«Деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края».
консультация на тему
Сухомлинский В.А. писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть в этом уголке связывается образ великой Родины».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_ped.sovetu.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Деятельный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края».
Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть в этом уголке связывается образ великой Родины».
Родина – это город. В котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
В программе «От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, есть темы направленные на краеведение, как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания.
Цели и задачи нравственно патриотического воспитания
Цель: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойной будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи: Формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине;
Расширять и углублять знания детей о своем крае, его истории;
Развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей;
Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
Формировать художественно-эстетическое восприятие;
Вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в городе
Троицке, город со своей историей, неповторимым внешним обликом. И перед нами стоит задача-с ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитывать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и настоящее города. В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах, детям даем краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях. Воспитывать гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Обращать внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада на участках. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края.
Особое место в воспитании любви к своей малой Родине принадлежит экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.
В основной образовательной программе ДОУ предусмотрены экскурсии и целевые прогулки. Их назначение – ознакомление детей с природой, родным городом, другими городами России.
Мир ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дудушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Детский сад призван помочь ребенку понять, что такое семья. По этому направлению в группе была проведена работа оформление стенда «Моя семья». В ходе данной работы, родители поместили фотографию своего ребенка в окружении близких и историю своей семьи, что вызвало у детей восторг, чувство гордости за близких членов семьи.
Во время беседы дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Врезультате у дошкольников формируется гуманное отношение к своим близким.
Общение со сверстниками в повседневной жизни через игру, развивает у детей память, мышление, речь. Дети в группе научились прислушиваться и уважать мнение своего товарища, прийти к нему на помощь и даже оказать ее в случае необходимости.
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что повсюду живут люди разных национальностей, -есть общие национальные и общественные праздники.На занятиях и через игру формируется у детей начало доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, т.е. закладываются основы толерантности.
Любить свой город - значит, и любить природу в нем.
Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность-это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. В беседах с детьми, при чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, картин великих художников воспитываем интерес к красивому. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить свои знания и впечатления в своем рисунке.
Знакомя детей с родной страной, даем представления о значении государственных символах России. Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомить детей со столицей нашей Родины Москвой и другими городами России. Таким образом, у детей формируются представления о том, что Россия -многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами.
Приобщение детей к культуре своего народа,через русские народные праздники «осени, день матери, масленица, день зещитника отечества, 8 марта, день смеха,рождество, пасха, новый год» - поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение, гордость за землю, на которой живешь.
В своей работе стремимся широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. Дети получают представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с фольклором дети приобщаются к нравственным ценностям: чувству любви и уважению к культурным ценностям и традициям русского народа.
Дети любят слушать рассказы о войне с участием детей, беседовать о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. Сопереживая героям, дети учатся по-настоящему любить свою семью, ценить все то - хорошее, что есть в их жизни. Дети, соприкасаясь с историей города, умеют чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.
О Родине
Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!
Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему"Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного города и края"
образовательный педагогический проект...
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истории и традициям родного края».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной...
" Приобщение детей к истории, культуре, природе родного края по средствам образовательной деятельности"
Задачи и цели нравственного патриотического воспитания и реализация их на примерах....
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного края" от 16.03.2018 г.
Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Приобщение детей к истории, культуре и традициям родного края" от 16.03.2018 г....
Приобщение детей дошкольного возраста к природе родного края, родной страны (из опыта работы)
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так...
Познавательно – речевое развитие старших дошкольников в процессе приобщения к культуре, истории и природе родного края.
. Работа направлена на то, чтобы зажечь искорку любви и интереса к жизни народов родного края в разное историческое время, к его истории и культуре, природе родного края, а также созданию воспит...
Воспитание экологической культуры детей через ознакомление с природой родного края
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является важной составной частью теории дошкольного воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы , поэтому приобре...
- Мне нравится (1)