Рябинкины именины.
проект (подготовительная группа) на тему

Гайламазова Александра Гургеновна

Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре.Знакомство детей с народными традициями, активизация речевой деятельности, расширение словарного  запаса.Наша работа  - это обращение к российской старине, попытка реализовать в современных условиях традиционные ценности, фундаментальные качества русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryabinushka_-_proekt.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

           

               МБДОУ  ЦРР детский сад №2 «Солнышко»

                          Проект на тему:

                                 

                     «Рябинкины именины»

                               

                                            Разработала музыкальный руководитель

                                             МБДОУ ЦРР детского сада «Солнышко»

                                               Гайламазова Александра Гургеновна.

                                   с.Чалтырь

                           Мясниковский район

                            Ростовской области.

                                       2013 г.

               Паспорт проекта:

Вид проекта:  творческо-информационный.

Продолжительность:  месяц

Участники:  старшие дошкольики, сотрудники детского сада и родители.

Образовательные области:  Социально-коммуникативная, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Актуальность проблемы: Народная культура – главное средство нравственно- познавательного и эстетического развития ребенка.   В народе говорят:  «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». И этим фундаментом является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личость. Именно  родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Духовность надо воспитывать с раннего детства. Поэтому фольклор – это не просто наше наследие, но наряду с православием еще и та основа основ, на которой держится нравственность. И если исчезнет фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

Целепологание:  Знакомство детей с произведениями фольклора и их использованием, воспитания любви к родной природе, к растительному и животному миру, формирование умения видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее,  соприкасатся  с ней.

Предполагаемые итоги:  

- побуждение интереса к народным праздникам  и их значением в жизни людей.

- знание детей народных праздников и образов, которых мы восхваляем

- умение использовать полученные знания в самостоятельной деятельности

- эмоциональный подъем и общение детей и взрослых .

Цель проекта:

- приобщить к этническим ценностям в доступной для детей форме, создав яркие образы, воспитать эстетический вкус и интерес к жизни, искусству предков.

Задачи проекта:

- познакомить детей с музыкальным и литературным фольклорным материалом, развивать интерес к нему.

- расширять знания и представления детей о культуре и традициях русского народа.

- оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний и настроений.

«Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом  веке,                 если мы будем озабочены воспитанием душ,

                                                        а не только передачей знаний».

                                                                                          Д.С. Лихачев.

Работу по музыкальному воспитанию к народной культуре, стараюсь строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода – прослеживание сезонного труда взрослых в песнях, танцах, обрядах.

Заклички учат детей общаться с явлениями природы, от которых зависят результаты земледельческого труда.

Попевки и приговорки дают радостное мироощущение и неиссякаемый оптимизм.

Дразнилки и частушки учат тонкому юмору и доброте.

Обряды передают глубинную народную мудрость.

Календарный праздник – своеобразный итог проведенной работы земледельца, где ребенок учится свободно общаться со сверстниками и взрослыми. В итоге – у ребенка остается детство с красотой, радостью. Неподдельным весельем. Положительным эмоциональным фоном.

В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего  художесвенно-эстетического воспитания и образования.  Я пытаюсь строить музыкально – воспитательную работу на материале русских и армянских народных песен, игр, танцев, хороводов, опираясь на методические разработки. Собственные знания и опыт других педагогов.

Какие же народные праздники мы отмечаем:  «Осенины» , «Капустные посиделки», «Вот он – хлебушек душистый», «Праздник бабушкиных пирогов», «Секреты яблока», «Рябинкины именины», «Рождество», «Святки» «Масленица», «Пасха», «Троица», «Преображение святой богородицы».

Нельзя прерывать связь времен и  поколеий,  чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа. Так же,  как встарь, должны наши дети быть  участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Так было всегда, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными ходили по дворам и славили хозяев желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

                                                           

 

   Праздник «Рябинкины именины»

Праздник проводится в сентябре-октябре на открытом воздухе, возле дома, где растет рябина или в зале украшенном рябиной.

Участвуют  дети и взрослые. Устраивается выставка «Дары природы». Участников можно разместить за столиками с пирогами, вареньем из рябины. Особым украшением праздника должна послужить рябина.

Ведущий: Уж небо осенью дышало,

                   Уж реже солнышко блистало,

                    Короче становился день….

- Но собрались мы в этом зале,

Своих ребят мы всех созвали,

В осенний день чтоб не скучать,

Чтоб веселится, петь, играть!

Ребенок:   Быстро лето улетело

                   Перелетной птицей вдаль,

                   Осень чудно расстелила

                    Увядающую  шаль.

Одарила гость-осень

Урожаями плодов,

Моросящими дождями,

Кузовком лесных грибов.

                      Так давайте славить  осень

                      Песней, пляской и игрой,

                      Будут радостными встречи,

                      Осень, это праздник твой!

Песня «Постучалась осень» муз. и сл. М.Еремеевой

( М/Р №5 – 2005 год).

Ведущий:  Говорят, не горит земля, не исчезнет в несчастьях своих, а возрождается всякий раз оттого, что защищена деревом огнестойким. Не горит в огне, не гниет в болоте оно. А по осени само полыхает огнями ягод своих. Зовут то дерево-оберег рябина. Вот почему это дерево сажали у себя возле дома. И собрались мы сегодня, чтобы поговорить об огненном, красивом дереве – рябине и отметить «Рябинкины именины».

Отмечают первые  рябинкины именины весной, как только появляется  на рябине первый лист. Зацветет рябина – пришел срок вторым рябинкиным именинам. Самый светлый праздник – на третьи рябинкины именины, на новогодье, но не на  1 января как  Петр  первый повелел, а на новогодье древне – русское, на 1 сентября.

Взрослые исполняют песню «Ой, рябина кудрявая».

сл. М.Пилипенко. муз. Е.Родыгина.

Ведущий:  Рябина росла под окном каждого дома. Пока жив дом, стоит под окном рябина сторожит его. В новогодье со своего дерева рябину брали и на зиму между оконными рамами клали и лютый мороз не выстудит избу и недобрый глаз на домочадцев порчи не наведет. Чтоб в доме здоровье, достаток и радость жили.

Песня «Осень, милая шурши» муз. и сл. М. Еремеевой.

Ребенок:  Осень. По утрам морозы,

                  В рощах желтый листопад

                  Листья около  березы

                   Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий,

На листочках белый иней,

Листопад, листопад

Листья по ветру летят!

Песня-хоровод «Листики кружатся».

Ведущий: Ягоду рябиновую собирают в срок от третьих до четвертых Рябинкиных именин. От новогодья до Покрова.  Никогда не добирают рябиновые ягоды с дерева до конца, оставляют птицам.  А после Покрова  - четвертые Рябинкины именины, сбор рябины прекращается. А для сбора есть надобность, ведь в рябиновой ягоде, а особенно в листве витамина С  больше , чем в лимоне. Подробнее о лечебных свойствах рябины расскажет наша медсестра. (приложение 1).

Хоровод  «Вокруг рябинушки» муз. и сл. Я.Веселовой.

М/Р №4 – 2010 год.

Ведущий: Осень грустная настала

                   Но не будем унывать!

                   Лучше осень по загадкам

                   Станем вместе узнавать!

Дети загадывают друг другу загадки.

  1. Сидит – зеленеет. Летит – желтеет,

     Упадет – почернеет. (лист)

  1. Появилась в небе клякса,

     Если клякса заревет –

     Под зонты бежит народ! (дождь)

  1. Ты весь мир обогреваешь

     И усталости не знаешь,

     Улыбаешься в оконце

     И зовут тебя все……(солнце)

  1. Пыль раздувает. Деревья качает

     Воет, завывает

     С деревьев листья срывает. (ветер)

  1. И на горке и под горкой,

     Под березой и под елкой

     Хороводами и в ряд

     Добры молодцы стоят. (грибы)

  1. Возле леса на опушке,

     Украшая темный бор,

     Вырос пестрый, весь в горошках,

     Ядовитый…..(мухомор)

Игра  «Мухомор»

Ведущий: Ребята. к нам на праздник пришли наши повара. Послушайте о чем они хотят нам рассказать (Рецепты от поваров).Приложение 2

Игра «Найди пару».

Ведущий:  Много сложено о рябине  песен русских народных. .Давайте все вместе споем песню «Тонкая рябина».

Жива песня, жив и сам рябиновый образ. Живы любовь и уважение к рябиновому дереву. И уже снегом заметено рябиновое дерево. А за окнами лежат красные рябиновые гроздья и ждут новой весны.

                                                приложение   1                                              

Лечебные свойства обыкновенной рябины.

Если набрать в кувшин воды и рябину в воду положить, постоит вода и станет чище прежнего. А из озера вода, на рябиновой ягоде настоянная. Умывает лицо белым-бело, чистым-чисто. Заживляет такая вода все раны да болячки. Настой из ягод рябины можно пить   вместо чая, проходят при этом все воспаления, уходят раздражение и усталость, отчего и  лицо свежеет, хорошеет на глазах. Отваром ягодным волосы моют, чтобы волосы у красавицы шелковые были, пышные, золотой отлив имели. Отвар и пьют, но им и просто рот полощут.Оттого зубы словно рисованы – белые, ровные, крепкие.

                              Ветка рябины

Лепка с детьми 3-4 лет

Цель: Продолжать развивать интерес к лепке; упражнять в ощипывании кусочков пластилина от большого куска; закреплять умение скатывать комочки пластилина между ладонями круговыми движениями; формировать знания о природе, растениях, птицах; закреплять представления о цвете(красный, оранжевый);активизировать словарь(рябина, кисть).

Материал. Изображение ветки рябины, рисунок- образец, альбомный лист с нарисованной веткой рябины без ягод, пластилин, доска для лепки.

Ход работы

Если занятие проводится осенью, существует возможность показать детям дерево рябину, кисть рябины, бусы из ягод.

Воспитатель.

Вот рябинка у тропинки,

Кисти алые горят(дети показывают кисти)

А девчонки и мальчишки

Их сорвать скорей спешат(имитируют сбор ягод)

Много брать мы их не будем(грозят пальчиком)

Мы про птичек не забудем!(Имитируют руками взмахи крыльев птиц)

Зимой в гости прилетят,

Их ждет гостинец от ребят!( Поглаживают грудь)

Дети, о каком дереве говорится в стихотворении?(Ответы) Посмотрите, какую красивую рябиновую веточку нам с вами подарила осень!

Что вы видите на ней? Кто будет есть эти ягодки? ( Ответы). Рябинка и вам подарила красивые осенние веточки, но ягоды уже склевали птички, а зима впереди долгая, холодная. Давайте мы с вами вылепим ягодки, украсим ими веточки, угостим птичек  ягодами. Какого цвета ягоды рябины?

Дети. Красные.

Воспитатель. А какой они формы?

Дети. Круглые.

Воспитатель. Посмотрите, как я буду украшать свою веточку. От большого куска пластилина отщипываю маленький кусочек, помещаю его на ладони левой руки, сверху накрываю второй ладошкой и круговыми движениями раскатываю пластилин. Вот ягода и готова, прикрепляю ее к веточке и слегка прижимаю пальчиком. Воспитатель раздает альбомные листы, где нарисована кисть рябины без ягод.

Воспитатель. Чего не хватает на ваших рисунках?

Дети. Ягод.

Воспитатель. Мы с вами сделаем ягоды из пластилина.

        Дети работают, воспитатель при необходимости помогает каждому ребенку.

После работы дети тщательно протирают руки салфеткой, затем идут мыть их.

Воспитатель. Какие чудесные ветки рябины мы с вами сделали! Посмотрите, снегири увидели их и прилетели к нам в группу. Они очень любят лакомиться ягодками. (Прикрепляет к веточке силуэты снегирей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Именины книги"

В интересной форме старшим дошкольникам рассказывается о истории появления книги....

Олины именины.

Автоматизация  [ ЛЬ]  во фразовой ренчи....

Сценарий осеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Именины у рябины"

Подведение итогов проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в форме развлечения "Именины у рябины"...

"Книжкины именины" развлечение для детей старшего дошкольного возраста

На развлечение к детям приходит сама царица Книга с верными слугами - Поэтом, Сказочником и Иллюстратором. Сценарий для детей 5 - 7 лет....

Сценарий осеннего развлечения для детей старшей группы "Рябинкины именины"

Театрализованное представление детей старшей группы в главных ролях на тему "Рябинкины именины"....

Сценарий осеннего утренника старшей группы "Рябинкины бусы"

Веселый осенний утренник для старшей группы...

Экскурсия-пленэр «Рябинкины именины»

Поддержание интереса к продуктивной художественной деятельности (рисование с натуры), отражая в рисунке эстетические переживания в процессе общения с природой....