«Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Формирование предпосылок основ патриотизма у старших дошкольников (воспитание качеств личности, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение
«Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!
Цель: формирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности).
Образовательные задачи:
- Совершенствовать знания детей о родном крае;
- Учить проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к обычаям и традициям народов, которые живут в ХМАО;
Развивающие задачи:
- Развивать ловкость, выносливость, силу, внимание во время хантыйских игр;
- Развивать творческие способности;
Воспитательные задачи:
- Любить и видеть красоту родного края;
- Прививать интерес и любовь к играм народов севера;
- Воспитывать сопричастность к окружающему миру, желание бережно и заботливо относиться к родной природе.
- Воспитывать любовь к Родине, посёлку, в котором живут, народному творчеству.
Предварительная работа:
Под песню «Югорская долина» дети входят в зал и садятся на стульчики
Воспитатель. Здравствуйте, дорогие дети и гости нашего праздника. Мы сегодня собрались на праздник, который называется «Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!»
Кто не бывал в тайге Югры,
Я приглашаю вас сюда.
Сейчас она не снежная пустыня –
Полюбите наш край наверняка.
Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга,
В любой зайдете чум – вас ждут всегда
Гостеприимство и забота друга
Суров мой Север лишь на первый взгляд:
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
- Как называется наш округ? (ХМАО – Югра)
- Как называется главный город округа? (Ханты-Мансийск)
- Какие города еще находятся в нашем округе?
Воспитатель. Дорогие ребята! Мы с вами совершим путешествие по Югорскому краю, по городам нашего округа.
- На чем можно совершить путешествие (ответы детей)
А мы с вами поедем на оленей упряжке
- А как называются сани у хантов? (нарты)
- Кто управляет оленей упряжкой? (каюр)
- Чем погоняют оленей? (хорей)
В наше путешествие мы отправимся на оленей упряжке, и в этом нам поможет молодая хантыйка Аснэ.
Аснэ. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Аснэ. Я с вами совершу путешествие по нашему округу. Я здесь родилась, живу и очень люблю свой округ.
Я Родины себе не выбирала
Она, как жизнь, дается от рожденья,
Мне стала вьюжная суровая Югра
Отечеством, той точкой становленья.
Откуда в жизнь шагнула и где иду.
У всех, как свечка в чуме, на виду.
Я Родины себе не выбирала.
Усаживаемся удобней в упряжку, отправляемся в первый город округа.
Пока мы с вами едем, ………расскажет нам стихотворение «Наш округ»…
Наш округ - седой богатырь
Свой дух возрадил величаво,
Опора России – Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!
Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!
Воспитатель. Вот и первый город Югорск. Слайд
Здесь мы с вами поиграем в игру «Хейро» вместе с Аснэ, а выбрать солнышко нам поможет хантыйская считалка:
Вышло солнце из-за туч,
Уронило яркий луч
Прямо в травы и цветы….
Этот лучик ищешь ты! (играют 2 раза)
- Отправляемся дальше, садимся на оленью упряжку. Нас встречает город Советский Слайд (дети сидят в упряжке)
- В этом городе нам ребята загадают хантыйские загадки о природе, а взрослые пусть попробуют отгадать?
* В чаще леса, посреди болота сидит женщина в алом платке (морошка)
* Живет волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает (лес)
* Никто их не пугает, но они дрожат (листья осины)
* В густом лесу, в темной чаще стоит мужичок с ноготок в красной шляпе (гриб)
* Какое хвойное дерево встречается в наших лесах чаще всего (сосна)
* Всадник в пушистой шубе на богатом коне по ветвям скачет (белка)
* В воде плавает, но сухой (гусь)
* Ночью мышей ловит, днем досыта спит (сова)
* Назовите самого крупного зверя нашей тайги? (лось)
* Две сестрицы летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)
* В лесу покрыты инеем две травинки торчат. (Заячьи уши)
Воспитатель. Я тоже приготовила вам загадки, они так же хантыйские
- На небесную женщину,
Божественную женщину
Не поднимаются глаза множества людей земли (солнце)
- Хоть верь, хоть не верь –
Пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста (олень)
- Черная меховая малица
По лесу шатается –
Мотается. (медведь)
- На верхушке дерева сидит
Кукла с косами,
Кукла с красотой (белка)
Аснэ. Ребята, а давайте поиграем в эмоциональную игру «Два оленя»
- Отдохнули, отправляемся дальше, и встречает нас город Нягань. Слайд
Ребята, кто скажет, как этот город переводится с хантыйского языка? (улыбка, радость)
В этом городе дети расскажут пословицы и поговорки народов севера
* Не вода рыбака кормит, а сети.
* Как крикнешь, так и эхо отзовется
*Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.
* Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.
* Без желания легко дается только лежание.
Аснэ. Ребята, пора и подвигаться, у нас много разных рек, озер на территории округа. Предлагаю поиграть мною любимую хантыйскую игру «Ручейки и озера» (2 раза)
Воспитатель. Пора и продолжить наше путешествие. Вот мы подъезжаем к городу Пыть-Ях. Слайд
Жителям этого города наши дети расскажут стихи.
***
Здравствуй, край мансийский милый –
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой.
***
Над лесом и над полями
Плывут облака не смело,
Словно костры, поляны
Красны от брусники спелой.
Здравствуй, щедрая осень,
В рыжей шубейке лисьей!
Стали студеными росы,
Стали багряными листья.
***
И вот навалились морозы,
Болотную выстелив топь,
Сковали до звона березы,
Туманом окутали Обь.
От зноя бор сосновый покраснел.
Свалила рысь на дерево дремота.
И даже гриб под елочкой вспотел –
На красной шляпке семь крупинок пота.
***
Даже в оврагах уют,
Подснежники, словно свечки.
Звонкие песни поют
Лесные ручьи и речки.
Аснэ. Молодцы! Спасибо вам большое, что знаете столько много стихов про наш край Югорский. Ребята, мои друзья и я в детстве очень любила играть в интересную игру «Прыжки через нарты». Давайте и мы с вами поиграем. Пригласим и родителей.
Девочки отдохнут, а с мальчиками покажем игру «Бег по-медвежьи» (Пупи нэвэр)
У нас у хантов это состязание проводится в любое время года. В этой игре участвуют только мужское население – от 5-6 лет до преклонных стариков. Количество играющих не ограничивалось. Дистанция «бега» произвольная и обговаривается между участниками до начала игры.
Бег по-медвежьи развивает силу рук и ног, координацию движений, ловкость, сноровку, способствует воспитанию воли, настойчивости.
Правила игры: Перед началом игры – состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Все участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде ведущего, начинается бег «по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом к финишу первым.
Аснэ. Я думаю, что вам наши игры всем понравятся. А какие еще знаете хантыйские игры? («Стой, олень!», «Доброе утро, охотник!», «Охотник и куропатки», «Рыбаки и рыбки», «Два оленя» и другие.)
Давайте отдохнем сидя на упряжке и отправимся дальше. (Дети отправляются дальше)
Воспитатель. Посмотрите, ребята вот и главный город округа Ханты-Мансийск. К какому празднику готовится город и весь округ?
- Когда день рождения у нашего округа? (10 декабря)
Вот в подарок мы привезли жителям этого красивого города песню.
Песня «Большой хоровод»
Воспитатель. Дорогие ребята, мы сегодня проехали по городам Советский, Югорск, Пыть-Ях, Нягань, Ханты-Мансийск, а вследующий раз проедем по городам (слайды) Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Урай.
Всех людей мы называем ханты
Ханты – русский, ненец и узбек,
Потому что, это слово – ханты –
В переводе значит… ЧЕЛОВЕК!
Аснэ. Югорский край – заветный край – России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли,
Что вам в пути поддержку обещаю.
И в край угорский всех вас приглашаю
Под песню «Югорская долина» дети выходят из зала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"
Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....
«Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!" - презентация.
Презентация к музыкально- познавательному развлечению "Край, в котором мы живём, мы Югорией зовём!"....
«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)
В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...
Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!
Познакомить детей с понятиями Моя Родина; чем прославлен и богат най край....
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель: познакомить детей с историей возникновения края; рас...
Презентация "Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!"
Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!Цель: познакомить детей с историей возникновения края; расширять представление о флоре и фауне Кубани; прививать любовь к художественному ...
проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...