НОД "ЯРМАРКА"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Знакомство  детей с народными промыслами, изучение быта  и уклада жизни людей в старину способствует развитию интереса дошкольников к русской национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_yarmarka.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Старший возраст (6-7) лет

                                                     Ярмарка

Место НОД в изучении темы: итоговое по теме «Ремесла родного края».

Цель НОД: развивать познавательные способности детей

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»

Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего родного края.

Знакомить с особенностями народных промыслов на территории Ивановской области.

Расширять представления детей об истории ярмарки, женском русском народном костюме.

Продолжать знакомить детей с русскими народными обычаями и традициями.

Приобщать детей к русской национальной культуре.

Воспитывать уважение к «малой родине».

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Задачи занятия

«Социально-коммуникативное развитие»:

Развивать у детей навыки планирования своей деятельности.

Развивать личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения).

Формировать навык самоконтроля с помощью взаимопроверки.

«Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность детей.

Продолжать формировать умение правильно выполнять  движения в заданном темпе.

Продолжать развивать мелкую моторику детей.

 «Речевое развитие»:

 Обогащать  словарный запас детей словами: ярмарка, ремесло, ремесленник, ювелир, пряха, ткачиха, берестянщик, гончар, кузнец, лаковая миниатюра, береста, фоамиран.

Формировать устную речь: продолжать учить отвечать на вопрос полным ответом.

Развивать интонационную культуру речи детей.

«Художественно-эстетическое развитие»

Прививать любовь к русской народной песне.

Побуждать детей использовать в работах способы стилизации образов реальных предметов (солнца, воды, поле).

Обогащать продуктивную деятельность детей работой с разными видами материалов: берестой и фоамираном.

Развивать художественный вкус, воображение детей.

Планируемые результаты НОД:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями; с удовольствием  экспериментирует с разными объектами и материалами; владеет устной речью; может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, владеет основными движениями.

Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные - выделять существенные признаки объектов окружающего мира; умение соотносить условные обозначения предметов с реальными предметами; регулятивные — умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные — умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование для педагога: комплект мультимедиа, записи русских народных песен, кукла в русском народном костюме, сундучок, письмо, головные уборы русского народного костюма, картинки с изображение ремесел и предметы, связанные с ним; короба с изделиями народных промыслов, игровое оборудование для подвижной игры «Карусель»

Цель использования комплекта мультимедиа: использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует  результативности занятия.

Оборудование для детей: строительный материал, лавочки, стулья, заготовки из бересты, фоамиран красного цвета, двухсторонний скотч, ножницы, простые карандаши.

                   Деятельность воспитателя

                      Деятельность детей

                Этап 1. Вводная часть. Мотивация детей к образовательной деятельности

 

Цель: актуализация опыта детей, создание игровой мотивации к деятельности

Цель: включение в образовательную деятельность, принятие мотивации на участие в путешествии.

Воспитатель показывает сундучок и рассказывает, что нашла его по дороге в детский сад. Затем предлагает детям посмотреть внутрь сундучка. Внутри кукла, одетая в русский народный костюм.

Воспитатель спрашивает:

- Во что одета кукла, которую нашли?

- Когда ходили в такой одежде?

Воспитатель просит:

-Назовите части женского русского народного костюма. Если вы согласны с ответом детей – сделайте наклон вперед, если не согласны - прыжком расставьте ноги в стороны.

В таких нарядах ходили женщины, жившие в старину во Владимирской губернии. Так  раньше называлось  место, где мы с вами живем. А как сейчас называется место, где мы с вами живем?

Давайте, посмотрим на карту (Слайд 2)

Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое лежит в сундуке.

Читает текст письма:

Меня зовут кукла Глаша. Давным-давно у меня была хозяйка, маленькая девочка. Она очень любила со мной играть. Потом она потеряла меня. Мне бы очень хотелось вернуться назад, в то время. А вы ребята, хотели бы побывать в прошлом?

- Отгадайте загадку:

Продают здесь, покупают,

Обходя за рядом ряд.

Только здесь ты не теряйся,

Коли хочешь - угощайся.

Все попробуй, посмотри,

А потом товар бери.

О чем эта загадка?

Внимание, на экране ответ (Слайд 3)

Воспитатель продолжает чтение письма: Я хочу  Вас пригласить на ярмарку. Вы знаете, что это такое? Чем занимались люди на ярмарке? (Слайд 4)

 -Как вы думаете, без чего мы не сможем попасть на ярмарку?

Рассматривают сундучок, внутри находят куклу и письмо.

Ответы детей.

Дети отвечают по очереди, выполняя движения.

Ответы детей.

Дети  слушают текст письма.

Рассуждения детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Предположения детей.

             Этап 2.  «Украшение браслета из бересты обережными знаками. Подготовка к путешествию на ярмарку. Работа с графической схемой»

Цель: побуждение детей к использованию в работах способов стилизации образов реальных предметов (солнца, воды, поле).

Цель:  использование  в работах способов стилизации образов реальных предметов (солнца, воды, поле).

-А какие украшения носили женщины в старину? (Слайд 5)

-А какие украшения носили и женщины и мужчины? (Слайд 6)

-Браслеты в старину носили и женщины, и мужчины. Эти украшения делали из разных материалов: ткани, кожи, шнуров,  железа, меди, серебра, золота. Запястье рук считалось незащищенным местом на теле человека. Издавна люди верили, что знаки, которые нанесены на браслеты - будут оберегать их. Эти знаки наносили и на одежду, считая, что они принесут человеку: здоровье, успех в делах.

-Давайте посмотрим на экране эти знаки. Эти знаки люди использовали вышивках на одежде.

-Что они вам напоминают? (Слайд 7,8)

-Как вы думаете, почему именно эти знаки наносили люди на одежду и украшения?

-Действительно, людям, которые работали на земле, выращивали хлеб и овощи - были очень  важны и солнце, и  засеянное поле, и дождь так, как  от этого зависел будущий урожай. Кроме этого в этих знаках заложены пожелания добра и благополучия. Люди изображали эти знаки красным цветом на белом фоне. Красный цвет-цвет солнца, огня, жизни. Белый цвет-цвет чистоты и света.

Ответы детей.

Предположения детей.

Предположения детей.

        Продуктивная деятельность детей.

-Давайте заглянем еще раз в сундучок.

 Воспитатель вынимает бересту, спрашивает детей: Что это такое? Назовите, свойства этого материала?  Что делали из этого материала раньше?

-В старину из этого материала делали туеса. (Слайд 9)

-Как вы думаете, что мы с вами можем сделать из этого материала?

-У нас с вами есть заготовки из бересты, нам нужно только нанести на браслет знаки, которые будут помогать человеку  в его работе, будут оберегать человека, носящего это украшение. Возьмем другой материал - фоамиран. Потрогайте его руками, какой он, опишите словами. Как выдумаете, был в старину такой материал?

-Предлагаю нам отправиться в нашу мастерскую.

Работа с графической схемой.

Посмотрите на схему, которая поможет вам вырезать эти знаки.

 -Назовите по порядку, как вы  будете выполнять эту работу. Кукла Глаша хочет у вас этому научиться.

Дети перечисляют:

1.Рисование простым карандашом знаков на фоамиране.

2.Вырезание знаков из этого материала.

3.Прикрепление вырезанных знаков с помощью двухстороннего скотча к бересте.

Ответы детей.

 Дети называют свойства бересты.

Ответы детей.

Предположения  детей.

Дети описывают свойства фоамирана.

Ответы детей.

Называют порядок работы.

Прослушивание русских народных песен.

Воспитатель говорит, что работая  русские люди, всегда пели и предлагает во время работы и прослушивания песен - подпевать.

Звучат русские народные песни.

Выполнение работы детьми под русские народные песни.

-Вы, молодцы, хорошо подготовились к ярмарке. Пора нам отправляться туда.

-Мы с вами знаем, что русский народ надевал на ярмарку все самое лучшее из одежды. Надо и нам нарядиться.

 На чем  мы можем отправиться в старину?

Дети приходят к выводу, что отправятся на телеге. Воспитатель предлагает построить телегу (из крупного строительного материала, лавочек, стульев)

Садитесь, пожалуйста, в телегу. Закройте глазки.

Произнесем волшебные слова:

-Собирайся, народ!

В гости ярмарка зовет,

Веселая, расписная,

Пестрая, заводная!

Дети надевают части русского народного костюма.

Ответы детей.

Строят телегу.

Дети повторяют вместе с воспитателем.

                Этап 3.Динамическая пауза «  Сказка-ярмарка»

Цель этапа: снять напряжение, восстановить умственную работоспособность детей

Цель этапа: выполнить движения по показу воспитателя согласно тексту

-Вот мы с вами и оказались в прошлом.

Воспитатель приглашает детей:

-А ну, честной народ,

Вставай в хоровод!

Рано-рано по весне на кауром скакуне

К нам является невиданное чудо:

Сказка-ярмарка, краса, в пояс русская коса,

Приезжает к нам неведомо откуда.

Вслед за ней идут шуты - слуги смеха, доброты,

Дарят шутки, шоколадные медали,

А шарманщик – чародей с верной спутницей своей

Дарит тихую мелодию печали.

Зазывалы-продавцы предлагают леденцы!

Сладкий пряник! Вкусный квас!

Игры, пляски, карусели

развлечения для Вас!

Дети встают в хоровод.

Дети идут по кругу.

Изображают шутов.

Изображают шарманщика.

Изображают зазывал.

Изображают пляску.

     Этап 4. Закрепление ранее полученных знаний о ремеслах родного края.

 Дидактическая игра «Ремесло, ремесленник, изделие»

Цель этапа: закрепление ранее полученных знаний о ремеслах родного края.

Цель этапа: дети сопоставляют картинку с изображением  ремесла и предмета, который относится к этому ремеслу; называют ремесленника.

Дидактическая игра «Ремесло, ремесленник, изделия»

-Ребята, куда это мы с вами попали?

Действительно, в торговые ряды на площади. Видимо, тут был очень сильный ветер так, как все перепутано, все товары перемешались. Кукла Глаша просит Вас навести порядок, одна она не справится.

Предлагаю вам стать ремесленниками. Ребята, после того как вы найдете предмет и связанную с ним картинку, разделитесь на пары. Первый ребенок из пары покажет и назовет свой выбор, второй проверяет. Затем вы должны поменяться.

Давайте скажем такие слова:

На златом крыльце сидели: 
Царь, царевич, король, королевич, 
Сапожник, портной -  
Кто ты будешь такой? 
Ищи поскорей, 
Не задерживай  
Добрых и честных людей!

Дети составляют пару картинка-предмет:

Художник - лаковая миниатюра;

Резчик по дереву - предмет из дерева;

Ювелир - ювелирное изделие;

Мастер плетения из лозы - корзина;

Ткачиха-ткань;

Гончар-горшок;

Пряха - нити;

Вышивальщица-изделие с вышивкой.

Воспитатель просит сказать хором:

Кто ты будешь такой? 
Говори поскорей, 
Не задерживай  
Добрых и честных людей!

-Наша область издавна славится мастерами народных ремесел. Это палехские и холуйские мастера, рисующие лаковую миниатюру (Слайд 10). В Шуе местные мастерицы  изготавливали льняные и хлопковые ткани (Слайд 11). Символ города Шуи - Шуйская гармонь (Слайд 12). Ювелирными изделиями известен город Приволжск. В Юрьевце  было развито кузнечное ремесло (Слайд 13).В нашей области было развито искусство строчевой вышивки. (Слайд 14)

-Как бы сказали, что же такое ремесло?

-Приглашаю двух мальчиков, чтобы на время ярмарки они стали коробейниками.

Коробейники нам предложат разные изделия народных мастеров.

Давайте вместе с коробейниками будем загибать пальцы, перечисляя   товары на нашей ярмарке.

Пальчиковая гимнастика.

Нынче ярмарка хороша,

Выбирай товар не спеша!

Туеса уфтюгинские,

Тульские гармошки

Семеновские матрешки,

Михайловские кружева,

Золотая хохлома,

 Городецкие игрушки,

Филимоновские свистушки,

Крепкие кадушки,

Сладкие ватрушки. 

Часто на ярмарках русские люди не только покупали товары, но и просто обменивались ими. Есть ли у вас товары, которыми вы можете поменяться с коробейниками?

Поменяйтесь, пожалуйста, с ними вашими поделками.

Воспитатель предлагает коробейникам поменять поделки детей на леденцы.

После удачного обмена можно прокатиться на карусели.

Подвижная игра «Карусель»

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Тише-тише, не шумите,

 карусель о-ста-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза)

Вот и кончена игра!

Воспитатель предлагает детям вернуться в нашу волшебную телегу, закрыть глаза и сказать следующие слова:

Ярмарку закрываем

И домой уезжаем.

Рассуждения детей.

Дети ищут картинку, которая изображает ремесло человека и предмет, связанный с этим ремеслом.

По очереди, проверяя друг друга,  называют, как в старину назывался тот или иной ремесленник.

Дети произносят слова вместе с воспитателем.

Дети произносят слова вместе с воспитателем.

Называют свое ремесло.

Рассуждения детей.

Дети перечисляют товары на ярмарке, загибая пальцы.

Ответы детей.

Совместно выполняемые движения воспитателя с детьми.

Карусель медленно движется в правую сторону.

Темп речи и движений   постепенно ускоряются.

Н а слова «побежали» карусель меняет направление  движения.

Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.

                                              Этап 6. Рефлексия

Цель этапа: создание условий для осознания  основных компонентов деятельности

Цель этапа: выявление смысла, проблем, получаемых результатов деятельности  основных компонентов деятельности

Воспитатель подводит итог, от лица куклы благодарит детей за участие в этом путешествии, за помощь, которую они оказывали ей. Говорит, что Глаше очень понравилось это путешествие.

Воспитатель просит подумать о нашем  путешествии и продолжить предложение:

Я это делал для…

Мне было это нужно для …

Мне это пригодится для …

Спрашивает у детей: кому мы можем рассказать об этом?

Приходят к выводу, что нужно рассказать мамам и папам о ярмарках в старину, о том какой богатый Ивановский край на мастеров и ремесла.

-Ребята, предлагаю похлопать в ладоши тем, кто поделится своими знаниями с родителями и друзьями.

-А за что каждый из Вас мог себя похвалить сегодня?

Ответы детей.

Хлопают в ладоши.

Рассуждения детей.

- Ребята, вы - молодцы. Я благодарю вас, за то, что вы активно участвовали в играх.

Информационные ресурсы:

Е.А.Алябьева «Нескучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет», М.:ТЦ Сфера, 2016.

С.Л.Сон, Е.В.Чинаева, А.М.Чистых «Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю», М.: Планета, 2012.

При разработке приложения к конспекту и презентации использовались материалы Интернет-ресурсов: http://images.yandex.ru

Записи русских народных песен использованы с сайта http://iplayer.fm/