Скульптуры Петербурга
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Образовательное путешествие с  детьми старшей группы  к  городским объектам: скульптура «Каменный Гребец» Дмитрия Каминкера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skulptury_peterburga.docx18.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Скульптуры  Петербурга». Образовательное путешествие с  детьми старшей группы  к  городским объектам: скульптура «Каменный Гребец» Дмитрия Каминкера.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста логопедической группы ДОУ.

Цель: 

создать условия для осознания дошкольниками многообразия скульптур Петербурга, для понимания тех смыслов, которые сосредоточены в данных объектах культурного наследия; 

Задачи: 

  • помочь дошкольникам увидеть в хорошо знакомых объектах новое и неизвестное;
  • заложить основы исследовательской культуры (умение рассматривать, делать выводы на основе наблюдений и пр.);        
  • познакомить детей с понятием «Озеро» и их происхождение;
  • развивать у детей речевую активность, умение рассуждать;
  • закрепить знания о правилах безопасного и корректного поведения на природе, возле водоёмов.
  •  вызвать у детей чувство удивления от совершенных ими открытий и от того, что ранее данный объект не замечался ими;
  • развитие исследовательских умений дошкольников, прежде всего, умения рассматривать городские объекты и делать выводы на основе наблюдений;

Оборудование и материалы: письмо от сказочного персонажа  Чижика - Пыжика; загадки о памятниках и скульптурах Санкт-Петербурга.

(Письмо от Чижика-Пыжика:  «Здравствуйте, ребята! Вы все знаете, что по ночам я люблю летать над городом и любоваться им. Но, пролетая над озёрами вашего района, я увидел необычную скульптуру. Я очень долго летал над ней, но так и не смог разглядеть, что же это такое? Я уверен, что вы хорошо знаете свой район, часто гуляете около этого памятника днём и смогли как следует его рассмотреть. Расскажите мне, пожалуйста, об этой скульптуре»).

Скульптура «Гребец».

Детям предлагается рассмотреть скульптуру, стоящую на берегу озера. Педагог организует дискуссию по следующим вопросам:

  • Что вы видите?
  • Что вы можете сказать о герое этой скульптуры?
  • Сколько ему лет?
  • Чем он занят? Почему смотрит именно в эту сторону?
  • Каково его настроение?
  • Из какого материала изготовлена скульптура?
  • Как давно мог быть создан этот памятник?
  • Почему эта скульптура стоит на берегу озера?
  • Как она может называться?
  • Что связывает название района города и станции метро «Озерки» с тремя озёрами?

 При необходимости воспитатель просит дошкольников доказать свои выводы деталями скульптуры («Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам сделать такой вывод?»), а также принять позу героя скульптуры и почувствовать, что мог бы испытывать изображенный скульптором человек. В завершении путешествия попросите дошкольников сделать вывод.

Сделать вывод о том, что в последнее время благоустраивается не только центр города, но и его окраины становятся более привлекательным и удобным для жизни горожан. Поскольку у жителей окраин не всегда есть возможность выбраться в центр города, и прогулки совершаются в своем районе города.

Завершая обсуждение, воспитатель обобщает наблюдения детей: «Перед нами скульптура гребца,  который плывет спиной вперед к озеру. Изготовлена она из мрамора. Олицетворяет эта скульптура        

17 мая 2003 года на берегу Второго Суздальского озера появился новый обитатель. Это «Каменный Гребец» работы скульптора Дмитрия Каминкера, который живет по соседству с «Деревней художников».         

Скульптор работал над Гребцом более двадцати лет и, наконец, воплотил свой замысел. Дмитрий Каминкер рассказывает, что в конце 1970-х годов, когда он только начинал работать в камне, ему достался большой кусок мрамора. Нарушив основное правило скульпторов, Дмитрий раскроил глыбу на несколько мелких кусков. Чутье не подвело скульптора, и возникший из мраморных блоков гребец оказался оригинальной авторской находкой.

Послушаем историю возникновения этой необычно композиции. «Когда-то давным-давно, когда еще не завелся на Земле человек (с его вечным стремлением все переделать, обтесать и облагородить), на том месте, где сейчас Санкт-Петербург, было море – древняя Балтика. Потом море отступило. Приполз ледник. Он перетаскивал с места на место огромные камни-валуны. Эта немыслимая, невозможная мощь природы-матери неизменно восхищала петербургского скульптора Дмитрия Каминкера. И вдохновила его на создание монумента, который он с гордостью называет «Каменным Гребцом»…».

«Каменный Гребец» появился на Среднем Суздальском озере, вдали от центра города и от его исторической части неслучайно. Если проследить за установкой памятников в то время, когда появилась скульптура (а она была поставлена в самый разгар ажиотажной установки памятников-подарков к трехсотлетию Санкт-Петербурга, в мае 2003 года), можно заметить, что в основном все памятники появлялись на оживленных улицах города, в местах, где собираются люди, и где памятники чувствуют себя «рядом с обществом», так, будто они втянуты в общую жизнь города. Можно подойти, потрогать, полюбоваться или даже посидеть на них. Автор же выбрал для своего детища местечко Озерки, расположенное достаточно далеко от центра города, не столь многолюдное, как Малая Садовая улица или пространство вокруг государственного университета. Люди здесь появляются летом, на пляжах. Сам скульптор считает, что неправильно украшать только центр города.

«Гребец» хорош именно для такого пространства: вокруг небо, плывущие облака, простор и свобода. Люди, которые гуляют около озер, любуются Гребцом. Каждый второй, подходя, забирается на скульптуру, фотографируется. Вокруг красивая местность. Берег озера, деревья, некоторые из них только-только посажены, и что здесь будет через несколько лет – остается только предполагать.

 Путешествие завершается повторением и обобщением всего увиденного. Детям предлагает ответить на следующие вопросы Чижика -Пыжика:

  • Озеро – место созданное природой или людьми?
  • Что отличает озеро от реки, моря?
  • Чем уникальны Суздальские Озёра?
  • Были ли вы на других  озёрах города? Если «да», то где?
  • Расскажите, что ещё можно увидеть вблизи озера?
  • Как следует себя вести на берегу озера? Сформулируйте правила поведения вблизи озер, рек.
  • Для чего люди устанавливают памятники, скульптуры?

Подводится итог прогулки. Воспитатель хвалит ребят. Говорит что пора собираться в детский сад,  для того чтоб в группе нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки.

 (Письмо – ответ Чижику-Пыжику)

Подведение итогов прогулки.

После прогулки в условиях группы ДОУ детям предлагается выполнить одну из творческих работ, целью которых является рефлексия впечатлений, полученных от рассматривания скульптуры:

  1. Нарисовать памятник Гребцу;
  2. Придумать и изобразить свою скульптуру, находящегося возле водоёма.

Работа с семьей.

Родителям вместе с детьми предлагается выполнить одно из следующих заданий:

  • Найти в городе памятники, которые находятся вблизи водоёмов, сфотографировать их и принести снимки в группу для создания выставки творческих работ.
  • Найти или придумать загадки о памятниках и скульптурах Санкт-Петербурга. В дальнейшем в группе организуется конкурс семейных загадок.

Из рисунков создаём выставку детских работ «Подарки для Чижика-Пыжика».