конспект мероприятия "Венок дружбы"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий «Венок дружбы народов Поволжья»
Ход мероприятия:
Звучит минусовка песни «Волга» в исполнении Л.Зыкиной (Слайд №2)
Голос за кадром: Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.
Перед нею путь большой и долгий —
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой —
Матушкой, кормилицей родной.
Волга — рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться. (С. Маршак)
Выходит р.Волга(вос-ль в костюме) с детьми в татарских и русских костюмах с национальными блюдами (чак-чак и каравай)
Дети:
- Что мы родиной зовем?
- Дом, в котором мы растем,
- И березки, вдоль которых,
- Взявшись за руки, идем.
Волга: У меня вопрос серьезный,
Поскорей ответ мне дай,
Одним словом как назвать мне
Наш любимый всеми край?
Дети хором: Поволжье. (слайд №3)
Волга: Почему, теперь ответьте,
Он так называется?
Дети хором: Потому что вдоль по Волге
Край наш простирается.
Дети в русских костюмах (делают шаг вперед):
Есть у нас такой обычай,
С детских лет он нам привычен
Хлебом да солью всех гостей встречать
Низко в пояс поклонится,
Чем богаты поделиться… (ставят каравай на стол)
Дети в татарских костюмах (делают шаг вперед):
Исәнмесез, - диеп башлыйм әле.
Танушу бит шулай башлана.
Сезнең белән очрашканга кунаклар,
Күңелебез шундый шатлана.....(ставят чак-чак на стол)
Под минусовку песни “Волга” дети уходят.
Волга: Поволжский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы.
Народы, как одна семья
Хотя язык их разный.
Но дружбой мы своей сильны
И мы живём прекрасно.
Чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.
Ильяс Зубаеров поет песню “Әссәләмәгәләйкум»
Волга: Как хорошо, что встретились
Мы вместе в зале нашем.
О народах Поволжья
Мы вам сейчас расскажем.
(Слайд №4) Занятие 2-ая младшая группа «Моя страна, моя республика, мое село» Воспитатель Корнилова А.В. (вовремя занятия слайды №5-7)
Под песню «Моя Россия» заходят дети 2-й младшей группы
Обратить внимание детей на присутствующих гостей.
Воспитатель: У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся на русском языке и на татарском языке (Здравствуйте – Исәнмесез)
Воспитатель: Посмотрите, кто ещё у нас в гостях. Здравствуй, София-прекрасная. Как ты здесь оказалась?
Воспитатель: София мне рассказала, что путешествует по планете Земля, побывала во многих странах и заблудилась. София спрашивает, в какую страну она попала (Россия).
Воспитатель: Давайте все вместе повторим это красивое название – Россия (Дети повторяют)
Воспитатель: Ребята, София предлагает нам отправиться в путешествие по России. Вы согласны? (Да) Хорошо.
Слайд 1
Воспитатель: Ребята и София, посмотрите на экран. Мы живём в самой большой стране в мире – России.
Слайд 2
Воспитатель: В России много разных республик. Ребята, а как называется наша республика, в которой мы с вами живём? (Татарстан).
Воспитатель: Ольга Владимировна, это Вы нам приготовили сюрприз? (Нет) А Вы знаете, что там? (Нет) Интересно. Я сейчас подниму платок и посмотрю, что там за сюрприз … (Воспитатель открывает платок).
Воспитатель: Ребята - это же куклы из нашей группы. Давайте их познакомим с Софией. Как их зовут? (Алёнушка, Митрофанушка). Как называется головной убор у Алёнушки? (Кокошник) Кокошник – это русский головной убор и его одевают женщины и девочки. Как называется головной убор у Митрофанушки? (Картуз).
Воспитатель: Арина и Кирилл, подойдите ко мне. (Воспитатель одевает детям русские головные уборы). Арина, какой одели тебе головной убор? (Кокошник) Кирилл, какой одели тебе головной убор? (Картуз)
Воспитатель: А теперь погуляем и потанцуем под любимую русскую мелодию, которую очень любят Алёнушка и Митрофанушка
Звучит русская народная мелодия «Во поле берёзка стояла»
Воспитатель: Теперь познакомим Софию ещё с другими куклами. Как их зовут? (Алсу и Марат). Как называется головной убор у Алсу? (Калфак) Калфак– это татарский головной убор и его одевают женщины и девочки. Как называется головной убор у Марата? (Тюбетейка).
Воспитатель: Милана и Раниль, подойдите ко мне. (Воспитатель одевает детям татарские головные уборы). Милана, какой одели тебе головной убор? (Калфак) Раниль, какой одели тебе головной убор? (Тюбетейка).
Воспитатель: А теперь погуляем и потанцуем под любимую татарскую мелодию, которую очень любят Алсу и Марат
“Йөрибез и биибез” (“Погуляем и попляшем”)
Воспитатель: София, а в Татарстане много разных городов, деревень и сёл. Ребята, а как наше село называется? (село Пестрецы).
Слайд 3
Воспитатель: Посмотрите, София и ребята, на экран это Пестрецы. Это наш детский городок и наш детский сад «Колокольчик». А мы дружно живём в нашем детском саде «Колокольчик»? (Да). Ребята, а София спрашивает: «Вы любите играть?» (Да). Давайте поиграем и в татарскую народную игру «Тюбетейка».
Татарская народная игра «Тюбетейка».
Русская хороводная игра «Солнышко и дождик»
Смотрит солнышко в окошко, (Дети идут по кругу и поют) Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши. Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! (ритмично притоптывают на месте) Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! (ритмично хлопают в ладоши) Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп!
Воспитатель: Ребята, покажите Софии, какая Россия самая большая в мире страна (Дети руками показывают большой шар). Повторите: «Россия». Мы дружно живём в России (Да). Ребята, а какая республика Татарстан (Дети руками показывают поменьше шар). Повторите: «Татарстан». Мы дружно живём в Татарстане (Да). Ребята, а теперь покажите «село Пестрецы» (Дети руками показывают маленький шар). Повторите: «Пестрецы». Мы дружно живём в Пестрецах (Да). В Пестрецах много разных детских садов, а как наш детский сад называется? («Колокольчик»). Покажите, как мы дружно живём в нашем детском саде «Колокольчик» (Дети обнимают друг друга)
Дети под русскую народную музыку «Тройка» убегают из зала.
Волга: У каждой из народностей
Традиции свои.
Из года в год, из века в век
Культуру берегли.
(Слайд №8) Средняя группа «Весна, весна, поди сюда!» Воспитатель Федосеева М.А.
Дети входят под русскую народную музыку «Как у наших у ворот».
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!
Вос-ль: сегодня, мы с вами узнаем о том, как было принято встречать весну на Руси в старину. На Руси всегда очень серьезно относились к красавице Весне. Весну ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы она пришла с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
В каждом доме пекли из теста вот таких жаворонков (в руках выпечка- жаворонок), люди верили что жаворонки верные спутники весны, несут здоровья людям, животным, и всему деревенскому миру.
Все хором: Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила
Руки, ноги отморозила.
Вос-ль: Вот так обращались в старину крестьяне к солнцу, к радуге, дождю, животным и особенно птицам – вестникам весны. Силы природы почитались как живые: к весне обращались с просьбами, желали ее скорейшего прихода, на зиму сетовали, жаловались.
Народ русский смышленый. Много хитрых загадок придумал!
- Шагает красавица, легко земли касается
Идет на поле, на реку.
По цветку, и по снежку. (Весна)
- К маме речке бегу и молчать не могу.
Я ее сын родной, а родился я весной (Ручеек)
-Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой – улей- пчела
Первый мед принесла,
На ветвях плотные комочки-
В них дремлют листочки
Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает? (Весной)
Вос-ль: по каким признакам мы узнаем, что наступила весна?
Дети: снег тает, ручьи текут, солнце ярко светит. Лед на речке трескается, день длиннее стал. Сугробы сели.
Вос -ль: в старину люди знали много примет, и могли сказать когда наступит весна, какая она будет. Дети какие вы знаете старинные приметы про весну?
Лия. - Увидал скворца – весна у крыльца.
Вика Сор. - Дружная весна – жди большой воды.
Полина - Ранний прилет грачей и жаворонков к дружной весне.
Денис - Длинные сосульки к долгой весне.
Вика Совина - Весенний день, что ласковое слово
-Весна длинным днем красна.
В-ль: Давайте с вами вспомним поговорки о весне.
Кристина : «Зима весну пугает, да все равно тает»
Данисс: «Весна красна, да и то не сполна»
Игнат: «Весною и оглобля за ночь травою обрастает».
Вос-ль: Любил русский народ веселиться. «Делу время, а потехе час». Много работал, но и уделял время веселью, праздникам. Какие вы знаете русские народные праздники.
Дети: Масленица, Пасха.
Вос-ль: Масленица – это гулянье с играми, конкурсами и забавами. На масленицу пекли блины, ходили в гости, угощали друг друга. А почему именно блины пекли? (солнышко).
Хороводная игра: «Солнышко»
(Перед игрой проводится считалка).
Считалка: Катилось яблочко – мимо сада,
Мимо огорода, мимо частокола;
Кто его поднимет – тот выйдет вон.
Нужно встать в круг и взяться за руки, ведущий в центре изображает солнышко. Дети ведут хоровод и поют:
Гори солнце ярче
Лето будет жарче
А зима теплее, (идут в круг кланяются),
А весна милее.
Ведущий кричит «Горю», дети разбегаются, ведущий догоняет. Кого «салит», тот и будет новое солнышко.
Русская народная песня: «Ой блины мои, блины!»
Вос- ль: Пасха — самый главный христианский праздник.
Денис: Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)
Вос-ль: Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.И наконец, наступает время для хороводов. На улице уже чисто, появляется первая трава – одно удовольствие водить весёлый хоровод и играть в игры, многие из которых связаны с темой посева. Надевали свои лучшие наряды. Мужчины наряжались в рубахи –косоворотки, надевали шаровары, сапоги, на голову картуз. Женщины – кокошник, сарафан. Сколько было красоты и изящества в этих хороводах, сколько выдумки и безудержного веселья в играх!
Хороводная песня «Веснянка»
Назар: Расскажу я всему свету
Что зимы уж больше нету
Поглядите, вот весна
По земле идет она.
Услышав эти слова солнышко и выглянуло из-за тучи. Надоело ему прятаться от ветров и холодов. Выглянуло оно, расправило свои лучики.
Вот так в старину радовались весеннему солнышку. Пели песни, водили хороводы, играли в народные игры, кликали весну.
В-ль: Весна – красна!
На чем пришла?
Дети: На березе, на сосне,
На шелковой траве.
На ржаном снопочке
На золотом колосочке.
Дети под русскую народную музыку «Тройка» убегают из зала.
Рассказ о музыкальных инструментах………
Ознакомление детей на музыкальных занятиях в течение учебного года.
II младшая группа.
(от 3 до 4 лет)
Развитие интереса к национальной татарской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр.
(Слайд №9) Средняя группа.
(от 4 до 5 лет)
Ознакомление с народными музыкальными инструментами: гармонь («гармун»), балалайка. Совершенствование умения детей чувствовать характер музыки; ознакомление с простейшими движениями, характерными для татарского национального танца
(Слайд №10) Старшая группа.
(от 5 до 6 лет)Ознакомление с классическими, народными, современными образцами народной музыки, со звучанием национальных инструментов: трещотка (русск.), курай (башкир), волынка («шапар» - чув.), комуз («кубыз» - тат).
(Слайды № 11,12) Подготовительная группа (6-7 лет)
Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами свирель («шахлич» - чув), гусли («карш» - марийск), волынка («шювыр» - марийск), скрипка, ложки (удм), домбра («думбра» - тат), дудка, деревянные ложки (русск). Изучение произведений классиков национальной музыкальной культуры С.Сайдашева, Ф. Яруллина, Р. Яхина, Н. Жиганова и др. Слушание государственных гимнов России, Республик Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл; а также народной музыки республик Поволжья.
(Слайд №13) Средняя группа «Быт и фольклор в татарском и русском быту» Воспитатель Садекова Г.И.
Дети под татарскую лирическую музыку заходят в зал.
Вос-ль: Дети, какой сегодня чудесный день!
Посмотрите сколько у нас гостей, улыбнемся, и со всеми поздороваемся.
Здравствуйте!
Исенмесес!
Здравствуй солнце золотое! (руками описывают круг)
Здравствуй небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй легкий ветерок! (покачивание рук )
Здравствуй утро! (правая рука в стороны)
Здравствуй день! (левая рука в сторону)
Нам здороваться не лень! (обнимают друг друга)
(дети садятся на стульчики)
Давным-давно мамы, укладывая спать своих малышей , стали петь им песенки. Кто знает, как они называются? (Ответы детей)
Да, это колыбельные песенки, потому что они исполнялись у колыбели. Они помогают маме уложить ребенка спать.
Каждый народ колыбельные песни поет на своем родном языке.
Дети, сядьте правильно и послушайте колыбельную песню.
Песня «Баю -баю»
Мамы, какого народа поют эту песню.
Какая мелодия у этой песни? (нежная, добрая, спокойная, ласковая, сказочная)
Правильно дети, колыбельная песня звучит красив, нежно, плавно, ласково, потому что каждая мама любит своего малыша.
Красиво звучат колыбельные песни не только русского народа, но и других народов. (Слышатся детский плач!)-фонограмма.
Дети, что это за звук. Кто плачет?
Это ваши дочки плачут. Возьмите их на руки.
Сейчас мы с вами им споем колыбельную песню татарского народа.
Дети поют колыбельную:
«Йокла, курчак».
Йокла курчак,нәни курчак,.
Йокласаң ял итәрсең.
Әлли бәлли итәрсең.
Таза булып, матур булып.
Курчагым зур үсәрсен.
Элли –белли,бэу -бэу.
Нэни курчак,тыныч ят,
Мин дэ йокларка итэм
Элли –элли – бэу итэм.
Наши куклы уснули, положим их спать в коляску. (дети укладывают кукол )
Мы с вами выучили поговорки и пословицы о маме.
При солнышке тепло, а при матери добро.
Много родных, а мать роднее всего.
эни янында бала ятим булмый.
Туган анна бер,туган ватан бер.
Вос-ль: Куклы спят, а мы дети займемся стиркой.
Песня инсценировка «Без яулыклар юабыз!»
Вос-ль: Куклы спят, постирали можно и поиграть.
Посмотрите дети, за нами кот наблюдает. Возьмем его с нами играть.
Подвижная игра: «Песи белэн тычканнар».
Мияу, мияу, мышнаган,
Мич башында кышлаган.
Буген тычкан тотмаган.
Тотар иде, йоклаган
Вос-ль: А сейчас попрощаеимся с гостями и пойдем в группу.
Волга: А сейчас – музыкальная пауза.( Слайд №14)
Как будет музыка звучать,
Предлагаю всем вам встать.
И под музыку народную
С нами потанцевать.
ФЛЕШМОБ Музыкальный руководитель Юнусова О.В.
«Станцуем по марийски».
(Танцуют приглашенные гости)
Старшая группа «Быт , традиции чуваш и башкир» воспитатель Кутузова Л.Г. (слайды №15-20)
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом.
Вос-ль:
- Ребята, в какой стране мы живём? (Мы живем в Росссии).
- Эта карта какой страны? (Карта Российской федерации –Россия).
-Да ребята, это Россия, страна, где мы живем. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса.
- Как называется республика, в котором мы живём?-(Татарстан).
-А как называется столица Татарстана. (Столица Татарстана город Казань.)
- На берегу какой реки стоит город Казань? (На берегу реки Волги).
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. -А какие это народы? (Русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры). -Правильно ребята.С нами живут разные народы..Все мы живем в дружбе, в мире и согласии.
-А теперь внимание на экран. Мы с вами поиграем в игру
«Угадай чей флаг?»
-Я вам покажу флаги разных республик , а вы должны будете угадывать.
( угадывают флаг Татарстана, России, Чувашии, Башкирии, Марийэл)
Вос-ль:Ребята , а давайте мы сегодня расскажем о башкирах и чувашах. Вы согласны?
-Ну тогда я их приглашаю в гости.
-Встречайте наших гостей.
( Входят дети в чувашских и башкирских национальных костюмах).
-Ребята, скажите пожалуйста, а в каких национальных костюмах одеты Расуль и Полина? (В костюмах чувашской национальности).
-А в каких костюмах одеты Инсаф и Вика? (В костюмах башкирской национальности).
-А как вы определили?
Дети: По костюму. У чувашских девушек на голове головной убор Тухья. Рубаха, юбка белого цвета обшиты красными атласными лентами. Основной элемент костюма красочный фартук расшит полосками желтого, черного и красного цвета.
-Правильно ребята. Давайте рассмотрим головной убор Тухья. Посмотрите, ребята,
чем она украшена?( монетами , бисером).
-А что прикреплено по нижнему края. (серебряные монеты).
-Правильно. Чтобы украсить тухью , нужно иметь большое терпение и мастерство: она сплошь покрыта узорами из бисера, а по нижнему краю рядами прикреплены серебряные монеты.
-А кто носил тухью? (Незамужние женщины).
-Для чего пришивались серебряные монеты? (Своим звоном они отгоняют зло, злых духов).
-Каким считается головной убор тухья? (Тухья праздничный головной убор. Она считалась волшебной , передавалась от матери к дочери, от бабушки к внучке и считалась самым дорогим подарком).
Вос-ль: А что же носили башкирские мужчины и женщины?
Дети: Башкирские мужчины носили не широкие штаны, рубахи из хлопчатобумажных тканей, сверху одевали камзул. Носили кэмэр- широкий пояс с ювилирной пряжкой.Башкирские женщины носили платья- кулмэк ,короткий безрукавый камзул, на голову одевали головной убор такыя или бурек их меха.
Вос-ль: Молодцы ребята.
-А чем любили заниматься чуваши и башкиры.
Дети: Башкир занимались скотоводством , охотой и рыбной ловлей, сбором плодов и корней растений, земледелием , выплавляли чугун и железо, из серебра выделывали украшения.
Чувашей занимались - пашенном земледелием, животноводством, огородничеством, хмелеводством и пчеловодством.
Ребенок в башкирском нац.костюме:-Мы очень любим играть в народные игры Предлагаю Вам башкирскую игру
«Медный пень».
Вос-ль: Ребята а вы знаете Чувашские и башкирские пословицы и поговорки?
Дети:
-Лентяй одно дело дважды делает- (это баш. поговорка.)
-Сильный победит одного, а знающии — тысячу.-( баш. поговорка.)
-Беда ездит на тройке, а счастье пешком.( чув.)
-Без совета стариков дело не пойдет.( чув.)
Вос-ль: Ребята , как и у других народыв поволжья у чуваш и башкир есть национальные праздники. Скажите какие праздники вы знаете?
Дети: -Манкун- чувашский народный праздник.
В-ль: Этот праздник встречи весеннего нового года, совпадает с христианской Пасхой. По легенде , Батыры сражались 7 дней и ночей со злой колдуньей Вупар, чтобы освободить Солнце. Солнце взошло на небо Торжественно и радостно. С тех пор этот день запомнился. И чествуют праздник все чуваши.
-Карга- туй - это национальный праздник отмечаемый в начале весны, когда снег исчезает и появляется трава, прилетают грачи. Он является одним из наиболее древних праздников башкир. Традиционно в празднике участвовали только женщины и девушки, мальчики до 13 лет. Организовали праздник на холме , в нескольких километрах от деревни. Участники варили кашу , пили чай, играли в мяч, пели песни.
-Конечно же в эти праздники пели песни , плясали и играли в народные игры. А я вас приглашаю поиграть в чувашскую народную игру:
«У дядюшки Трифона»
А ведущего мы выберим при помощи чувашской считалки:
Бьют куранты гулко
Бим- бом! Бим — бом!
Выходи скорее вон!
У дядюшки Трифона было семеро детей, семеро сыновей.
( дети идут по кругу)
Они не пили, и не ели, друг на друга все смотрел, разом делали как я.
(ведущий выполняет движение, за ним повторяют дети, затем ведущий выбирает лучшего, игра повторяется).
-Ребята наши гости пришли сегодня не с пустыми руками.
Ребенок в чуваш.костюме: Мы вам принесли повязку масмак. Только мы так спешили и не успели их украсить. Вос-ль: Масмак - яркая, разноцветная и по форме как радуга дуга. Масмак своеобразное головное украшение в виде ободка, повязки. Вос-ль: Как вы думаете, для чего носили масмак?
Дети: Для красоты, как оберег.
Вос-ль: А еще чуваши считали, что масмак их связывает с небесным миром. Посмотрите на узоры:
(рассматривают масмак).
Что вы видите?
Дети: Солнце, солнечные лучи.
Вос-ль: Правильно. Эта группа треугольников изображает солнце с лучами. Сколько солнешек на масмаке?
Дети: Много.
Вос-ль: Если дарили вещь, на которой был узор с изображением солнца, значит, желали добра и счастья.
-Приступаем к работе.(Аппликация).
Пока делают аппликацию проводится игра - угадай-ка «Кухня народов Поволжья»
Волга: Пока дети заняты работой, предлагаю вам поиграть в игру – угадай-ка
«Кухня народов Поволжья» (Слайды №21,22)
-Молодцы ребята. Вы справились с работой. Какие у вас получились красивые масмаки. Давайте их покажем нашим гостям. А теперь попрощаемся с гостями и идем в группу.
Дети под чувашскую мелодию уходят из зала.
Подготовительная группа «Встречаем гостей народов Поволжья» Воспитатель Гайнутдинова О.А. (Слайды № 25-37)
Выходит Ильяс в татарском костюме и исполняет песню
Песня «Яз килгэн».
– Ильяс: Сегодня ко мне в гости обещали придти мои друзья, время 11 часов , а их всё нет ! Что то они опаздывают! ( звучит музыка , заходят дети в марийских и удмуртских костюмах).
Ильяс: - А вот и гости пожаловали! Здравствуйте мои дорогие друзья, милости прошу ! (обращение к присутствующим) Познакомьтесь - это мои друзья ,, они приехали из Марий Эл и Удмуртии.
Аня:-Марийский край родной на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский милый,
Ты как цветок – прекрасен, мил и чист.
Удм: ВАРЯ В любой чащобе Лишних нет деревьев, И если даже вырубить кусты, То и тогда леса лишаться древней,
Естественной и дивной красоты.
АРИНА Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Вед: -Присаживайтесь, наверное устали с дороги. – Ильяс , твои друзья приезжают к тебе в гости уже второй раз, а ты у них в гостях ни разу не был. Ты бы хотел посетить Марий Эл и Удмуртию?
Ильяс : - Конечно ! Но сначала я бы хотел , что бы они рассказали немного о своих республиках, и о своём народе . Ариша:–Меня зовут Айвика ,а это Аня ,Рома и Саша. Мы живем в республике Марий Эл, столица Йошкар-Ола. У нашей республике есть герб и флаг . ( (слайд герба )
Давайте внимательно рассмотрим Герб Марий Эл. Что вы можете сказать о нём? Кто изображён на вашем гербе? ( ответ) Да, медведь. Что он олицетворяет собой?( хозяина и защитника леса). В левой лапе медведь держит щит- символа плодородия. В правой лапе– меч -как символ власти, твердости, готовности к защите отечества. Молот –символ, трудолюбия .( слайд флага )
Вед: -Что вы можете сказать о флаге своей республики? Какого он цвета? Что означают эти цвета?
Айвика: -Это цвета природы, добра и красоты. Белый - мир и чистота, красный - огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета по краю во всю ширину флага, выполненной традиционным национальным узором.
Саша:- ( слайд ) Наш край очень зеленый, в нем много лесов и полей. ( слайд ) Наш народ занимается охотой, рыболовством, собирают ягоды, грибы. ( слайд ) Разводят пчел, держат коров, овец, свиней, кур, уток, гусей.( слайд ) В огородах выращивают картошку, рожь, лен .
- Аня: ( слайд ) - В старину из льна, мы марийцы ткали ткань, из которой потом шили одежду ( слайд ) и украшали ее красивой вышивкой, ( показ картинок) наши женщины знаменитые мастерицы по вышивке и плетению из бересты,
- Салават : ( слайд ) наши мужчины знаменитые охотники, гончары и резчики по дереву. Вот прими от нас подарок шкатулку от наших мастеров ( дарит шкатулку).
- Вед:- Да , костюмы у вас очень красивые. Айвика и А как называется твой головной убор ? (ошпу) а нагрудное украшение?(ший аршаш)
- Варя : а у нас , удмуртов головной убор называется ( такья), а нагрудное украшение – монисто .
- Салават:-А ещё наш народ богат своими пословицами и поговорками.
- А: Дружба да братство дороже всякого богатства.
- А:Дружба — дело святое.
- Р: Потому хорошо живется, что дружба народов в нашей стране ведется.
- Дружба народов увеличивает их силу.
- Дружба дружбой, а служба службой.
- Где лад, там и клад.
- С: «Народы страны дружбой сильны».
- Булат: - А у нас в Удмуртии , тоже есть пословицы о дружбе .
В: Не живи только для себя – помогай и другим.
А: Обманом сыт не будешь.
Б: Жизнь в согласии – лучше богатства. Аня: -А хотите я загадаю вам наши марийские загадки?
1. Кнутом не гонят, овсом не кормят ,
Когда пашет, семь плугов тянет. (трактор)
2. Летом одеваются, зимой раздеваются. (лиственный лес)
Варя: А теперь наши отгадайте. .
1. Вперёд идут, поют, назад идут, плачут. (вёдра)
2. В лесу родилась, в воде живёт. (лодка)
Вед: - У каждого народа есть свои праздники , а на всех праздниках готовятся разные угощения , в основном национальные блюда.
Вед: Айвика, что вы можете рассказать о своей кухне ,какие национальные блюда у вас готовят?
Айвика : у нас готовят ( слайд ) вареники- подкоголики ,блины овсяные – шульо мелна, ватрушки- перемеч. .кравец – это пирог с мясом и крупой..
Арина:– ( слайд ) А у нас на праздниках готовят :блины с кашей пироги с брюквой ,перепечи - это ватрушки с разной начинкой. Ильяс вот попробуй наши угощение . ( передаёт угошение )
Ильяс:-У нас тоже много вкусных блюд готовят : ( слайд ) перемяч, губадия, вак –балиш, чак-чак, а больше всего мне нравится кыстыбый. ( слайд )
Вед: - Ильяс , а давай все вместе приготовим это блюдо! Как вы ,? согласны? Скажите , какие продукты нам нужны , чтобы приготовить кыстыбый? ( ответы детей) Дети одевают фартуки и готовят.
Вед:Молодцы.
На каждом празднике все любят петь и танцевать .Может кто нибудь из вас станцует или споет?
Айвика : -У нас в Марий Эл проходит « Пеледеш Парем» , - это праздник цветов , сейчас мы вам станцуем танец белых цветов. “ Ош Пеледеш”
Танец «Ош пеледеш»
Вед: Ни один праздник не обходится без игр, а какие у вас есть интересные игры?
Варя: - Мы любим играть в нашу удмуртскую игру:
«Игра с платочком».
Саша: у нас тоже есть интересная марийская игра называется:
«Биляша»
Ильяс: - Спасибо вам мои дорогие друзья. Я очень рад , что с вами повидался. Я обязательно к вам приеду в гости. ,ждите меня с подарками ! ( дети уходят )
Музыкальная пауза:
Песня «Чәй әчәбез бергәләп» (Старшая группа)
Подготовительная группа «Мордовия» Воспитатель Султанова Ф.Р.
Люби свой край и восхваляй.
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова)
- Ребята, давайте поздороваемся с гостями. - Ребята, вы вышли под песню, о чем эта песня? (о Родине, о России)
Лера:
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
Вос-ль:- Россия наша большая родина, много в ней лесов, полей, озёр и рек. - Есть в России уголок, который особенно нам близок это наша малая родина. - Наша республика, как она называется? (Ответы детей) - А как называется столица нашей республики? (Ответы детей) - На берегу какой реки стоит город Казань? (Ответы детей)
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, удмурты).
- А сейчас мы отправляемся в гости к мордовскому народу. - Вот это республика Мордовия.
- Кто скажет, как называется столица Мордовии? (Столица Мордовии Саранск)
У каждой республики есть свои государственные символы.
Какие символы есть у Республики Мордовии? (флаг, герб, гимн)
Сколько цветов на флаге Мордовии и что они обозначают? ( На флаге Мордовии 3 цвета: Тёмно – красный цвет. Это цвет жизни. Тёмно – синяя полоска символизирует природную землю, наполненную влагой. Народы Мордовии испокон веков занимались земледелием, Белый цвет обозначает чистоту)
Что означает восмиконечная розетка на белой полосе флага? ( На белой полоске флага – восьмиконечная розетка солярный знак, символ солнца, тепла, доброты, стремление к равновесию, стабильности и устойчивости)
Что изображено на гербе? (В центре боевой щит, на котором три горизонтальные полосы цветов флага. На их фоне три стрелы и лиса)
Чем обрамлён герб? (Герб обрамлен золотыми колосьями пшеницы, что означает, что республика является развитым зерновым хозяйством)
(Нашейная гривна национальное украшение женщин цвета золота. На ней семь орнаментов, означающих количество городов республики).
Посмотрите, к нам приехали гости из Мордовии.
(К детям выходят девочка и мальчик в мордовских костюма по мордовскую музыку.
Здороваются по-мордовски:
- «Шумбраги», здравствуйте!
- Здравствуйте, как вас зовут?
Девочка: Я девочка – мордовочка, зовут меня Алдуня.
Мальчик: А меня зовут Ванэ.
- Посмотрите, ребята, как необычно одеты Алдуня и Ванэ.
Вам нравится? Это национальный мордовский костюм.
Давайте его рассмотрим. Какие цвета используются в костюме?
(Белый, красный, желтый и зеленый, черный, синий).
Посмотрите на экран (слайд)
- Ребята, как называется туникообразная рубаха без воротника? ( Панар)
- На рубашку надевается передник. Как он называется? (Сапоня) - Передник бывает разного цвета: красный, синий, зеленый. - Что является главным украшением панара? (Вышивка) А как называется головной убор? (Панго)
А какими элементами вышивки мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест, квадрат)
Обязательный атрибут костюма – пояс (кушак) его завязывают поверх рубахи
Вместо пояса они могли повязывать пулай - сложное набедренное украшение.
А как называется головной убор? (Панго)
Мужская одежда — более простая, состояла из белой рубахи и штанов из домотканого холста.
—Я предлагаю игру «Чей головной убор?» (слайды)
1. Кокошник — …. русский женский головной убор. 2. Тюбетейка — …. татарский мужской головной убор.
3. Панго —… мордовский женский головной убор.
4. Калфак —…. татарский женский головной убор.
5. Тухья —…. чувашский женский головной убор. 6. Айшон - …удмуртский женский головной убор.
Для каждого человека дорог тот уголок земли, где он родился (слайд)
Для Алдуни и Ванэ - это Мордовия.
Какие пословицы есть у мордовского народа о Родине?
Алдуня: «В родном краю – как в раю».
Ванэ: « Краше Родины нет ничего!»
Какие пословицы вы знаете о Родине и России? Русские…….
- Воздух Родины – он особенный – не надышишься им. - Жить – Родине служить. - Лучше нет родного края. - На родной стороне и ворона родная. - Человек без Родины. - В родном краю и воздух исцеляет.
Алдуня: У нас есть национальные праздники, где мы играем, пляшем, песни поем.
- Какие национальные праздники знаете? Праздник Шумбрат, праздник Балтай, праздник Белой берёзы (Акша Келу)
«Акша-келу» (праздник Белой березы) отмечает календарный рубеж весны и лета, совпадает с русским праздником «Троица». Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, веря, что они обладают целебной силой.
А теперь я предлагаю поиграть в мордовскую игру «В круги». Становимся в круг. Вадим считает считалку на мордовском языке.
«Вейке, кавто, колмо, шиле,
Мон сэвинь соразонь пиле.
Кавто, колмо, пиле, ветесь,
Кинень понги псакань пекесь?»
Дети берутся за руки, обра-зуют круг, ходят и приговаривают.
Отгадай, чей голосок,
Становися во кружок,
И скорей кого-нибудь
Своей палочкой коснись.
Отвечай поскорей,
Отгадать торопись.
Эти слова адресуются стоящему в центре круга игроку с плотно завязанными глазами. Когда дети кончат приговаривать, они перестают ходить, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по головному убору, длине волос и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет узнан, он становится в круг, и игра продолжается.
Правила игры. После каждого узнавания игрока, дети снова становятся в круг, игра начинается сначала.
- Чем занимался мордовский народ давних времен? (земледелием, пчеловодством, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав)
Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение. - Это ювелирное искусство, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, художественная обработка дерева. Декоративная резьба по дереву – еще один традиционный вид художественного творчества мордвы. Занимались им в основном мужчины.
Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. Какие национальные блюда вы знаете
Блины, пироги с творогом, пельмени, мордовская селянка, различные каши и другие блюда.
Дети под мордовскую музыку уходят из зала.
(Слайд № ) Мастер-класс «Ай, да Масленица Дуняша!» воспитатель Миндукова О.А.
Цель: изготовление сувенира своими руками
Задачи мастер-класса:
- изготовить сувенир Масленицы как украшение интерьера для весенних праздников
- познакомить с русским народным праздником Масленица
- развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса
Назначение:
сувенир из бумаги будет замечательным подарком и украшением интерьера для весенних праздников.
Данный мастер-класс рассчитан на детей младшего школьного возраста. Изготовление сувенира будет интересно для воспитателей и заботливых родителей.
Ход мастер-класса
(Слайд№ ) Необходимый материал: цветная бумага, шаблоны, клей ПВА, ножницы, фломастеры, простые карандаши, трубочки для коктейля.
Дорогая наша гостья Масленица!
Дуня милая, Дуня румяная!
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, атласная!
Платок красненький, да в горошинку,
Брови черные, наведенные.
Платье красное и нарядное
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набеленные!
Ух, красавица!
Наряд Масленицы. (Слайд № )
1. Сложить «гармошкой» два листа (А-5) красного и желтого цвета
2.Согнуть посередине сложенные "листы - гармошки"
3.Внутреннюю часть красного листа склеить между собой. Нижняя часть платья готова
4.Желтый " лист- гармошку" (рукава) приклеиваем к нижней части платья. Наряд для Масленицы готов
Голова и лицо Масленицы. (Слайд № )
5. По шаблону №1 вырезаем круг ( нежно-розовый для лица)
6.По шаблону №2 вырезаем волосы
7.Волосы наклеиваем на розовый круг(лицо)
8.берем фломастеры и рисуем: глазки, брови, реснички, ротик, носик, щечки.
9.По шаблону №3 вырезаем косынку из красной бумаги
10.Лицо наклеиваем на косынку. Рисуем брови и ресницы Масленице
11.По шаблону№4 вырезаем кончики косынки и наклеиваем под нижнюю часть
косынки
12.Соединяем две части: голову и наряд. Склеиваем их между собой. Косынку освежаем белыми горошинками
13.По шаблону №5 вырезаем из нежно-розовой бумаги две ладошки и приклеиваем к рукавам платья
14. Завершенность работы придаст трубочка для коктейля, на которую можно наклеить сувенир. ( Слайд № )
Веселая Масленица украсит ваш дом и подарит весеннее настроение.
Спасибо за внимание!
Волга: А сейчас представляем театрализованное представление татарской народной сказки «Өч кыз» Старшая группа (Слайд № )
Волга:А сейчас мы с вами поговорим о пословицах и поговорках народов Поволжья. С которыми мы знакомим детей. Я начну, а вы продолжите.
Закончи пословицу:
Русские пословицы
Рыбак рыбака ……… (видит издалека.) (Пословицы о дружбе Русские)
Друга узнать – вместе ……….. (пуд (куль) соли съесть). (Пословицы о дружбе Русские)
Старый друг ………. (лучше новых двух.) (Пословицы о дружбе Русские)
Татарские пословицы о дружбе |
|
Башкирские пословицы и поговорки
В открытую дверь …… (любой войдёт )
Видел раз — знакомый; видел два — товарищ; …… (видел три друг.)
Где дыра — там ветер, …… (где лодырь — там и разговоры.)
Чувашские пословицы и поговорки-
Близкий друг лучше …….(иного родича.)
Близок локоть, но не повернёшь его, …….(чтобы укусить.)
Человек без друзей, ……..(что дерево без корней.)
Марийские пословицы и поговорки
Братья побеждают даже и……….( медведя.) (о дружбе)
Кто не слушается родителей,……… ( тот часто попадает в беду.)
Ложное слово — на три дня, ……….. (правдивое слово — на века.)
Мордовские пословицы и поговорки с переводом
Без братьев можно жить, …….. а без друзей нельзя.
Без веток не — дерево, без детей —………. не семья.
Где огонь, …….. там и дым. Голодный человек…………злее зверя.
Удмуртские пословицы и поговорки
Дерево славится плодами, …….человек – делами.
Добрая душа — ……..половина счастья.
Если вода за тобой не бежит,………. сам иди за нею.
Жемчуг ищи в море, мудрость — ……..в народе.
Красота лица — борода, красота речи —……. мудрое слово.
Кто без дела, — …….. тот без хлеба.
Молодцы. Спасибо!
Волга: Сказка — первый и самый древний путь познания мира.
(Слайд №23) "Гора Самоцветов" — это сказки народов России. Каждую серию из цикла "Гора самоцветов" представляют одни и те же слова — "Мы живем в России". Всего несколько добрых слов о каждом народе, а следом — его мудрая и самобытная сказка. Именно такой радостный и светлый мир мы дарим детям когда просматриваем эти сказки.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшой сюжет…. (включить видио из цикла «Гора самоцветов»)
Волга: А мы вам предлагаем посмотреть сказку «Три дочери»
I күренеш
Татар өе. Өч кыз үз эшләре белән мәшгуль. Ике кыз чигеп утыра, өченчесе көянтә гә чиләкләр асып чишмәдән кайтып килә. Әни кеше урындыкта утыра, оек бәйли.
1 нче алып баручы: Борын-борын заманда яшәгән, ди, бер хатын. Аның булган, ди, өч кызы. Бу хатын, кызларының өсте бөтен, тамаклары тук булсын, дип, көне-төне эшләгән, ди.
2 нче алып баручы: Менә кызлар үсеп, буйга да җиткәннәр. Алар берсеннән-берсе матур, бер битләре ай, бер битләре кояш,буй-сыннары карлыгачтай сылу, ди.
Әни: - Олы кызым, Зәринә, кил әле монда, утыр.
Зәринә: - Нәрсә булды,әнием?! (килеп утыра)
Әни: - Уртанчы кызым, Румия, син дә кил монда, утыр.
Румия: - Хәзер,әнием. (килеп утыра)
Әни: - Кече кызым, Сәйдә! Сине дә чакырам монда. Кил, утыр.
Сәйдә: - Киләм, әнием, киләм. (килеп утыра)
Әни: - Кызларым минем, кадерлеләрем. Сезне үстергәндә миңа бик күп эшләргә, тырышырга туры килде. Аллага шөкер, сез өчегез дә бик акыллы, эшчән, чибәр булып үсеп җиттегез. Тиздән кияүгә дә китәрсез. Кайда гына яшәсәгез дә кешеләрне хөрмәт итегез, аларга гел яхшылык кына эшләгез. Кешеләр дә сезне яратырлар.
Сәйдә: - Рәхмәт сиңа, әнием!
Зәринә: - Яхшы сүзләрең өчен!
Румия: - Без синең йөзеңә кызыллык китермәбез.
Кызлар, "үзләре чиккән" кулъяулыклар белән бииләр.
1нче алып баручы: Өч кыз, бер-бер артлы кияүгә чыгып, берсе артыннан берсе китеп тә барганнар.
Кызлар һәм кияүләр биюе.
2 нче алып баручы: Менә бер ел үткән, ике ел, өч ел үткән. Шулай матур гына яшәгәндә, әниләре авырып киткән. Күрше урманда Тиен дусты бар икән, шуны чакырган.
Музыка астында кулына кәрзин тоткан Тиен чыга, бии, җырлый татар халык көенә:
Урман - туган йортыбыз
Урман - безнең анабыз.
Шушы урман булганда,
Без дә яши алабыз.
Әйдә, җыйыйк гөмбәсен
Әрәм була күрмәсен.
Монда гөмбә күп икән,
Аю, бүре юк икән.
Тиен: - Ай, гөмбә җыеп йөреп бөтенләй онытканмын. Мине бит әбекәй чакырган иде. Нигә чакырды икән?! Тизрәк барып хәлен белим.
Тиен әбекәй өе янына килә.
Тиен: - Исәнме, әбекәй!
Әбекәй:- Исәнме, тиен дустым!
Тиен: - Әбекәй, хәлләрең ничек?
Әбекәй: - Хәлләрем, начар. Менә авырып киттем бит әле. Тиен дустым, барсәнә, кызларыма әйтсәнә, хәлемне белергә килсеннәрче.
Тиен: Хәзер, әбекәй, йөгерәм, очам. Ә бу сиңа күчтәнәч миннән. (гөмбә тулы кәрзинне әбинең өстәленә куя)
1 нче алып баручы: Тиен башта әнинең олы кызы янына чапкан. Тиен барып тәрәзәсен какканда олы кыз кер юа икән.
Тиен:- Исәнме, Зәринә.
Зәринә: - Исәнме, Тиенкәй.
Тиен: - Әниең авырып китте. Тизрәк хәлен белергә йөгер.
Зәринә: - Һай, бик барыр идем дэ, ләгәндәге керләремне юып бетерәсем бар шул.
Тиен: - Аһ! Алайса, син шушы ләгәннәреңнән мәңгегә аерылма. (Кыңгыравын шалтырата)
2 нче алып баручы: Тиеннең шулай дип әйтүе булган, ике ләгән ике яктан китереп тә кыскан, кыз шунда ук гөберле бакага әверелгән. ( Кыз өй макеты артына кереп китә һәм яулыгын салып бака битлеге киеп чыга)
1 нче алып баручы: Шуннан соң тиен уртанчы кыз янына китә. Тиен барып тәрәзә какканда уртанчы кыз җеп эрли икән.
Тиен: - Исәнме, Румия.
Румия: - Исәнме, Тиенкәй.
Тиен: - Әниең авырып китте. Тизрәк хәлен белергә йөгер.
Румия: - Һай, бик барыр идем дә, ярминкәгә җеп эрләп өлгертәсем бар шул.
Тиен: - Аһ, алайса, син шушы җепләреңнән мәңгегә аерылма. (кыңгыравын шалтырата)
2 нче алып баручы: Тиеннең шулай дип әйтүе булган, уртанчы кыз шунда ук үрмәкүчкә әверелгән.( Кыз өй макеты артына кереп китә. Яулыгын салып үрмәкүч битлеге киеп чыга)
1 нче алып баручы: Шуннан соң тиен кече кызга чапкан. Тиен барып тәрәзә какканда, кече кыз камыр баса икән.
Тиен: - Исәнме, Сәйдә.
Сәйдә: - Исәнме, Тиенкәй.
Тиен: - Әниең авырып китте. Тизрәк хәлен белергә йөгер.
2 нче алып баручы: Кече кыз, камырлы кулларын да сөртеп тормаган, тизрәк әнисе янына чыгып чапкан.
II күренеш
Әбинең өе. Әби башын бәйләп караватта ятып тора. Тиен белән кече кыз килеп керәләр.
Сәйдә: - Исәнме, әнием. (Әнисен кочаклап ала)
Әни: - Исәнме, кызым.
Сәйдә: - Әнием, хәлләрең ничек?
Әни: - Менә авырып киттем бит әле, кызым.
Сәйдә: - Кайгырма, әнием. Мин хәзер сиңа дарулар бирәм. Син бик тиз савыгырсың. (Әнисенә шешәдән дару салып бирә)
Әни: - Рәхмәт сиңа, кызым. Син килгәч минем хәлем җиңеләеп китте.
Тиен: - И сөекле бала.Гомерең буе игелек күр. Кешеләргә яхшылык эшлә. Кешеләр дә сине яратырлар. Синең яхшылыгыңны мәңге онытмаслар.
Әни: Тиен дустым, минем бит әле тагын ике кызым бар. Алар нишләп килмәделәр икән?
Тиен: кайгырма, әбекәй. Мин аларны хәзер чакырам. (Кыңгыравын шалтырата)
Бака һәм үрмәкүчкә әйләнгән кызлар гаепле кыяфәттә башларын иеп килеп басалар.
Зәринә: - Исәнме, әнием.
Румия: - Исәнме, әнием.
Әни: - Кызларым, сезгә нәрсә булды?
Зәринә: - Синең хәлеңне белергә килмәгән өчен тиен мине бакага
Румия: - Ә мине үрмәкүчкә әйләндерде. (икесе дә елыйлар)
Әни: - Тиен дустым, нишлибез инде хәзер?
Тиен: - Дөньяда бер тылсымлы сүз бар. Әгәр дә сез шул сүзне белсәгез, яңадан кызларга әйләнерсез.
Зәринә: - Гафу ит мине, әнием.
Румия:- Гафу ит мине, әнием.
Әни: - Кызларым минем, мин сезне гафу итәм. Мин сезне бик яратам.
(Тиен кыңгыравын шалтырата. Кызлар өй макеты артына кереп китәләр һәм битлекләрен салып, яулык ябып чыгалар. Өчесе дә әниләре белән кочаклашалар.)
1 нче алып баручы: - Әйе, әниләр, нәрсә генә эшләсәләр дә балаларын һәрвакыт гафу итәләр.
2 нче алып баручы: - Чынлап та, кече кыз, бик рәхәт гомер кичергән. Кешеләр дә аны бик яратканнар.
Әниләр турында җыр башкарыла.
1.Әнием кадерлем
Син энҗе бөртегем
Син хөрмә җимешем
Син йөрәк тибешем
П/в: Әнием,әнием,
Иң кадерлем син минем.
Әнием,әнием,
Иң кадерлем син минем.
2. Мин сине яратып
Иркәләп торырмын.
Мин сиңа тормышта
Таяныч булырмын.
Алып баручы: - Безнен шуның белән әкиятебез тәмам. Безнен артислар: Әни – самира, Олы кыз- Милана, уртанчы кыз – Анелия, кече кыз – Мадина, Тиен дус – Регина, кияүләр – Саша, Максим, Муслим, алып баручылар Рәсүл һәм Индирә. Хуш сау булыгыз!!!
Волга: Все народы различны. Как у каждой птицы - своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура - народные песни, музыка и танцы.
А сплотила все народы в одном месте – наша самая крупная река в мире, наша красавица Волга.
Под песню «Туган як» - «Родной край» Выходят дети в народных костюмах с национальными блюдами, встают полукругом. По очереди читают стихи.
Из раздольной России.
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Из гостеприимного Татарстана.
Татарская земля родная,
Традиций нам не счесть твоих.
Другого мы не знаем края
Где б также почитали их.
Гости из соседней Башкирии.
Башкирия, родимый край. Здесь слышно, как поёт курай. Леса и степи и поля Богата недрами земля. Гордимся родиной своей – Она для нас всего родней!
Гости из хлебосольной Чувашии.
Славлю я мой край красивый,
Славлю край приволжский милый,
Славлю песни птичьих стай,
Славлю мой чувашский край.
(П.Хузангай) Гости из славной Мордовии.
На Российских огромных просторах
Есть зеленый затерянный рай.
Это светлый , уютный и скромный
Мой любимый Мордовский край!
Гости из прекрасной Удмуртии.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камой она ещё синей.
И для меня бы не было России
Без маленькой Удмуртии моей.
Гости из красивейшей Марий Эл
Как красиво звучит - Марий Эл... Словно эльфов волшебных страна... Если там побывать не успел,- Можно просто представить: она
Пролегла по тенистым лесам, По лугам первозданных цветов... Нужно срочно поехать, и сам Всё увидишь, узнаешь, без слов...
(Под продолжение песни «Туган як» девочки ставят на стол национальные блюда, встают на свои места)
Песня «Все будет хорошо»
Волга: Я очень рада, что на моих берегах проходит такой прекрасный праздник дружбы.
Хоровод «Дружба народов»
Под минусовку песни «Течет река волга» «Волга» говорит заключительные слова:
Волга:
Я сплотила народы Поволжья
Дружбой братской семьёй на века.
Не страшны нам злые силы
Мы живём семьёй единой.
А единство, дружба, братство –
Наше главное богатство!
В: На этом наше мероприятие завершается.
Мы рады были всех видеть сегодня.
Благодарим всех гостей и ждем вас в гости.
До новых встреч!!!
Общее фото на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Дружба начинается с улыбки"
Это конспект занятия которое поможет детям адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.1.Воспитывает желание общаться, вступать в контакт с другими детьми и взрослыми;2.Научит детей высказывать свое ...
Конспект занятия "Дружба начинается с улыбки"
Это конспект занятия которое поможет детям адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.1.Воспитывает желание общаться, вступать в контакт с другими детьми и взрослыми;2.Научит детей высказывать свое ...
Конспект НОД "Дружба начинается с улыбки"
Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе ДОУ...
Конспект занятия "Дружба. Что значит быть другом."
Конспект занятия для дошкольников перо дружбу...
конспект занятия "Дружба народов"
конспект...
Конспект занятия "Дружба начинается с улыбки"
Цели: формирование понятий "друг", "дружба";расширять кругозор детей; развивать умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения...
Конспект о дружбе.
Материал про дружбу....