Патриотическое воспитание дошкольников
статья на тему
Организация работы с дошкольниками по ознакомлению с родным городом как первая ступень патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходимы определенные условия:
создание благоприятных социальных условий;
организация развивающей образовательной среды;
обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала c опорой на опыт и чувства детей;
повышение компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания;
тесный контакт c семьей, опора на ее традиции и опыт.
Для достижения определенных результатов в работе с детьми мы используем различные формы и методы работы. Причем такие, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Основной формой работы с детьми, является совместная игровая деятельность. Мы широко использует дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид деятельности – игровую – формировать у детей соответствующие интегративные качества. Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного края). В таких играх ребенок приобретает и совершенствует знания об окружающем: об историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни, т.е. у детей проявляется познавательная активность, а на основании комбинирования полученных знаний при построении сюжетов, в стремлении детей подражать любимым героям формируется творческая активность.
Свой путь по городу мы с ребятами совершаем по карте путешествий, которая вывешивается на видном месте. На карте будут обозначены названия остановок: «Центральная детская библиотека», «Город и его символы» и другие. Каждый месяц путешествие совершается лишь в рамках одной «остановки». Итогом реализации каждого направления является создание вместе с детьми, какого – либо продукта (выставка тематических творческих работ, проекта, макета, панорамы, альбома и т.д.) Оформление коллажей «Улицы нашего города», «Мой папа - нефтяник», «Жизнь коренных народов ханты и манси» и т.д. позволяют активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о жизни, быте, традициях людей нашего края. Интеграция образовательных областей в процессе работы над одной темой позволяет системно и комплексно проводить работу по патриотическому воспитанию.
Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. С этой целью в группе организована мини- лаборатория «Хочу все знать», разработаны схемы для безопасного проведения опытов в лаборатории (нельзя нюхать, трогать незнакомые вещества и т.д.), для уточнения и закрепления свойств изучаемого объекта (нефть - черная, жидкая, с резким запахом, не смешивается с водой).
Отдельное место в образовательном процессе отводится компьютерным дидактическим играм, пособиям. Для реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию нами созданы обучающие компьютерные игры в самой простой программе Microsoft Power Point.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса.
Очень часто родители берут своих детей в магазин, в кино, в гости, не ставя цели познакомить ребенка с городом, формировать интерес к нему. Об этом свидетельствуют ответы детей: "Мы проезжали там, когда ехали на машине в гости"; "Я не знаю, что это, там папина работа недалеко"; "Я видел это, когда мы в кино ходили". Эта "попутность" получения знаний оказывает двойное отрицательное действие: затормаживает развитие интереса к явлениям общественной жизни и формирует неточные сведения об окружающем. Поэтому необходимо разрабатывать новые подходы, искать новые формы привлечения родителей к активному совместному участию в процесс патриотического воспитания детей. Интересным может быть семейное «мини-исследование». Причем при выборе и определении темы исследования разумно ограничить ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или конкретного здания, истории памятника и т.д. По итогам проведенного исследования организуется выпуск газеты «Рассказы о Нижневартовске», которая в рубриках информационно-познавательного характера, сопровождающихся фотографиями или рисунками детей, отражает наиболее яркие моменты проделанной работы.
Когда родители уже достаточно накопили материала о родном городе, они могут попробовать свои силы в творческой работе – изготовлении макетов достопримечательностей города. Эффективность данной формы работы выражается не только в продуктах совместной деятельности родителей и детей, но и в возможности внесения своих оригинальных идей, которые они с гордостью могут представить на выставке макетов.
Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребенка на много лет вперед. Воспитание гражданских чувств, гордости за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, ее всестороннем развитии.
Главное - зародить в ребенке великое чувство любви к семье, родному дому, городу, в котором родился и живешь, и, наконец, к стране, что дает право называться Гражданином России.
Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, своего города, его символике, природе, если ему известны имена тех, кто прославил наш город, нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно
Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...