ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В русской избе»
план-конспект занятия на тему

Ларионенкова Людмила Александровна

Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

 

Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми  оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.

Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_igry.doc377 КБ
Microsoft Office document icon illyustrativnyy_material.doc371 КБ
Microsoft Office document icon material_dlya_vzroslyh.doc186.5 КБ
Microsoft Office document icon zagadki_zadaniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В русской избе»

(правила игры)

Игра рассчитана на группу из 2-3 детей, но можно играть и с 1 ребенком.

На цветном принтере распечатать иллюстративный материал. Мой принтер может печатать на белом картоне или бумаге для черчения, если ваш не справляется с этим, просто наклейте картинки на картон. У вас получится макет избы (склейте внешний вид и внутренний друг с другом) и предметы интерьера. Я делала макет разметом А3. (В свойствах принтера есть печать постера, я выбрала разбивку на 2), но можно и на А 4.

Сначала взрослый рассказывает о внешнем виде русской избы, показывая фасад дома, а затем переворачивает макет и перед детьми  оказывается пустая комната избы. Задача детей расставить предметы интерьера. Каждому ребенку раздается по 2-3 картинки. Взрослый загадывает загадки, задает вопросы, ребенок у кого оказывается загаданная картинка, поднимает ее вверх (правила игры в лото), а взрослый показывает, где предмет интерьера стоял в русской избе и коротко рассказывает о предназначении этого предмета. Игра очень познавательная и интересная.

Приобщайте своих детей к истории нашего народа, пусть они знают, как он жил и обустраивал свой быт. Удачи!

     



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

О избе

Избы строились из сосны или ели.

Рубили прямые ровные деревья, обрубали ветки, получались бревна, из них ставился сруб (от слова рубить)

Избы строили, не используя гвозди.

Затем прорубали окна, крыли крышу, покрывали ее соломой, зимой, когда не хватало корма скоту, солома с крыши могла пойти на прокорм.

Далее шла отделка дома, на крышу ставили конек, на окна навешивали ставни.

А что же там внутри дома? Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?  Перед вами пустая горница, сейчас  мы расставим в комнате различные предметы, и получится интерьер русской избы.

О печке

А для чего нужна была печка? (чтобы готовить пищу, отапливать избу, сушить валенки, спать на ней.                                    

Во многих избах она была обычно из глины перемешанной с камнями - глинобитная на деревянном основании.

И в наше время сохранилось много изб с русской печью.

ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Назовите сказку, которую вы знаете. (Гуси-лебеди)

О Божнице

Божница находилась в красном углу.

Это маленькая полочка (иногда двухъярусная), божница, на которой одна, две небольшие иконы, писанные на деревянных досках или литые медные. 

О буфете, шкафах

Шкафы были различных размеров и видов, были украшены резьбой, токарными деталями, росписью. Часто в шкафчиках применяли сквозную резьбу, что делалось для проветривания продуктов.

О лавке, скамье

Она была прибита к стене, и ее нельзя было передвигать. Переносная лавка называется – скамья.

Лавку мастерил сам хозяин из толстых и широких досок. У каждого члена семьи было свое место. Хозяин сидел под иконами, а хозяйка с краю, чтобы никому не мешала, подавая на стол.

Позже появились стулья, и табуретки для сидения работника – коряки. Найдите их среди предметов.

О столе

За столом собиралась вся семья, обсуждались все вопросы.

Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства.

О сундуке

Сундуки — обязательная принадлежность избы. В них хранили одежду, холсты и другую домашнюю утварь. Сундуки делали большие  и маленькие.

О посуде

Посуда была глиняная и деревянная. Посуда длинными, зимними вечерами украшалась резьбой и росписью.

О прялке

Прядением, как правило, занимались девушки. Прялка с колесом называлась – самопрялка.  

Прялки до сих пор сохраняются во многих деревенских домах. Из овечьей шерсти вяжут, как и прежде, носки, рукавицы, валяют валенки.

Об утюгах

Утюги были двух видов, в которые клали раскаленные угли и которые ставились на печь.

Об ухвате

Им  отправляли в жар горшки с пищей. Это приспособление, представляло  собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце.

Расположение предметов:



Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ

  1. ПЕЧКА

Дом – белый.

Дверь – черная.

Хозяин красный.

Что в дом вошло –

Все в небо ушло.

То она печет блины,

То показывает сны.

Доскажите словечко:

- зимой нет теплей, а летом нет холодней (загадка)… ПЕЧКА

  1. - обогреватель в сельском доме …ПЕЧКА
  2. БОЖНИЦА 

Полка, на которую ставились иконы. (Подсказать название)

  1. БУФЕТ, ШКАФ

Предмет мебели  для хранения посуды , одежды

  1. ЛАВКА, СКАМЬЯ.

На ней люди спали, работали, ели, готовили и встречали гостей. (лавка)

  1. СТОЛ

 Загадка                  Под крышей - ножки,

 На крыше – ложки,

 А рядом с ними

 С похлебкой плошки.

  1. СУНДУК

         * бабушкино хранилище

  1. ПОЛКА

*доскажи словечко.

- Волк, смотри, - сказал он волку, -

   Станешь зубы класть на …                


  1. ПОСУДА

*Назовите одним словом

(показать картинки)

  1. ПРЯЛКА

*с помощью нее получали нитки.

* Загадка        Чем дольше я верчусь,

                         Тем толще становлюсь.      

  1.  УТЮГ

Загадка                   

Шипит недовольно, кусается больно,

Опасно его оставлять одного.

С ним надо поладить,

И можете гладить,        

Но гладить не стоит его.

  1.  ЧУГУНОК

 В нем готовили пищу в печке.

  1. СТУПА

в ней толкли зерно, очищая его от шелухи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В русской избе"

Дидактическая игра "В русской избе"  ход игры...

Презентация "Дидактические игры по русскому народному творчеству".

Яркая, красочная презентация не оставит равнодушным ни одного ребенка. Разнообразные дидактические игры в занимательной форме помогут ребенку повторить материал по русскому народному творчеству....

Дидактические игры по русским народным сказкам.

Дидактические игры по русским народным сказкам....

Дидактическое пособие лепбук "Русская изба"

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забывать о прошлом, Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой ч...

Презентация дидактического пособия "Макет "Русская изба" ".

Александр Сергеевич Пушкин говорил: "Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости."Одной из форм ознакомления детей с культурой и бытом своего народа является исполь...

Дидактическая игра "В русской избе" (интерактивная презентация)

Цель: Формировать представления о традициях и быте русского народа, предметах быта в Русской избе.  Разработанный материал можно использовать в индивидуальных занятиях с ребенком или по...

Дидактическое пособие Румбокс "Русская изба"

Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочнуюдуховную опору на под...