает черёд прибауток – песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок..
Устное народное творчество – богатейший источник познавательного и нравственного развития ребёнка.
Народ вложил в содержание устного народного творчества все свои чувства, где оцениваются жизненные позиции, уважительное отношение к труду, любовь и забота друг к другу, вера в будущее, высмеиваются человеческие недостатки.
Мы по – новому стали относится к старинным праздникам, родной истории, фольклору, в котором народ оставил накопленный опыт жизни, где заложены основы нравственных ценностей.
Фольклор – в переводе с английского означает народоведение, народознание, это путь познания народа через народное творчество.
Познание народа, а значит самого себя.
Фольклор является основой не только эстетического, но и нравственного воспитания, так как основан на нравоучении. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определённом этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа – есть общемировая тенденция.
Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего.
К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши деды и прадеды, забыли культуру своего народа.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и духовно – нравственного развития детей.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать, неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность.
ПОТЯГУШЕНЬКИ
ПРОСЫПАЕМСЯ И ПОТЯГИВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ
от проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
или- дили-дили-дили -
Колокольчики звонили.
Дили-дили-дили-дили -
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков
И веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день!
Дили-дили-дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат и ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробышек проснулся,
И галчонок встрепенулся.
Динь-день! Динь-день!
Не проспите новый день
отик серенький присел
На печурочке
И тихонечко запел
Песенку дочурочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Поднимайся мой дружок,
Встань, моя дочурочка!
то, кто в этой комнате живет?
Кто, кто вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась,
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала!
(А. Барто)
УМЫВАЕМСЯ С ПОТЕШКОЙ
одичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
ИГРЫ-ПОТЕШКИ
хал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – бух!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей"
В консультации освещены вопросы значения разных форм народного фольклора (потешки, песенки, загадки, сказки и др.) для нравственного развития ребенка-дошкольника...
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.
Устное народное творчество в нравственном воспитании детей.В своей статье автор отмечает,что привитие нравственных ценностей является важнейшим условием формирования целостной личности, по...
Роль устного народного творчества в нравственном воспитании детей.
Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить. Малые формы фольклора являются первыми художественными...
«Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста».
Устное народное творчество является для детей дошкольного возраст...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа....
Роль устного народного творчества в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста
Устное народное творчество является для детей дошкольного возраста одной из форм познания мира и природы, помогает ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, посте...