ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал на тему
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_n.p._patrioticheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район,
Социальный педагог, Воспитатель
Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы. Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,
Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова стр.496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул Путин.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.
" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, - писал Ушинский - т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."
Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа), является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание решает ряд задач:
- нравственного воспитания;
- умственного воспитания;
- трудового воспитания;
- эстетического воспитания;
- физического воспитания.
Были поставлены следующие задачи:
1. Воспитание у дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
2. Развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.
4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).
5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.
Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.
В своей работе использую средства патриотического воспитания:
- само окружение, в котором живут дети;
- знакомство с символикой государства;
- праздники, которые отмечаются в стране и крае;
- важные события страны и края;
- знакомство с историей своей «Малой родиной»;
- произведения художественной литературы;
- произведения изобразительного искусства;
- музыкальные произведения;
- использование медиатеки (презентации).
Ожидаемый результат:
У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине.
Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.
Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города.
Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.
Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.
Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.
Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
Проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).
Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.
Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Предлагаю к рассмотрению один из проектов:
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: исследовательски-творческий.
Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае
Задачи проекта:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории, достопримечательностях, богатствах города.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый город.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Формы реализации проекта:
- Игровая деятельность
• дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского района, «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;
• кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», ««ХЛИБЧИК»», «КУБАНКА»;
• с/р «Семья».
2. Познавательное развитие.
• экскурсии в музей;
• Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;
3. Конструирование
• изготовление построек «Мой дом», «Наш город».
4. Художественно – творческая деятельность
• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».
• Аппликация «Флаг моей Родины».
5. Развитие речи
• беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;
• чтение и заучивание потешек;
• чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;
6. Формы и методы работы с родителями.
- Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».
- Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.
- Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Дошкольники будут знать:
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику города и края.
• Писателей и поэтов города и края, их творчество.
• Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Оценка результатов:
- Для оценки эффективности данного проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.
- Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
- Провести анкетирование родителей по оценке эффективности проекта
Этапы реализации проекта:
Этапы | Содержание | Сроки |
Этап № 1 | Подготовительный: -диагностирование детей
| Сентябрь 2012 г. |
Этап № 2 | Практический;
| Октябрь 2012 г. |
Этап № 3 | Завершающий: Контрольно-оценочный. | Май 2013 г. |
План проведения деятельности
Сентябрь | 1.Опрос детей по темам: «Мой любимый город», «Мой край». |
Октябрь | 1.Знакомство с историей города, края. 2. Знакомство с казачьими играми |
Ноябрь | 1. Одежда казака. |
Декабрь | 1.Выставка «Кубанская сказка» 2.Атрибуты казака. |
Январь | 1. Верный друг казака – конь. 2.Чтение народных сказок. |
Февраль | 1. «Ремесла и промыслы на Кубани» 2. Чтение произведений «Праздники, традиции, обычаи, обряды». |
Март | 1.Составление рассказа 2.Заучивание стихотворений 3.Изготовление книжки-малышки «Семейные традиции» |
Апрель | 1.Создание газеты 2. Экскурсия в музей. |
Май | 1.Награждение победителей конкурса рисунков «Кубанская сказка». 2.Итоговой мероприятие проведение встреч с представителями казачества. |
Методическое обеспечение:
1.Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.
2. Разделы программы «Детство»
3. «Дошкольнику - об истории и культуре России»: Данилина, Г. Н.
4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе, Кубань родная, до сырой земли поклон».
5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Микрюкова Ю. «Какая она – моя Кубань?»
6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Прасолова З. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани».
7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год Коненко Т., Шелуха О. «Чтим традиции и обычаи»
Проанализировав результаты работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и интересуются городом и краем. Наблюдается положительная динамика в воспитании бережного отношения к красоте окружающего мира, заложены ростки любви к родному городу и краю. У дошкольника формируется исследовательская база.
Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать детям любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.
Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.
Список литературы
- Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Бушнева И.М., Якунина И.М., Мартынова Е.А., Шапошникова С.В. и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.(Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2003.
- Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
- Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание старших дошкольников
Статья посвящена вопросу воспитания любви к родному городу средствами музейной педагогики....
Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников
Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....
Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...
Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...