проект "Радужный мир"
проект (подготовительная группа) по теме
МБДОУ «Центр развития ребёнка детскийсад№90«Подсолнушек»
Нижнекамского муниципального района РеспубликиТатарстан
Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов детей старшего дошкольного возраста
“Открываем мир”
Секция :Исскуство и культура”
Исследовательская работа
тема:”Радужный мир”
Руководители проекта:
Воспитатели :
Ахметшина Алсу Фаритовна
Зайнутдинова Фанзиля Азгамовна
Воспитанник группы №9
Иванова Полина
Нижнекамск 2016г.
Содержание
1.Введение.................................................................................................................3
2.Актуальность проблемы………………………………………………………....3
2.Выявление проблемы…………………………………………………………….3
3.Цели и задачи……………………………………………………………………..3
4.Планируемые результаты………………………………………………………...4
5.Система работы…………………………………………………………………...4
6 Материально-техническая база ……………………………………………….....5
7.Основная часть…………………………………………………………….….......5
8.Список используемой литературы……………………………………………....9
Приложение……………………………………………………………… . ……..10
Введение
Актуальность проблемы
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Цель проекта: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях. Создание условий для эмоционального, радостного, праздничного настроя детей и их творческих способностей и сплочение детского коллектива.
Задачи
ü обогатить представление о радуге ;
ü расширять представления о всех цветах радуги в природе и предметном мире, искать простейшие цветовые аналогии;
ü развивать умение художественно- творческой (изобразительной) деятельности (рисование);
ü развивать познавательные умения (сосредоточиваться, внимательно рассматривать, наблюдать, проводить сравнение, простейшие аналогии);
ü обогащать литературный опыт детей знакомя их с литературными произведениями;
ü Попробовать получить радугу в домашних условиях
ü Формировать представления о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе
ü Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.
ü Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .
ü Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
ü Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
ü Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
Планируемые результаты.
-Расширение представления о радуге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Система работы
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
• оформление фотовыставки «Радужный мир» по результатам проекта.
Ожидаемые результаты
-Расширение представления о радуге.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.
- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.
- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.
Материально-техническая база
оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема, губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);
энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;
материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).
Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, без каких - либо ограничений по познавательному развитию.
Основная часть
Что такое радуга?
Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Слово «радуга» похожа на слово «радость». И в самом деле , радостно бывает , когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.
Как же образуется радуга?
Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли , и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.
Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.
И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой.
Принято различать семь основных цветов радуги. Однако между этими цветами нет четкой границы: переход между основными цветами довольно плавный, с множеством промежуточных оттенков. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:
Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп.
Необычные радуги
Посмотрев в интернете, мы нашли несколько необычных радуг:
Обычная радуга - это простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, а с самолёта - перевёрнутую или даже кольцевую. Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой.
Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Лунная радуга – это редкое природное явление, порождаемое луной. Ее еще называют ночной радугой. Лучше всего лунная радуга видна при полной луне, так как в это время луна бывает самой яркой. Для появления лунной радуги, луна должна находиться невысоко в небе и небо должно быть тёмным. И, конечно же, должен идти дождь напротив луны.
Как правило, радуга появляется в теплое время года, но иногда ее можно увидеть и зимой. По мнению специалистов, зимняя радуга - явление уникальное, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда. Для зимней радуги нужны крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце.
Огненная радуга это довольно редкое явление. Другое ее название округло-горизонтальная дуга. Огненная радуга расположена горизонтально
Появляется эта необычная радуга на фоне легких перистых облаков и расположена высоко в небе.
Я узнала, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов. Поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу. (Приложение № 6)
Вывод: радугу можно увидеть практически в любое время суток, даже ночью и в зимнюю стужу.
Заключение
Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Благодаря проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность. .
Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Тема радуги нас очень заинтересовала, мы изучили литературу, много ответов нашли через Интернет, провели опыты и эксперименты.
В ходе исследования мы узнали:
1. Радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.
2. Радуга бывает разной: огненной, красной, лунной, зимней и др.
3. Радугу можно сделать самому в домашних условиях с помощью солнечного и искусственного света.
Список литературы
1.Алябьева Е.А. «Корекционно-развивающие занятия для детей 2.старшего дошкольного возраста» «ТЦ СФЕРА» Москва-2002
3.Нищеева Н.В. «Разноцветные сказки» «Детство-пресс» СПб-2004
4.Поюсова Н.М, «Цветовой игротренинг» Речь/СПб-20
Катаев В.П., «Цветик – семицветик»
Приложение 1
Как сделать радугу в домашних условиях?
Для получения радуги в домашних условиях, мы провели несколько экспериментов.
Эксперимент № 1.
Для первого опыта мы взяли маленький граненый стакан, наполненный водой. Потом туда поместили салфетку со цветным концом .Вода по салфетке поднялась вверх и закрасила полностью салфетку .Получилась радуга.
Эксперимент № 2.
Компьютерным диском поймали солнечный луч и направили его на стену и потолок в комнате. Получилась вот такая радуга. Вывод: проведенные эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать самому в домашних условиях, даже с помощью искусственного света.
Радуга из Skittles
Эксперемент 3
Кладём в тарелку конфеты skittles,наливаем тёплое молоко и ждём до полного растворения.Тёплое молоко поможет конфеткам быстрее раствориться.
Эксперимент 4. Мне понадобился раствор для мыльных пузырей.
Радужные рисунки на мыльных пузырях
Вывод: Тонкие мыльные пленки на поверхности пузыря постоянно двигаются и преломляют свет. Мы видим постоянно меняющиеся радужные рисунки
По результатам своей работы я могу сделать следующие выводы. Радугу можно получить в домашних условиях. Вместо солнечного луча может быть использован искусственный источник света. Радугу можно наблюдать не только днем, но и ночью, и даже зимой. Я провела опыты и доказала, что эффект радуги можно получить у себя дома и в любое время года любоваться этим красивым явлением, которое всё ещё хранит много загадок. Результаты, которые я получила при исследовании радуги должны быть интересны и полезны моим друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 2.4 МБ |