" Деревья,кустарники. Сибирь, край в котором я живу"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

ВАСИЛЬЕВА АЛЬФИЯ ЧИНГИСОВНА

разработка конспекта по экологии в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attest_konspekt.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА ННОД

Наименование ОО: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Каменно -Ангарск

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Васильева Альфия Чингисовна

1.2.

группа

старшая

1.3.

дата

октябрь

продолжительность

25 минут.

Раздел 2.                    Содержание                                                              Комментарии

2.1.

тема

Деревья, кустарники. Сибирь, край, в котором я живу.

2.2.

Цель

Формирование ценностного отношения детей к сибирскому лесу.

2.3.

задачи

образовательные

Систематизировать знания о сообществах растений леса;

Совершенствовать умения считать в пределах 6, сравнивать две группы предметов.

Учить рассуждать и на основе рассуждений вырабатывать план дальнейших действий для решения проблемных ситуаций;

Учить при помощи исследовательских действий делать простые умозаключения; Формировать навыки построения простого распространенного предложения, с использованием относительных прилагательных, сложных слов и  предложных конструкций.

развивающие

 развивать психические функции (мышление, воображение, внимание) используя игровые методы; Развивать мелкую моторику.

воспитательные

Обогащать личный опыт гуманного взаимодействия ребёнка с окружающей природой;

Продолжать воспитывать бережное отношение к родной сибирской природе.

2.3.1

Словарная работа

Лесорубы, браконьеры, смешанный,

2.4.

образовательные области

приоритетная

Познавательное развитие

в интеграции

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

2.5.

предпосылки УУД

личностные

Формирование познавательной и социальной мотивации. Воспитание нравственных ориентиров.

познавательные

Умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Умение классифицировать. Умение проводить сравнение. Умение проводить обобщение. Умение проводить синтез. Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение работать по иллюстрации  рассматривание иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации, или ее части, поиск нужных частей  иллюстрации, нужных героев, предметов)

регулятивные

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания. Умения правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка и т.п. сформированность мелкой моторики рук.

коммуникативные

Умение предлагать помощь и сотрудничество. Умение проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

2.7.

Форма организации ННОД

Фронтальная

2.8.

методы и приемы, используемые в ННОД

Словесный. Наглядный.

  Использование технических средств (мультимедийное оборудование).

 Практические: практические задания, игры.

2.9.

предварительная работа

с детьми

Познакомить с ярусами древесного леса. Презентация : «Изделия, получаемые из древесины» Познакомить с профессией «Лесорубы».. Рассматривание гербариев лиственного леса, хвойного леса, цветов.

с родителями

Рассмотреть и закрепить с детьми хвойные и лиственные деревья. Проведение акций: «Очистим берег Ангары от мусора.

с литературой и

интернет источниками

  1. 1. В. А. Горбунова, Л.А. Мишарина «Ориентировочная региональная программа знаний о растениях» [ Иркутск 1999г. ]    
  2. Л.А. Мишарина, В. А. Горбунова «Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром» [ Иркутск 2007г.]

2.10.

оборудование

для педагога

Листы бумаги с нарисованным стеарином срубленным деревом, изображение ручья,  презентация « Что лишнее»:  экскаватор, топор, ручей,  древесные пни, мультимедийное оборудование, игровые упражнения для использования на доске. Эфирное масло с запахом хвои.

для детей

Краски, кисти, карандаши, доска, картинки деревьев(двухсторонний скотч), крупа.

Раздел 3.                                                                                                

Структура ННОД

Продолжительность части

Содержание ННОД

Целевые ориентиры

                    Комментарии

3.1.

Вводная часть

2-3

Воспитатель подходит к столу на котором стоят: крупа, краски. И лежит лист бумаги, с нарисованным стеариновой свечкой срубленным деревом.  

В. Ребята, у меня в руках листы бумаги, но они не простые, на них что-то очень важное спрятано. Как же нам узнать, что на них изображено?

- Посмотрите на стол, что нам в этом поможет?

Д: Крупа. Мы посыплем лист крупой.

В: Что - нибудь увидели?

Д: Нет.

Д Красками закрасим.

В: А сейчас?

Проявляется срубленное дерево.

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. склонен наблюдать, эксперементировать.

Используем лист формата А-3. Воспитатель привлекает внимание детей, с помощью эксперементирования, подводит их к восприятию проблемы.

3.2.

Основная часть

Д: Дерево. Его срубили.

В.Кто срубил?

Д.Лесорубы.

В: А лесорубы это кто?

Д: Люди, которые рубят лес.

В.Зачем?  

Д. На дрова.

В: А что ещё изготавливают из дерева?

Д: Дом,  мебель,  игрушки для детей, бумагу, качели, лестницу, ложки деревянные.

В: Молодцы, вы всё правильно назвали. Но если все эти предметы сделаны из дерева, они какие?

Д: Деревянные.

- Лесорубы берут лес в специально отведённых местах. Но есть люди, которые вырубают лес там, где это запрещено. И называют их – браконьерами.

В: Я думаю, что дерево, которое на нашем рисунке срубили браконьеры.

В   Что же нам делать? Как помочь лесу?

Д. Надо  пойти в лес и спасти деревья.

В. А как же нам пройти через непроходимую чащу леса?

В: Посмотрите, на слайд. Что из них нам поможет.

Д: Экскаватором можно прокопать яму.

В: Это лесу не навредит?

Д: Навредит, разроет корни, погубит растения.

 - Топором тоже  не подходит, деревья нельзя  губить.  

-  А по берегам ручья можно пройти.  

В:  Тогда в путь. Вот и ручей.

В. Ребята,  а ручей ровный?

Д: Нет, он не ровный, тут широкий, а там узкий.

В: Правильно, будьте внимательны. Нам надо идти точно по берегам ручья, широко расставляя ноги, чтобы не споткнуться  и не замочиться.

Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи товарищу. Расставляют ноги на ширину ручья и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног ступая по берегам ручья.

В: Что это?  

Д: Пеньки.

В: Интересно, а каких деревьев тут росло больше, хвойных, или лиственных? Как узнать?

Дети обследуют пеньки

Д: По коре. У лиственных кора гладкая, а у хвойных шероховатая. Кора хвойных деревьев коричневого цвета. Хвойных  5 деревьев, а лиственных 6. Лиственных больше.

В: На сколько больше?

Д: На одно дерево.

В: Ребята, а как вы думаете, что было тут  до того, как  сюда пришли браконьеры.

Д: Тут был лес.

В: Срубив деревья, человек нанес вред природе.  Как можно это исправить?

Д: Посадить деревья.

На доске поляна

Чего не хватает на поляне?

Д: Деревьев.

В: А еще чего?

Д: Кустарников.

В: Давайте разделимся на 3 группы.

1 группа будет размещать на доске верхний древесный  ярус леса, вторая – средний, третья - нижний.

Сережа, какие деревья,  какого яруса ты высадишь?  

Д: Верхнего

В: Юля, назови их.

Д: Сосна, кедр, Пихта ель, лиственница.

В:Матвей, у вас какие деревья?

Д: Береза, осина - это средний ярус.

В: Ксюша, какой ярус у вас и что вы будете размещать?

Д: Мы посадим кустарники.

Каждая группа по очереди выполняет задание на доске.

В:Сережа, а если бы ты разместил только хвойные деревья, какой бы это был лес?

Д: это был бы хвойный лес.

В: а лиственные деревья?

Д: Лиственный.

В: А если мы разместили хвойные, лиственные деревья и еще кустарник, как можно назвать такой лес?

 Д: Смешанный.

В: Какой замечательный получился лес, а не хотели бы вы отдохнуть в таком лесу, подышать его целебным воздухом.

Д: Хотим

Воспитатель проводит физкультминутку

Физкультминутка

Только в лес мы вошли,

Появились комары.

 Вверх, хлопок над головой,

Руки – вниз, хлопок – другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки на голову кладём

И  вразвалочку идём.

На поляну мы заходим

Много ягод мы находим

Земляника так душиста

Что не лень нам наклониться.

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках пробежим.

Зайчик скачет быстро в поле,

Очень весело на воле.

В:Смотрите,  ребята, тут какая-то картина. Сережа, все ли на этой картине правильно?

Д: Нет, на этой картине в лесу мусор..

В: Откуда в лесу появляется мусор?

Д: Люди когда отдыхают в лесу, не убирают за собой.

В: Для леса это хорошо, или плохо?

2 реб: Для леса это очень плохо.

В: Почему?

1реб: Животные могут пораниться о банки и стекло, 2реб: В таком лесу неприятно гулять

3 реб: от стекла может произойти пожар, если на него попадет луч солнца.

В: И что делать?

Д: Убрать мусор, который разбросали люди.

Дети  убирают лишние предметы.

В: Смотрите, остались некрасивые круглые пятна, что можно сделать, чтобы они не портили вид нашего леса?

Д: Нарисовать лепестки и получатся цветы.

В: Возьмите карандаши и давайте сделаем лес еще красивее.

Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Воспитатель закрепляет понятие слова «Лесорубы»

Активизирует знания о том, что можно сделать из дерева, совершенствует подбор прилагательных к существительным.

Знакомит детей с понятием «браконьеры», побуждает к решению проблемной ситуации.

Привлекает детей к рассуждению. Учит, опираясь на знания, делать выбор.

Закрепляет понятия « Широкий-, узкий», формирует умения работать по инструкции взрослого.

Побуждает детей к исследовательским действиям, опираясь на которые дети делают выводы.

Закрепляет умение сравнивать количество предметов.

Нацеливает детей на то, что вырубка хвойных и лиственных деревьев наносит большой вред лесу.

Подвожу детей к рассуждениям, о том, что лес можно посадить вновь.

На доске нижняя часть закрыта шторкой, после того, как дети самостоятельно разделятся по группам, убираю шторку, открывая деревья и кустарники, на которых подключена утилита. Дети размещают деревья и кустарники своего древесного яруса. Деревья размещают  в произвольном порядке.  В ходе выполнения проверяю правильность выбранных деревьев и кустарников.

Закрепляю название деревьев, виды деревьев. При определении видов лесов сознательно не произношу слово «смешанный» давая детям возможность самостоятельно определить вид леса.

Использование приемов аромотерапия, самомассаж ладоней, с использованием эфирного масла с запахом хвои.

Физминутка  помогает удовлетворить потребность в двигательной активности, снимает утомляемость, позволяя сменить слайд.

Привлекаю внимание детей, к проблеме загрязнения лесов. Предлагаю самостоятельно определить последствия таких действий человека для окружающей природы.

Открываю на доске 2 ведра для мусора, спрятанные за квадратами в цвет общего цветового фона. Дети собирают мусор в ведра, на местах, где был мусор, остаются белые круглые пятна. Перед работой с карандашами, вновь прячу ведра за квадратами. Дети произвольно дорисовывают подходящие элементы (лепестки цветов, животных и т.д.)

3.3.

Заключительная часть

2-3

В: Что у нас получилось?

Д: Красивая лесная поляна.

В:  Как мы исправили ошибки тех, кто навредил лесу?

1 реб: На этой поляне мы убрали мусор.

2реб: на этой поляне мы посадили красивые цветы.

3 реб: Хвойные и лиственные деревья и еще кустарники.

В: Только жаль, что наш лес на доске.  Как бы сделать так, чтобы  по настоящему наслаждаться красотой деревьев и кустарников?

Д: Давайте посадим деревья на участке.

В: Отличная мысль!!  А когда мы это сможем сделать?

Д: Весной!

В: Значит, будем ждать весну, а  сейчас  мы пойдем на прогулку и подумаем, где и какие саженцы деревьев и кустарников посадим.

Подвожу детей к тому, что мы смогли помочь лесу.

Ориентирование детей на дальнейшую совместную деятельность (посадка саженцев деревьев на участке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!

Познакомить детей с понятиями Моя Родина;  чем прославлен и богат най край....

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»

Беседа для детей  старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; рас...

Презентация "Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!"

Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; расширять представление о флоре и фауне Кубани; прививать любовь к художественному ...

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...