Конспект образовательной ситуации "Россия-многонациональная страна"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект организованно-образовательной деятельности рассчитан для детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya-mnogonatsionalnaya_strana.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» г.Канаш
Выполнила: Васильева М.М.
Канаш, 2016 г
Программное содержание: Расширить и углубить знания детей о многонациональной России. Дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности русского, белорусского, украинского народов. Побуждать проявлять интерес к национальным костюмам, традициям празднования обрядовых праздников. Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Дать представление о существовании и значении дружбы между людьми, мире и согласии, уважении. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ.
Материал: магнитофон, компьютерная презентация «Россия -многонациональная страна»; глобус, маски для игр, куклы в национальных костюмах.
Ход:
Дети входят под песню Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная» в национальных костюмах ( чуваш., рус., татар… ), садятся на стульчики.
Восп-ль : Велика и прекрасна наша страна ! Она занимает 1-ое место по территории среди всех стран мира (используются карта России).
Стихотворение. : Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней –
И то едва домчится. ( Н.Забила. «Наша Родина».)
Восп-ль : -Ребята, как называется наша страна? (Россия)
- А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая и сильная)
-А что такое страна? (ответы детей) Стран очень много, на картах их обозначают разным цветом. У каждой страны есть границы, символы (флаг, герб, гимн) и главный город – столица, в которой находится правительство.
- Как называется столица России? (Москва)
Глава Российского государства – Президент! (В.В. Путин)
Восп-ль :Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Россия – это многонациональная страна!
-Какие национальности в ней проживают? (русские, татары, чуваши и др. национальности).
Чем один народ отличается от другого? (Разный язык, свои национальные костюмы, своя культура, традиции, обычаи.)
Да, ребята, у каждого народа свои сказки, песни, игры, вышивают разные узоры, ткани ткут по-разному, игрушки делают из разных материалов, и даже дома у них разные. Но когда разные народы встречаются вместе, то они разговаривают на русском языке.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
-А как,ребята, называется Республика, в которой мы с вами живем? (Чувашия)
Пускай ты кажешься на глобусе листком,
Занесенным случайным ветерком.
Чувашия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею красотой !
Рядом с нами живут прекрасные соседи !
- Как же называются эти республики? (Марийская, Мордовская, Татарская)
Давайте поприветствуем друг друга ! (Дети здороваются на разных языках и аплодируют)
Молодцы! Соседи должны уважать друг друга, помогать друг другу и жить в дружбе!
Стихотв.: «Песня о мире»:
Зачем шуметь и ссориться?
Нам нечего делить!
У дружных дело спорится,
Водой их не разлить!.. (С.Богомазов)
И чем крепче дружба между народами, тем сильнее становится наша страна!
Стихотв. : Как повезло тебе и мне :
Мы родились в такой стране,
Где люди все – одна семья,
Куда не глянь – кругом друзья! (Я. Аким) (читают дети)
Восп-ль : -Ребята, а какие пословицы о дружбе вы знаете ?
Пословицы :- Новых друзей наживай, а старых не забывай.
- Ты ,гроза, грозись, а мы – друг за друга держись.
- Один за всех и все за одного.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
Восп-ль : Шире круг, шире круг,
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод!
(Дети исполняют чувашский хоровод «Тух-ха, Ванюк»)
Восп-ль : Ребята, сегодня к нам приехали гости из соседней Республики Татарстан. Поприветствуем их! (выступление детей татарской национальности-танец)
Дети читают стихи : Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли. (В.Викторов)
Восп-ль : Спасибо, ребята! Очень хорошее стихотворение.
Мы с вами назвали своих близких соседей (идет перечисление республик) , но мы непросто соседи! Мы живем в одной стране! Перечисленные республики входят в состав России.
- Как нас всех можно назвать одним словом?
« Мы -Россияне!!!»-дети повторяют хором.
Стихотв. : Как солнце щедрое в небесной сини
Из века в век не устает сиять ,
Так согреваешь нас и ты, Россия, (читают дети)
Для ста народов ты – родная мать!
Восп-ль : Мы - Россияне! И мы хотим жить в мире и дружбе!
Стихотв. : Мир – это главное слово на свете,
Мир очень нужен нашей планете!
Мир нужен взрослым,
Мир нужен детям,
Мир нужен всем! (читают дети)
«Варакасо» мордовская игра
Цель игры: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу; упражнять детей в беге с увертыванием и в ловле, в приседании; воспитывать толерантное отношение к мордовским народным играм.
Содержание игры: клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.
Ворон: Клушка, а клушка, дай-ка мне одного цыпленочка!
Клушка: Ой, ворон, не дам! Не дам!
Ворон: Ну, тогда я всех твоих детенышей утащу!
И начинает цыплят по одному вылавливать.
Клушка: (защищая цыплят). Варк! Варк!
Ворон: (ловя цыплят). Пивь! Пивь!
Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается
Восп-ль :
Давайте рассмотрим герб. Обратите внимание на то, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змеем. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши (наши предки). Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трех дружественных славянских народов – русских, украинцев и белорусов. В настоящее время эти Республики стали самостоятельными государствами.
Восп-ль :
А теперь давайте рассмотрим костюмы этих народов. Русские женщины носили рубаху и сарафан, а мужчины – штаны и рубаху. По краям одежда украшалась вышивкой.
Украинки носили сорочки, пояс, поясная «нешитая» одежда (запаска, дерга, плахта и др.). Для девушек был характерен винок— головной убор из цветов. Мужчины носили шаровары и сорочку.
Белоруски носили синюю клетчатую поневу (или юбка), передник; рубаху, курту — белая шерстяная распашная безрукавка. Общераспространенный комплекс мужской одежды: рубаха, которую носили навыпуск, поверх нешироких портов (штанов), пояс, белая валяная шапка, белая суконная свитка; лапти «белорусского» типа с черными шерстяными оборами или кожаная обувь.
Одежда славян была такой, чтобы в ней было удобно работать. Но эти народы не только работали, но и отдыхали. Давайте и мы с вами отдохнем.
Хоровод «Во поле береза стояла»
Восп-ль :
У славянских народов есть много песен, которые мы с вами часто поем в
кругу друзей и родственников. («Ой, мороз, мороз», «Роспрягайте,
хлопцы, коней», «Степь да степь кругом», «Несе Галя воду»,
«Коробейники», «Вы шумите надо мною берёзы») . Мы с вами поём и даже
не задумываемся, какого народа эти песни, мы их просто любим петь.
А коль уж речь зашла о застолье, давайте вспомним, какие блюда на нашем
столе из белорусской и украинской кухни? (борщ, вареники, сало, драники,
драчёна и т.д. Вот видите как много общего у нас с нашими соседями!
Кстати, вы знаете, как в шутку иногда называют белорусов?
(бульбашами). Бульба по- белорусски – картошка! Дело в том, что белорусы не только десятки блюд из неё любят готовить, но даже в песнях о ней поют.
Несмотря на то, что белорусы и украинцы живут сейчас не в России, а в других государствах мы о них помним: готовим блюда украинской и белорусской кухни, поем их песни.
Звучит песня «Родина моя» (один куплет) : муз. Д.Тухманова на стихи Р.Рождественского в исполнении С.Ротару ( «Я,ты,он,она - вместе дружная семья…»).
Дети встают в круг и аплодируют друг другу.
Заключение : Ребята, сегодня мы с вами говорили о нашей стране, которую мы любим всем сердцем; о республике, в которой живем, дружбе народов.
Вспомнили, какие государственные символы имеет наша страна. Пели песни и читали стихи, водили хороводы. Мы все гордимся тем, что мы - Россияне!
Я желаю вам всем здоровья, добра, благополучия и много, много друзей разных национальностей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический конспект образовательной деятельности «Этих дней не смолкнет слава…» Конспект № 1. «Вставай, страна огромная…»
Цель: направлять внимание детей на нравственно - эстетическую оценку музыкального содержания....
Конспект ООД "Песочная страна - страна чудес"
Конспект ООД "Песочная страна - страна чудес" для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»
Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»...
Конспект ООД «Песочная страна - страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком.Программные задачи:Образовательные:- формировать познавательный интерес и познавательные действия р...
Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с песком...
Конспект НОД «Песочная страна - страна чудес»
Воспитатель. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.Воспитатель: Ребята вы любите смотреть мультфильмы? Давайте сейчас посмотрим отрывок из знакомого нам мультфильма. (Показ отр...
Конспект занятия «Моя страна» с использованием ИКТ «Моя страна» в подготовительной группе
Цель: Воспитывать патриотизм у детей.Задачи:Закрепить знания о названии нашей родины, ее столицы.Закрепить знания о географическом положении, климатических и природных зонах России.Дать знания о...