программа "К природе с добротой"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Светлана Владимировна Ермакова

Программа по экологическому воспитанию детей в детском саду. Дети с малых лет учатся бережно относиться ко всему живому на Земле, оказывать помощь в трудные моменты тем, кто в ней нуждается, знакомятся с правилами поведения в природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_k_prirode_s_dobrotoy.docx193.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 с.Ижевское

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ffc/0005a1c3-e052f5f9/hello_html_11f1039c.jpg

Программа

по экологическому воспитанию

« К природе с добротой»

                          Содержание программы:

1.Целевой раздел.

Пояснительная записка:

  • цели и задачи реализации программы
  • принципы и подходы
  • возрастные характеристики детей
  • условия реализации программы
  • педагогические технологии, способствующие созданию воспитывающей среды
  • планируемые результаты

            2.Содержательный раздел.

  • описание форм  и методов организации деятельности детей
  • тематическое планирование
  • взаимодействие с семьями воспитанников

            3.Организационный раздел.

  • список учебно-методической литературы
  • организация развивающей предметно – пространственной среды
  • диагностика экологических знаний детей

           4.Дополнительный раздел.

  • краткая презентация программы.

                                            Целевой раздел

Пояснительная записка.

        Все мы  - дети природы. Формирование экологических представлений – одно из  основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают систему,  включающую ряд элементов:

  • Систему экологических знаний
  • Экологическое мышление
  • Культуру чувств (сочувствие, сопереживание)

   Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность –духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

   Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Продуманная организация прогулок, специальные наблюдения в природе развивают его ум, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природных явлений, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира, удивляться, сопоставлять новое с уже знакомым. Наблюдая природу под руководством взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание участвовать в созидании. Когда человек осознает, что он плоть от плоти природы, проникается чувством любви к ней, тогда прочней и надежней становится его любовь к Родине. В общении с природой облагораживается личность. Образно об этом писал М.М.Пришвин: «Рыбе вода, птице воздух, зверям лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А красота нашей природы изумительна. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина», - говорил наш великий педагог В.А.Сухомлинский.

   Главная цель экологического воспитания - формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому экологическому воспитанию следует уделять большое внимание. Необходимо решать следующие задачи:

  • Развивать наблюдательность и любознательность детей.
  •  Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений.
  • Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
  • Упражнять в определении состояния погоды.
  • Закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц.
  • Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому.
  • Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Научить ребенка сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать – эти вечные задачи человечества не потеряли актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим миром распространяются на чувственную сферу маленького человека, и он из крохотного мира своего детства переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.

Актуальность данной программы заключается в том, что ребенок вовлекается в  социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами, родителями, через общественные организации, через психологический климат в коллективе. Все  это должно способствовать активной деятельности в защиту природы.

Актуальность программы еще и в том, что она способствует оздоровлению детей: некоторые занятия планируется проводить на воздухе, дети находятся в постоянном контакте с природой, животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

                                                                               

 

 Цель программы:  на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры дошкольника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе, формировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи.

Обучающие задачи:

  • дать  общие представления о природе, формировать начала экологической культуры;
  • дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом;
  • научить применять знания на практике, научить правилам бережного обращения с растительным и животным миром.

Развивающие задачи:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  •  развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности;
  •  развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Воспитательные задачи:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке, аппликации.

                                       

                                                                             

                                                                                       

          Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
  • к формированию таких качеств личности, как целеустремленность, терпение;
  • к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:

  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
  • Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка)
  • Принцип обратной связи (воспитателя интересуют впечатления детей от занятия)
  • Принцип ориентации на успех
  • Принцип взаимоуважения
  • Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания ( индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью)
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности детей
  • Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку)

                                             

                                                                                     

Характеристика возрастных возможностей детей старшей группы

в возрасте от 5 до 6 лет

 

Основные психологические особенности детей

1. Мышление наглядно-образное.

2. Общение внеситуативно-личностное.

3. Взрослый интересен как партнер по сугубо индивидуальному общению.

4. Сверстник интересен как партнер по игре, высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны. Обнаруживаются первые сильные влюбленности.

5. Может связно изложить мысль, пересказать сюжет, описать объект, явление, сформулировать предложение или вопрос.

6. Появляются устойчивые чувства и отношения к взрослым.

7. Происходит осознание половой идентичности.

8. Внимание, память - произвольны.

9. Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту.

Дети 5-6 лет уже могут распределить роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения, детей, отличается от ролевой речи. В играх действия детей становятся весьма разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность. Это возраст наиболее активного рисования. Дети в течение года способны создать до двух тысяч рисунков.  Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Дети могут конструировать из бумаги, складывать ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний). Дошкольники этого возраста могут конструировать и из природного материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения возраста характеризуются:

  • распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, сопровождаемым высокой продуктивностью
  • в конструировании применяется обобщенный способ обследования образца
  • восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов
  •  развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств
  • развиваются обобщения, мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

                                                   

                                                                           

                     Характеристика возрастных возможностей детей

подготовительной группы в возрасте от 6 до 7 лет

    Основные психологические особенности детей.

1.Мышление наглядно-образное, проявляются начала вербального.

2.Общение внеситуативно-деловое.

3.Взрослый интересен как источник информации, учитель.

4. Сверстник интересен как партнер по игре, высока потребность в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны.

5. Начинает учиться обосновывать свои мысли, предложения. Усваивает и использует правила формальной вежливости в общении с незнакомыми взрослыми.

б.Эмоциональная сфера стабильна.

7.Формируется образ себя реального и потенциального, осознание причастности к широким сообществам.

8.Внимание, память – произвольны.

9.Меньшая чувствительность к физическому дискомфорту.

Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется.

   Образы окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают сюжеты на темы: техника, космос, военные сюжеты и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения. Могут выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить весьма сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Однако этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен им - он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала.

Восприятие у детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться. У детей развивается образное мышление, что во многом обусловлено развитием средств образного мышления.

Продолжают развиваться обобщения и рассуждения. Но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, внимание.

У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь. В высказываниях детей отражаются как нарастающий словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей оказываются хорошо развитыми диалогическая и некоторые виды монологической речи.

 В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

 Его основные достижения :

  • освоение мира вещей как предметов человеческой культуры
  •  освоение форм позитивного общения с людьми
  • развитие половой идентификации
  •  формирование позиции школьника

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.

                                                                           

                                                                                 

                                                                                 

                                   

                            Использование педагогических технологий:

  • Опора на развивающее обучение;
  • Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности;
  • Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины);
  • Тесная связь с семьей ребенка (совместные праздники, индивидуальные встречи педагога с родителями);
  • ИКТ технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Артпедагогика.

Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определенные условия:

  • Наличие уголка наблюдений за природой, живого уголка;
  • Постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
  • Экскурсии;
  • Многообразие форм воспитателя;
  • Социально - значимая направленность деятельности.

Для обеспечения образовательного процесса необходимо:

  • Методико - диагностическое обеспечение;
  • Творческие задания по разным темам, способствующие созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
  • Фонд литературы по теме, в том числе с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
  • Для  непосредственного общения детей  с природой необходимо наличие уголка природы и уголка экспериментирования.

                                                                             

                                                                                             

                                         Планируемые результаты.

1 год обучения:

Воспитанники:

  •  обладают элементарными  знаниями о себе, о природном мире, о некоторых особенностях природы своего края
  • имеют начальные представления о свойствах воды и ее значении в быту, об основных признаках  времен года, о правилах поведения в природе, об отличительных особенностях нескольких видов птиц, о значении природы для человека
  • эмоционально отзываются на красоту окружающего мира
  • с интересом участвуют в сезонных наблюдениях
  • достаточно хорошо знают  некоторые охраняемые растения и животных своего края

2 год обучения:

           Воспитанники:

  • обладают развитым воображением, установкой положительного отношения к природе
  • проявляют умение подкармливать птиц  в простейших кормушках, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными
  • способны различать изучаемые растения, животных, объекты живой и неживой природы, отличать съедобные и несъедобные грибы
  • проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, заботу об окружающей среде

                                                                         

                          Содержательный раздел

Формы  и методы организации деятельности детей

   Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой родного края являются: НОД, беседы, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

   Экскурсия – один из видов по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, у него развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

     В повседневной жизни большую роль играют прогулки, на которых дети испытывают удовольствие от общения с природой, знакомятся с различными явлениями природы, играют с различным природным материалом. Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой родного края. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала - песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

   Работа на земельном участке сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

   Работа в уголке природы включает в себя наблюдения за растениями и животными, дети привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

                                                       

                                                         

Методы ознакомления детей с природой родного края:

  • Наглядные методы.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В процессе руководства наблюдением используются разнообразные приёмы - вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.  Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами:

  • Постановкой конкретной и доступной задачи наблюдения
  • Привлечением детского опыта
  • Проговариванием результатов наблюдения
  • Сравнением одного объекта с другим

Наблюдение должно вызвать у детей интерес к природе, желание узнать  о ней  как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы:

  • Рассказ воспитателя
  • Чтение книг о природе
  • Рисование и лепка
  •  Ведение календаря природы
  • Беседа об увиденном

Рассматривание картин: картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

  • Практические методы.

   Дошкольное детство – это период игры. Наряду с наблюдением для рассмотрения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы используются разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. Игра доставляет ребенку большую радость, так как дает ему возможность активно действовать. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Игры помогают запомнить название растений и животных. Детям интересны разрезные картинки, на которых представлены цветы, грибы, ягоды, овощи, фрукты. Дошкольник тренирует свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.

   Велика значимость проектных методов. Проекты открывают возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений  и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

    Дидактические игры: уточнение и закрепление имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

   Предметные игры: дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы: игры с природным материалом («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и др.), настольно-печатные игры, подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.

    Труд в природе: организуется в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. Детей необходимо научить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Дошкольник с охотой выполняет обязанности дежурного в уголке: поливает комнатные растения, рыхлит почву, протирает листья у цветов. Свои впечатления от наблюдений на прогулке, после чтения или беседы на экологическую тему дети воплощают в аппликации, лепке, рисовании. Необходимо поддерживать этот интерес, создавать композиции из природного материала, которые будут радовать детей.

    Опыты и эксперименты: это наблюдение, проводимое в специальных условиях, которое предполагает активное воздействие на предмет или явление. Их используют как способ решения познавательной задачи, решение которой требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

  • Словесные методы.

    Рассказ воспитателя: расширение знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, ознакомление с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10-15 минут. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом требований достоверности и научности, должен быть эмоциональным. Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, научные материалы.

   Беседа: уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми. Беседа также используется для ознакомления с природой. При проведении беседы необходимо представлять ее дидактическую цель: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, к каким  обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге.

   Чтение художественной литературы: богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей старшего дошкольного возраста заложены начальные формы правильного отношения к природе, неподдельная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются. Воспитать все эти качества в ребенке помогает использование художественной литературы. Художественные произведения помогают ребенку почувствовать реалистичное в повествовании. Ребенок учится понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к братьям нашим меньшим.

   Какой будет Земля ближайшие десятилетия, зависит от наших детей. Поэтому крайне важно с первых лет жизни вложить в их головки и сердца любовь к природе и чувство ответственности за свои поступки. Теорию следует подкреплять практикой: делать вместе кормушку для птичек, разбивать цветочную клумбу и др. Изучать экологию можно и нужно в игровой форме. Необходимо создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.

   Задача воспитателей  состоит в том, чтобы подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

                                                                                               

                 

          Тематическое планирование

                 

                                 

                   Старшая группа

Месяц

№ п/п

НОД. Цель.

Повседневная жизнь. Прогулка.

сентябрь

1.

Планета Земля – наш общий дом.

Цель: сообщить сведения о планете Земля, научить видеть ее красоту, развивать желание беречь Землю.

Экскурсия в парк. Наблюдение  за птицами.

 Изготовление гербария. Наблюдение за состоянием природы, отображение увиденного в календаре природы.

Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в природе».

Знакомство с правилами ухода за растениями и животными в уголке природы.

2.

Живое - неживое.

Цель: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения и аквариумных рыбок) и «неживое»(на примере игрушек), сравнивать живое и неживое по характерным особенностям (живет, растет, дышит, развивается, питается, размножается).

Продолжить цикл наблюдений в живом уголке.

Игра «Живое – неживое». Беседа «так нельзя, а так можно и нужно».

Пересадка с клумбы петунии в группу для последующего наблюдения за ростом растения.

 Изготовление поделок из природного материала.

Игра «Собери цветок». Просмотр развивающих мультфильмов о природе.

Октябрь.

1.

Кто в лесу главный?

Цель: формировать познавательный интерес, эмоционально положительное отношение к природе родного края, конкретизировать представление о животном и растительном мире родного края.

Наблюдения за лужами(дождем).

Загадки о природе. Изготовление поделок из природного материала.

 Работа с календарем природы. Ознакомление с правилами поведения в лесу.

Экскурсия в парк.

Игра  «С какой ветки детки?». Кормление рыбок в аквариуме. Разучивание стихов и песенок про осень.

Подготовка к празднику «Осень золотая».

2.

Милости просим, золотая осень!

Цель: дать детям представление об осени как времени годы, когда созревают овощи, грибы, фрукты, семена, о способах распространения семян.

Наблюдение за состоянием природы с ведением календаря наблюдений.

 Игра «Нарисуем осень». Беседа о подготовке животных к зиме.

Уход за обитателями живого уголка.

Чтение сказки – были «Паучок-серебрянка» из книги «Окно в мир».

Уход за комнатными растениями.

Ноябрь.

1.

Как зверюшки шубки меняли (подготовка диких животных к зиме).

Цель: дать детям представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений  в их жизни осенью.

Наблюдение за небом. Продолжение цикла наблюдений за животными. Игра «назови части растений».

Игра «Кто, где живет?» Чтение рассказов о животных. Беседа о поведении птиц осенью.

Игра «Мы играем в стайку». Уход за комнатными растениями в уголке природы. Изготовление поделок из природного материала.

2.

Наши друзья - комнатные цветы.

Цель: вовлечь детей в трудовую деятельность по уходу за комнатными растениями(полив, обтирание влажной тряпочкой),продолжать формировать представление о том, что комнатные растения – живые, выделять светолюбивые растения.

Заполнение календаря природы.

Работа в живом уголке. Загадки про времена года. Игра «Что мы знаем о птицах».

Чтение экологических сказок. Опыты с первым снегом.

Декабрь.

1.

Как звери в лесу зимой живут?

Цель: научить детей определять и понимать приспособленческие признаки животных к природе в разное время года, создать представление о том, что лес – среда обитания растений и животных.

Работа с календарем наблюдений за погодой.

Игра « Кто больше назовет деревьев, кустарников». Чтение экологических сказок.  Экскурсия в зимний парк. Экологические игры и игры на взаимопонимание.

2.

Сделай доброе дело для матушки природы.

Цель: познакомить детей с понятием «юный эколог» (ребенок, любящий природу, заботящийся о ней), на литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе.

Подгребание снега к стволам деревьев.

Подкормка птиц. Наблюдение за птицами. Опыты со снегом.

Беседа об исчезающих растениях нашего края. Экологические игры.

 Игра «Нарисуем несуществующее животное».

Чтение зимних сказок и стихов.

Январь.

1.

Знакомство с птицами, живущими на участке.

Цель: формирование общих представлений о птицах, изучение строения тела птиц, учить находить сходство и различие между ними.

Наблюдение за птицами на участке, работа с календарем природы.

Игра «Составь животное». Рассматривание и рисование зимних узоров на окне. Экологические игры.  

Чтение рассказов о птицах.

2.

Летела Капелька с небес.

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных, научить экономно использовать воду и беречь ее.

Наблюдение за птицами на участке, работа с календарем наблюдений.

Подкормка птиц семенами. Чтение рассказов о природе  и природных явлениях зимой.

Февраль.

1.

Игра-исследование «Письма на снегу»

Цель: познакомить со следами на снегу человека, домашних и диких животных, птиц, со следами. Оставленными ветром, морозом; учить находить сходство следов и различие между ними; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку, воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за птицами в птичьей столовой, подкормка птиц, работа с календарем наблюдений. Игра «Дорисуй животное». Беседа об исчезающих птицах (По Красной книге Рязанской области)

2.

Почему они вымирают? (знакомство с Красной книгой Рязанской области)

Цель: дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.

Наблюдение за следами кошек и собак на снегу. Пальчиковое рисование «Деревья в снегу».

 Игра «Угадай по описанию».

Опыты со снегом и льдом.

Рисование «Редкие виды растений и животных».

Март.

1.

Как поссорились март с февралем.

Цель: продолжать формировать у детей представление о марте, как месяце пробуждения природы, развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: капель, ручейки, проталинки; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц.

Наблюдение за птицами. Игра «Нарисуй животное или птицу по точкам». Наблюдение за погодой. Игра « «Где чей домик». Чтение рассказов о весне.

2.

Экскурсия в парк «Весна идет! Весне дорогу!»

Цель: закрепить у детей представление о весенних  изменениях в природе (день удлиняется, солнце греет), научить видеть зависимость  между погодой и таянием снега, сравнивать погоду зимой и в начале весны; вызвать желание любоваться красотой родной природы)

Наблюдение за деревьями, за образованием приствольных кругов вокруг деревьев, наблюдение за веточками, принесенными с улицы и поставленными  в воду (ведение дневника наблюдений)

Апрель.

1.

Наши маленькие соседи.

Цель: расширять и закреплять знания детей о насекомых, местах их обитания, об особенностях поведения в природе; воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким обитателям лесов и полей.

Разгадывание загадок о насекомых.

Игра «Назови первоцвет». Беседа «Что будет, если исчезнут насекомые?» Работа с календарем наблюдений.

2.

Летят перелетные птицы.

Цель: дать детям представление о перелетных птицах, их образе жизни, поведенческих особенностях, научить группировать их по определенным признакам, способствовать развитию познавательных интересов.

Разбрасывание на участке соломинок, ниточек (для гнезд птицам).

 Наблюдение за комнатными растениями (отметить начало их роста).

Рассматривание и рисование растений-первоцветов.

Май.

1.

Заочное путешествие  по экологической тропе.

Цель:  продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в  природе (видеть, описывать), за птицами.

Воспитывать любовь и бережное

отношение к природе, делание и умение

 оказывать ей помощь.

Формировать навыки поведения в

природе.

Ведение календаря наблюдений.

 Игра «Угадай, какое время года».

Чтение стихотворений и рассказов о весне. Раскрашивание картинок «Природа весной».

2.

КВН по экологии « Мы  друзья природы»

Цель: обобщить знания детей о характерных признаках растений и животных, узнавать их по описанию, воспитывать любовь к природе.

Наблюдение за трудом взрослых при выполнении весенних работ.

Знакомство с весенними приметами.  

Чтение рассказов о весне, о жизни животных весной.

                                             Подготовительная группа

месяц

№ п/п

НОД.Цель.

Повседневная жизнь. Прогулка.

Сентябрь.

1.

Работа над проектом «Осень золотистая листья разукрасила».

Цель: замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад;

устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы (похолодало - исчезли насекомые, отцвели цветы т. д.);

 расширить представления детей об условиях, необходимых для жизни растений, животных;  дать представления о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.

Экскурсия в парк.

 Наблюдение  за птицами. Изготовление гербария. Наблюдение за состоянием природы, отображение увиденного в календаре природы. Рассматривание иллюстраций на тему «Осень в природе». Знакомство с правилами ухода за растениями и животными в уголке природы.

2.

Заочное путешествие в Царство грибов.

Написание экологических сказок совместно с родителями.

Цель: систематизировать знания детей о грибах, о многообразии грибов в природе (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных).

 Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов.

Продолжить цикл наблюдений в живом уголке.

Игра «Живое – неживое».

Беседа «Так нельзя, а так можно и нужно».

Пересадка с клумбы петунии в группу для последующего наблюдения за ростом растения. Изготовление поделок из природного материала.

Игра «Собери цветок».

Просмотр развивающих мультфильмов о природе.

Октябрь.

1.

Работа над проектом «Осень золотистая листья разукрасила».

Цель: замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад; устанавливать простейшие связи между явлениями живой и не живой природы (похолодало - исчезли насекомые, отцвели цветы т. д.);

 расширить представления детей об условиях, необходимых для жизни растений, животных;

 дать представления о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.

Наблюдения за лужами(дождем). Загадки о природе.

Изготовление поделок из природного материала.

Работа с календарем природы. Ознакомление с правилами поведения в лесу.

Экскурсия в парк.

Игра «С какой ветки детки?».

Кормление рыбок в аквариуме. Разучивание стихов и песенок про осень.

 Подготовка к празднику «Осень золотая».

2.

Изготовление лэп бука «Осень золотистая листья разукрасила».

Цель: обобщение знаний о дарах осени (овощи, фрукты, грибы), природных изменениях. 

Наблюдение за состоянием природы с ведением календаря наблюдений.

Игра «Нарисуем осень».

Беседа о подготовке животных к зиме.

 Уход за обитателями живого уголка.

Чтение сказки – были «Паучок-серебрянка» из книги «Окно в мир».

Уход за комнатными растениями.

Ноябрь.

1.

Работа над проектом «Зимушка – зима»

Цель: приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

 Расширение представлений детей о характерных особенностях зимней природы. Развитие  художественного вкуса, поисковой деятельности детей, способности  к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор.

Наблюдение за небом. Продолжение цикла наблюдений за животными.

 Игра «назови части растений».

Игра «Кто, где живет?»

 Чтение рассказов о животных. Беседа о поведении птиц осенью. Игра «Мы играем в стайку». Уход за комнатными растениями в уголке природы.

Изготовление поделок из природного материала.

2.

Работа над проектом «Зимушка – зима»

Цель: приобщение родителей к созданию единого образовательного пространства вокруг ребенка.

 Расширение представлений детей о характерных особенностях зимней природы. Развитие  художественного вкуса, поисковой деятельности детей, способности  к определению задач на основе поставленной проблемы, умения планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор.

Заполнение календаря природы. Работа в живом уголке.

Загадки про времена года.

Игра «Что мы знаем о птицах». Чтение экологических сказок. Опыты с первым снегом.

Декабрь.

1.

Изготовление поделок из природного материала «Зимняя сказка».

Цель: развитие творческих способностей детей.

Работа с календарем наблюдений за погодой.

 Игра « Кто больше назовет деревьев, кустарников».

 Чтение экологических сказок.  Экскурсия в зимний парк. Экологические игры и игры на взаимопонимание.

2.

Изготовление лэп  бука «Зимушка – зима»

Цель: обобщение знаний детей о явлениях природы зимой

Подгребание снега к стволам деревьев.

Подкормка птиц.

 Наблюдение за птицами.

Опыты со снегом.

Беседа об исчезающих растениях нашего края.

Экологические игры.

 Игра «Нарисуем несуществующее животное».

Чтение зимних сказок и стихов.

Январь.

1.

Изготовление лэп  бука «Зимушка – зима»

Цель: обобщение знаний детей о явлениях природы зимой

Наблюдение за птицами на участке, работа с календарем природ.  

Игра «Составь животное». Рассматривание и рисование зимних узоров на окне. Экологические игры.

Чтение рассказов о птицах.

2.

Ведение дневника наблюдений:  опыт «Посадка луковицы»

Наблюдение за птицами на участке, работа с календарем наблюдений.
Подкормка птиц семенами. Чтение рассказов о природе  и природных явлениях зимой.

Февраль.

1.

Ведение дневника наблюдений:  опыт «Распускание почек на веточках  тополя и березы»

Наблюдение за птицами в птичьей столовой, подкормка птиц, работа с календарем наблюдений.

Игра «Дорисуй животное». Беседа об исчезающих птицах (по Красной книге Рязанской области)

2.

Создание папки «Редкие животные и растения нашего края» (на основе рисунков детей)

Наблюдение за следами кошек и собак на снегу.

Пальчиковое рисование «Деревья в снегу».

Игра «Угадай по описанию». Опыты со снегом и льдом.

Рисование «Редкие виды растений и животных».

Март.

1.

Работа над проектом «Ах, весна, весна-красавица!»

Цель: обобщить знания детей о природных явлениях весной, о поведении животных, птиц, насекомых после долгой зимы, о пробуждении деревьев и растений.

Наблюдение за птицами.

 Игра «Нарисуй животное или птицу по точкам».

 Наблюдение за погодой.

 Игра « «Где чей домик».

Чтение рассказов о весне.

2.

Экскурсия в парк «Весна идет! Весне дорогу!»

Цель: закрепить у детей представление о весенних  изменениях в природе (день удлиняется, солнце греет).  Научить видеть зависимость  между погодой и таянием снега, сравнивать погоду зимой и в начале весны.

 Вызвать желание любоваться красотой родной природы.

Наблюдение за деревьями, за образованием приствольных кругов вокруг деревьев, наблюдение за веточками, принесенными с улицы и поставленными  в воду (ведение дневника наблюдений)

Апрель.

1.

Ведение дневника наблюдений «Насекомые»

Разгадывание загадок о насекомых.

 Игра «назови первоцвет». Беседа «Что будет, если исчезнут насекомые?»

Работа с календарем наблюдений.

2

Ведение дневника наблюдений «Птицы»

Разбрасывание на участке соломинок, ниточек (для гнезд птицам).

Наблюдение за комнатными растениями (отметить начало их роста).

Рассматривание и рисование растений-первоцветов.

Май.

1.

Работа над проектом «Экологическая тропа».

Цель: продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе

 (видеть, описывать), за птицами.

Воспитывать любовь и бережное

 отношение к природе, желание и

умение оказывать ей помощь.

Формировать навыки поведения в

 природе (запрещающие знаки)

Ведение календаря наблюдений. Игра «Угадай, какое время года».

Чтение стихотворений и рассказов о весне. Раскрашивание картинок «Природа весной».

2.

Работа над проектом «Экологическая тропа».

Цель: продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (видеть, описывать), за птицами. Воспитывать любовь и бережное

 отношение к природе, желание и

умение оказывать ей помощь.

Наблюдение за трудом взрослых при выполнении весенних работ; знакомство с весенними приметами.  

Чтение рассказов о весне, о жизни животных весной.

                                Взаимодействие с семьями воспитанников

    В современных условиях дошкольное образовательное является единственным общественным институтом, регулярно взаимодействующим с семьей.

Деятельность детского сада строится в соответствии с социальным заказом на образование, учитывающим заказ семей воспитанников учреждения, потребности родителей.

Детский сад определил цель взаимодействия с родителями:

создание единого образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения.

В процессе  работы с родителями решаются следующие  задачи:

• формирование психолого - педагогических знаний родителей;

• приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

• оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении         детей

   Работа с родителями  основана на следующих  принципах:

• единый подход к процессу воспитания ребёнка;

• открытость дошкольного учреждения для родителей;

• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

• уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье.

С родителями проводятся:

1.Методическая работа:

  • Ознакомление с требованиями Программы
  • Посещение праздников
  • Изготовление поделок из природного материала
  • Изготовление папок-передвижек «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста», «Летние подвижные игры для детей»

2.Родительские собрания:

  • «Воспитание добротой» (доброе отношение ко всему живому)

3. Консультации, беседы:

  • Экологические сказки
  • Консультации по экологическому воспитанию

4. Рекомендации в родительский уголок:

  • Пожар – это беда леса.
  • Войди в природу другом
  • Прогулки в природу

5.Проектная деятельность (родители – активные участники проектов )

6.Праздники

               

                             Организационный раздел

Список учебно-методической литературы

Для воспитателя:

1.Красная книга Рязанской области (животные). Рязань, «Узорочье», 2001 г.

2. Красная книга Рязанской области (грибы, растения). Рязань, «Узорочье», 2002г.

3.Природно-заповедный фонд рязанской области. Рязань, «Узорочье», 2004г.

4.Иллюстрированный атлас Мира. Издательство «АСТ», 2000 г.

5.Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала». М., «Просвещение», 1991 г.

6. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». М., «Просвещение», 1982 г.

7.Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». М., «Просвещение», 1984г.

8.»Как знакомить дошкольников с природой» (под редакцией П.Саморуковой). М., «Просвещение», 1983г.

9.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений». М., издательство «Мозаика-Синтез», 2007 г.

10.Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.Н.Васильевой

11.Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Психология и я»

12. «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, М.,2011 г.

13. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В.Дыбина, М.,2010 г.

14. «300 развивающих игр для детей 4-7 лет» Харьков, 2008

15. С.Н. Николаева. «Экологическое воспитание младших дошкольников»

                                                          Для детей:

1.Красная книга Рязанской области (животные). Рязань, «Узорочье», 2001 г.

2. Красная книга Рязанской области (грибы, растения). Рязань, «Узорочье», 2002г.

3.Природно-заповедный фонд рязанской области. Рязань, «Узорочье», 2004г.

4. Иллюстрированный атлас Мира. Издательство «АСТ», 2000 г.

5.Брем А.Э. «Жизнь животных в трех томах». Терра,1992 г.

6.Маркин В.А. «Я познаю мир». Москва, 2000 г.

7.Кашинская Е.А. «Все обо всем». Москва, 1999 г.

8 Николаева С.Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников». М.,»Просвещение», 2003 г.

Характеристика развивающей предметно – пространственной среды.

   Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей  среды. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам детей, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

   В групповой комнате располагаются основные развивающие зоны. Одна из них- игровая зона. В игровой зоне  собраны игрушки для мальчиков и девочек: легковые и грузовые автомобили, куклы большие и маленькие, кроватки, коляски. Игровая зона  дополнена модулями «Магазин», «Больница», «Строители», «Салон красоты», «Кухня».

   В  группе есть центр «Здравствуй, книга!», где размещено много книг с яркими иллюстрациями. Дети с интересом рассматривают их, составляют рассказы по картинкам книг.

   В Центре творчества и ИЗО  есть наборы карандашей, белая бумага,  акварель,   кисти, дощечки, пластилин и стеки, различные трафареты для рисования и украшения, кисти и салфетки для аппликации, стаканчики для воды, а также раскраски для каждого ребенка.  Этот разнообразный материал способствует развитию у детей творческого воображения и активности, развивает самостоятельность и интерес к изобразительной деятельности, формирует эстетическое восприятие.

   Детям очень нравится играть в музыкально-театральном центре. Здесь есть различные музыкальные инструменты, пальчиковый, кукольный, настольный   театр, маски  животных для игр-драматизаций.

   Центр «Развивайка» помогает развивать сенсорные способности ребенка, мышление, сообразительность. Здесь находятся: мозаика, пазлы, дидактические игры, шнуровка, кубики с картинками, разрезные картинки…

   Центр физической культуры стимулирует желание детей заниматься двигательной деятельностью. Оборудование и материалы, которые расположены в центре:  мячи разного диаметра, корзина для метания мячей,  обручи,  скакалки, кегли,   кольцеброс, мини-дартс.

   В Центре математики находятся: счетные палочки, веер с цифрами, набор цифр на магнитах, счетный материал, дидактический материал, сделанный своими руками, часы, геометрические фигуры, наборные полотна, трафареты для самостоятельной работы детей и для занятий по формированию элементарных математических представлений.

   В Центре по развитию речи расположены говорящая азбука, демонстрационный материал «Буквы».

    Центр природы способствует воспитанию у детей  любви и бережного отношения к природе. С детьми ведется работа по календарю природы: они знают условные обозначения –ясно, пасмурно, переменная облачность, дождь, снег.

   Центр экспериментирования содержит природный и бросовый материал: стаканчики, мерки,  трубочки,  вату, бумагу, лейки, лупы, компас, набор искусственных насекомых, гербарий «Деревья нашего края, папку «Наши опыты», папку «Образцы ткани и бумаги».

   «Деревенское подворье» знакомит ребят с домашними животными и птицами.

    Предметно-развивающая среда построена в соответствии с требованиями программы данной возрастной группы, помогает создать эмоционально положительную атмосферу в группе и обеспечить полноценное развитие детей.

Диагностика экологических знаний детей старшей группы

1. Назови и покажи на картинке животных (более 5 домашних и диких)

2. Назови и покажи птиц на картинке (4-5)

3. Назови признаки, отличающие птиц от животных

4. Назови зимующих птиц (3-4)

5. Назови перелётных птиц. Почему они улетают в тёплые края? (3 вида)

6. Расскажи, что делают в зимнее время медведь, заяц, волк?

7. Расскажи, каких насекомых ты знаешь (картинки). Какую пользу приносит пчела, божья коровка?

8. Узнай, с какого дерева лист (4-5 вида)

9. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь? (3-4 вида)

10. Узнай, назови растение по цветку (5-6)

11. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (5-6 видов). Какие условия необходимы для комнатных растений?

12. Назови и покажи части растений

13. Назови и покажи овощи, фрукты, ягоды (по 5-6 видов)

14. Покажи, какие растения необходимо часто поливать, какие редко. Объясни почему?

15. Зачем растению стебель, ствол, листья, корни?

16. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Зачем рыбе нужен хвост, плавники?

17. Д/И «Что где растёт?» Предложить детям «посадить» растения (классификация: растения цветника, луга, поля)

18. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые; рыбы; птицы – дикие, домашние; звери – дикие, домашние)

19. Расскажи о данном сезоне. Подбери картинки, относящиеся к данному времени года.

Критерии оценки ответов:

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 19-26 баллов – низкий уровень
  • 27 – 42 – средний уровень
  • 43 -57 – высокий уровень

Диагностика экологических знаний детей в подготовительной группе

1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме? Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?

2. Расскажи о комнатных растениях нашей группы (с показом, от 6 и более)

3. Какие условия необходимы для комнатных растений?

4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь (5 и более видов)

5. Расскажи о птицах, которые  залетают на наш участок зимой? Как этих птиц назвать одним словом? (5 и более видов)

6. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (5 и более видов)

7. Расскажи, что делают в зимнее время ёж, лиса, лось, белка.

8. Расскажи и покажи (картинки), каких насекомых ты знаешь?

9. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)

10. Что такое лес? Расскажи, что ты знаешь о нём? (растения, животные)

11. Кто заботиться о лесе? Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

12. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р, лесные растения помещены в воду и т.д.) расскажи, что напутал художник?

13. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери, птицы, Животные травоядные и хищные, земноводные).

14. Выяснить умение определять условия жизни животных с помощью вопросов: Где живут рыбы? Могут ли они обитать на суше? Почему? Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

15. Назови и покажи животных на картинке (более 8 диких и домашних)

16. Назови и покажи птиц на картинке (более 8)

17. Д/И «Каждому свой домик» (животные Севера, жарких стран, средней полосы)

Критерии оценки ответов: 

  • 1 балл – если нет ответа или ребёнок затрудняется ответить на вопрос, путается
  • 2 балла – у ребёнка имеется определённый объём знаний, но отвечает с помощью наводящих вопросов
  • 3 балла – ребёнок отвечает самостоятельно, может сформулировать выводы

Подсчёт результатов:

  • 17 – 24 – низкий уровень
  • 25 – 39 – средний уровень
  • 40 -51 – высокий уровень

Цель:

Выявить знания детей о живых организмах, живущих в уголке природы, их характерные особенности, условия жизни, приспособлении к среде обитания.

Выявить знания детей о растительном мире данной местности, условиях успешного роста и развития растений, птиц.

Выявить знания детей о сезонных изменениях в природе; о приспособлении животного и растительного мира к среде обитания, сезонным изменениям.

Выявить умения детей классифицировать животных по группам, растения по месту их произрастания.

Задания.

1. Расскажи о том, кто живёт в нашем аквариуме?

Что необходимо, чтобы рыбки себя хорошо чувствовали?

Как ты ухаживаешь за аквариумом и его обитателями?

2. Назови и покажи комнатные растения нашей группы (от 4-х и более видов)

Какие условия необходимы для комнатных растений? (свет, вода, тепло, питательная почва, уход, ласковое обращение)

Как ты ухаживаешь за ними, покажи.

3. Расскажи, кто живёт в этой клетке?

Что необходимо ему чтобы он себя хорошо чувствовал?

Как ты ухаживаешь за ним?

4. Расскажи и покажи, какие деревья, кустарники на нашем участке ты знаешь?

Какие травы и кусты? (4 и более вида)

5. Почему эти растения так хорошо растут?

Как ты думаешь, что происходит с растениями зимой?

6. Расскажи о птицах, которые залетают на наш участок зимой?

Как мы заботимся о птицах в зимнее время? Почему это необходимо? Как этих птиц назвать одним словом? (4 и более видов).

7. А ещё каких птиц ты знаешь кроме зимующих? Почему они улетают в тёплые края? (4 и более видов)

8. Расскажите, что делают в зимнее время ёж, лось, лиса, белка.

9. Расскажите, если сможешь, покажи, какие насекомые встречаются у нас на участке? (картинки с насекомыми данной местности).

Ещё каких насекомых ты знаешь?

10. Расскажи, какую пользу приносят насекомые (пчела, муравей, божья коровка)

11. Что такое лес? Расскажите, что ты знаешь о нём (растения, животные)

12. Кто заботится о лесе?

Что ты можешь сделать доброго для леса? (правила)

13. Предложить детям картинки с осознанно допущенными ошибками (н-р, лесные растения помещены в воду и т.д.). Расскажи, что напутал художник?

14. Д/И «Каждому свой домик» (классификация животных: насекомые, рыбы, звери (млекопитающие), птицы, животные травоядные и хищные, земноводные).

15. Выяснить умение определять условия жизни животных: где живёт, чем питается, как передвигается, умение устанавливать связь между внешним строением, образом жизни и средой обитания, характером движения и органов передвижения и средой обитания)

Например:

  • Где живут Рыбы?
  • Могут ли они обитать на суше? Почему?
  • Что помогает рыбам жить и передвигать в воде?

Критерии оценки ответов: 
От 15 до 22 баллов – низкий уровень 
От 23 до 37 баллов – средний уровень 
От 38 до 45 баллов – высокий уровень

Диагностика по экологическому воспитанию детей  старшая группа.

                                         Характерные особенности времён года.

Задание «Осень».

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

 1. Какие приметы осени тебе известны?

 2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?

 3. Почему осенью становится меньше насекомых?

 4. Как животные готовятся к зиме?

 5. Куда улетают птицы осенью?

 6. Что происходит с растениями осенью?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

    наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

                                                                               Задание «Зима».

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

 1. Какая погода зимой?

 2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.

 3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?

 4. Почему стало меньше птиц?

 5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на  прогулке?

 6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Весна».

 Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

1. Какие приметы весны тебе известны?

 2. Как изменяется погода весной?

 3. Почему стали возвращаться птицы?

 4. Какие изменения происходят с растениями весной?

 5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?

 6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

 

Задание «Лето».

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

 1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?

 2. По каким приметам ты узнал, что это лето?

 3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?

 4. Что делают животные летом?

 5. Чем занимаются птицы?

 6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

 

Живая природа.

Задание «Растительный мир».

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать  растения, знают органы растения и их функции.

 Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития  растений, муляжи фруктов и овощей.

 1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?

 2. Чем дерево отличается от кустарника?

 3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

 4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

 5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным  условиям жизни?

 6.  Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.

 7.  Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.

 8.  Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей  жизни?

 9.  Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?

10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

                                   Задание  «Животный мир».

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?

2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?

3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?

5. Какие животные живут в почве?

6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.

7. Относятся ли животные к живым организмам?

8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.

9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга».

10.  Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Диагностика по экологическому воспитанию детей  подготовительная группа.

                                                               Характерные особенности времён года

Задание: «Лето».

Цель: выяснить, что детям известно об этом времени года, какие сезонные изменения  происходят в природе, у растений и животных. 

Материал: картинки с изображением летней природы, показывающие труд взрослых. Картинки с растениями и животными, календарь.

1. Какое время года показано на картинке?

2. Какие приметы лета тебе известны?

3. Какая погода летом?             

4. Как изменяется жизнь животных летом?

5. Что происходит с растениями летом?

6. Каким трудом заняты взрослые летом на приусадебном участке?

7. Что ты любишь делать летом?

8. Назови летние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Задание: «Осень».

Цель: систематизировать знания детей об осени как о времени года, выяснить, что им известно о сезонных изменениях.

Материал:  картинки с осенней природой, животных, растений, людей работающих в поле, саду, огороде.

1. Назови приметы осени.

2. Почему осень называют «золотой порой»?

3. Что происходит с растениями осенью?

4. Что собирают с полей, огородов?

5. Почему осенью становится меньше насекомых?

6. Куда улетают птицы?

7. Как животные готовятся к зиме? Что они делают?

8. Назови осенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

   говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Задание: «Зима».

Цель: выяснить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе и жизни  животных. 

Материал: картинки -  медведь в берлоге, заяц на снегу, зимняя природа.

1. Как ты узнаешь, что наступила зима?

2.Что происходит с природой зимой?

3. Почему уснул медведь?

4. Почему на деревьях зимой нет листьев?

5. Куда зимой пропали насекомые?

6.Почему стало меньше птиц?

7. Какие праздники мы отмечаем зимой?

8. Чем ты любишь заниматься  зимой на улице?

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

 1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

 

Задание: «Весна».

Цель: выяснить знают ли дети приметы весны, характерные особенности, сезонные изменения в природе и жизни животных.

Материал: картины весенней природы, животных, растений.

1. Как изменяется природа весной?

2. Что происходит с растениями весной?

3. Почему возвращаются птицы?

4. Как изменяется погода весной?

5. Что весной делают животные?

6. Чем занимается человек весной на своём участке?

7. Почему у зайца поменялся цвет шкурки?

8. Назови  весенние месяца.

Инструкция к проведению: проводится в виде беседы с использованием картинок. Ребёнок рассматривает картинку и говорит, что он на ней видит.

Критерии оценки:

1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

    говорящего – 3 балла.

2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

   наводящих вопросов – 2 балла.

3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 20 – 24 баллов.

Средний уровень – 16 – 18 баллов.

Низкий уровень – 8 – 12 баллов

 

Живая природа.

Задание: «Растительный мир».

Цель:  выяснить представление о  разнообразии  растительного мира, производят ли группировку: травы, кустарники, деревья, растения, живое, неживое.

Материал: картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, комнатные растения. Стадии роста и развития гороха, картинки с деревьями, кустарниками, овощами, фруктами.

1. Расскажи чем деревья, отличаются от кустарников? Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.

2. Какие названия цветов ты знаешь? Покажи их на картинке.

3. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

4. Где можно встретить растения? Как они приспосабливаются к разным   условиям жизни?

5. Какие овощи и фрукты выращивает человек? Чем они полезны?                

6.Посмотри на картинки, раздери их по группам: деревья, кустарники, травы, цветы.

7.Относятся ли растения к живым существам? Как ты это определил?

8. Назови органы растения и их функции.

9. Назови стадии развития и роста растения.

10. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их.       

11. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

12. Для чего растениям нужна вода?

13. Почему нужно рыхлить и удобрять почву?

14.Почему нужно беречь природу? Как  человек использует растения в своей жизни?

Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

 1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, 

    понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов 

    воспитателя – 2 балла.

3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на 

    картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень -  40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

Задание: «Животный мир».

Цель: выяснить, что детям известно о многообразии животного мира, известны ли основные классы животных, особенности строения и образа жизни.

Материал: картинки с изображением  животных разных классов, домашних и диких  животных. Стадии роста и развитии кошки (рыбы, цыплёнка).           

  1. Назови, каких домашних животных, ты знаешь, почему они так называются?

2 . Какие звери живут в лесу? Почему их называют дикими? Как они  кормятся?

3 . Каких животных, живущих в воде, ты знаешь? Почему  рыбы могут жить только в воде?                                                                                                                   

4 .Где живёт дождевой червяк? Что он делает с почвой?

5.  Как называются птицы, улетающие на зиму? Каких перелётных птиц ты знаешь?

6 . Назови зимующих у нас птиц. Почему они так называются?

7. Какие живые организмы можно увидеть под микроскопом?                

8.  Покажи насекомое на картинке, назови его. Чем насекомые отличаются других животных?

9.  Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?

10.Посмотри на картинки и распредели их по группам: звери, птицы, рыбы,  насекомые.

11.Разложи  картинки с изображением стадий развития и роста. Что сначала, что потом?

12. Относятся ли животные к живым существам? Как ты это определил?

13. Сравни живую рыбку с игрушечной.

14. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга»?

Инструкция к проведению.

Беседа по картинкам, обыгрывание ситуаций, рассматривание таблиц.

Критерии оценки:

1.ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке, 

    понимает смысл вопроса – 3 балла.

2.ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов         

    воспитателя – 2 балла.

3.ребёнок допускает много ошибок, не может ответить и показать на 

   картинке требуемое – 1 балл.

Высокий уровень -  40 – 45 баллов.

Средний уровень – 25 – 30 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

 

 

 

 

Воспитание основ  экологической  культуры

                                                                                                                                 

                            Дополнительный раздел.

Краткая презентация программы.

Название программы.

Программа по экологическому воспитанию «К природе с добротой»

Цель программы

 на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры дошкольника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе, формировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир.

Задачи программы

Обучающие задачи:

  • дать  общие представления о природе, формировать начала экологической культуры;
  • дать ребенку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом;
  • научить применять знания на практике, научить правилам бережного обращения с растительным и животным миром.

Развивающие задачи:

  • развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  •  развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности;
  •  развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.

Воспитательные задачи:

  • прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему миру;
  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • поощрять стремление детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке, аппликации.

Возрастные категории детей

Программа ориентирована на детей в возрасте от5 до 7 лет.

1 год обучения: активизируется познавательная сфера. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребенок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль.

2 год обучения: программа ориентирована на закрепление на практическом уровне знаний, полученных ранее. Происходит формирование экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе.

Программа учитывает психологические особенности ребенка.

 

Принципы обучения и воспитания

  • Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений;
  • Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка)
  • Принцип обратной связи (воспитателя интересуют впечатления детей от занятия)
  • Принцип ориентации на успех
  • Принцип взаимоуважения
  • Принцип индивидуально - личностной ориентации воспитания ( индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью)
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности детей
  • Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку)

Использование педагогических технологий:

  • Опора на развивающее обучение;
  • Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности;
  • Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины);
  • Тесная связь с семьей ребенка (совместные праздники, индивидуальные встречи педагога с родителями);
  • ИКТ технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Артпедагогика.

Принципы взаимодействия

 с семьей

 1. Принцип личностной ориентации.  Взаимодействие с семьей на основе принятия и уважения ее индивидуальной семейной истории, традиций, образа жизни. Ориентация на удовлетворение образовательного запроса  конкретной семьи.

2. Принцип социального партнерства.  Взаимодействие  детского сада и семьи  строится через открытость в решении общих задач воспитания,  на основе позиции – детский сад – профессиональный помощник семьи в воспитании ребенка. Формируется позиция диалога и неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия.

3.     Принцип социального творчества.  Детский сад – это место, где интересно и комфортно  не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад – это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку, и родителю в построении партнерских отношений, развитии собственного «Я».

Развивающая предметно-пространственная среда

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые  обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Оснащен  экспериментальный уголок. Ведется работа в уголке природы.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для воспитателя:

1.Красная книга Рязанской области (животные). Рязань, «Узорочье», 2001 г.

2. Красная книга Рязанской области (грибы, растения). Рязань, «Узорочье», 2002г.

3.Природно-заповедный фонд рязанской области. Рязань, «Узорочье», 2004г.

4.Иллюстрированный атлас Мира. Издательство «АСТ», 2000 г.

5.Гульянц Э.К. «Что можно сделать из природного материала». М., «Просвещение», 1991 г.

6. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». М., «Просвещение», 1982 г.

7.Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». М., «Просвещение», 1984г.

8.»Как знакомить дошкольников с природой» (под редакцией П.Саморуковой). М., «Просвещение», 1983г.

9.Соломенникова О.А. «Занятие по формированию элементарных экологических представлений». М., издательство «Мозаика-Синтез», 2007 г.

10.Программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.Н.Васильевой

11.Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Психология и я»

12. «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, М.,2011 г.

13. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» О.В.Дыбина, М.,2010 г.

14. «300 развивающих игр для детей 4-7 лет» Харьков, 2008

15. С.Н. Николаева. «Экологическое воспитание младших дошкольников»

Литература для детей:

1.Красная книга Рязанской области (животные). Рязань, «Узорочье», 2001 г.

2. Красная книга Рязанской области (грибы, растения). Рязань, «Узорочье», 2002г.

3.Природно-заповедный фонд рязанской области. Рязань, «Узорочье», 2004г.

4. Иллюстрированный атлас Мира. Издательство «АСТ», 2000 г.

5.Брем А.Э. «Жизнь животных в трех томах». Терра,1992 г.

6.Маркин В.А. «Я познаю мир». Москва, 2000 г.

7.Кашинская Е.А. «Все обо всем». Москва, 1999 г.

8 Николаева С.Н. «Экологическая тетрадь для дошкольников». М.,»Просвещение», 2003 г.

Планируемый результат

1 год обучения:

Воспитанники:

  • обладают элементарными  знаниями о себе, о природном мире, о некоторых особенностях природы своего края
  • имеют начальные представления о свойствах воды и ее значении в быту, об основных признаках  времен года, о правилах поведения в природе, об отличительных особенностях нескольких видов птиц, о значении природы для человека
  • эмоционально отзываются на красоту окружающего мира
  • с интересом участвуют в сезонных наблюдениях
  • достаточно хорошо знают  некоторые охраняемые растения и животных своего края

2 год обучения:

           Воспитанники:

  • обладают развитым воображением, установкой положительного отношения к природе
  • проявляют умение подкармливать птиц  в простейших кормушках, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными
  • способны различать изучаемые растения, животных, объекты живой и неживой природы, отличать съедобные и несъедобные грибы
  • проявляют инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, заботу об окружающей среде


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ПРИРОДЕ- С ДОБРОТОЙ Международный день сохранения биоразнообразия экологическая беседа в средней группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА             Беседу о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь, я включ...

Природа просит доброты

стихи  и  картинки  о  сохранении  природы...

Экологический проект "В мир природы с добротой"

Природа щедро отдает людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у приро...

проект "Войди в природу с добротой"

Тему « Войди в природу другом» выбрала не случайно, потому что, именно природа формирует у детей познавательный интерес. Интерес с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к...

Педагогический проект "Войди в природу с добротой"

Формировать навыки наблюдения и эксперементирования в процессе поисково- познавательной деятельности. Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру приро...

Из опыта работы "Войти в природу с добротой"

В опыт работы входит введение, актуальность, основная аналитическая часть, выводы и рекомендации, приложение, литератураВо введении рассматривается современное состояние окружающей среды,  поняти...

Программа "К природе с добротой"(презентация)

Презентация программы "К природе с добротой"...